12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кузнецова Александра Михайловна826
учитель истории, обществознания, экономики и права, руководитель школьного и районного методического объединения учителей истории и обществознания, первая квалификационная категория
Россия, Тверская обл., город Весьегонск

Введение

Одной из важнейших задач современного образования продолжает оставаться воспитание человека, патриота, гражданина. Особая роль в решении этой задачи отводится учителям истории. Мы составляем планы гражданско – патриотического воспитания, организуем и проводим различные мероприятия, но, к сожалению, не всегда получаем желаемый результат. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010» было сказано: «стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где начал перерождаться в национализм…»

Программа патриотического воспитания реализована, но проявления национализма, разобщённость общества, незначительный интерес молодых людей к своей истории, готовность принять её в переписанном, унижающем достоинство русского человека виде, остаётся. Почему?

Вероятно потому, что пытаясь воздействовать на сознание молодых людей, мы не смогли затронуть их души, наши слова не находили в них отклика. Даже самая близкая по времени, трогательная и трагическая тема Великой Отечественной войны для нынешнего поколения обучающихся является уже далёкой. Постепенно утрачивалась «кровная связь» с праздником Победы, которая была у предыдущих поколений. Многие дети не могут найти даже фотографий своих прадедушек и прабабушек, переживших войну, не говоря уж об их рассказах и воспоминаниях. Великая Отечественная становится для них такой же далёкой страницей истории, как любая другая, а этого быть не должно.  Поэтому поиск новых подходов к преподнесению исторического материала, особенно связанного с Великой Отечественной войной, новых  форм и методов, которые  позволили бы оживить события, наполнить их не только фактами, но и чувствами, эмоциями, ощущением сопричастности,  особенно актуален сейчас.

Работая учителем истории уже больше 25 лет, долгое время являясь руководителем Комнаты боевой славы в своей школе, я подготовила и провела множество различных мероприятий, встреч, уроков, посвящённых Великой Отечественной войне, но к 70-й годовщине Победы,  уйти от традиционных шаблонов, найти новые инструменты воздействия, которые опирались бы не только на разум, но заставляли бы проснуться детские души. Для меня таким инструментом стала песня.

Песни – часть культуры каждого народа, из чего следует, что слушая их можно глубже познать быт, традиции, мировоззрение тех, кто их создал и пел. Поэтому важно использовать песни и как исторический источник, как средство обучения.  Ценность песен может многократно увеличиться, если их использовать творчески. В данной работе я хочу поделиться опытом работы с песенным материалом при изучении Великой Отечественной войны. Надеюсь, этот опыт может быть полезен коллегам.

1.Методические приёмы использования песен как вспомогательного инструмента в процессе  обучения.

Первоначально моё обращение к песенному творчеству в преподавании истории  объяснялось лишь личным интересом. Но чем больше я интересовалась этим вопросом, тем больше убеждалась в том, что песни могут быть прекрасным дополнением к учебнику истории.  Наиболее перспективным  и эффективным  является использование в  качестве музыкальной наглядности советского   песенного материала. Выбор обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей людей того времени. Тексты к песням, как правило, состоят из коротких предложений, которые легко запоминаются за счет многократного прослушивания и повторения. Обращаясь к этому жанру, мы не только слышим песни, но и «переживаем» историю героев произведения. Советская песня – это особенная часть культуры страны, она любима и знакома для многих в разных уголках мира, и несет в себе кладезь лингвистической и  исторической информации. Таким образом, можно выделить следующие преимущества песни как исторического источника и средства образной наглядности.

- Песни являются средством прочного усвоения и расширения  исторических знаний. В песнях часто встречаются реалии того исторического периода, к которому они относятся, но при их описании используются особые средства выразительности, что способствует развитию у школьников образного восприятия эпохи и событий.

-  Благодаря песням лучше усваиваются и актуализируются исторические явления и события, «оживают» исторические личности. Правильно подобранные к той или иной теме песни, сопровождающиеся  пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями, цель которых - проверка понимания и обсуждение содержания значительно облегчают запоминание исторических фактов и исторических личностей, позволяет давать более развёрнутую их характеристику;

- Песни помогают получить не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты на уроке. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием речевого аппарата. Песни способствуют расширению лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти.

 - Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения многих новых слов и исторических терминов, позволяют уловить особенности ритма, мелодики и т. д., что делает речь эмоционально окрашенной, запоминающейся;

- Песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению истории, повышается эмоциональный тонус.

Примерная последовательность работы с песней:

1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, составление таблиц, установление ассоциаций с  явлениями, описанными в учебнике. Установка на первое восприятие песни;

2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;

3) проверка понимания содержания песни (перевод текста на исторический язык общими усилиями учащихся под руководством учителя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;

4) чтение текста песни, выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;

5) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения.

Критерии отбора песен могут быть следующими:

- песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;

- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;

- соответствовать возрасту и уровню знаний учащихся;

- отражать историческую специфику темы;

- голос исполнителя должен быть понятным.

На уроке истории и на внеклассном мероприятии песни могут использоваться для достижения различных целей и решения практических, развивающих и воспитательных задач.

Темами для дискуссий и бесед может стать содержание песен, относящихся к спорным историческим темам, например, готовность СССР к войне. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни. Интернет предоставляет возможность подобрать песни на практически любую интересующую тему, затрагиваемую в УМК или выходящую за его рамки, но вызывающую интерес для учащихся.

Осуществление задач обучения возможно лишь в том случае, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организация регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения истории России ХХ века, как для учителя, так и для учеников. Для поддержания интереса учащихся к данному виду работы рекомендуется менять формы работы с песней, разрабатывать новые виды заданий и упражнений, использовать раздаточный материал.

В процессе обучения песня выполняет следующие функции:

-развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух);

-образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. в песнях отражается история, культура и повседневная жизнь страны);

-обучающая (совершенствуется речь, усваивается лексика, характерная для определённого исторического периода,  расширяется активный и пассивный словарь ученика).

Песню можно применять на различных этапах овладения различными видами учебной деятельности:

а) реконструктивные упражнения:

-восстановление текста песни;

-лексическое восстановление слов по изучаемой исторической теме;

-орфографическое восстановление встречающихся специфических слов;

-культурологическое восстановление: запись имен собственных, географических названий;

б) репродуктивные упражнения: изложение содержания по плану:                                

1. Название песни

2. Имя исполнителя

3. Имя композитора

4. Имя автора слов

5. Главная идея песни

6. Главный герой, его действия

7. Место и время действия

8. Основные события

9. Чувства слушателей;

в) творческие упражнения: воспроизведение песни; инсценировка песни; написание сочинения по первой фразе; написание эссе по теме песни; культуроведческий комментарий.

 Формы работы также  могут быть различными: индивидуальная форма работы,  фронтальная, парная или групповая (ответы на вопросы, изложение содержания в монологе,  звуковое сопровождение видеоряда (монолог, диалог, полилог) и другие. Выбор формы работы учитель осуществляет в зависимости от целей и задач урока.

Заключение

Действительно, песня является прекрасным дополнением к имеющимся средствам обучения, может служить своеобразным историческим источником с одной стороны, и ,с другой стороны,  мотиватором, вызывающим интерес и побуждающим к творческому отношению к процессу учения.  Она отражает страхи, тревоги, проблемы, радости, ценности, размышления, мнения, поэтому через изучение песен глубже постигается эмоционально-личностная сторона событий и исторических фактов, полнее раскрываются характеры исторических личностей.

В тоже время использование песенного творчества на уроке помогает решать методические задачи, связанные как с  получением метапредметных результатов, так и с личностным развитием ребёнка, формированием его компетенций. Песня пробуждает в участниках образовательного процесса интерес, особенно если её использование сопровождается нестандартными формами и методами работы на уроке. Этот интерес вполне может быть перенесён в сферу исследовательской и проектной деятельности, а так же может быть применён при изучении других  исторических тем и периодов.

 Применительно к теме Великой Отечественной войны песня выполняет целый ряд функций, например, когнитивную, эмоциональную, социально-психологическую, коммуникативную, функцию бессознательного учения и воспитания.  Песня показывает, что является истинно ценным для людей, что остаётся в памяти и вызывает уважение, какие образцы поведения превращают обычного человека в героя и ради чего человек может стать героем. И самое  главное, как сказал уже упоминавшийся мною великий гуманист  ХХ века Д.С. Лихачёв, «размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что её достойно».[1]

Список литературы

1.     Арефьева И.П. , Лазарев Т.В. Эффективные технологии обучения - творческое обучение.http://www.twirpx.com/file/893355

2.     Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общая редакция Г. А. Дубровской. – Изд.3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – С.199

[1] Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общая редакция Г. А. Дубровской. – Изд.3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – С.200.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.