Статья на тему «Решение текстовых задач с использованием таблиц»
Решение текстовых задач с использованием таблиц.
Владимирова Р.В.
учитель математики МБОУ «Гимназия № 94»
Московского района города Казани
Не секрет, что при решении текстовых задач, в которых вводится неизвестная переменная и составляется уравнение (или система уравнений), многие учащиеся испытывают затруднения. Часто возникают вопросы: что взять за неизвестную переменную, какое условие взять за основу уравнения при решении задачи, как правильно осмыслить те данные, которые приведены в задаче.
При решении задач удобно использовать таблицы, в которые вносятся условия. Информация, размещенная в таблице, позволяет конкретизировать иногда витиеватые условия задачи, более четко в них разобраться. И на основании заполненных ячеек таблицы составить уравнение для решения.
Рассмотрим следующие типы задач:
Задачи на движение.
Задачи на движение по воде.
Задачи на нахождение средней скорости.
Задачи на производительность труда и совместную работу.
Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
Задачи на движение
Основной формулой, используемой в задачах, является формула расстояния S=V*t.
V -скорость - км/ч (м/сек).
t- время - ч(сек).
S - пройденный путь - км(м).
Рассмотрим случай, когда решение текстовой задачи сводится к решению дробно-рационального уравнения.
В большинстве случаев за х(неизвестную переменную) берется скорость. Совет: Лучше брать за х то, о чем спрашивается в задаче.
Таблица, для заполнения условий задачи имеет вид:
|
V |
t |
S |
I условие |
V1 |
t1 |
S1 |
II условие |
V2 |
t2 |
S2 |
Очень часто, при составлении уравнения, используется условие, которое накладывается на время. Для удобства это условие можно записать в виде неравенства. Например, t1>t2 на к часов.
Получаем формулу для составления уравнения: t1-t2= к.(1)
(От большего вычитаем меньшее получаем разницу).
Используя таблицу подставляем в уравнение (1) выражения для t1 и t2 (t1=S1:V1 ; t2 =S2:V2). Получаем дробно-рациональное уравнение. Уравнение обычно сводится к решению квадратного уравнения, при решении которого получаем два корня. Отбрасываем корень, который не удовлетворяет условию задачи.
Совет: при решении уравнения часто получаются большие коэффициенты. Не старайтесь сразу умножать числа, возможно их можно будет сократить.
Пример № 1.
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 27 км, вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода и встретились в 15 км от А. Найдите скорость пешехода, шедшего из А, если известно, что он шёл со скоростью, на 2 км/ч большей, чем второй пешеход, и сделал в пути получасовую остановку.
Решение:
Пусть скоростьпешехода, шедшего из А равна х км/ч, тогда скорость пешехода шедшего из В равна (х-2)км/ч.
Пешеход из А прошел 15 км, а расстояние между пунктами 27 км, следовательно пешеход их В прошел 12 км.
27-15=12.
Заполняем таблицу.
|
V |
t |
S |
Пешеход из А |
х |
t1 |
15 |
Пешеход из Б |
х-2 |
t2 |
12 |
По условию пешеход из А сделал в пути получасовую остановку, значит он шел меньше времени на 0,5 ч . Это условие можно записать так: t1<t2 на 0,5 ч.
Формула для составления уравнения имеет вид: t2-t1= 0,5.
Получаем уравнение - =0,5.
Решаем его: =0.
Корень х=-10 не удовлетворяет условию задачи. Получаем, что скорость пешехода из А равна 6 км/ч.
Ответ : скорость пешехода из А равна 6 км/ч.
Задачи для самостоятельного решения.
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 13 км, вышел пешеход. Одновременно с ним из В в А выехал велосипедист. Велосипедист ехал со скоростью, на 11 км/ч большей скорости пешехода, и сделал в пути получасовую остановку. Найдите скорость пешехода, если известно, что они встретились в 8 км от пункта В.
Ответ: 5 км/ч.
Два автомобиля одновременно отправляются в 240-километровый пробег. Первый едет со скоростью, на 20 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 1 ч раньше второго. Найдите скорость первого автомобиля.
Ответ: 80км/ч.
Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым.
Ответ: 10 км/ч.
Из городов А и В навстречу друг другу одновременно выехали мотоциклист и велосипедист. Мотоциклист приехал в В на 40 минут раньше, чем велосипедист приехал в А, а встретились они через 15 минут после выезда. Сколько часов затратил на путь из В в А велосипедист?
Ответ: 1 ч.
Из А в В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью 30 км/ч, а вторую половину пути проехал со скоростью, большей скорости первого на 9 км/ч, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилистом. Найдите скорость первого автомобилиста.
Ответ: 36км/ч.
Расстояние между городами А и В равно 120 км. Из города А в город В выехал автомобиль, а через 90 минут следом за ним со скоростью 100 км/ч выехал мотоциклист. Мотоциклист догнал автомобиль в городе С и повернул обратно. Когда он проехал половину пути из С в А, автомобиль прибыл в В. Найдите расстояние от А до С.
Ответ: 100 км.
Задачи на движение по воде.
В задачах при движении по воде используются четыре вида скорости.
Собственная скорость (лодки, катера, теплохода…).
Скорость течения реки.
Скорость по течению реки.
Скорость против течения реки.
Примечание: Скорость по озеру = скорости лодки.
Скорость плота = скорости течения реки.
За неизвестную переменную принимают скорость течения реки или скорость лодки, а именно то, что нужно найти в задаче. Берем за х(ед. из.) скорость лодки, а у – скорость течения реки.
Таблица, для заполнения условий задачи имеет вид:
|
V |
t |
S |
По течению реки |
х+ у |
t1 |
S1 |
Против течения реки |
х- у |
t2 |
S2 |
По озеру |
х |
t 3 |
S3 |
Стоянка |
- |
t4 |
- |
Количество строк зависит от условия конкретной задачи.
Пример № 2.
Моторная лодка прошла 14 км против течения реки, а затем прошла еще 17км по течению реки, затратив на это один час. Найдите скорость моторной лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 3 км/ч.
Решение:
Пусть скорость моторной лодкихкм/ч.
|
V |
t |
S |
По течению реки |
х+ 3 |
1 |
17 |
Против течения реки |
х- 3 |
14 |
Уравнение составляется исходя из условия:t1+t2 =1.
+=1,
=0.
Данное уравнение равносильно системе:
Решаем систему:
Корень х=0 не удовлетворяет условию задачи. Получаем, что скорость моторной лодки равна 31 км/ч.
Ответ: скорость моторной лодки 31 км/ч.
Задачи для самостоятельного решения.
Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 280 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 15 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 39 часов после отплытия из него.
Ответ: 24 км/ч.
Расстояние между пристанями А и В равно 63 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а через час вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот прошел 20 км. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч.
Ответ: 32км/ч.
От пристани А к пристани В, расстояние между которыми равно 70 км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 1 час после этого следом за ним, со скоростью, на 8 км/ч большей, отправился второй. Найдите скорость первого теплохода, если в пункт В оба теплохода прибыли одновременно.
Ответ:20 км/ч.
Моторная лодка прошла от одной пристани до другой, расстояние между которыми по реке равно 16 км, сделала стоянку на 40 мин и вернулась обратно через 3 ч. после начала поездки. Найдите скорость течения реки, если известно, что скорость моторной лодки в стоячей воде равна 12 км/ч.
Ответ: 4 км/ч.
Пристани А и В расположены на реке, скорость течения которой на этом участке равна 3 км/ч. Лодка проходит туда и обратно без остановок со средней скоростью 8 км/ч. Найдите собственную скорость лодки.
Ответ: 9 км/ч.
Баржа прошла по течению реки 40 км и, повернув обратно, прошла ещё 30 км, затратив на весь путь 5 часов. Найдите собственную скорость баржи, если скорость течения реки равна 5 км/ч.
Ответ: 15 км/ч.
Задачи на нахождение средней скорости.
Используем формулуVсредняя = .
Таблица, для заполнения условий задачи:
|
V |
t |
S |
I условие |
V1 |
t1 |
S1 |
II условие |
V2 |
t2 |
S2 |
Получаем следующую формулу для решения задачи:
Vсредняя = (2).
В формулу подставляем или путь (выраженный через время), или время (выраженное через путь). При преобразовании выражения неизвестная S или t сокращается.
Пример № 3
Первую половину пути автомобиль проехал со скоростью 36 км/ч, а вторую – со скоростью 99 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Решение:
Возьмем весь путь равным 2S.
|
V |
t |
S |
I половина |
36 |
t1 |
S |
IIполовина |
99 |
t1 |
S |
Vсредняя = ===52,8(км/ч).
Ответ : 52,8 км/ч.
Задачи для самостоятельного решения.
Первые 300 км автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, следующие 300 км — со скоростью 100 км/ч, а последние 300 км — со скоростью 75 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Ответ: 75 км/ч.
Первые 500 км автомобиль ехал со скоростью 100 км/ч, следующие 100 км — со скоростью 50 км/ч, а последние 165 км — со скоростью 55 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Ответ: 76,5 км/ч.
Первую половину трассы автомобиль проехал со скоростью 55 км/ч, а вторую — со скоростью 70 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Ответ: 61,6км/ч.
Задачи на производительность труда и совместную работу.
Используем формулу А=V*t.
Фактически эта формула аналогична формуле S= V*t.
V – производительность труда (единицы измерения - количество продукции в единицу времени) (это тоже-самое, что и скорость).
t - время (единицы измерения - дни, ч, сек…).
А - выполненная работа (единицы измерения - кол-во деталей и т.д.) или вся работа.
Часто, когда речь идет, например, о выполнении плана, о заполнении бассейна, о разгрузке машины и т.п., работу принимают равной 1.
Таблица, для заполнения условий задачи:
|
V |
t |
А |
I условие |
V1 |
t1 |
А1 |
II условие |
V2 |
t2 |
А2 |
Пример № 4.
Первый рабочий за час делает на 10 деталей больше, чем второй, и выполняет заказ, состоящий из 60 деталей, на 3 часа быстрее, чем второй рабочий, выполняющий такой же заказ. Сколько деталей в час делает второй рабочий?
Решение:
Пусть х деталей в час делает второй рабочий, тогда первый делает (х+10) деталей в час.
|
V (деталей в час) |
t (часы) |
А (количество деталей) |
I рабочий |
х+10 |
t1 |
60 |
IIрабочий |
х |
t2 |
60 |
По условиюпервый рабочий выполняет заказ на 3 часа быстрее, чем второй рабочий, значит затратил меньше времени. Это условие можно записать так: t1<t2 на 3ч.
Формула для составления уравнения имеет вид: t2-t1= 3.
Получаем уравнение:
- = 3.
Приводим к общему знаменателю:
=0.
Данное уравнение равносильно системе:
Решаем
Корень х=-20 не удовлетворяет условию задачи. Получаем, что 10 деталей в час делает второй рабочий.
Ответ :10 деталей в час.
Рассмотрим, как решаются задачи на совместную работу. Они отличаются тем, что в них работа выполняется одновременно (совместно) несколькими рабочими (трубами и т.д.).
При решении данных задач иногда целесообразно записывать условия в две таблицы.
Пример № 5.
Одна труба может наполнить бассейн за четыре часа. Вторая - за шесть часов. За какое время заполнится бассейн, если обе трубы включить одновременно?
Решение:
Заполняем две таблицы.
Iусловие: одна труба может наполнить бассейн за четыре часа. Вторая - за шесть часов.
|
V |
t (ч) |
А |
1 труба |
V1 |
4 |
1 |
2 труба |
V2 |
6 |
1 |
Получаем:V1=1/4 ; V2=1/6.
II условие:обе трубы работают одновременно – время одинаковое.
|
V |
t |
А |
|
1 труба |
1/4 |
t |
1 |
|
2 труба |
1/6 |
t |
Находим работу по формуле: А=V1t1 +V2t2.
Получаем уравнение:
t +t = 1, 3t+2t=12,t=12/5, t=2,4 (ч). Получаем время, за которое заполнится бассейн, если обе трубы включить одновременно.
Ответ: за 2,4 ч заполнится бассейн, если обе трубы включить одновременно.
Пример № 6.
Два грузчика, работая совместно, разгружают грузовую фуру за 8 минут. Если второй будет работать в 2 раза медленнее, а первый – в 2 раза быстрее, то фура будет разгружена за 10 минут. Определить время, за которое разгрузят фуру грузчики, работая в одиночестве.
Решение:
В задаче два условия. Для решения используем две таблицы. Из которых получаем два уравнения.
Пусть х (часть полной машины/за 1 минуту) разгружает первый грузчик, у- второй грузчик.
Всю выполненную работу (А) возьмем за единицу (одна машина).
I условие:два грузчика, работая совместно, разгружают грузовую фуру за 8 минут.
|
V |
t |
А |
1 рабочий |
х |
8 |
1 |
2 рабочий |
у |
8 |
Находим работу А=V1t1 +V2t2.
Получаем уравнение.
II условие:если второй будет работать в 2 раза медленнее, а первый – в 2 раза быстрее, то фура будет разгружена за 10 минут.
|
V |
t |
А |
1 рабочий |
2х |
10 |
1 |
2 рабочий |
0,5у |
10 |
Находим работу А=V1t1 +V2t2.
Получаем уравнение
Получаем систему уравнений:
Решаем систему. Обе части первого уравнения делим на 4, второе на (-10), получаем:
Складываем, получаем:
Значит, чтобы разгрузить машину самостоятельно первому грузчику понадобится 40 минут, а второму 10 минут.
Ответ : 40 минут и 10 минут.
Задачи для самостоятельного решения.
На изготовление 231 детали ученик тратит на 11 часов больше, чем мастер на изготовление 462 таких же деталей. Известно, что ученик за час делает на 4 детали меньше, чем мастер. Сколько деталей в час делает ученик?
Ответ: 3 детали в час.
Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту?
Ответ: 9 л воды за минуту.
Первая труба пропускает на 2 литра воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар объёмом 130 литров она заполняет на 4 минуты быстрее, чем первая труба заполняет резервуар объёмом 136 литров?
Ответ: 10 литров в минуту.
Две трубы наполняют бассейн за 8 часов 45 минут, а одна первая труба наполняет бассейн за 21 часов. За сколько часов наполняет бассейн одна вторая труба?
Ответ: 15 часов.
Игорь и Паша красят забор за 18 часов. Паша и Володя красят этот же забор за 20 часа, а Володя и Игорь — за 30 часов. За сколько минут мальчики покрасят забор, работая втроём?
Ответ: за 14,4 часа или 864 минуты.
Бригада слесарей может выполнить некоторое задание по обработке деталей на 1,5 ч скорее, чем бригада учеников. Если бригада учеников отработает 18 ч, выполняя это задание, а потом бригада слесарей продолжит выполнение задания в течение 6 ч, то и тогда будет выполнено только 0,6 всего задания. Сколько времени требуется бригаде учеников для самостоятельного выполнения данного задания?
Ответ:45 ч.
Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
Есть различные методы решения задач этого типа. Посмотрим, как решаются данные задачи с помощью таблицы.
|
1 элемент |
2 элемент |
сплав |
||
масса |
% |
масса |
% |
масса |
|
I сплав/раствор |
m1 |
|
m2 |
|
МI = m1 + m2 |
II сплав/ раствор |
m3 |
|
m4 |
|
МII =m3 + m4 |
I+II |
m5 = m1 + m3 |
|
m6 = m2 + m4 |
|
M =m5+m6= m1 + m2+ m3 + m4 |
Рассмотрим подробнее одну строчку.
Она состоит из столбцов – элементов, входящих в сплав(раствор).
Каждый элемент имеет массу и процентное соотношение.
|
1 элемент |
2 элемент |
сплав |
||
масса |
% |
масса |
% |
масса |
|
I сплав/раствор |
m1 |
Х |
m2 |
У |
МI = m1 + m2 |
При заполнении строчки нужно учитывать следующие равенства:
Масса всего сплава состоит из суммы масс отдельных элементов
МI = m1 + m2.
Сумма процентных отношений элементов в сплаве равна 100%
Х+У = 100%.
Массу одного элемента можно найти умножив массу всего сплава на процентное отношение записанное в виде десятичной дроби
m1= МI* (Х :100), m2= МI* (У :100).
Масса всего сплава находится путем деления массы элемента на его процентное соотношение
МI = m1: (Х :100) или МI = m2: (У:100).
Рассмотрим подробнее столбцы.
|
1 элемент |
|
масса |
% |
|
I сплав/раствор |
m1 |
х |
II сплав/ раствор |
m3 |
Z |
I+II |
m5 = m1 + m3 |
|
При заполнении столбцов нужно учитывать следующее:
Масса всего сплава состоит из суммы масс отдельных элементов
m5 = m1 + m3.
Процентные соотношения по столбцам складывать нельзя.
Таблица заполняется по условию задачи, иногда достаточно заполнить только часть.
Пример № 7.
Первый сплав содержит 5% меди, второй — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава.
Решение:
Пусть х кг масса меди содержится в I сплаве, тогда (х+4) кг меди содержится во II сплаве.
|
медь |
2 элемент |
сплав |
||
масса |
% |
масса |
% |
масса |
|
I сплав |
0,05х |
5 |
|
|
х |
II сплав |
0,13(х+4) |
13 |
|
|
х+4 |
I+II |
(х+х+4) *0,1 |
10 |
|
|
х+х+4 |
Находим сколько кг меди в содержится в I и во II сплаве:
0,05х + 0,13(х+4) кг.
Пояснение: Чтобы найти сколько кг содержится в 5% сплава нужно проценты представить в виде десятичной дроби 0,05 и умножить на массу сплава, т.е.0,05* х.
С другой стороны, в получившемся растворе содержится (х+х+4) *0,1 кг меди. Приравниваем и получаем уравнение:
0,05х +0,13(х+4)= (х+х+4) *0,1.
Умножаем обе части уравнения на 100 и раскрываем скобки, получаем:
5х+13х+52=20х+40,
2х=12,
х=6.
Получаем, что 6кг масса первого сплава. А масса третьего сплава будет равна 16 кг (6+6+4).
Ответ : 16 кг.
Пример № 8.
Смешали некоторое количество 10-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 12-процентного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение:
Пусть х кг масса растворов.
|
вещество |
вода |
раствор |
||||
масса |
% |
масса |
% |
масса |
|||
Iраствор |
0,1х |
10 |
|
|
х |
||
IIраствор |
0,12х |
12 |
|
|
х |
||
I+II |
(х+х) *у:100 |
у |
|
|
х+х |
Находим сколько (ед. изм.) вещества в содержится в I и во II растворе:
0,1х + 0,12х.
С другой стороны, в получившемся растворе содержится (х+х) *у:100 кгвещества. Приравниваем и получаем уравнение:
0,1х + 0,12х = (х+х) *у:100
0,22х=2х*у*0,01,
0,11=0,01у,
у=11.
Получаем, что 11% составляет концентрация получившегося раствора.
Ответ: 11%.
Пример № 9.
Смешав 60-процентный и 30-процентный растворы кислоты и добавив 5 кг чистой воды, получили 20-процентныйраствор кислоты. Если бы вместо 5 кг воды добавили 5 кг 90-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 70-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 60-процентного раствора использовали для получения смеси?
Решение:
В задачи два условия. Для решения используем две таблицы. Из которых получаем два уравнения.
Пусть х кг масса первого раствора, а у кг масса второго раствора.
Iусловие:смешав 60-процентный и 30-процентный растворы кислоты и добавив 5 кг чистой воды, получили 20-процентный раствор кислоты.
|
кислота |
вода |
раствор |
||
масса |
% |
масса |
% |
масса |
|
Iраствор |
0,6х |
60 |
|
|
х |
IIраствор |
0,3у |
30 |
|
|
у |
III раствор |
- |
- |
5 |
|
5 |
I+II+III |
(х+у+5) *0,2 |
20 |
|
|
х+у+5 |
Находим сколько кг кислоты в двух растворах:
В Iрастворе - 0,6х кг, во II растворе - 0,3укг, вместе 0,6х +0,3у.
С другой стороны, в получившемся растворе (х+у+5) *0,2 кг. Приравниваем и получаем уравнение:
0,6х +0,3у = (х+у+5) *0,2.
IIусловие: если бы вместо 5 кг воды добавили 5 кг 90-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 70-процентный раствор кислоты.
|
кислота |
вода |
раствор |
|||
масса |
% |
масса |
% |
масса |
||
Iраствор |
0,6х |
60 |
|
|
х |
|
IIраствор |
0,3у |
30 |
|
|
у |
|
III раствор |
0,9*5. |
90 |
|
|
5 |
|
I+II+III |
(х+у+5)*0,7 |
70 |
|
|
х+у+5 |
Находим сколько кг кислоты содержится в I, во II и в III растворах вместе:
0,6х+0,3у+ 0,9*5.
С другой стороны, в получившемся растворе (х+у+5)*0,7 кг кислоты. Приравниваем и получаем уравнение:
0,6х +0,3у = (х+у+5) *0,7.
Получаем систему уравнений:
Умножаем обе части уравнений на 10 и раскрываем скобки, получаем:
Переносим слагаемые с переменными влево, а числа вправо и приводим подобные слагаемые, получаем:
Получаем, что 2 кг 60-процентного раствора использовали для получения смеси.
Ответ : 2 кг.
Задачи для самостоятельного решения.
Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Ответ: 9 кг.
Найдите массу 10% сплава никеля. Его получили из двух сплавов. Первый сплав содержал 5% никеля, второй — 12% никеля. Масса второго сплава была больше массы первого на 9 кг.
Ответ: 21 кг.
Смешали некоторое количество 21-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 95-процентного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Ответ: 58%.
В сосуд, содержащий 5 литров 12–процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Ответ : 5%.
Имеются два сосуда, содержащие 10 кг и 16 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 55% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 61% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом растворе?
Ответ: 8,7 кг.
Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?
Ответ: 60кг.
Использованные интернет-ресурсы
Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«Федеральный институт педагогических измерений»http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ»
https://math-oge.sdamgia.ru
Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»
Сайт цифровых учебно-методических материалов Центра образования ВГУЭС
педагогических измерений»
Щукина Вера Александровна
Владимирова Регина Валерьевна