Статья «Использование песенного творчества на уроках истории»
Введение
Одной из важнейших задач современного образования продолжает оставаться воспитание человека, патриота, гражданина. Особая роль в решении этой задачи отводится учителям истории. Мы составляем планы гражданско – патриотического воспитания, организуем и проводим различные мероприятия, но, к сожалению, не всегда получаем желаемый результат. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010» было сказано: «стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где начал перерождаться в национализм…»
Программа патриотического воспитания реализована, но проявления национализма, разобщённость общества, незначительный интерес молодых людей к своей истории, готовность принять её в переписанном, унижающем достоинство русского человека виде, остаётся. Почему?
Вероятно потому, что пытаясь воздействовать на сознание молодых людей, мы не смогли затронуть их души, наши слова не находили в них отклика. Даже самая близкая по времени, трогательная и трагическая тема Великой Отечественной войны для нынешнего поколения обучающихся является уже далёкой. Постепенно утрачивалась «кровная связь» с праздником Победы, которая была у предыдущих поколений. Многие дети не могут найти даже фотографий своих прадедушек и прабабушек, переживших войну, не говоря уж об их рассказах и воспоминаниях. Великая Отечественная становится для них такой же далёкой страницей истории, как любая другая, а этого быть не должно. Поэтому поиск новых подходов к преподнесению исторического материала, особенно связанного с Великой Отечественной войной, новых форм и методов, которые позволили бы оживить события, наполнить их не только фактами, но и чувствами, эмоциями, ощущением сопричастности, особенно актуален сейчас.
Работая учителем истории уже больше 25 лет, долгое время являясь руководителем Комнаты боевой славы в своей школе, я подготовила и провела множество различных мероприятий, встреч, уроков, посвящённых Великой Отечественной войне, но к 70-й годовщине Победы, уйти от традиционных шаблонов, найти новые инструменты воздействия, которые опирались бы не только на разум, но заставляли бы проснуться детские души. Для меня таким инструментом стала песня.
Песни – часть культуры каждого народа, из чего следует, что слушая их можно глубже познать быт, традиции, мировоззрение тех, кто их создал и пел. Поэтому важно использовать песни и как исторический источник, как средство обучения. Ценность песен может многократно увеличиться, если их использовать творчески. В данной работе я хочу поделиться опытом работы с песенным материалом при изучении Великой Отечественной войны. Надеюсь, этот опыт может быть полезен коллегам.
1.Методические приёмы использования песен как вспомогательного инструмента в процессе обучения.
Первоначально моё обращение к песенному творчеству в преподавании истории объяснялось лишь личным интересом. Но чем больше я интересовалась этим вопросом, тем больше убеждалась в том, что песни могут быть прекрасным дополнением к учебнику истории. Наиболее перспективным и эффективным является использование в качестве музыкальной наглядности советского песенного материала. Выбор обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей людей того времени. Тексты к песням, как правило, состоят из коротких предложений, которые легко запоминаются за счет многократного прослушивания и повторения. Обращаясь к этому жанру, мы не только слышим песни, но и «переживаем» историю героев произведения. Советская песня – это особенная часть культуры страны, она любима и знакома для многих в разных уголках мира, и несет в себе кладезь лингвистической и исторической информации. Таким образом, можно выделить следующие преимущества песни как исторического источника и средства образной наглядности.
- Песни являются средством прочного усвоения и расширения исторических знаний. В песнях часто встречаются реалии того исторического периода, к которому они относятся, но при их описании используются особые средства выразительности, что способствует развитию у школьников образного восприятия эпохи и событий.
- Благодаря песням лучше усваиваются и актуализируются исторические явления и события, «оживают» исторические личности. Правильно подобранные к той или иной теме песни, сопровождающиеся пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями, цель которых - проверка понимания и обсуждение содержания значительно облегчают запоминание исторических фактов и исторических личностей, позволяет давать более развёрнутую их характеристику;
- Песни помогают получить не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты на уроке. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием речевого аппарата. Песни способствуют расширению лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти.
- Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения многих новых слов и исторических терминов, позволяют уловить особенности ритма, мелодики и т. д., что делает речь эмоционально окрашенной, запоминающейся;
- Песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению истории, повышается эмоциональный тонус.
Примерная последовательность работы с песней:
1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, составление таблиц, установление ассоциаций с явлениями, описанными в учебнике. Установка на первое восприятие песни;
2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;
3) проверка понимания содержания песни (перевод текста на исторический язык общими усилиями учащихся под руководством учителя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;
4) чтение текста песни, выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;
5) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения.
Критерии отбора песен могут быть следующими:
- песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;
- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;
- соответствовать возрасту и уровню знаний учащихся;
- отражать историческую специфику темы;
- голос исполнителя должен быть понятным.
На уроке истории и на внеклассном мероприятии песни могут использоваться для достижения различных целей и решения практических, развивающих и воспитательных задач.
Темами для дискуссий и бесед может стать содержание песен, относящихся к спорным историческим темам, например, готовность СССР к войне. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни. Интернет предоставляет возможность подобрать песни на практически любую интересующую тему, затрагиваемую в УМК или выходящую за его рамки, но вызывающую интерес для учащихся.
Осуществление задач обучения возможно лишь в том случае, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организация регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения истории России ХХ века, как для учителя, так и для учеников. Для поддержания интереса учащихся к данному виду работы рекомендуется менять формы работы с песней, разрабатывать новые виды заданий и упражнений, использовать раздаточный материал.
В процессе обучения песня выполняет следующие функции:
-развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух);
-образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. в песнях отражается история, культура и повседневная жизнь страны);
-обучающая (совершенствуется речь, усваивается лексика, характерная для определённого исторического периода, расширяется активный и пассивный словарь ученика).
Песню можно применять на различных этапах овладения различными видами учебной деятельности:
а) реконструктивные упражнения:
-восстановление текста песни;
-лексическое восстановление слов по изучаемой исторической теме;
-орфографическое восстановление встречающихся специфических слов;
-культурологическое восстановление: запись имен собственных, географических названий;
б) репродуктивные упражнения: изложение содержания по плану:
1. Название песни
2. Имя исполнителя
3. Имя композитора
4. Имя автора слов
5. Главная идея песни
6. Главный герой, его действия
7. Место и время действия
8. Основные события
9. Чувства слушателей;
в) творческие упражнения: воспроизведение песни; инсценировка песни; написание сочинения по первой фразе; написание эссе по теме песни; культуроведческий комментарий.
Формы работы также могут быть различными: индивидуальная форма работы, фронтальная, парная или групповая (ответы на вопросы, изложение содержания в монологе, звуковое сопровождение видеоряда (монолог, диалог, полилог) и другие. Выбор формы работы учитель осуществляет в зависимости от целей и задач урока.
Заключение
Действительно, песня является прекрасным дополнением к имеющимся средствам обучения, может служить своеобразным историческим источником с одной стороны, и ,с другой стороны, мотиватором, вызывающим интерес и побуждающим к творческому отношению к процессу учения. Она отражает страхи, тревоги, проблемы, радости, ценности, размышления, мнения, поэтому через изучение песен глубже постигается эмоционально-личностная сторона событий и исторических фактов, полнее раскрываются характеры исторических личностей.
В тоже время использование песенного творчества на уроке помогает решать методические задачи, связанные как с получением метапредметных результатов, так и с личностным развитием ребёнка, формированием его компетенций. Песня пробуждает в участниках образовательного процесса интерес, особенно если её использование сопровождается нестандартными формами и методами работы на уроке. Этот интерес вполне может быть перенесён в сферу исследовательской и проектной деятельности, а так же может быть применён при изучении других исторических тем и периодов.
Применительно к теме Великой Отечественной войны песня выполняет целый ряд функций, например, когнитивную, эмоциональную, социально-психологическую, коммуникативную, функцию бессознательного учения и воспитания. Песня показывает, что является истинно ценным для людей, что остаётся в памяти и вызывает уважение, какие образцы поведения превращают обычного человека в героя и ради чего человек может стать героем. И самое главное, как сказал уже упоминавшийся мною великий гуманист ХХ века Д.С. Лихачёв, «размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что её достойно».[1]
Список литературы
1. Арефьева И.П. , Лазарев Т.В. Эффективные технологии обучения - творческое обучение.http://www.twirpx.com/file/893355
2. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общая редакция Г. А. Дубровской. – Изд.3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – С.199
[1] Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общая редакция Г. А. Дубровской. – Изд.3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – С.200.