12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна66
Гусева Анна Владимировна. Стаж работы 20 лет. Преподаю в среднем и старшем звене. Учитель высшей категории.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
1

Использование таблиц на уроках истории.



Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы.

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства.

Наглядность - один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.

Прежде всего, с помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого.
Наглядные средств обучения конкретизируют исторические факты, преодолевают модернизацию прошлого в представлениях учащихся.

Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.

К условно-графической наглядности, которая представляет собой своеобразное моделирование, относят схемы и таблицы и др.

Схемы и таблицы помогают учителю и обучающемуся выделить важный материал по теме урока. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.

Схемы

графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Схема-

чертеж, изображающий взаимоотношение частей чего-либо.


Таблица

графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Таблица - особая форма передачи содержаниякоторую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графыи горизонтальные строки таким образомчто каждый элемент является одновременно составной частью и строкии колонки.





В методике преподавания истории выделяют следующие

виды схем:


Логические

Структурные

Поисковые

Диаграммы

Графики


виды таблиц:

Тематические

Сравнительные

Хронологические

Синхронистические


С целью повышения качества обучения, графическая наглядность должна отвечать ряду требований:

соответствие средства содержанию изучаемого материала;

неперегруженность объектами для запоминания;

четкость изображения;

ширoкая цветовая гамма изображения и т.д.



Схемы


Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержание его составляющие, вытекающие одно из другого.

Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Диаграмма — изображение, рисунок, чертёж графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации

График — это чертеж, на котором наглядно, при помощи линий, точек и др. графических элементов показаны какие-либо данные.



Таблицы


Тематические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития.

Хронологическая таблица отражает длительность исторических событий, их последовательность или одновременность (представляется обычно в виде сетки дат и событий)

Синхронистические таблицы фиксируют наиболее важные события и явления, происходящие в разных странах примерно в одно и то же время.

Сравнительная таблица строится на сопоставительном анализе тех или иных исторических событий (важно определиться с линиями сравнения, объектами анализа).


При систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.




Литература

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика обучения истории.- М., 2003.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе.- М., 2000

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М., 1999 

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой Издательство "Азъ", 1992.



Интернет-источники.

http://chayk.u-education.ru/wp/?p=545

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/09/21/ispolzovanie-skhem-i-tablits-na-urokakh-istorii

https://studopedia.ru/19_2010_tema--metodika-naglyadnogo-obucheniya-istorii.html





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.