Предварительный просмотр презентации

Мастер –класс «Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии и химии как средство развития креативных способностей учащихся» Саранина Александра Александровна, учитель химии и биологии, МБОУ Субботинская СОШ

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Структура технологии урока «Вызов» «Осмысление содержания» «Рефлексия» активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

(пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Вызов Технологические Этапы (стадии) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) (получение новой информации) Осмысление 1 2 3

1. Стадия вызов

Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы Вызов Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ, ставит цели. Корзина идей. Составление списка «известной информации». Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. Верные и неверные утверждения. Ассоциации. Логические цепочки и др.


Одноклеточные животные - простейшие

Состоят из одной клетки Очень маленькие по размеру Можно увидеть, только под микроскопом Обитают везде Одноклеточные животные - простейшие


Составьте рассказ с использованием заданного списка понятий изучаемой темы: 40 тысяч; водные (раки, крабы, морская уточка – бентос, дафния, циклоп – планктон), суша – мокрица, пальмовый вор); панцирь из хитина + карбонат кальция, линька; голова-грудь-брюшка или головогрудь; органы чувств: 2 длинных (осязание) и 2 коротких (обоняние) усика, сложные глаза на стебельках; конечности: 3 пары челюстей, 3 пары ногочелюстей, 5 пар ходильных ног (клешни); рот-желудок (2 отдела – измельчение и процеживание) — кишечник (печень) — анальное отверстие; жабры на ногочелюстях и ходильных ногах; сердце-сосуды-жабры (газообмен) — гемолимфа (питательные вещества+кислород) — полость тела (миксоцель; окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, нервы; зеленые железы (на головогруди); раздельнополые: внутреннее оплодотворение, яйца вынашивает на ножках.

Прием верные и неверные утверждения Прием верные и неверные утверждения Пример использования: на уроке химии в 8 классе по теме «Кислоты» ученикам предлагается определить, какие из утверждений верны, а какие неверны: Все кислоты относятся к бинарным соединениям (неверно). Молекулы кислот состоят из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка (верно). Кислоты вызывают ожоги при попадании на кожу (верно). При приготовлении раствора серной кислоты необходимо к кислоте прибавлять воду (неверно). Все оксиды взаимодействуют с кислотами (неверно). Металлы, стоящие в ряду активности металлов до водорода, вытесняют водород из кислот (верно). При взаимодействии кислот с основаниями образуется соль и вода (верно). Кислоты изменяют окраску индикатора (верно).



Перепутанные логические цепочки Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте для того, чтобы перейти к новому пониманию. На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там где они считают, что высказывание правильное и знак «–» там где по их мнению оно не верно. Например перепутанные логические цепочки по теме «Неметаллы» Утверждения стадия Вызова стадия Рефлексии Неметаллы – обладают свойствами металлов – – Неметаллы могут быть жидкими, твердыми веществами, газами + + Инертные газы в реакции не вступают, соединений не образуют – + Газы – водород, хлор, азот образуют трехатомные молекулы – – Кислород образует два газа: О2 и О3 – + Йод похож не металл, т.к. имеет блеск и твердый + + Неметаллы хрупкие вещества. – + Неметаллы проводят тепло и электрический ток + – Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов + – Большинство неметаллов это жидкие вещества – –

Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал» Знаю Хочу узнать Узнал

2. Стадия осмысления

Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы Осмысление содержания Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Метод активного чтения, Маркировка «Инсерт»: V знал; — думал по-другому; ? спросить учителя (непонятная информация); + новая информация; ! очень важно. Работа в парах, группе, индивидуально; инструкции; двухчастный дневник; лист решения проблем; аналогия; прием группировки; чтение со стопами; таблица аргументов и др.

Прием « Домысливание» В одном царстве - государстве жили – были …. (?) На весеннем лугу среди множества луговых трав росла ромашка. Она выделялась среди других растений необычной формой цветка, напоминающее солнышко. К ней в гости прилетали бабочки, что-то тихо- тихо шептали ей на ушко. Ромашка в ответ только улыбалась и становилась еще привлекательней. Радовало ее солнышко, теплый дождик, легкий ветерок. Но вот пришла осень. Листочки начали опадать, желтеть. Ромашка наша тоже изменилась, куда девалась прежняя ее красота?! Загрустила ромашка. Но ветерок что –то тихо нашептывал: не грусти это так надо, это твоя защита. Ромашка не понимала, какая еще защита? Продолжала грустить. Ее листочки тихо отрывались и ложились на землю, туда где лежали листья других обитателей луга. Так она зимовала. Наступила весна, и наша ромашка снова появилась на прежнем месте, она росла и развивалась, одевалась в свой белый наряд. Оглядывалась вокруг себя ромашка, хотела увидеть старые листочки, которые укрывали ее под снегом. Но они очень изменились и их трудно было узнать. Что же с ними случилось? Кто побывал здесь, кто похозяйничал здесь? А в ответ она слышала только легкий шепот «Это мы, мы…» Прочитайте текст, проанализируйте информацию и ответьте на вопросы: какие организмы были в гостях у ромашки? какие свойства живых организмов можно выделить; с какими факторами природы связаны свойства; кто нашептывал ромашке? кто хозяйничал на лугу? Что это за особые организмы? ( бактерии)




Инсерт – в переводе означает система записи для эффективного чтения и размышления 1 этап: предлагается система маркировки текста v- «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам - «минусом» помечается то, что противоречит их представления + «плюсом» помечается то, что интересно и неожиданно ? «вопрос» если что-то неясно, требует пояснения 2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки 3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента. Работать можно индивидуально и парами. Например, на уроке по изучению водорода в 9 классе учащимся для работы можно предложить следующий текст:

Текст по теме «Водород», 9 класс 1. Молекула водорода состоит из 2-х атомов 2. Атом в молекулах соединены ковалентной полярной связью. 3. Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку 4. Водород можно собрать методом вытеснения воздуха 5. 1 моль водорода при н.у. занимает объём 22.4 л 6. В хим.реакциях водород является только восстановителем 7. Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами 8. Водород можно использовать в качестве восстановителя при получении чистых металлов 9. Водород является экологически чистым топливом 10. Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949

3. Стадия рефлексия

Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы Рефлексия Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, предположениям, предлагает внести изменения, дополнения, дает творческие задания. Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления. Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и не верным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация круглых столов и дискуссий. Написание творческих работ. Эссе, синквейн, тонкие и толстые вопросы, «Древо познания» и др.

Синквейн от французского слова «cing» - пять. Используется как способ синтеза материала. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах и как коллективное творчество. Чаще всего синквейн используется на стадии рефлексии, но может быть дан и на стадии вызова. План 1 строка – 1 слово-существительное-название темы 2 строка – 2-3 слова – прилагательное –свойства темы 3 строка – 2-3 слова – глаголы –действие темы 4 строка – 4-5 слов – ваше отношение к данной теме 5 строка – 1-2 слова – синоним первой строки

Пример синквейна на стадии рефлексии при изучении темы «Алюминий», 1. Алюминий 2. Пластичный, серебристый 3. Проводит ток, тепло, электричество 4. Лёгкий, активный 5. Металл

Ромашка Блума Структура вопросов: I тип – простые вопросы, фактические вопросы – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, требующие однозначных ответов(например: что?, где?, когда? и т.п.) II тип – уточняющие вопросы (например: вы сказали то-то….) III тип – практические вопросы (например: как то, что мы узнали связано с жизнью…? Как мы можем…? Как поступили бы вы…?) IV тип – оценочные вопросы, требующие от учащихся умения оценивать, сопоставлять (например: каково ваше отношение к данной теме) V тип – творческие вопросы (например: Что вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом…? Как вы думаете, что произойдет дальше…?) VI тип – интерпретационные вопросы, объясняющие вопросы – побуждают учеников к интерпретации уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

Вопросы «ромашки Блума» по теме «Водород» Группа 1. Объясняющие вопросы. Объясните, почему элемент водород в ПСХЭ занимает два места? Группа 2. Простые вопросы. Какое строение имеет молекула водорода? Группа 3. Уточняющие вопросы. Обычно водород проявляет степень окисления +1 и значит, является восстановителем, может ли он быть окислителем? Докажите это с помощью уравнений химических реакций. Группа 4. Практические вопросы. Составьте алгоритм получения водорода с помощью аппарата Кирюшкина. Можно ли с помощью такого аппарата получать водород в промышленных масштабах? Группа 5. Творческие вопросы. Водород – перспективное топливо для двигателей внутреннего сгорания. Какие преимущества имеет водород в качестве топлива на транспорте?

Приём «Верные и неверные утверждения» 10 класс при обобщении темы «Алкены»: 1.В молекуле в-ва тип гибридизации атома углерода sp 2.Валентный угол в молекуле равен 120 3.В молекуле между атомами углерода присутствует двойная пи-связь 4.Молекула имеет линейное строение 5.Длина связи между атомами водорода в молекуле составляет 0,134 нм 6.Связь С-Н менее прочная, чем С=С 7.Связь между атомами углерода в алкенах тройная 8.Для алкена характерны реакции замещения

Практическая часть Практическая часть


Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «металлы»?

Стадия вызов

Металлы

Пластичные Используют в металлургии Имеют металлический блеск Изготавливают украшения Металлы Все металлы твердыне Первым металлом, который открыли было железо

Следовательно, для знакомства с металлами нам необходимо рассмотреть вопросы. План 1.История металлов. 2.Положение металлов в ПСХЭ. 3.Физические свойства. 4.Значение металлов.

Цели (формулируются учащимися с помощью учителя): - Определить, какие химические элементы следует относить к металлам, где они располагаются в ПСХЭ. - Какие источники знаний помогут разобраться во всех этих вопросах? (Учебник, дополнительная литература, знания учителя, собственные знания, ресурсы интернета)

Стадия осмысления

Группа №1 (историки) 1.Какие металлы были известны людям с древних времен? 2.Какие века выделяются в человеческой истории? 3.Каково происхождение первого железа? 4.Почему первые изделия из железа имели низкую механическую прочность? 5.Основные изделия, изготовленные из металлов. Группа №2 (химики) 1.Сколько ХЭ металлов насчитывается в ПСХЭ? 2.Каково положение металлов в ПСХЭ? 3.Особенности строения атомов металлов. 4.Физические свойства металлов. 5. Какие свойства вольфрама лежат в основе его применения в лампах накаливания?

Стадия рефлексии

Вопросы для обсуждения. Какие свойства вольфрама лежат в основе его применения в лампах накаливания? Какие особенности строения атомов металлов определяют их восстановительные свойства?· Какую роль в истории человечества сыграли металлы? Назовите самый легкоплавкий металл. Какие физические свойства металлов используют в технике

«Проверь себя» (ответы на вопросы теста) 1.Простое вещество – металл: O, C, Fe 2.Нехарактерное свойство для металлов: теплопроводность, ковкость, хрупкость 3.Наиболее пластичный металл: Au, Cu, Al 4.При комнатной температуре жидкий: Ag ,Hg, Na 5.Щелочной металл: Fe,K,Mg

1. Вспомните, какие мысли приходили вам в голову о металлах в начале урока и как изменились представления сейчас? 2. Что бы вы еще хотели узнать о металлах? 3. Считаете ли вы полезной полученную информацию?

Домашнее задание (дифференцированное) на 5 прочитать параграф + подготовить сообщение о металлах, на 4 прочитать параграф + составить синквейн на 3 прочитать параграф + выполнить упражнения из учебника