Урок биологи на тему «Среды жизни и место обитания животных» с использованием технологии критического мышления
Подготовка к уроку: распечатать схемы скелета рыбы,раздать ученикам, рабочие места расставить в мини-группы в соответствии с количеством сред обитания (4).
«Среды жизни и место обитания животных»
Цель урока: формирование у учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; расширение круга знаний об адаптации организмов к различным условиям жизни в различных средах.
Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
Наземно-воздушная среда обитания
Почвенная среда обитания
Водная среда обитания
Организменная среда обитания
Биотические факторы
Абиотические факторы
Антропогенные факторы среды
Технология урока: развитие критического мышления
Оборудование: таблицы, фотографии, презентации по теме, видеофрагменты, тематические карты.
Ход урока
Актуализация знаний
-
Какие признаки присущи всем живым организмам?
Какими особенностями обладают растительные организмы?
Какими особенностями обладают животные организмы?
В чём заключаются основные признаки отличия животных от растений?
2. Постановка проблемы.
Учащимся предлагается ответить на вопрос
- Где же на Земле обитают живые организмы?
Учащиеся приводят примеры животных и называют разные среды их обитания. (проблемная ситуация)
Диалог, возникший в связи с проблемной ситуацией:
Итак, сколько же разных мнений у нас в классе? (побуждение к осознанию противоречия).
Приходим к мнению, что единого ответа нет.
Значит, возникает вопрос…..? (побуждение к формулированию проблемы)
Учащиеся формулируют вопрос и тему урока: «Где же обитают живые организмы? И почему они там обитают?»
Фиксация на доске темы урока «Среды жизни и местообитания животных»
Диалог побуждающий к плану урока:
тему урока мы определили, давайте наметим план действий, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке?
Что мы должны узнать о местах обитания живых организмов, в частности животных?
Давайте сформулируем вопросы, которые нас интересуют научным языком в виде плана: (вопросы плана фиксируются на доске)
Молодцы, тема урока и план урока Вами же намечены, а теперь давайте рассмотрим первый пункт плана и попытаемся ответить на поставленный вопрос.
-
Какие места обитания занимают живые организмов и в частности животные в природе?
Каковы основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных?
Что влияет на расселение животных в разных средах обитания?
Как влияет среда обитания на живые организмы?
3. Поиск решения через диалог
Учащимся предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания, посмотрев на которые дети без проблем определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную)
- Ребята, посмотрите на слайды и определите, какие среды обитания занимают эти животные.
- А как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?
- Какая среда обитания была на ваш взгляд самой первой?
- Какие свойства среды влияют на живые организмы?
Далее внимание учащихся обращается на схему в презентации,(также дидактический материал выдается на парты ученикам), задание найти ошибки в таблице и исправить их.
Экологические факторы среды |
||
Биотические |
Абиотические |
Антропогенные |
Ветер Температура Свет Давление Структура почвы |
Охота Загрязнение Осушение болот Создание заповедников Посадка деревьев |
Хищничество Паразитизм Симбиоз Конкуренция
|
Подводятся итоги самостоятельной работы учащихся, обращая внимание на термины
- Ребята, какие факторы среды называются биотическими? Почему они так называются? Приведите примеры.
- А какие факторы среды называются абиотическими? Почему? Приведите примеры.
- Ну и какие факторы среды называются антропогенными? Приведите примеры.
Учащиеся составляют и записывают в тетради кластер экологических факторов среды
Рассмотрим второй пункт плана: «Основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных.
- Ребята, рассмотрите таблицу на тематической карте. Вы видите, что она заполнена не полностью. Используя текстовый материал, личный опыт, внесите примеры обитателей сред в колонку 2 и дополните особенности абиотических факторов в третьей колонке. Подчеркните те, которые на ваш взгляд, позволили животным занять данную среду обитания.
Работа в группах. Каждая группа работает со своей средой обитания.
Предварительно каждой группе выдается заготовка скелета рыбы и таблица. Повторяем правила работы по заполнению скелета рыбы.
Голову заполняем совместно, на основании вопросов, возникших в ходе обсуждения класса. На основе правил заполнения скелета, верхние кости будут отражать факторы среды (на основе раздаточного материала-таблицы), а нижние кости –особенности строения организмов к среде обитания (на примере представителя данной среды)
Характеристика сред обитания
Среда обитания |
Представители среды |
Особенности среды |
Водная |
Заполнятся группой |
содержание кислорода зависимость давления от глубины температур плотность воды проницаемость солнечных лучей (глубина, толща, поверхностный слой) Концентрация солей (особенно в морях и океанах) Скорость течения Свойства грунта |
Наземно-воздушная |
Заполнятся группой |
плотность среды содержание кислорода содержание и распределение влаги Значительные перепады температур (даже в течение суток) Достаточное количество солнечного света |
Почвенная |
Заполнятся группой |
колебания температур количество солнечного света количество кислорода (в зависимости от глубины) Структура почвы Влажность почвы Химический состав почвы плотность среды |
Организменная |
Заполнятся группой |
Обилие пищи Температурный режим (климат.условия) |
Во время работы групп, на доске оформляю скелет, в котором будут обобщены все результаты работы групп.
Заполнение схемы:
Выступление представителей групп. Каждая группа вывешивает свою таблицу на магнитную доску.
Рассмотрим третий пункт плана «Как влияет среда обитания на живые организмы.»
- Ребята, так какая же среда самая лучшая, самая удобная?
- Почему для рыб наиболее комфортна водная среда, а для кошек наземно-воздушная?
Определение термина адаптация
- Какие признаки позволяют рыбам жить в водной среде?
- А какие признаки позволяют червям острицам жить в теле животных?
Работа в группах с текстовым материалом о приспособленности живых организмов к своей среде обитания. Каждая группа, работая с текстом, выписывает признаки приспособленности к той или иной среде и рассказывает о них классу.
4. Рефлексия
- Что нового вы для себя открыли?
-Что больше всего вам понравилось на уроке?
Домашнее задание: §2, в.3 (письменно), * подготовить сообщение о формах взаимоотношений организмов