Дополнительная здоровьесберегающая программа по Су-джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 6
«01» сентября 2020г.
Дополнительная здоровьесберегающая программа по Су - джок терапии в коррекционной работе учителя- логопеда
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Срок освоения программы – 2 года.
Составитель: учитель – логопед Ю.Н.
г. Южно -Сахалинск
Актуальность: Важным и актуальным аспектом современной логопедической службы является применение в своей работе инновационных и нетрадиционных технологий, которые оптимизируют процесс коррекции, повышают его результативность и привлекательность для детей.
Одной из таких технологий, которые активно используются, является Су - Джок терапия («су» -кисть, «джок»-стопа). Это высокоэффективная, безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южнокорейским профессором Пак Чжи Ву. Кисти
и стопы являются, по мнению самого автора системы Су - Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела».
Цель: скорректировать моторные и речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.
Применение Су- Джок шариков в сочетании с лексическим материалом и в движении по дорожкам здоровья решает сразу несколько задач:
воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок., стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
развития навыков пространственной ориентации;
автоматизации поставленных звуков.
развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом и идут по дорожке здоровья/
Су-Джок шарики применяются в системе на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях.
В результате использования в коррекционном процессе Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм, нормализуется мышечный тонус детей, развивается координация и мелкая моторика, активизируется речь.
Су-Джок терапия позволяет сократить сроки коррекции речи, а также повысить ее качество.
Данной технологией легко могут овладеть как педагоги детского сада, так и родители воспитанников для дальнейших занятий с детьми дома.
Планирование работы с Су-джок шарами (старшая группа)
СЕНТЯБРЬ (3-4недели) | Гладь мои ладошки, ёж, Ты колючий, ну и что ж! (круговые движения су- джока в ладошке) Я хочу тебя погладить, (поперёк крутим су – джок) Я хочу с тобой поладить. (вперед-назад крутим) | ||
ОКТЯБРЬ (1-2 недели) | Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. (Производим действия с су-джок по тексту) | ||
ОКТЯБРЬ (3-4 недели) | «Ёжик» Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом. Ёжик выбился из сил - Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока, Надо их размять слегка. А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Ёж по тропке убежал, Нам «Спасибо!» пропищал. (Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик катать по столу, коленкам.) | ||
НОЯБРЬ (1-2 недели) | «Месим тесто» Месим, месим тесто (– сжимаем массажный мячик в одной руке.) Есть в печке место (– перекладываем и сжимаем мяч другой рукой). Я для милой мамочки (– сжимаем мяч двумя руками несколько раз). Испеку два пряничка (– катаем мяч между ладонями). | ||
НОЯБРЬ (3-4 недели) | «Лодочка» Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить. | ||
ДЕКАБРЬ (1-2 недели) | Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/ Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. | ||
ДЕКАБРЬ (3-4 недели) | На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ И катались по траве, /катать вперед - назад/ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/ | ||
ЯНВАРЬ | Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/ «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/ | ||
ФЕВРАЛЬ (1-2-3 недели) | Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/ А за нею - медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/ А потом пришли детишки, катать шариком по руке/ Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/ И в тетрадочках писать. | ||
ФЕВРАЛЬ (4 неделя), МАРТ (1 неделя) | Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку) То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке) | ||
МАРТ (2-3 – 4 недели) | упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями). | ||
АПРЕЛЬ (1-2 недели) | На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ И катались по траве, /катать вперед – назад/ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/ Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/ «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/ | ||
АПРЕЛЬ (3-4 недели) | Пироги испечь хочу. (Энергично сжимаем мяч обеими руками). Руками тесто замешу (Катаем мяч по поверхности стола или между ладонями круговыми движениями.) Посильнее разомну. В колобок превращу. Испеку я колобок. Колобок румяный бок. | ||
МАЙ (2-3 недели) |
| ||
МАЙ (3-4 недели) | Эта ручка – правая (Шарик на правой ладони) Это ручка – левая ( Шарик на левой ладони) Я на мячик нажимаю (Зажать шарик между ладонями) И зарядку делаю: Будет сильной правая (Сжать в правом кулаке) Будет сильной левая (Сжать в левом кулаке) Будут ручки у меня – ловкие, умелые. (Катать мячик между ладонями) |
Планирование работы с Су-джок шарами (подготовительная группа)
СЕНТЯБРЬ (3-4 недели) |
| ||||
ОКТЯБРЬ (1- 2 недели) |
| ||||
ОКТЯБРЬ (3 – 4 недели) |
| ||||
НОЯБРЬ (1-2 недели) |
| ||||
НОЯБРЬ (3-4 недели) | Солнышко греет уже еле – еле, Перелетные птицы на юг улетели, Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – Поздняя осень стоит на дворе. (Дети катают Су – Джок между ладонями.) | ||||
ДЕКАБРЬ (1-2 недели) | Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу. (Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.) Удивляется мой друг. «Сколько здесь грибов вокруг!» (Показывают удивление, разводят руки в стороны) Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. (Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.) А мухомор не понесу, пусть останется в лесу! (Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.) | ||||
ДЕКАБРЬ (3-4 недели) | У девчушки Зиночки овощи в корзиночке, (Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик) Вот пузатый кабачок положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко, Помидор и огурец. (Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.) Наша Зина – молодец!(Показывают большой палец.) | ||||
ЯНВАРЬ | Праздник приближается, ёлка наряжается. (Дети катают Су – Джок между ладонями.) Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят. (Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.) | ||||
ФЕВРАЛЬ (1-2 недели) | Девочка Иринка порядок наводила. (Дети катают Су – Джок между ладонями.) Девочка Иринка кукле говорила. «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице, А соль, конечно, в солонке!» (Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.) | ||||
ФЕВРАЛЬ (3-4 недели) | Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит, Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук. Только заиньке не спится – убегает от лисицы. Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков. (Дети катают Су – Джок между ладонями.) | ||||
МАРТ (1-2 недели) | Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника (Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки). Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (Поднимают плечи, удивляются.) Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперед.) | ||||
МАРТ (3-4 недели) | Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/ А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/ А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/ Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/ И в тетрадочках писать. | ||||
АПРЕЛЬ (1-2 недели) | Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утенок. (Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.) У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! (Дети катают Су – Джок между ладонями) | ||||
АПРЕЛЬ (3-4 недели) | Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, (Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки). А я довольна своими ребятами! (Дети катают Су – Джок между ладонями.) | ||||
МАЙ (2-3недели) | На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец) На зеленый ты лужок Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке) | ||||
МАЙ (4 неделя) | (Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.) Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол. Ладошками отбивать мяч. Сверху левой, снизу правой Я его катаю — браво. (Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.) Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь! Правой ладошкой катать мяч по левой ладони. |
ИГРЫ СУ-ДЖОК ШАРАМИ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Использование Су – джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Приключения Ёжика (произвольные движения су-джоком в ладошках)
Автоматизация «К»
Свернулся ёжик клубком -
Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
Глубокого оврага
Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков.
Вдоль речек и ручейков.
Мимо белки с шишкой.
Мимо косолапого мишки.
Мимо кукушки.
И остановился на опушке.
Автоматизация «С»
Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.
Автоматизация «Р»
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
Ёжик на гору забрался.
С горы скатиться собрался.
Свернулся в клубок.
По кочкам прыг да скок.
Прикатился к запруде бобра.
Ура! Ура! Ура!