Методические указания и рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса на занятиях по иностранному языку у дошкольников и младших школьников»
Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса на занятиях по иностранному языку у дошкольников и младших школьников.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях является одной из основных задач для педагогов. По данным системы здравоохранения хоть и число детей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, возросло (30%), но оно пока ниже уровня развитых стран (40-60%). Многие дети ведут малоподвижные образ жизни, также и в связи с возрастанием зависимости детей от электронных гаджетов. Задачами педагога является не только обучения, но воспитание определенной системы ценностей, включающей и здоровый образ жизни.
Задачами здоровьесберегающих технологий является не только улучшение реального здоровья детей, но и мотивирование к ведению здорового образа жизни, а также создание эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия детей.
Занятие по иностранному языку один из наиболее сложных, поэтому использование здоровьесберегающих технологии оправдано и необходимо.
Не использование динамических пауз, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте ведет к снижению внимания, быстрой утомляемости и низкому качеству усвоения материала. Эффективна постоянная смена деятельности через 5-10 минут: аудирование, говорение, письмо, чтение, просмотр видеоматериалов, рисование и т.д. Стимулирование творческого отношения к теме урока, использование нетрадиционных способов и приемов, динамичных пауз, игр, песен, пальчиковых игр делает занятие более интересным и увлекательным. На занятие педагог должен стараться не допускать утомляемости детей, внимательно следить за состоянием детей. Признаками утомляемости является шум на занятие, увеличение числа ошибок, отвлекаемость, рассеяность внимания.
Динамичные паузы используются при утомляемости детей и снимают напряжение общей моторики. Время проведения динамичных пауз 2-5 минут. Примеры динамичных пауз.
Например, называем части тела и показываем их:
Head, shoulders, knees and toes
Голова, плечи, колени и носки (пальцы ног)
Knees and toes (колени и носки)
Head, shoulders, knees and toes (Голова, плечи, колени и носки (пальцы ног)
Knees and toes (колени и носки)
And eyes and ears and mouth and nose (И глаза и уши и рот и нос)
Head, shoulders, knees and toes (Голова, плечи, колени и носки (пальцы ног)
Knees and toes (колени и носки)
After a bath. (после ванны)
After a bath (после ванны)
I try, try, try, (Я сохну, сохну, сохну)
To wipe myself (Вытираю себя)
Till I dry, dry, dry. (Пока не высохну 3 р.)
I wipe my hands (я вытираю руки)
And fingers and toes (пальцы рук и пальцы ног)
And two wet legs (и две мокрые ноги)
And a little shiny nose. (и маленький блестящий носик)
Just think how much (только я думаю как много)
Less time I'd take (времени я трачу)
If I were a dog (если я был бы собакой)
And could shake, shake, shake. (Я мог отряхнуться 3 р.)
Эти и многие другие рифмовки забавны и могут использоваться для проведения физзарядок.
На уроках я также практикую пальчиковые зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.
•These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук скрещены )
This is mother's table ( изображаем столик )
This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму )
This is baby ' s cradle . (колыбелька для ребенка)
***
Five little gentlemen
Going for a walk.
Five little gentlemen
Stop for a talk.
Along came five ladies
They stood all together
And they began to dance.
(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).
После письма хорошо проводить зарядку для глаз.
Look left, right (Посмотри налево, направо)
Look up, look down (Посмотри наверх и вниз)
Look around. (Посмотри вокруг)
Look at your nose (Посмотри на нос)
Look at that rose (Посмотри на эту розу)
Close your eyes (Закрой глаза)
Open, wink and smile. (Открой, подмигни и улыбнись)
Your eyes are happy again. (Твои глаза снова светятся)
Подвижные игры также с энтузиазмом воспринимаются обучающимися. Примеры игр:
Например, при изучении счета, используются карточки с цифрами или картинки с предметами, определенного количества. Каждый ребенок вытягивает свою карточку с цифрой, не показывая другим. Затем педагог считает до 10, а дети должны успеть построиться в порядке возрастания или убывания чисел. Затем они называют свои числа.
Игра «Sparrows or crows» (Воробьи и вороны). Стоит воробей, на расстоянии 3 шагов от него ворона. Дети говорят «Sparrow, fly away». (Улетай воробей). Воробей обегает круг, ворона за ним гонится. Если ворона догоняет, воробей становится вороной.
Игра «Fishing» (Рыбалка). Двое рыбаков держат большой головной платок. Произносится рифмовка во время которой остальные детки (рыбки) пробегают по очереди под платком (сетью).
Fish is tasty, (рыбка вкусная)
Fish is fat, (рыбка жирная)
Fish is here – (рыбка уже здесь)
In my net. (в моей сети)
По окончании рифмовки платок опускается, ловится рыбка, которая заменяет одного из рыбаков.
Занятие английским языком требует напряжения и концентрации внимания, поэтому после умственной нагрузки детям можно дать отдохнуть с помощью минут релаксации, в том числе с музыкальным сопровождением отрывков классической музыки или звуков природы. Например, закройте глаза и представьте, что вы находитесь (Close your eyes and imagine that you are …) на море, в лесу, на волшебном ковре-самолете и т.д. Причем минутки релаксации должны быть связаны со сценарием занятия.
Время от времени нужно проводить нетрадиционные занятия. Например, занятия-путешествия, занятия-праздники и многое другое. Например, очень интересные праздники разработаны М.Д. Астафьевой. Они не требуют большой подготовки и посвящены национальным английским и американским праздникам (Праздник урожай, День Гая Фокса, День Благодарения, Рождество, День Святого Валентина и т.д.) и насыщены большим количеством песен и подвижных игр, которые можно насыщать ранее изученным материалом. Например, игра жмурки с Пасхальным кроликом. (отрабатывается глагол to be). Водящий спрашивает: Are you, Ann? – Yes, I am.\No, I’m not.
Также снятию психологического напряжения способствуют элементы драматизации на занятие. Это могут быть любые известные сказки на английском языке, подходящие по возрасту и уровню владения грамматическим материалом.
Так как задачами здоровьесберегающих технологий является не только реальное здоровье обучающихся, но мотивирование к здоровому образу жизни, поэтому проведение занятий полностью посвященных спорту и здоровому образу жизни.
Пример, примерный сценарий, проводимого мной занятия «Олимпийские игры». Дети делятся на две команды Russia и Great Britain (Россия и Великобритания), выдаются плакаты с флагами. Команды участвуют в различных видах спорта.
Tennis. (Отбиваем удары, придумывая рифмовки к словам: A cat – a bat, a stick – a twig. Побеждает команда отбившая большее количество ударов)
Shooting (Стрельба. Используется дартс. На мишени прикреплены номера вопросов. Нужно не только попасть, но и ответить на вопрос по теме спорт, возможно с вариантами ответов. Например, какой известный вид спорта возник в Англии?)
Jumping (Прыжки. Прыжки через скакалку. Дети считают по-английски количество прыжков представителей команды. Кто больше.)
Running (Забег на длинную дистанцию. Первая команда называет слово на английском, относящееся к спорту. Вторая команда повторяет первое слово и называет своё. И так далее пока не закончатся слова или команда не сможет повторить названные ранее слова.)
Basketball (Баскетбол. Команде показывается картинка с видом спорта. Если ответ правильный, они получают возможность бросить мячик в корзинку. За каждое попадание - очко.) и т.д.
В конце игры звучит гимн, выигравшей страны. Дети получают медали.
Использование различных видов деятельности на занятии, здоровьесберегающих технологий и приемов помогает поддерживать интерес к предмету иностранный язык, способствует сохранению и укреплению физического и психического состояния детей.
Литература:
Астафьева М.Д. Праздники для детей, изучающих английский язык. – М.: Мозайка – Синтез, 2009.
Белянко Е.А. Драматизация в обучении английскому языку. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития: доклад к XVIII Апр. междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества/ рук. С.В. Шишкин. – М.: изд. Дом Высшей школы экономики, 2017.
Пешкова Г.В. Пальчиковые игры на английском языке. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.