12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блинова Елена Владимировна41

5

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка


«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо


Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом.

Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Например, изучая тему «Спорт», кластер может выглядеть следующим образом:


Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: подбор синонимов к слову like:

enjoy

to be

fond of

like

love

Метод шестиугольного обучения

Его можно широко использовать на уроках английского языка при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Задания с гексами должны иметь определенный уровень сложности, соответствовать возрастным особенностям учеников и реализации поставленных учителем целей. При изучении английского языка усвоение и использование грамматических структур в речи, как правило, вызывает определенные трудности у учащихся, которые обусловлены различием грамматического строя русского и иностранного языка.

Варианты использования технологии шестиугольного обучения

Вариант 1. Использование односторонних гексов со словами.

Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.

Рассмотрим вариант применения технологии шестиугольного обучения на уроках английского языка при изучении грамматического материала, где использование шестигранников помогает группировать и ранжировать слова по различным грамматическим признакам и принципам, выстраивать различные варианты цепочек в необходимой последовательности, что способствует формированию критического мышления у учеников.

Задание построено для изучения грамматического материала по теме «Present Simple».

Поставим следующие задачи:

- создать условия для отработки навыков правильного употребления форм глагола-связки to be во времени Present Simple.

- развивать память, аналитические способности учащихся;

- активизировать лексические знания по теме «Pronouns»;

- сформировать умение правильно соотносить существительные с местоимениями;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.


Вариант 2. Использование гексов с частями слова (морфемами) и словами.


Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «The Adjective».

Поставим следующие задачи:

- выяснить способы образования прилагательных;

- повторить суффиксы прилагательных;

- выработать умение правильно писать прилагательные, образованные суффиксальным способом.

В ходе изучения темы дети будут знакомиться с суффиксальным способом образования прилагательных. Изучив и запомнив основные суффиксы прилагательных в английском, ученики смогут легко выделять эту часть речи из основной лексической массы, а также классифицировать каждое отдельное слово в зависимости от суффикса, входящего в его состав. Сначала учитель знакомит детей с суффиксами, которые учувствуют в словообразовании, а затем предлагает прочитать слова на шестнадцати гексах, вспомнить их значение и распределить эти слова таким образом, чтобы каждое прилагательное примыкало к тому суффиксу, с помощью которого оно было образовано. Важно отметить, что в данном случае прикреплять гескы необходимо в цепочку, чтобы избежать неверных совмещений.

Вариант 3. Использование гексов с изображением.

Задание построено для изучения грамматического материала по теме «Образование вопросительных предложений в Present Simple».

Применение гексов с изображениями особенно оправданно при работе с младшими школьниками. Задания с гексами дают возможность не только задуматься об изучаем объекте, а также иметь зрительную опору, образ, который будет помогать усвоению новой информации. Таким образом у ученика формируется собственная позиция, и это помогает с помощью ряда приемов самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Рассмотрим задание, где дети смогут наглядно составить, запомнить и в дальнейшем правильно употреблять вспомогательные глаголы Do/Does в вопросительных предложениях с опорой на изображения.

Поставим следующие задачи:

- создать условия для тренировки употребления вспомогательных глаголов Do/Does в вопросительных предложениях Present Simple Tense;

- способствовать развитию языковой догадки;

- совершенствовать навыки чтения.


Вариант 3. Использование двусторонних гексов с изображением.


Задание построено для изучения лексического материала по теме «School».

Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать новые лексические единицы, предлоги, предложения диалога и т.д. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.

Рассмотрим составление гексов на примере задания по введению нового лексического материала по теме «Let’s go to school!».

Поставим следующие задачи:

- создать условия для формирования новых языковых компетенций;

- познакомить учащихся с новыми лексическими единицами по теме «School Things»;

- активизировать грамматическую конструкцию «I have».

Вариант 4. Использование маркированных шестиугольников.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Parts of speech».

В английском языке, как и в любом языке все слова по своему смысловому содержанию, синтаксической роли впредложениии морфологическим признакам делятся на части речи. Применение технологии шестиугольного обучения повысит эффективность формирования, закрепления или обобщения данных понятий, поможет ученикам усваивать и закреплять материал более осмысленно и с большим интересом. Рассмотрим пример задания, где используются не только шестиугольники с надписями, а еще и маркированные шестиугольники, т.е. выделенные цветом, что позволяет объединять слова/понятия по признакам в одну группу.

Закрепление знаний по теме: «Parts of speech».

Поставим следующие задачи:

- создать условия для формирования умения определять части речи;

- способствовать развитию внимания;

- содействовать формированию навыка чтения.

Вариант 5. Использование гексов для составления текста.

Актуально использование гексов и в ходе работы по составлению текста на уроках английского языка. Задача учащихся при работе с гексами – организовать их в определенной последовательности при этом шестиугольники располагаются рядом друг с другом так, чтобы выделить связи между предложениями, частями текста.

Рассмотрим составление гексов на уроке по формированию лексических знаний по теме «My Pet».

Поставим следующие задачи:

- выработать умение составлять текст-описание по картине, используя усвоенную лексику по теме;

- учить детей составлять текст в определенной логической последовательности;

- обогащать словарный запас учащихся;

- воздействовать на чувства учащихся, развивать образное мышление.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

Thin” questions

Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong

to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

​​​​​​​ Фишбоун

Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться (индивидуальная, парная или групповая работа).

Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не сравнивается, я суммируется для более полного анализа. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть.

На данном этапе работа является коллективной. Далее учитель делит класс на две группы и предлагает познакомиться с географическим положением СК и США. Каждая группа составляет свой фишбоун, при выступлении дети используют соответствующие союзы (because, thanks to, that`s why). В качестве домашнего задания предлагается составить аналогичный фишбоун о России.

 

Синквейн 


Это быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Синквейн обогащает словарный запас учащихся.

Пример: составление синквейна при изучении темы «Праздники».

Holiday

Nationwide, important

Mark, prepare

I like family holidays.

Tradition



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.