Доклад «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии»

1
0
Материал опубликован 13 July 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Г.М. Кондакова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский техникум дизайна и сервиса «Дон-Текс»


В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. 

Выпускник техникума должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.[2]

ФГОС ОО - это стандарт, который не столько меняет содержание образования, сколько организацию процесса обучения и деятельность в нём студента по освоению этого содержания.

Главное внимание необходимо уделять деятельностному характеру обучению, развитию индивидуальных способностей обучающихся. Очень важно научить студентов грамотно работать с информацией.

Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического мышления.

Студент, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой обучающийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий студент умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются три основные стадии: вызов, осмысление, размышление (рефлексия).

Основная задача стадии вызова – пробудить интерес, подготовить обучающихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучивается цель урока, студенты ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности.

На стадии осмысления обучающиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные преподавателем, текст учебника или документа.

На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов обучающихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания. Студенты высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления. Каждый прием и стратегия в технологии развития критического мышления имеют своей целью раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Приемы, используемые на стадии вызова.

1.Прием «Покопаемся в памяти»

Работа с таблицей: «Лист самоанализа»

Что знаю

Что хочу узнать

Что узнал




2.Прием «Кластер»

Разбивку на кластеры можно использовать довольно часто как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Это педагогическая стратегия, которая помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов.

3.Прием «Ассоциация»

Студентам предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание …?

Обучающиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые преподаватель также записывает на доске.

Приемы, используемые на стадии осмысления.

1.Прием « Инструкции»

Студенты делятся на группы (команды) по количеству частей в тексте.

Правила работы в экспертной группе:

-надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам;

-ищите эффективные способы преподнесения информации;

-разъясните то, что другим осталось непонятным.

-составьте «Экспертный лист» (опорный конспект)

2.Приём «Взаимообучение»

Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Студенты по очереди играют роль учителя.

3.Прием «Пометки на полях»

Студенты получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;

-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;

V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным.

Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

4.Прием «Маркировочная таблица»

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”

После прочтения текста студенты составляют маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

5.Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Этот прием может быть использован на любой стадии урока. Команда работает с информацией, по итогам заготавливает табличку с вопросами.

«Тонкие» вопросы: Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Мог ли...? Как звали...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно...? (Требуют однозначного ответа).

«Толстые» вопросы: Дайте объяснение, почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем разница...? Предположите, что будет, если...? (Требуют обоснованного ответа, может быть с формулировкой своих предположений).

6.Прием «Лист решения проблем»

Очень хорошие результаты дает использование приема этого приема при решении задач, особенно со слабыми студентами. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Обучающиеся самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

Задача. Какой объем займет кислород массой 64 грамма.

проблема

что есть для решения

чего не хватает

решение

Найти объем кислорода

V = νt1657701323aa.gifVm

Неизвестно количество вещества

 

Найти количество вещества кислорода

ν = t1657701323ab.gif

m = 64 г

Молярной массы кислорода

М (О2)=16+16=32t1657701323ac.gif

ν =t1657701323ad.gif= 2 моль

Найти объем кислорода

ν =2 моль

Vm= 22,4 t1657701323ae.gif

 

V= 2 моль t1657701323aa.gif 22,4 t1657701323ae.gif

= 44,8 л

Также этот прием целесообразно использовать на практических занятиях.

Приемы, используемые на стадии рефлексии.

1.Прием «Синквэйн»

Обучающиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение.

Пример синквэйна к теме: «Алкены»

Этилен

Ненасыщенный, активный

Горит, обесцвечивает, присоединяет

Этилен – представитель непредельных углеводородов

Алкен

Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

2.Прием «Диаманта»

Для работы с понятиями, противоположными по смыслу, эффективно написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Например:

Металлы

ковкие пластичные

восстанавливают, проводят, блестят

Окисление, восстановитель, окислитель, восстановление

окисляют, не проводят, не блестят

хрупкие, распространенные

Неметаллы

Написание диаманты дает возможность лучше понять суть различий и взаимосвязь понятий, противоположных по значению (металлы- неметаллы диссоциация – ассоциация, экзотермический – эндотермический, кислота – основание и др.).

3.Прием «Эссе»

Этот вид письменного задания можно применять в конце урока, чтобы помочь студентам подытожить свои знания по изучаемой теме.

Необходимо ответить на два вопроса:

- Что Вы узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (запишите вопрос, на который не получили ответа в течение урока).

4. Прием «Шесть шляп критического мышления»

Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: группа делится на шесть команд, каждая команда “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучении самых разнообразных тем. Например, при изучении валентностей и валентных возможностей атомов я сообщаю, что высшая валентность элемента совпадает с номером группы в периодической системе Д.И.Менделеева. Поэтому можно предположить, что у азота и фосфора высшие валентности равны 5, у кислорода и серы - 6,у всех галогенов – 7. Но в то же время для азота, кислорода, фтора это соответствие не характерно. Возникает проблема, которую надо разрешить.

В данном случае 1 стадией критического мышления – вызовом – является проблема несоответствия высшей валентности элемента номеру группы в периодической системе элементов.

На стадии осмысления новой информации группу разделяю на команды и предлагаю обучающимся составить графические схемы строения и электронные формулы атомов азота и фосфора, кислорода и серы, фтора и хлора. Студенты работают в группах, сравнивают формулы и схемы, обсуждают материал о строении атома. При этом для себя отмечают, что они знали и не знали до этого, какие новые знания получили и т.д.

3 стадию – рефлексию – можно организовать в форме презентации результатов труда. Выступающие сопровождают ее формулами и схемами на доске. Выводы организуются в форме рефлексии, например,

Я знал, что …

Для меня новым было то, что …

Это противоречит моим представлениям о … и т.д.

Технология критического мышления приемлема на практических занятиях, связанных с решением экспериментальных задач по определению веществ, где вызовом является задача, осмыслением – изучение физических и химических свойств веществ, составление плана определения веществ и выполнение работы, а рефлексией – составление выводов.

Что дает студентам технология критического мышления?

Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования.

Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и большими объемами информации.

В-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать в команде.

Таким образом, благодаря системно - деятельностному подходу в обучении, мы развиваем индивидуальные способности студентов и формируем адаптированную личность в современном обществе, востребованную на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1.Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Изд-во: КАРО, Санкт-Петербург, 2009

3. Муштавинская И. В. «Учим детей мыслить критически», СПб, 2006., 156 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.