12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жарикова Ирина Анатольевна54
Россия, Ростовская обл., с. Дубовское
2

Проект «Внедрение Су–Джок терапии в коррекционно - развивающий процесс для детей старшего дошкольного возраста»

Проект

«Внедрение Су –Джок терапии в коррекционно - развивающий процесс для детей старшего дошкольного возраста».

(долгосрочный 2014 – 2019)

МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка»

Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный 2014-2019г.

Тип проекта: подгрупповой, индивидуальный
Группа: старшая, подготовительная

Тип проекта: информационно - практико – ориентировочный: дети собирают информацию и реализуют её через полную интеграцию образовательных областей: физкультурно-оздоровительного воспитания с художественной литературой, музыкальным воспитанием, физическим и речевым развитием фонематического слуха, самовоздействуя на весь организм в целом.

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми коррекционной группы.

Проект проводится внутри детского сада с детьми группы коррекционной направленности старшего дошкольного возраста.

Актуальность:

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и, во-вторых, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Одно из направлений педагогической деятельности в рамках проекта “ Су-джок терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда ” - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи.

О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.  

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Су-джок терапия – одна из них. Это  - восточная медицина, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Проблема:
 

Во время обследования детей старшего дошкольного возраста, я выяснила, что у  большинства из них  недостаточно развиты кисти рук, слабо развита как общая, так и мелкая моторика рук, что отрицательно сказывается на развитие речи, так, как существует взаимосвязь между развитием тонких движений пальцев рук и речевым, интеллектуальным развитием ребенка.


Объект проектной деятельности: укрепление мышц и совершенствование движений кистей рук у детей с нарушением речи.

Предмет проектной деятельности: массажёрный шарик "Су-джок".
 

Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Коррекция речевых нарушений у детей с помощью использования Су – Джок терапии.


 

Задачи:

Воздействие на биологически активные точки по системе

Су –Джок.

Нормализовать мышечный тонус, стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников.

Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание, развивать связную речь.


Пути реализации су-джок терапии в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка»:
 

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с педагогами по знакомству с Су-джок, приемами работы по его использованию.

Работа с родителями (консультирование, изготовление папок – передвижек, практикум по использованию су-джок терапии).
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач используются  следующие

Направления и формы работы:
 

• развитие фонематического слуха и восприятия;
• коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
• совершенствование лексико-грамматических категорий;
• совершенствование навыков пространственной ориентации.
• упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Методы и приемы:
 

В процессе использования упражнений  Су-джок терапии, применяются следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.
2. Словесные приемы.
Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
Схемы.
Видеоматериалы.
Иллюстрации.
5. Практические действия.
Массаж кистей, стоп и пальцев.
Су-джок терапия проводится поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с су-джок шариком, правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх, ОД
III этап.
Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы по су-джок терапии нужно придерживаться следующих требований:
Мотивационное обеспечение - подражать литературному персонажу, подражать сверстникам
Эмоциональное сопровождение:
• атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
• доброжелательный настрой;
• заинтересованность логопеда в успехах детей;
• собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования су-джок терапии ожидаются:
• благоприятное воздействие на весь организм;
• стимуляция  речевых зон  коры головного мозга;
• развитие координации движений и мелкой моторики;
• развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Использование в логопедической практике разнообразных методов и приемов позволяет добиться следующих преимуществ: 
• сократить сроки коррекционной работы;
• повысить качество работы;
• наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Конечный продукт проекта: использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Формы взаимодействия учителя-логопеда с детьми:

Содержание работы

срок

ответственные

Пальчиковая гимнастика

Рассказывание сказок

Заучивание стихов на автоматизацию нарушенного звука

Совершенствование навыков пространственной ориентации

Совершенствование лексико – грамматических категорий

Совершенствование навыков употребления предлогов

Звуковой анализ слов

В течение всего проекта

Учитель-логопед

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

мероприятие

срок

ответственные

Анкетирование родителей

Консультация «Применение Су –Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Индивидуальные консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях

Анкетирование родителей

Родительское собрание для детей 2-й младшей группы

15.01.2014г.

27.03.2014г


 


 

15.04.2014г.


 


 

22.11.2015.

Учитель –логопед

Учитель –логопед

 

Родители::

Паплутина Е. А.

Костенко Г. В.


 

Учитель-логопед


 

Формы взаимодействия учителя-логопеда с коллективом:

мероприятие

срок

ответственные

Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Семинар – практикум «Су – Джок терапия»

24.01.2014г

15.10.2015г

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Ожидаемые результаты

Произойдет воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.

Стимуляция речевых зон коры головного мозга.

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Скорректируется речь с движением.

Если систематически использовать приемы су-джок терапии на логопедических занятиях,  то  коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно,  и,  возможно, сократятся сроки коррекционной работы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

мероприятие

сроки

ответственные

1.Изучение методики «Су – Джок»

2.Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»:

Подбор материала для внедрения данного метода.

Приобретение шариков «Су – Джок»

Январь 2014г.


 

Январь 2014г.

Учитель-логопед

2. Основной этап

Внедрение Су – Джок терапии в режимных моментах (на неделю)

Понедельник:

Утренняя гимнастика

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке массажер.

1-руки развести в стороны;

2-Руки поднять вверх и переложить массажер в другую руку;

3-руки развести в стороны;

4-опустить руки.

Автоматизация звуков

  Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [c]: «На сосне сидит сова, говорит она слова...»

 Пальчиковая гимнастика

«Этот пальчик гриб нашёл (на большой палец), этот пальчик чистить стал (указательный), этот резал (средний), этот ел (безымянный), ну этот всё глядел (мизинец)». (Поочередно надевая эластичное кольцо на каждый палец)

Вторник:

  Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Упражнение "Один-много".

Педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.

Дети выполняют инструкцию взрослого: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки и т.д.

Ребёнок закрывает глаза, взрослый одевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на какой палец одето колечко.

Пальчиковая игра «Черепаха» 

(у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала

на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней

Среда:

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

Упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот" ( дети проговаривая слово прокатывают шарик между ладоней и передают соседу)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Упражнение выполняется сначала

на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Четверг:

 Совершенствование навыков употребления предлогов.

По инструкции педагога ребёнок кладёт разноцветные шарики соответственно: в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот - ребёнок должен описать действие взрослого.

Развитие цветовосприятия

Дидактическая игра « Сделай разноцветные шарики и назови их»

Пальчиковая игра «Ёжик»

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су Джок между ладонями)

Пятница:

 Звуковой анализ слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трёх цветов: красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок прокатывает между ладоней соответствующий обозначению звука шарик.

 Автоматизация звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Сказка «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

3. Завершающий этап

Мероприятие

Сроки

ответственные

1.Подведение итогов работы:

Анкетирование родителей

Сбор фотоматериалов

Презентация

2. Презентация на педсовете

 

Учитель -логопед

 

Вывод:

По истечении проекта у детей повысится речевая активность- это проявляется в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повышается интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.

После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода

Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

Анкета №1

Уважаемые родители, Ваши искренние ответы помогут нам организовать эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей.

Устраивают ли Вас Формы работы специалистов ДОУ;

с детьми

с родителями

Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:

положительно

отрицательно

затрудняюсь ответить

Любите ли Вы играть со своим ребенком?

Как часто играете с ребенком?

Занимаетесь ли Вы с ребенком пальчиковой гимнастикой?

По чьей инициативе занимаетесь физическими упражнениями вместе с ребенком?

Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:

консультации круглый стол

семинар-практикум другое

Благодарим Вас за сотрудничество. Мира, здоровья и добра вашей семье!

Анкета №2

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Устраивают ли Вас Формы работы специалистов ДОУ;

с детьми

с родителями

2. Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:

положительно

отрицательно

затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь к методу Су Джок терапии применяемому в работе с Вашими детьми:

положительно

отрицательно

затрудняюсь ответить

4. Используете ли Вы метод Су Джок терапии в домашних условиях?

Да

Нет

5. Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:

консультации

круглый стол

семинар-практикум

другое


 

Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.

 

Перспективный тематический план.

п/п

Тема.

Этап занятия, этап работы.

Игры, упражнения.

I.

“Ушки на макушке”.

1. Характеристика звука.

“Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”

“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

2. Связь звука с буквой. (“Буквы знаю и пишу…”)

Прокатывание шариком по написанной букве.

Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

3. Развитие фонематического слуха.

Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”

“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)

“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”

 

4. Звуковой и слоговой анализ слов.

(“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”)

Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”

II

“Мой послушный язычок всё, что нужно, сказать смог!”

1. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.

 

 

2. Дифференциация звуков в слогах, словах-паронимах, фразах.

3. “Звуки в стихах…”

“Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”

“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”

“Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова”

Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики.

“Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.

Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами

III

“Весёлая грамматика”

Работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи:

1) словоизменение;

2)словообразование;

3) отработка предложно-падежных конструкций;

4) работа над словарем

“Шарик кати - слово говори”.

Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

“Один-много”, “Много - один”

“Назови ласково”, “Чей? Чья? Чьи?”

“Ловко с шариком играем и предлоги называем”

“Скажи наоборот”

“Кто в каком домике живёт?” и т.д.

IV

“Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю”

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

“Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай”

“Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”

V

“Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем””

1. Игры с шариком су-джок, направленные на развитие мелкой моторики.

комплекс “Разминка”

сказка “Ёжик”

комплекс “Фокусник”

прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

 

2. Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз.

Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.

“Запрещенное движение”

“Делай, как я”

Приложение №1 Картотека упражнений Су-Джок.

1. Массаж Су – Джок шарами,  дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)


 

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец


 

Дети катают шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.


 

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 — руки развести в стороны;

2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 — руки развести в стороны;

4 — опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков использую массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.


 


 


 


 


 


 

9. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

10. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке»

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в моей работе.

Таким образом, Су — Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 


 

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажных шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.


 

2. На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/


 

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

с использованием «ёжика Су -Джок:

Лошадки

Вот помощники мои

Вот помощники мои. (показать пальцы)

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки. (шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок. (повторить с другой рукой)

Вот помощники мои
Вот помощники мои.
(показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(шариком провести по руке, до локтя)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
(повторить с другой рукой)


 

На лужок

На лужок пришли зайчата ,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок!(катаем шарик по ладошке)

Капустка

Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке)

Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су Джок к каждому

Раз, два, три, четыре, пять. пальчику, начиная с большого)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои

Их, как хочешь, поверни-

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять. Постучали, (постучать пальцами о шарик)

Повертели (повертели шарик на ладошке)

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.


 

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Упражнения с шариком массажером Су – Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су — Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су — Джок шарик — массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике — норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился — катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке(зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб(показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки(каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).


 

Литература

Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед — 2010. №1. — с. 36-38 Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.