12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина382
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
4

Урок на тему «Среды жизни и место обитания животных» с использованием технологии критического мышления

Подготовка к уроку: распечатать схемы скелета рыбы,раздать ученикам, рабочие места расставить в мини-группы в соответствии с количеством сред обитания (4).

«Среды жизни и место обитания животных»

Цель урока: формирование у учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; расширение круга знаний об адаптации организмов к различным условиям жизни в различных средах.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

Наземно-воздушная среда обитания

Почвенная среда обитания

Водная среда обитания

Организменная среда обитания

Биотические факторы

Абиотические факторы

Антропогенные факторы среды

Технология урока: развитие критического мышления

Оборудование: таблицы, фотографии, презентации по теме, видеофрагменты, тематические карты.

Ход урока

Актуализация знаний

  1. Какие признаки присущи всем живым организмам?

    Какими особенностями обладают растительные организмы?

    Какими особенностями обладают животные организмы?

    В чём заключаются основные признаки отличия животных от растений?

2. Постановка проблемы.

Учащимся предлагается ответить на вопрос

- Где же на Земле обитают живые организмы?

Учащиеся приводят примеры животных и называют разные среды их обитания. (проблемная ситуация)

Диалог, возникший в связи с проблемной ситуацией:

Итак, сколько же разных мнений у нас в классе? (побуждение к осознанию противоречия).

Приходим к мнению, что единого ответа нет.

Значит, возникает вопрос…..? (побуждение к формулированию проблемы)

Учащиеся формулируют вопрос и тему урока: «Где же обитают живые организмы? И почему они там обитают?»

Фиксация на доске темы урока «Среды жизни и местообитания животных»

Диалог побуждающий к плану урока:

тему урока мы определили, давайте наметим план действий, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке?

Что мы должны узнать о местах обитания живых организмов, в частности животных?

Давайте сформулируем вопросы, которые нас интересуют научным языком в виде плана: (вопросы плана фиксируются на доске)

Молодцы, тема урока и план урока Вами же намечены, а теперь давайте рассмотрим первый пункт плана и попытаемся ответить на поставленный вопрос.

  • Какие места обитания занимают живые организмов и в частности животные в природе?

    Каковы основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных?

    Что влияет на расселение животных в разных средах обитания?

    Как влияет среда обитания на живые организмы?

3. Поиск решения через диалог

Учащимся предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания, посмотрев на которые дети без проблем определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную)

- Ребята, посмотрите на слайды и определите, какие среды обитания занимают эти животные.

- А как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?

- Какая среда обитания была на ваш взгляд самой первой?

- Какие свойства среды влияют на живые организмы?

Далее внимание учащихся обращается на схему в презентации,(также дидактический материал выдается на парты ученикам), задание найти ошибки в таблице и исправить их.

Экологические факторы среды

Биотические

Абиотические

Антропогенные

Ветер

Температура

Свет

Давление

Структура почвы

Охота

Загрязнение

Осушение болот

Создание заповедников

Посадка деревьев

Хищничество

Паразитизм

Симбиоз

Конкуренция

 

Подводятся итоги самостоятельной работы учащихся, обращая внимание на термины

- Ребята, какие факторы среды называются биотическими? Почему они так называются? Приведите примеры.

- А какие факторы среды называются абиотическими? Почему? Приведите примеры.

- Ну и какие факторы среды называются антропогенными? Приведите примеры.

Учащиеся составляют и записывают в тетради кластер экологических факторов среды

Рассмотрим второй пункт плана: «Основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных.

- Ребята, рассмотрите таблицу на тематической карте. Вы видите, что она заполнена не полностью. Используя текстовый материал, личный опыт, внесите примеры обитателей сред в колонку 2 и дополните особенности абиотических факторов в третьей колонке. Подчеркните те, которые на ваш взгляд, позволили животным занять данную среду обитания.

Работа в группах. Каждая группа работает со своей средой обитания.

Предварительно каждой группе выдается заготовка скелета рыбы и таблица. Повторяем правила работы по заполнению скелета рыбы.

Голову заполняем совместно, на основании вопросов, возникших в ходе обсуждения класса. На основе правил заполнения скелета, верхние кости будут отражать факторы среды (на основе раздаточного материала-таблицы), а нижние кости –особенности строения организмов к среде обитания (на примере представителя данной среды)

Характеристика сред обитания

Среда обитания

Представители среды

Особенности среды

Водная

Заполнятся группой

содержание кислорода

зависимость давления от глубины

температур

плотность воды

проницаемость солнечных лучей (глубина, толща, поверхностный слой)

Концентрация солей (особенно в морях и океанах)

Скорость течения

Свойства грунта

Наземно-воздушная

Заполнятся группой

плотность среды

содержание кислорода

содержание и распределение влаги

Значительные перепады температур (даже в течение суток)

Достаточное количество солнечного света

Почвенная

Заполнятся группой

колебания температур

количество солнечного света

количество кислорода (в зависимости от глубины)

Структура почвы

Влажность почвы

Химический состав почвы

плотность среды

Организменная

Заполнятся группой

Обилие пищи

Температурный режим (климат.условия)

Во время работы групп, на доске оформляю скелет, в котором будут обобщены все результаты работы групп.

Заполнение схемы:

Выступление представителей групп. Каждая группа вывешивает свою таблицу на магнитную доску.

Рассмотрим третий пункт плана «Как влияет среда обитания на живые организмы.»

- Ребята, так какая же среда самая лучшая, самая удобная?

- Почему для рыб наиболее комфортна водная среда, а для кошек наземно-воздушная?

Определение термина адаптация

- Какие признаки позволяют рыбам жить в водной среде?

- А какие признаки позволяют червям острицам жить в теле животных?

Работа в группах с текстовым материалом о приспособленности живых организмов к своей среде обитания. Каждая группа, работая с текстом, выписывает признаки приспособленности к той или иной среде и рассказывает о них классу.

4. Рефлексия

- Что нового вы для себя открыли?

-Что больше всего вам понравилось на уроке?

Домашнее задание: §2, в.3 (письменно), * подготовить сообщение о формах взаимоотношений организмов

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.