Использование на уроках литературы технологии критического мышления
Использование на уроках литературы технологии критического мышления
Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№14»(НОЦ)
г. Губахи Пермского края
Современный человек в XXI веке существует в условиях развития высоких компьютерных технологий, внедрения высокоскоростного Интернета во все сферы жизни. Человека практически с рождения окружает перенасыщенное информацией образовательное поле, ориентироваться в котором очень сложно. Как никогда важной становится проблема воспитания такой личности, которая не несет с собой по жизни неподъёмный багаж энциклопедических знаний, а обладает таким важным качеством как критическое мышление, позволяющее находить крупицы истины в потоках информации из любого источника. Основой современных образовательных стандартов становится формирование следующих ключевых компетенций:
информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Ключевые компетенции характеризуют не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Значительная роль в проявлении компетенции зависит от обстоятельств. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. Современные условия развития общества доказывают, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа, применять имеющиеся знания в нестандартной обстановке – становятся более актуальными. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции, - это технологии развития критического мышления.
Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны жизни. Урок, построенный по технологии развития творческого мышления, в общем виде состоит из 3 частей: 1) вызов (мотивировка задания), 2)осмысление и выполнение задания, работа с информацией, 3) рефлексия (прояснение смысла, обобщение).
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.
Стадия вызова. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.
Деятельность учителя Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся | Возможные приёмы и методы |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка «известной информации», рассказ: -предположение по ключевым словам; -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; -верные и неверные утверждения; -перепутанные логические цепочки и т.д. |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
2. Стадия осмысления. Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д. |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
3. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. | -Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных ответов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе); -исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедийных информационных источников, огромный выбор развлекательных программ отодвигает чтение на второй план. С другой стороны, чтение не представляет для большинства никакого интереса. Поэтому уроки литературы и русского языка, где изучаются художественные произведения, вызывают сложности у школьников и учителей. Использование на уроках приемов технологии критического мышления делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.
Сначала я решила попробовать эту технологию на уроках литературы, посвящённых изучению биографии и творчества писателя. Такие уроки обычно называют вводными. Начиная изучение творчества того или иного писателя, как правило, учитель очень долго готовится, старается найти интересные факты, подготовить презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное задание одному-двум ученикам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей или пассивных слушателей. Как известно, лекция – самый неэффективный способ обучения (только 5% прослушанной информации усваивается).
Я пошла другим путём. На стадии вызова предложила ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества А.Н.Островского можно составить такой список утверждений:
А.Н.Островского называли «Колумбом Замоскворечья».
Писатель родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников.
Дед Островского был священником.
А.Н.Островский получил прекрасное образование.
Служил секретарем в суде.
Писатель создал театральную школу.
Признание Островскому приносит комедия "Свои люди – сочтёмся"
Любимый жанр Островского — комедия
«Гроза» - первая пьеса Островского.
Задача ученика – не зная ничего о А.Н.Островском, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». Эту игру мы проводили накануне знакомства с творчеством писателя. В качестве домашнего задания предлагалось подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный. Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы».
Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления - осмысление. И здесь целесообразно предложить работу с текстом. Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на прошлом уроке игрой «Верные-неверные утверждения» и продолжившийся дома при подготовке сообщения. Я предлагаю ребятам, пользуясь своим подготовленным текстом, заполнить первую графу таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Достаточно записать 5 интересных фактов. Каждого прошу высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем мы заполняем вторую графу. Формулируем вопросы, это тоже искусство. Завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. Каждому ученику персонально я выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём маркировки (INSERT).
Для маркировки текста используются следующие значки:
«v» - это известно;
«+» - это интересно, неожиданно;
«?» - хотелось бы узнать подробнее.
Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена. Но осталась последняя стадия, самая важная, - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, можно написать синквейн.
Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
Вот так, например, выглядит синквейн, написанный восьмиклассницей на уроке, посвящённом изучению биографии М.Ю. Лермонтова:
1. Лермонтов.
2. Одинокий, свободный.
3. Страдает, предчувствует, любит.
4. Романтик всегда обречён на одиночество.
5. Гений.
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
-Объясните, почему…? -Почему вы считаете…? -В чём различие…? -Предположите, что будет, если…? -На что похоже? | -Кто? Что? -Когда? Может…? -Будет…? Мог ли…? -Было ли? Согласны ли вы? -Верно ли? |
Таблица « толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы для изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к « тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает учитель или вопросы учебника. «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников после изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:
Почему роман называется «Преступление и наказание», а не Раскольников?
Что устарело в романе и что является актуальным?
Что означает желтый цвет в романе?
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно - три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что старые добрые сказки одинаково любят дети и взрослые. Но далеко не каждый из нас знает сказки современных авторов. И потому пробел этот я решила восполнить на уроке литературы в 6 классе, познакомив ребят с творчеством ленинградского писателя Валерия Роньшина. На уроке дети должны были в очередной раз убедиться в том, что «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…». Когда ребята увидели на классной доске название «Злушка», они поторопились меня исправить: «Вы букву пропустили, ведь сказка называется «Золушка». Но ошибки не было. Моим шестиклассникам посчастливилось прочитать новую, доселе неизвестную им интересную сказку. Чем заканчивается любая сказка, старая, современная ли? Добро непременно побеждает зло, именно так происходит и в жизни – это простое правило в очередной раз выводили, доказывали и усваивали дети на этом учебном занятии.
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: «Сказка-ложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)
Цели урока:
Образовательная: формирование интереса к произведениям современной отечественной литературы.
Развивающая: развитие критического мышления посредством осмысления художественного текста.
Воспитательная: воспитание чуткости к проявлению добра и нетерпимости к проявлению зла.
Содержание урока:
1.Стадия вызова. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: «Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с « уроком»? ( Сказка)
-А вы любите читать сказки? Чему учат сказки?
Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с произведением современного писателя Валерия Роньшина « Злушка»
-Какую сказку напоминает вам это название? ( «Золушка» Ш.Перро)
-Что же случилось с названием у Валерия Роньшина? (выпала буква О)
Сокращение имени на одну букву порождает игру слов.
-Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (прием « Рыбная кость»)
-Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Почему вы так решили?
Тема нашего урока: « Сказка – ложь, да в ней намек…» (по произведению В. Роньшина «Злушка»)
-Какой намек может быть в сказке обычной?
-А в сказке Роньшина?
-Какая проблема заложена в имени героини? (противостояние добра и зла)
2.Стадия осмысления
-Сейчас я прочитаю вам сказку. Ваши действия: внимательно меня слушать и по ходу чтения выделять слова, которые, по-вашему, мнению, характеризуют героиню.
-Вернемся к схеме, посмотрите, ваши предположения оказались верны? (да, нет) Если появилось что-то новое, то запишите.
Вопросы по содержанию текста:
«Тонкие»:
-Какое предложение в тексте прекрасно характеризует Злушку? («…как я всех ненавижу!»)
-Какие герои встретились в сказке…(Злушка, лесничий, принц, Марта, Арлет, фея, король)
-Почему Злушка невзлюбила Марту и Арлет? (они были добрые и трудолюбивые)
«Толстые»:
-Почему совершив одно преступление, Злушка совершает другое? ( Почувствовала безнаказанность)
-Почему никто не пытался ее остановить? (другие герои были добрыми…)
« Предсказание»
-А чем закончилась сказка? (нет конца)
-Вот я вам и предлагаю выступить в роли сказочника: «Допишите конец сказки»
-Почему вы придумали такой финал?
-А теперь послушайте, как заканчивается сказка у Валерия Роньшина «Сказка- ложь, да в ней намек…» Какой намек у Валерия Роньшина? Совпадает он с вашими мыслями?
3.Рефлексия
-В чем особенность этой сказки? (страшилка)
-Как вы считаете, эта сказка актуальна для нашего времени?
-Что вас удивило в этой сказке?
-Закончите фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что ….(добро побеждает зло)
-Что нового вы узнали на уроке?
На уроке использовала элементы технологии критического мышления и в очередной раз убедилась, что применение этой технологии дает ученику повышение интереса к изучаемому материалу, к процессу обучения; умение критически мыслить; работать в сотрудничестве с другими. А мне, как учителю, эта технология помогает создать в классе атмосферу открытости, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя. Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение художественной литературы… перестало быть отличительной чертой нашего народа».
Л.С.Айзерман писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то, скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра». Вот поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке.
Конспект урока по литературе в 8 классе
Тема: «Что с нами происходит?» (по рассказу В.Астафьева «Записка»).
Цели урока:
Образовательная цель: выполнить вместе с учащимися комплексный анализ текста рассказа В.П.Астафьева «Записка».
Воспитательная цель: вызвать интерес учащихся к таким нравственным категориям, как «ответственность», «долг».
Развивающая цель: развивать навыки аналитического чтения произведения посредством Технологии критического мышления через чтение и письмо
Содержание урока.
1.Стадия вызова.
Слово учителя: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на тему сегодняшнего урока Перед нами слова В.М.Шукшина. Как вы думаете, кому известный писатель сказал их.
-Что вы знаете об авторе рассказа, о В.П. Астафьеве, о его жизни и творчестве? (ребята рассказывают интересные факты из жизни писателя).
-Рассказ «Записка» взят из сборника рассказов Астафьева «Затеси». Знаете ли вы, ребята, что такое « затесь»?
Затесь (в предисловии к сборнику “Затеси”) - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь - отметина, зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью - С какой целью люди создают записки?
-Посмотрите на форму слова «записка». Каким способом образовано это слово? (за+пис+ к+а)
-Ребята, найдите корень слова.
-Знаете ли вы, как называется литературный жанр, который характеризуется формой личных писем
-В наш век глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты мы теряем навык написания писем. Время больших скоростей заставляет нас спешить, и, как правило, мы общаемся друг с другом с помощью коротких фраз-записок. Ведь вы все пишите записки в компьютерной сети или по телефону. Они большие? Что же пишут в записке?
-Итак, вернемся к рассказу «Записка». Как вы думаете, о чем будет рассказ с таким названием?
-Мы сегодня обратимся к тексту одной записки. Как видим, слов в ней мало, поэтому каждое очень весомо.
2. Стадия осмысления.
Далее читается начало рассказа, сам текст записки: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.
-Обратить внимание на ключевые слова:
«Прокорм» (разг.) - чье-то содержание, пропитание, обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды.
«Объесть» - съесть больше положенного, отобрать последний кусок.
«Зловредный» - очень вредный, сложение двух корней, сложение «двух зол»
-Как вы думаете, кому может принадлежать такая записка? Кто ее создал?
После этого читаем 3 смысловую часть рассказа “Записка (прием «Активное чтение», «Заметки на полях»).
« Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы».
-Что бы вы предложили сделать с автором этой записки?
Чтение 4 смысловой части.
« Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».
-Какова позиция писателя? Какая зарубка в его сердце так болит?
То, что предлагает писатель – “пороть”, - это от безысходности. Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же делать?
-Какую проблему вы можете сформулировать, прочитав этот рассказ? (прием «Мозговая атака»).
Подумать и записать все, что уже известно или можно предположить
3.Рефлексия.
-Ребята! У вас есть несколько минут, чтобы осмыслить все происходящее на уроке и сделать вывод. Напишите, пожалуйста, записку нашим современникам в виде пятистишия, которое называется синквейном. При написании опирайтесь на слова В.М.Шукшина: «Что с нами происходит?» Ребята составляют синквейн по алгоритму и в конце урока зачитывают свои работы.
Приложение.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
Фрагмент урока литературы на тему: "Рассказ "Зеленая лампа" А. Грина
Содержание урока
1.Стадия вызова.
Приём “Ассоциации”.
- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?
(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)
- Почему именно так называется произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.
Приём “Синквейн”.
- Составьте синквейн “Зелёная лампа”.
Лампа.
Тёплая, уютная.
Светит, привечает, помогает.
Зелёная лампа дарует жизнь.
Радость.
2. Стадия осмысления.
Приём “Чтение с остановками”.
Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.
3. Стадия рефлексии.
- Как бы вы сейчас составили синквейн “Зелёная лампа”? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили?
Лампа
Зелёная, настоящая.
Светит, греет, обнадёживает.
Лампа, озаряющая темноту ночи!
Маяк!
Конспект урока литературы в 10 классе
Тема: «Поговорим об одиночестве..." (анализ рассказа Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон")
Этапы урока | Приемы урока |
1.Проверка домашнего задания (сведения по биографии Л.Петрушевской) | Прием «Верные – неверные утверждения» Родилась в Москве 2.Жила в детском доме. Окончила факультет журналистики МГУ. 4.Работает только в жанре прозы. Академик Баварской академии искусств. Лауреат литературной премии Триумф – 2002 Проявила себя только на литературном поприще. |
2.Вызов. Обсуждение названия рассказа. | О чем будет текст? Какие ассоциации возникают при чтении названия? |
3.Осмысление. Знакомство с произведением и работа с текстом | А теперь переходим непосредственно к тексту. Читаем до слов «…и музыка вдруг кончилась». -Почему музыка закончилась? Ваши предположения? - Какой мотив сразу же бросается в глаза? (Одиночества) - Чему противопоставлено одиночество женщины (женщина одна, а стариков – двое, композиторов – двое, музыка звучит в паре…) А хорошо ли старикам вдвоём, в этом мире? (Да, вроде бы, но ведь старики оказываются тоже вместе в этом мире одиноки, хоть и вдвоём, зачитаем 2-й абзац:… вот они двое, никем не потревоженные, не замеченные…) - А музыка Шопена и Мендельсона? Нужна ли она? Кому? (Старикам она напоминает об их молодости, о любви о чувствах, пережитых ими в молодости, что, возможно, помогает им жить… - Приходят ли к старикам дети, сослуживцы? Нужны ли они кому-нибудь? - Кому мешает музыка стариков? Почему? (музыку соседка называет проклятой). Представим себе модель мира этого рассказа. В центре – одна женщина. Её окружают: муж с женой, Шопен и Мендельсон. Всех вместе окружают …все знакомые и на работе, все подряд. - Почему женщина одинока? (Скорее всего, потому, что она эгоистична.) Расставляя акценты в трактовке одиночества женщины, мы уже столкнулись с тем, что одиночество это двойственно: одна, и в то же время с соседями и их музыкой. Они вместе, а, в сущности, одиноки. Противопоставления существуют не только в такой парадигме: ОДНА – ДВОЕ, мы уже выяснили, что в рассказе противопоставлено практически всё, но только один предмет может быть контрастен по своему предназначению: Телефон Женщина звонит по телефону, рассказывает о своих соседях, попросту болтает. Старик же ползёт к телефону за помощью. Противоречивы не только действия героини, но и её мысли. Она жалуется всем подряд по телефону на шум музыки (…невозможно ведь каждый вечер затыкать уши телевизором). Если всмотреться в образы женщины и стариков и ещё глубже, мы сможем увидеть с вами два мира – мир реальной жизни и мир сказки – мечты. Но могут ли эти миры существовать друг без друга? Наверное, нет. Хочется остановиться на многих и многих деталях рассказа. Однако, предлагаю завершить наш сегодняшний разговор обострившимся слухом героини. Что это? Она, равнодушно – грубая, шутливая, смеющаяся, когда не до смеха, раздражённая татати – татата, вдруг меняется, вспоминает Шопена и Мендельсона и стариков с любовью и жалостью, оценивает стариков, как образованных, завидует им даже (вот это были люди, как в сказке). Слух обострился, и обострилось чувствующее прекрасное сердце, или родилась (а может быть, возродилась) душа?… Ну и слух у меня – это жалоба на что, тревога за что, восхищение чем, укор чему ?. . Так о чём же этот рассказ? (о любви и верности, о любви и смерти). Почему у героев рассказа нет имён? (таких людей в наше время много). |
Рефлексия | «Письмо по кругу» (Как надо жить, чтобы не стать одиноким стариком или “брошкой”?) |
Результативность опыта
При реализации технологии развития критического мышления проводился мониторинг учебно-воспитательного процесса, который включал в себя: динамику качества знаний по предмету, уровня обучаемости, изменения в личностном и интеллектуальном развитии обучающихся, диагностику уровня воспитанности.
Динамика качества знаний
класс | год | качество знаний |
10А | 2012-2013 | 64,9% |
11А | 2013-2014 | 77,8% |
10 Б | 2012-2013 | 92% |
11 Б | 2013-2014 | 100% |
Динамика обучаемости (по методике Третьякова П.И.)
10 А-11А
год | уровень |
2012-2013 | I – 29,4% II – 53 % III – 17,6% |
2013-2014 | I – 23,5% II – 41,21 % III – 35,29% |
Анализ данных, заключенных в таблице позволяет сделать вывод о том, что за два учебных года происходит повышение уровня обучаемости по III уровню с 17,6% до 35,29% и снижение учащихся с I уровнем обучаемости с 29,4% до 23,5%.
10 Б– 11Б
год | уровень |
2017-2018 | II – 56 % III – 44 % |
2018-2019 | II – 42% III – 58% |
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что за два учебных года происходит повышение уровня обучаемости по III уровню с 44 % до 58% и снижение учащихся со II уровнем обучаемости с 56% до 42%.
Уровень воспитанности
При реализации технологии развития критического мышления проводилось изучение динамики уровня воспитанности:
10 Б – 11Б
год | уровень |
2017-2018 | II –36 % III – 64 % |
2018-2019 | II – 28% III – 72% |
10 А-11А
год | уровень |
2017-2018 | I – 42% II – 28% III – 30% |
2018-2019 | I – 36,% II – 32 % III – 32% |
Из приведенных таблиц можно сделать вывод, что уровень воспитанности при применении технологии развития критического мышления увеличивается.
Динамика уровня интеллектуального развития
(Методика Р. Амтхауэра «Тест интеллектуальных способностей»)
10 В – 11В
год | уровень |
2017-2018 | средний уровень- 37% высокий уровень- 63% |
2018-2019 | средний уровень- 28% высокий уровень- 72% |
10 А-11А
год | уровень |
2017-2018 | низкий уровень-38% средний уровень- 30% высокий уровень- 32% |
2018-2019 | низкий уровень- 26% средний уровень- 28% высокий уровень- 46% |
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о наличии положительной динамики в формировании логических операций и общих интеллектуальных способностей. Результаты диагностики указывают на положительную динамику формирования эмоциональной сферы, что проявляется в учебном процессе через самостоятельное планирование учебной деятельности, развитие рефлексии и эмпатийных способностей. Технология критического мышления в рамках личностно-ориентированного подхода помогла мне добиться положительной динамики в учебных достижениях моих учащихся. Динамика результатов, приведенных в таблицах, свидетельствует о результативности использования технологии критического мышления на уроках литературы.