12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения Быкова89
2

Мастер-класс «Использование элементов синема-технологии на уроках истории»

МАСТЕР – КЛАСС

«Использование элементов синема – технологии на уроках истории»

 

Цель мастер – класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании в образовательном процессе элементов синема - технологии.

Задачи мастер - класса:

- формирование у участников мастер - класса понятия синема - технологии;

- выяснение целесообразности применения элементов синема - технологии в обучении;

- начать применять элементы синема - технологии непосредственно в ходе мастер - класса;

- представить, каким может быть применение элементов синема - технологии на уроках истории.

Актуальность мастер – класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

Ожидаемые результаты:

- участники мастер – класса будут погружены в процесс знакомства и применения интерактивной модели обучения ,поймут важность и необходимость её использования в образовательном процессе для современной школы;

- практический выход: информационный лист по результатам рефлексии ,раскрывающий понимание синема – технологии участниками мастер – класса.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности, «корзина идей», буклеты.

Ход мастер класса:

Здравствуйте, уважаемые присутствующие в зале, члены жюри, участники мастер - класса. Меня зовут Быкова Евгения Юрьевна, я являюсь учителем истории и обществознания школы №8 г. Братска.

 

Я – скульптор, моя мастерская – класс,

Щёки горят, чёлки отброшены…

Десятками пар ушей и глаз

Уставились на меня сейчас

Будущие Эйнштейны и Ломоносовы.

И, словно ваятель на влажной глине,

Словом оставлю нужный след.

Ошиблась рука и вместо линии,

Правильной и незаменимой,

Уродливый шрам на много лет…

Но как ни старайся, как не трудись –

Вряд ли достигнешь цели конечной:

Необожжёнными входят в жизнь

Глиняные мои человечки…

Д.Г. Левитес «Отлучение»

 

Далее следует притча «Лавка возможностей»:

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.
Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему необходимо. .
Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

 

Я представляю вашему вниманию мастер – класс «Использование элементов синема - технологии на уроках истории».

 

Актуальность опыта, основных идей технологии:

 

Я – учитель – практик. Я не пишу свои программы и учебники: моя задача   насколько возможно эффективно, учить по тем учебникам, которые написаны талантливыми авторами. Я хочу, чтобы мои ученики сохранили в себе ту жажду познания, которая горит в их глазах сегодня, чтобы, кем бы они ни стали, в каждом их деле и слове был виден творческий потенциал. В поисках наиболее эффективного обучения я стала использовать синема - технологию или синемалогию. Само понятие синемалогия – метод, разработанный всемирно известным психотерапевтом, профессором Антонио Менегетти. Однако, синемалогия – это не только психологический метод, но и обучающая технология, которая особенно эффективна в преподавании предметов гуманитарного цикла, так как основной задачей данных уроков является формирование навыков интерпретации, умение формулировать оценки и суждения, высказывать их, соотнося с фактами культуры и общественной жизни, расширение кругозора и словарного запаса обучающихся. Суть использования синема - технологии на уроках истории состоит в том, что зритель смотрит, комментирует образы и сюжет, а затем интерпретирует их и выстраивает своё понимание реальности фильма. Затем он накладывает полученное знание на проблемное и событийное поле урока. В конце ведущий подводит итог и обобщает все комментарии и методы.

Синема-технология включает в себя 3 этапа:

1. Этюд – это анонсирование фильма или видеоматериала (стихотворение, афоризм, отзыв одного из кинозрителей, чтобы оставалась недосказанность);

2. Экспликация ( от лат. – усиление) – просмотр видеоматериала или его элементов;

3. Рефлексия – подведение итогов, поиск вариантов решения проблемы не только в дальнейшем действии (не только к героям фильма и их прототипам), но и в дальнем действии ( по отношению к конкретным ситуациям, задачам).

Главное, использование синема - технологии на уроках истории позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному решению возникающих проблем, к тем ситуациям в жизни, когда им приходится использовать полученные знания и умения.

Далее проговариваются цель и задачи мастер – класса.

 

Результативность деятельности обучающихся:

Синема - технологию я использую в своей педагогической деятельности 2,5 года и эффективность работы по данной технологии можно оценить по следующим критериям:

1. Уровень социализированности обучающихся старших классов: проведено анкетирование 2,5 г.назад, до начала использования технологии: на 26 обучающихся приходилось всего 3 человека с высоким уровнем социальной адаптированности, и 10 человек со средним уровнем) , анкетирование ,проведённое среди учащихся этого же класса полгода назад показало следующие результаты: увеличилось кол-во обучающихся со средним уровнем социальной адаптированности – с 10 до 26 человек, увеличилось кол-во учеников с высоким уровнем социальной адаптированности до 10 человек. Увеличились также другие показатели, характеризующие степень социализированности старшеклассников, такие как – социальная автономность, социальная активность, нравственность.

2. Качество знаний по предмету и заинтересованность в его изучении заметно выросла: об этом можно судить по следующим показателям: увеличилось кол-во выпускников, выбирающих историю и обществознание в качестве предмета для итоговой аттестации; успеваемость при сдаче ЕГЭ по этим предметам составила 100%; также увеличились показатели успеваемости и качества обученности по предмету.

3. Развитие творческой инициативной деятельности обучающихся в процессе получения ими нового знания: В школе был создан и функционирует клуб телезрителей «Эрудит», программа работы предполагает несколько этапов: от диагностического до творческого, заседания клуба проводятся один раз в 2 недели. Посетителями клуба являются в основном обучающиеся 9, 10-11 классов.

4. По итогам рефлексивного этапа синема - технологии был выпущен сборник творческих работ обучающихся – «История глазами детей» с привлечением активного участия в этом родителей. Спектр тем, выбранных для написания работ достаточно широк. Формы выражения мысли обучающихся следующие: эссе, историческая ретроспектива для обучающихся старших классов, сказка – для обучающихся 5-6 классов.

5. Возрастание познавательного и творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсах различного уровня.

Достижения и распространение опыта работы по данной образовательной технологии:

1. Систематизация и пополнение УМК по предметам: создание видеотеки, содержащая различный видеоматериал достаточно широкой тематики, который может использоваться на уроках истории, обществознания, в работе классного руководителя.

2. Мною были разработан и издан сборник практических рекомендаций «Использование элементов синема - технологии на уроках обществознания», данные рекомендации служат прекрасным дополнением в работе классного руководителя при проведении им классных часов. (Приложение 4)

Опыт использования синема - технологии в педагогической деятельности был мною представлен:

- муниципальный уровень: «Форум образования г. Братска – 2010», в конкурсе «Учитель года», номинация – «Методический семинар», результат – призёр конкурса;

- всероссийский уровень – «Фестиваль педагогических идей» - публикация разработки урока с применением синема - технологии по теме «Культура России XVI века»;

- всероссийский уровень – публикация в электронном СМИ «Педсовет» разработки проекта педсовета с использование синема - технологии по теме ««Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ».

 

Проведение имитационной игры:

«То, что я слышу, я забываю, то, что я вижу – я запоминаю» - КОНФУЦИЙ.

Модель использования элементов синема - технологии рассмотрим на примере темы «Россия во второй половине XIX века», изучение пункта – Сословия. Купечество. Эта тема изучается в 10 классе в курсе История Отечества с древнейших времён до конца XIX века.

Одним из сословий русского общества второй половины XIX века является купечество.

Перед вами «корзина идей»: я предлагаю вам сложить в корзину ваши идеи – ассоциации, которые возникают при произнесении понятие «купечество».

Участники мастер - класса называют свои идеи, записывают их на листах и складывают в корзину.

Среди прочих могут быть названы идеи, ассоциации: промышленность, бизнес, сословия, торговля, капитал, предпринимательские способности, привилегии, рынок, деньги, товар, продавец.

Спасибо! Корзина наполнена. Я предлагаю вам ознакомиться с различными трактовками понятия «купец» в различных источниках:

«Соборное уложение» 1649 года

«Жалованная

грамота городам»

1785 года

Словарь В.И. Даля

XIX века

Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона А.Е. XX век

Купцы – торговые люди, покупатели

Купец – торговое сословие

Купец – торговый человек, иноземный гость, рыночный торговец

Купец – владелец или хозяин предприятия

Назовите общее слово в этих понятиях.

Должно быть названо слово торговля, торговый.

Звучит однобоко, односторонне, ведь это энциклопедическое определение данного понятия.

Для дальнейшей работы предлагаю вам для просмотра кадры из кинофильма «Жестокий романс» 1984 года выпуска, режиссёр Эльдар Рязанов. Один из критиков писал: «.... Рязанов, изображая губительную власть денег над людьми, запечатлел на киноплёнке «почти пророческое предчувствие новорусской эпохи»

Демонстрация кадра №1: Беседа трёх купцов – Кнурова ,Вожеватова ,Паратова. (Приложение 1)

После просмотра:

Какими предстали перед вами купцы? Какие чувства у вас вызывает просмотренный кадр? Дополните корзину идей?

Здесь возможно разнообразие ответов, так как чувства и эмоции по поводу увиденного кадра могут быть разные, но могут выражать общую идею - предприимчивость, деловая хватка, прагматичность, расчетливость. (складывают в корзину идей)

Просмотр кадра №2 беседа Ларисы Огудаловой – главной героини и Василия Вожеватова, позиционирующего себя как друга её детства. (Приложение 1)

Какие чувства возникают при просмотре этого кадра?

Ответы предугадать невозможно, но идея может быть следующей: власть денег, верность слову «купеческому», корпоративность, корысть, личная выгода, замен общечеловеческим ценностям. Озвученные идеи докладываются в корзину.

Учитель – мастер обобщает высказанные идеи, просматривая содержимое корзины, дополняет энциклопедическое понятие «купец» идеями, образами, которые вызвали у участников мастер - класса кадры кинофильма и делает вывод.

Вывод: Таким образом, наша корзина наполнена, то есть, понятие «купец» заиграло новыми красками – он перед нами выступает не только как торговец, а как предприимчивый, деловой человек, который продаёт и покупает не только товар, но и дружбу, любовь, сохраняя верность своему «купеческому слову», что свидетельствует о наступлении «новорусской» капиталистической эпохи, где купцы XIX века выступают прообразами современной олигархии.

При проведении имитационной игры используется этап этюда и экспликации, как структурных единиц синема - технологии.

 

Проблемы и перспективы в работе:

Эффективность синема - технологии можно увидеть в представленной схеме:

t1634458782aa.gif

Наиболее удачно проходят уроки с использованием элементов синема - технологии при изучении тем в старших классах, таких как, «Правление Ивана Грозного», «Пётр I – гений или злодей», «Феодальная раздробленность Руси», но в полной мере реализация синема – технологии как технологии обучения и воспитания возможна при функционировании в школе клуба телезрителей.

Как и в любой технологии, в синема - технологии есть свои трудности:

t1634458782ab.gif

Но, используя элементы синема – технологии на уроках истории, мы побуждаем детей к мысли, даже скромные ученики не бояться высказывать свои мысли. Выводы, сделанные на таких уроках, запомнятся детям надолго. Синема - технология позволяет приоткрыть двери класса.

Проведение рефлексии:

Участникам мастер – класса предлагается следующая технология рефлексии:

Уважаемые коллеги!

1. Вам предлагается выделить что-то очень похожее на синема - технологию, но таковой не является........;

2) Далее уточнить, что данное понятие.........., не синема - технология, потому что.......;

3) В виде ассоциации дайте понятие синема- технология, представьте ассоциативный ряд по примеру: петух-курица-яйцо;

4. Трудно сделать семейную фотографию на горе Эверест;

5. Рискованно планировать работу в пятницу 13-ого.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.