Методические указания «Рекомендации для учителей начальных классов по использованию орфографических словарей при обучении младших школьников»
.Разработка рекомендаций для учителей начальных классов по использованию орфографических словарей при обучении младших школьников
Основы грамотного использования словарей при обучении орфографии младших школьников
Работа современного учителя в начальной школе предъявляет большие требования к педагогической компетенции, методическим умениям и навыкам в обучении младших школьников родному языку. В формировании педагогических компетенций в федеральном государственном образовательном стандарте особая роль отводится развитию интеллектуально-творческих способностей, воспитанию навыков самостоятельной работы младших школьников в образовательном процессе, что невозможно без применения справочной литературы, в частности ееглавных видов - словарей, типы которых более подробно раскрыты в монографии «Лексикография русского языка» В. В. Дубичинского.1
Итак, обучение в современной школе младших школьников русскому языку не представляется возможным без использования справочников и словарей. Выработка навыков работы со словарями признается важнейшим условием развития интеллекта ребёнка и его успешного обучения родному языку.
Ввиду этого учитель обязан знать методику работы со словарями разных типов, уметь прививать младшим школьникам навыки работы со словарями, чтобы полученные в ходе обучения знания в должной мере соответствовали требованиям ФГОС.
В последнее время в отечественной педагогике пристальное внимание уделяются критериям оценки компетенций и понятию компетенции. В понятии компетентности в современной педагогике выделяют теоретическую составляющую - практический аспект и методическое мышление - методические компетенции.
Более подробно в рамках настоящей выпускной квалификационной работы хотелось бы осветить внимание практическому аспекту. Как отмечает большинство российских методистов и ученых, использование в течение только одного года орфографического словаря позволяет на 30 процентов сократить число орфографических ошибок, обогатить лексический запас младших школьников 1-2 тысячами новых слов, которые так нужны для усвоения знаний и полноценного развития мышления.2
Однако не секрет, что словари, несмотря на свою высокую значимость, так и не заняли должного места в развитии и обучении младших школьников. Большая часть обучающихся, так и не приобретает навыки работы со словарями.
Во-первых, нередко и сами учителя просто-напросто не пользуются изданными словарями, отдавая предпочтение их «самодельным» версиям (мини-словарики в конце школьных учебников, словарики трудных слов). Во-вторых, случается и так, что сам педагог не умеет грамотно организовать работу на уроках русского языка начальных классов со словарями, поскольку не знает специфики отельного словаря, методические принципы работы с ним. В-третьих, пособий по работе со словарями в современной методике крайне мало, причем в них, как правило, рассматривается методика работы исключительно с одним типом словарей - орфографическим.3
Фактически нет методических пособий по другим разновидностям словарей - толковым и орфоэпическим. При этом без прививания соответствующих навыков работы со словарями формирование полноценных орфографических навыков становится практически невозможным.
Все это предопределяет актуальность проблемы создания эффективной методики работы со словарями разных подвидов в начальной школе.
Сперва рассмотрим общие принципы применения словарей, а потом остановимся на специфике работы с каждым из них, уделяя повышенное внимание толковым и орфоэпическим словарям.
Итак, для организации продуктивной работы со словарями в рамках начальной школы целесообразно придерживаться следующих методических принципов:
- систематически прибегать к их использованию на уроках;
- постепенно прививать младшим школьникам навыки работы со словарем;
- учитывать специфику психологических и возрастных особенностей младших школьников.4
Постепенное прививание навыков и умений работы со словарем, прежде всего, подразумевает поэтапное знакомство с ним: принципами расположения слов в конкретном словаре, его устройством, языковыми пометами (в начальной школе их еще называют знаками-помощниками). Систематическим использованием словаря следует считать работа с конкретным видом словарей в течение всего процесса обучения в младшей школе, а точнее на 3-4 уроках в неделю (по 10 минут на каждом уроке) для различных видов работы:5
- творческой и репродуктивной;
- индивидуальной и коллективной;
- письменной и устной.
Для достижения высоких результатов важно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников, специфику их интересов, которые считаются неустойчивыми, мало дифференцированными, зависимыми от внешних факторов, поэтому получить систематические навыки работы со словарями представляется возможным только при использовании интересных упражнений и заданий по орфографии.6
К. Д. Ушинский уверял, что такие занятия в обязательном порядке должны быть занимательными. При этом занимательность он разделил на «внешнюю» - занимательность формы, а также «внутреннюю» - занимательность по содержанию. К занимательным упражнениям и занятиям по форме он отнес ребусы, загадки, поговорки, кроссворды, короткие стихи, а к занимательным по содержанию - материал из детского фольклора и литературы. Применение в ходе обучения младших школьников интересного материала создаст, по мнению педагогов и психологов, мотивацию, необходимую для их развития и обучения, сделает обучающий процесс рефлективно-ориентированным.
Прежде чем начать ознакомление младших школьников с тем или иным словарем, необходимо выбрать сам словарь, что на сегодняшний день является не простым заданием. За последние десятилетия было издано достаточно большое количество всевозможных словарей, поэтому учителя и студены часто затрудняются в своем выборе.
Словарь для младших школьников должен соответствовать следующим требованиям:7
Объем словаря не должен превышать 5 тысяч слов, об этом оговорено в образовательной программе. При этом, общее количество слов в словаре может варьироваться от 1 - 5 тысяч слов. Это зависит от его разновидности. Так, для орфографического словаря наиболее оптимальным является объем в 1-2 тысячи слов (обязательный минимум для начальной школы). Для орфоэпического объем, как правило, составляет около тысячи слов, поскольку сложностей при произношении слов у младших школьников гораздо меньше, нежели при их написании. Толковый словарь обычно содержит до 5 тысяч слов, ведь именно при работе с таким типом словарей происходит обогащение словарного запаса младших школьников.
В состав словаря должны входить слова, актуальные для детской речи; в нем должны использоваться примеры, которые вызовут интерес у детей: скороговорки, загадки, примеры из любимых детских книг. Так, при выборе словаря следует акцентировать внимание на первые слова, стоящие в словаре. Если первым словом будет абажур, абзац или аббат, то это все же словарь не для младших школьников. Ведь такие слова не входят в активный или даже пассивный словарный запас учеников младших классов, ребенок в таких словах не нуждается.8
Методика работы со словарем подразумевает поэтапное знакомство с ним, имеет специфику исходя от его типа.
Остановимся на общих методических принципах прививания младшим школьникам навыков работы со словарями.
При работе со словарями можно выделить три этапа: подготовительный, этап первичного знакомства, основной этап.
Главной задачей учителя на подготовительном этапе считается вооружение младших школьников элементарными навыками обращения со словарем, их подготовкой к выполнению разнообразных учебных упражнений по русскому языку при помощи словаря.
Основным содержанием данного этапа является усвоение алфавита. Можно применять следующие формы работы: хоровое проговаривание алфавиту в словаре или по настенной таблице. Для закрепления знаний о порядке букв алфавита целесообразно использовать следующие упражнения:
1) буква заблудилась. Детям предоставляется фрагмент алфавита с буквами, стоящими не на своих местах, к примеру: Б, Г, А, В, Д;
2) буква потерялась, к примеру: Д, Е,.. .Ж, З;
3) буквы слева и справа от буквы И.
Подготовительный этап завершается знакомством младших школьников с тем или иным словарем.
Ученики под руководством учителя на этапе первичного знакомства со словарем составляют алфавитный указатель для него, знакомятся с автором, предисловием и названием. Особое внимание целесообразно обратить на условные обозначения, находящиеся в начале словаря. К примеру, в орфоэпическом словаре: термометр [Т'] -произноси мягко, термос [ТЭ] - произноси твёрдо. Потом ученики младших классов должны познакомиться с расположением слов на первой странице словаря.9
На основном этапе дети должны продолжить свое знакомство со структурой и содержанием словаря. Пристальное внимание педагог должен уделять формированию навыков нахождения слова по его первой букве, а затем - по второй и третьей буквам. Пока дети в достаточно степени не ориентируются в словаре, можно использовать упражнения с заданиями, где обучающийся должен найти слово и объяснить, почему оно стоит именно на таком месте. При работе младших школьников со словарем на данном этапе нужно называть детям страницу словаря, в противном случае будет потрачено много лишнего времени на поиск слова.
Так, педагог может дать детям следующее задание: найдите в словарике на … странице слово огурец. Какое слово стоит перед ним и почему? Какое слово стоит после слова огурец и почему?
Когда дети учатся находить слова по второй букве, можно предложить им задания, где нужно объяснить порядок слов в словаре, расставить в правильном алфавитном порядке слова, предложенные учителем.
После того как вторая буква младшими школьниками будет освоена, можно переходить к третьей. Чтобы упражнения не были однообразными и скучными, целесообразно использовать интересные задания: скороговорки, загадки, примеры из детских книг, короткие стихи.
Основной этап работы со словарем должен заканчиваться контрольной или проверочной работой с заданиями поиска в словаре слова за установленное учителем время. Так, к примеру, за 5 минут ученики 1 класса должны найти в словаре 2-3 слова. Если они за отведенное им время не успевают найти слова, следовательно, данный навык у них развит еще слабо. Контрольные и проверочные работы можно проводить и в процессе работы со словарем, однако не чаще одного раза в четверти, либо полугодии.10
Рассмотрев общие принципы работы младших школьников со словарями, подробнее остановимся на специфике методики работы с их отдельным подвидом. Для начальной школы основными словарями принято считать следующие виды: орфоэпический, орфографический, толковый.
На наш взгляд, они в обязательном порядке должны использоваться для обучения родному языку младших школьников. При этом, отбирая для работы определенные слова, учитель обязан учитывать возрастную категорию своих учеников, уровень их знаний по русскому языку, а также изучаемой темы. Например, ученику 1 класса вряд ли нужно объяснять смысл слов баобаб, динозавр, дрессировщик и предлагать запомнить правильное написание таких слов. А учащимся 4 класса, в свою очередь, не следует ученикам, например, 4 класса, предлагать для толкования такие стоит предлагать для изучения такие слова, как береза, лиса, врач, ведь для них такие слова будут чрезмерно легкими.11
Задачи изучения словаря и методические принципы работы с ним зависят от его типа. Так, при использовании орфографического словаря основная задача - научить детей находить орфограмму в слове, уметь грамотно писать, проверять по словарю трудные для них слова, поэтому основные виды упражнений должны содержать задания по орфографии: назови орфограмму, найди в словаре слово, впиши в слово пропущенную букву и проверь правильность написания по словарю, найди проверочное слово, впиши букву. Педагог при этом должен четко представлять, слова с какими орфограммами включаются в орфографические словари для младших школьников, уметь их распределять по классам.
К основным типам орфограмм относят:
- проверяемые безударные гласные (к примеру, золото - позолота);
- непроверяемые безударные гласные (к примеру, корова);
- гласные после шипящих (к примеру, жираф, шорох);
- ъ и ь разделительный знак;
- парные, удвоенные, непроизносимые согласные.
Педагог должен организовать работу учеников начальных классов со словарем таким образом, чтобы были максимально учтены интересы детей. К примеру, можно использовать загадки, отгадку которой дети должны найти на указанной странице словаря, поговорку или скороговорку, в которой требуется дописать последнее слово, проверить его по словарю и т.д. К примеру: найди на … странице словаря отгадку в загадке: «Целый день она ползёт, листья целый день грызёт». Затем педагог может дать детям уже новое задание: поставить ударение в найденном слове и подчеркнуть в нем все гласные, которые нужно запомнить.12
Задания можно придумать для любой страницы словаря, при этом учитель, конечно, должен учитывать изучаемые в конкретном классе орфограммы.
Не менее интересным словарем, обязательным для развития грамотной речи у учащихся начальных классов, считается орфоэпический. В орфоэпический словарь включены слова, представляют трудности в произношении. Это слова, в которых чаще других встречаются ошибки в ударении (к примеру, звонит, свекла, украинский), произношении перед буквой е мягких или твердых согласных (к примеру, шинель, фанера, компьютер), слова, написание и произношение которых различается (к примеру, конечно, скучно, яичница).
Главная задача применения орфоэпического словаря в ходе обучения русскому языку младших школьников - научить детей говорить правильно, видеть речевые ошибки, уметь их исправлять, используя словарь. Задания и упражнения по орфоэпическому словарю для младших школьников должны содержать следующие задачи: найти слово с трудным ударением, прочитать его правильно и запомнить; найти слова, написание и произношение которых отличаются; найти слово и поставить его в грамматическую форму. 13
Так, педагог начальных классов может дать следующее задание своим ученикам: найди слово, образованное от слов золотое яблоко, проставь его в родительный падеж множественного числа и обязательно запомни.
Учитель при выставлении отметок за работу учеников с орфоэпическим словарем, должен отмечать, правильно ли разговаривает школьник, находит ли он речевые ошибки у себя и своих одноклассников, умеет ли их исправлять, пользуясь словарем.
Основная задача работы с толковым словарем младших школьников заключается в обогащении их словарного запаса. Не секрет, что словарный запас 6-7 - летних детей не велик, они знают большинство слов лишь в одном, прямом значении. В речи данной возрастной категории детей господствуют слова с предметным значением, а слов с абстрактным значением гораздо меньше (грусть, радость, дружба). При работе с толковым словарем младших школьников необходимо придерживаться методических принципов словарной работы, которые были сформулированы в свое время М.Р.Львовым: уточнение словаря и обогащение его новыми словами, активизация словаря, усвоение многозначности, то есть перенесение слов из пассивного запаса в активный, ликвидация нелитературных слов. Перечисленные принципы, применимы к работе со всеми словарями. Последний принцип в большей степени относится к работе младших школьников именно с орфоэпическими словарями.
Задания и упражнения при работе учеников начальных классов с толковым словарем должны быть направлены, прежде всего, на объяснение значения и смысла слова. Принципиально важной задачей при работе с толковым словарем признается формирование навыка толкования значения слова, что необходимо младшему школьнику не только на уроках русского языка, а также и уроках окружающего мира, математики, литературного чтения. Преобладающая часть толкований выстраивается по принципу объяснения смысла слова через родовое слово, его видовые признаки, поэтому упражнения должны включать поиск родового, обобщающего слова, нахождение второстепенных или видовых признаков. 14
Потом от их поиска слов детям можно переходить в самостоятельной работе по их толкованию: назови главное слово и его второстепенные признаки; назови синоним, составь предложение с таким словом. К примеру, для слов тигр родовым будет слово лев; лиса – это хищник, зверь, животное, а его видовыми признаками является размер, цвет шкуры, отличительные примеры (грива у льва, хвост у лисы). 15
Толкование слов с помощью синонимов может быть осуществлено не для всех слов. Это, прежде всего, определяется их смыслом: у многих предметных существительных их просто-напросто нет, а вот для глаголов и прилагательных такой способ толкования будет достаточно приемлемым, ведь он понятен и прост для учеников младших классов. К примеру, бегемот - гиппопотам, доктор - врач, отважный - храбрый, гигантский - огромный, спешить – торопиться, мчаться - бежать. Для работы учеников с толковым словарем над значением слова целесообразно использовать следующие разновидности упражнений:
1) впиши в толкование основное (второстепенные) слово, проверь их по словарю;
2) прочитай толкование слова, подчеркни второстепенные слова и главное слово;
3) объясни слово через подходящий ему синоним, проверь по словарю.
Также следует отметить, что любой словарь может быть использован младшими школьниками для закрепления ранее полученных знаний по пройденным разделам и темам, изучаемым на уроках русского языка. К примеру, когда в 1 классе изучают согласные и гласные звуки, можно, найдя определенное слово в словаре (к примеру, слово лес), перечислить в таком слове все звуки, а во втором классе, при изучении правописания безударных гласных, найти в словаре слово и его проверку (зима-зимушка, сова- совушка). Изучая в 3 классе части слова, в словаре целесообразно найти однокоренные слова, выделить единый корень таких слов, сделать полный морфемный разбор слова, а при изучении типов склонения или спряжения глагола в 4 классе – установить их у слов с определенной страницы словаря.
Следовательно, словарь любой разновидности может быть использован младшими школьниками очень широко, для разных разделов изучения русского языка - от грамматики и до фонетики.
Для закрепления знаний по фонетике для учеников начальной школы будут целесообразны следующие виды упражнений:
1) найди по слоговой схеме слово (такую схему учитель должен написать на доске);
2) найди слово, поставь ударение и выдели в нем ударный слог;
3) найди по звукам слово, к примеру, в слове 2 согласных звука и 1 гласный.
Для закрепления устойчивых навыков по орфографии ученикам младших классов полезно давать упражнения по проверке согласных, гласных, запоминанию слов с непроверяемыми написаниями, а также нахождению проверочных слов. Детям нужно использовать словари также и для закрепления навыков грамотного письма. Причем, это полезно не только для коллективной работы в классе, а также и для написания проверочных изложений, диктантов, сочинений.
Работа учеников младших классов по лексике при помощи словарей должна быть направлена, прежде всего, на обогащение лексического запаса, его уточнение, расширение, знакомство со словами, имеющими несколько значений. Работа по лексике учеников при помощи словарей заключается в нахождении слова по его описанию (т.е. лексическому значению), подборе антонима, синонима, составлению словосочетания со словом в различных значениях.
Задания по грамматике для школьников помогут им закрепить знания о составе слова, а также его грамматических категориях. Наивысшую сложность в грамматике для детей представляет состав слова с его грамматическими признаками. Для развития устойчивых навыков разбора слова по составу целесообразно использовать упражнения на нахождение однокоренных слов, по разбору слов по составу, определению грамматических признаков слов по темам, которые изучаются в определенном классе.
Обладание педагогом начальных классов знаниями в области методики работы со словарями на уроках русского языка выступает одним из основных показателей профессиональных компетенций учителя начальных классов, которые позволяют выполнить все требования ФГОС, подготовить школьников начальных классов к последующему обучению.
2.2 Рекомендации по методам и приемам работы учителя начальных классов с учениками при использовании словарей на уроках русского языка
Одним из главных направлений в развитии навыков письменной и устной речи учеников начальных классов признается работа со словарями. При условии регулярного использования на уроках русского языка разноплановых словарей можно добиться заметного обогащения словарного запаса учащихся, повысить их уровень развития речи. Работа со словарями должна включать обучающегося начальной школы в поиск путей решения определенных задач.
Одним из эффективных вариантов решения задач по русскому языку считается обращение учеников к разнообразным словарям.
Применение орфографического словаря, а также включение в УМК орфоэпического, этимологического, толкового словаря, не только на уроках русского языка, но и на уроках окружающего мира или литературного чтения стало фактически необходимым. Важно «открыть» детям на доступном для их возраста объёме следующий факт: есть помощник, который может помочь решить возникшую орфографическую задачу. Учитель должен каждого ученика научить пользоваться таким «помощником», обеспечить накопление соответствующего опыта. Если подобные задачи будут успешно решены, то спустя определенный промежуток времени у самих школьников появляется потребность в словаре и, возможно, даже большего объёма.
Если ребёнку не было привито обращаться к словарям на ранних этапах обучения, не были сформированы навыки ориентироваться в средствах помощи и находить необходимую информацию, то вряд ли он станет полноценным пользователем словарей, сможет самостоятельно добывать для себя необходимые знания.
Итак, работу со словарями учитель должен прививать уже с первого класса. Для этой цели целесообразно использовать следующие их разновидности:
1.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка;
2.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка;
3. Орфографические словари;
4.Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова;
5.Справочные словари из Интернета.
6.Школьный словарь иностранных слов.
Помимо этого, каждый школьник младших классов должен с первого класса создавать личный словарик с трудными дня него словами, располагая такие слова в алфавитном порядке.
Как нами уже было отмечено, если у ученика войдет в привычку обращение к словарям (по мере необходимости), можно говорить о том, что у него уже заложены основы образованного человека, умеющего и готового перед собой ставить вопросы, осознанно искать правильные ответы. От системности и регулярности приобщения младших школьников словарям, доступным им по возрасту, зависит успех последующего формирования общеучебного умения, которое является важным для развития полноценной и образованной личности.
Для работы детей с орфографическими словарями учитель может задействовать следующие приёмы и формы:
1.Начиная с 1 класса (например, на уроках обучения грамоте) учителем может быть проведена работа по ознакомлению учеников со словарными словами и запоминанию по их написанию.
«Расшифруй слово»;
«Собери слово»;
«Отгадай загадку и напиши ответ»;
Расставь ударения и произнеси правильно;
Игра «Диктор»;
«Составь предложение».
2.Детям педагог может предложить придумать предложение, в котором есть несколько словарных слов или вновь изученное словарное слово.
«Немой словарик»
Учитель молча, однако чётко двигая губами «проговаривает» детям словарное слово. Остальные дети стараются понять о каком слове идет речь, также молча его «проговаривают» и записывают, комментируя. Такой вид работы в классе способствует формированию навыка комментированного письма, что важно при любой письменной работе, в частности при письме диктантов, когда ребёнок пишет текст с немым проговариванием. С помощью такого упражнения сокращается число ошибок, связанных с заменой или пропуском букв.
«Магазин трудных слов»
Методическое обеспечение упражнения: класс, состоящий из младших школьников, разбивается на две подгруппы: «покупателей» и «продавцов». Первая группа из словаря выбирает слова на какую-нибудь тему («Фрукты», «Овощи») и обозначает в них пропуски. Вторая группа, вставляет нужные буквы в такие слова, прибегая к помощи словаря.
Составление по определенной теме орфографических словарей
объемом не более 30 слов. Тематика словарей может варьироваться:
1) словарь любимых слов;
2) космический словарь;
3) спортивный словарь;
4) словарь вежливых слов;
5) словарь добрых слов;
6) школьный словарь;
7) посуда;
8) игрушки.16
Словарный диктант детям нужно подбирать также по изучаемой тематике, а на следующем уроке можно предложить им побывать в роли учителя.
Работа с фразеологизмами, как правило, начинается во 2 классе. Так, дети впервые знакомятся со словарем фразеологизмов.
Существует, например, такое упражнение как «Галерея фразеологических оборотов».
Методическое обеспечение приёма: младшие школьники выполняют рисунки, изображая известные им фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают угадать фразеологизм своим одноклассникам. По итогам упражнения результаты оформляются в альбом фразеологизмов.
Работа над толкованием, правописанием и произношением трудных слов начинается уже с 1 класса.
В учебнике на эту работу отведено достаточно много времени. Затруднения в толковании слов нередко возникают на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Для того, чтобы дети могли справиться с такой задачей, учитель должен обратить их внимание на толковые словарики, которые есть в конце школьных учебников, специальные сноски, истолковывающие трудные слова.
Во 2 классе несколько уроков должно быть отведено для того, чтобы дети научились правильно использовать толковые словари.
Такие уроки могут носить следующие темы:
1.Определение по тексту значения слова.
2.Выявление слов, значение которых требует отдельного уточнения.
3.Установление значения слова, уточнение значения при помощи толкового словаря.
4.Устаревшие слова.
Нами были приведены темы уроков, на которых детьми должны быть использованы толковые словари.
Также учитель навыки работы со словарями может прививать младшим школьникам в форме игры.
Для этого может быть использована игра «Эрудит»
Так, к примеру, учитель, не называя слова, объясняет его лексическое значение. Дети угадывают такое слово и записывают его с проговариванием. Такой вид работы расширяет словарный запас, развивает внимание, а формирует навыки грамотного и правильного построения предложений.
В начальных классах детей нужно знакомить с антонимами и синонимами. Для достижения такой цели учителем должны быть проведены уроки на следующие темы:
1.Наблюдение об использовании антонимов в речи.
2.Наблюдение за использованием синонимов в речи.
На уроках по выше представленным темам младших школьников нужно знакомить со словарями антонимов и синонимов, постараться в игровой форме закрепить навыки их использования.17
Для этого может быть задействована игра «Кто больше». Детям необходимо подобрать как можно больше синонимов к словам.
Также целесообразно использовать словари на уроках развития речи при изучении тем «Типы текстов», создания собственных текстов и их корректировке с учетом правильности и точности.
Педагогу при выполнении работы со словарями на уроке русского языка необходимо:
- предлагать младшим школьникам опережающие задания для самостоятельной работы со словарями (объяснить этимологию слова, подобрать антонимы и синонимы к слову);
- включать в каждый урок русского языка работу со словарями;
- учитель обязан объяснять детям значение непонятных для них и новых слов, употребленных в тексте;
- полезно в совместной классной работе составить с учениками
несуществующий лексикологический словарь;
- для детей будет увлекательно и поучительно написать аннотацию на какой-нибудь словарь;
-выписать с учениками слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы» из словаря;
- составить этимологический кроссворд;
- найти в словаре слова и объяснить детям, почему ту или иное слово интересно, какая ошибка в его написании и произношении возможна.
Проведение регулярной и увлекательной работы младших школьников со словарями будет воспитывать у них живой интерес к предмету русский язык, к слову, повышать культуру речи, способствовать повышению грамотности и развитию речи школьников.
2.3Пути повышения эффективности работы со словарями на уроках русского языка
Слово – главная языковая единица, носитель значения предметов и действий. Словами и их сочетаниями именуются отвлечённые понятия и конкретные предметы, словами выражаются эмоции. Любое речевое высказывание формируется из слов и их сочетаний, выстроенных в той или иной последовательности. Чем богаче словарный запас человека, тем больше возможностей у него разворачивается в сфере выразительного и точного оформления мысли.
К.Д.Ушинский утверждал: «Ребенок, не привыкший вникать в смысл слова, плохо понимает истинное значения такого слова, дитя не имеет навыка распоряжаться словом свободно в письменной и изустной речи, при изучении другого предмета будет страдать от такого недостатка».
Специфика словарной работы в рамках общеобразовательной школы в начальных классах заключается в том, что она реализуется в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают лексику, связанную с изучением природы, математики, музыки, изобразительным искусством или спортом и т.д.
По данным статистики, семилетние дети, приходящие в школу, в своём словаре имеют до 15 тыс. слов, а к концу начальной школы такой словарь достигает 25 тыс. слов, в 11 классе – до 80 тыс. слов. Следовательно, практически ежедневно словарь рядового школьника пополняется около 5-8 новыми словами. Младший школьник более половины новых слов получает на уроках литературного чтения и русского языка.
Учитель начальных классов, начиная со своими учениками работу с лингвистическим словарем, должен четко представлять конечные результаты и цель такой работы. Основной целью обучения учеников младших классов пользоваться словарями признается достижение готовности и способности учеников обращаться к разнотипным лингвистическим словарям для решения актуальных учебно-познавательных задач.
Подтверждением сформированности у школьника такой способности можно считать: отношение к словарю и информации, содержащейся в нем, как к некой ценности; наличие познаний о различных словарях и о способах работы с ними; сформированность определенных навыков по поиску, использованию и извлечению информации, полученной из словаря; опыт продуктивного использования словарей для решения учебных задач. К слову, такие умения универсальны, признаются основой любой учебной деятельности.18
Не секрет, что за последнее время российскими издательствами было выпущено большое количество разнотипных словарей. Конечно, далеко не все из них разумно использовать при обучении младших школьников. Актуальность такой проблемы в своих работах подчеркивала А. А. Бондаренко еще в конце прошлого столетия: «…для ребенка словарь должен быть «по размеру» и «по росту» (возрасту).
Еще раз отметим, что словари для учеников начальных классов должны отвечать следующим требованиям:
1. Объем слов для младших школьников не должен превышать 5 тысяч слов (толковый –до 5 тысяч слов, орфографический –в пределах 2 тысяч слов, орфоэпический –1 тысячи слов).
2. В состав словаря должны быть включены слова, соответствующие возрастной категории младших школьников и используемые ими в повседневной жизни.
3. Словарь обязан быть актуален и для УМК: содержание словарей должно соответствовать заданиям, упражнениям, научно-популярным и художественным текстам, которые используются в УМК.
4. Словари должны быть разноплановые, что предопределяет освоение учениками разных алгоритмов работы с ними.
Для того чтобы работа со словарями учеников начальной школы приносила пользу, необходимо соблюдать несколько условий:
– использование словарей младшими школьниками на уроках должно быть систематическим.
– постепенно должен закладываться навык работы со словарями.
Прививание навыков работы со словарями предусматривает поэтапное знакомство с ними (с их принципом расположения слов, устройством, языковыми пометами). Систематическое применение словарей предполагает работу с ними в течение всего периода в начальной школе, 3–4 урока в неделю для выполнения разных типов работ (индивидуальной, коллективной творческой, письменной или устной).
Начинать работу младших школьников со словарями целесообразно сразу же после их освоения навыков чтения. При организации соответствующей работы учитель начальных классов должен учитывать возрастные особенности учеников, отлично знать предметный материал, изучаемый в данном классе.
В работе со словарями, как нами уже было замечено ранее, выделяют три этапа: подготовительный, этап первичного знакомства и основной. На подготовительном этапе педагог обязан сформировать у своих подопечных элементарные умения обращения со словарем, подготовить их к выполнению новых для них заданий.
Основная работа на этом этапе должна быть направлена, прежде всего, на запоминание алфавита. На этапе первичного знакомства младшие школьники под четким руководством учителя должны ознакомиться со словарем: его названием и автором, принципом расположения слов, языковыми пометами. На основном этапе знакомство с содержанием и структурой словаря продолжается. На втором этапе работы со словарем ученикам начальной школы пригодится знание алфавита.
Начать работу со словарями можно, например, со знакомства с орфографическим словарем, который особенно актуален во время обучения грамоте. Главной задачей работы со словарем является формирование навыка нахождения слова по первой, второй и третьей буквам. Учителя целесообразно использовать в своей педагогической деятельности задания по нахождению слова и объяснению его места в словаре. Большое значение при этом играют как раз занимательные упражнения и задания.
Учителю рекомендуется называть детям страницу словаря, чтобы не тратить лишнее время на поиск искомого слова. Однако некоторые методисты УМК («Перспективная начальная школа») уверяют, что, детям, наоборот, нужно дать возможность полистать страницы словаря. А назвать страницу, на которой есть искомое слово, должен ребенок, который его первым найдет. 19
Специфика работы со словарем зависит от его типа. Для начальной школы основными словарями принято считать орфографический, толковый, орфоэпический словари. Толковый словарь и вовсе должен стать настольной книгой младшего школьника.
Сформулируем общие принципы работы с толковым словарем. итак, каждое из новых слов проходит четыре этапа работы:
1) обнаружение нового слова;
2) выяснение толкования слова;
3) выполнение упражнений с таким словом;
4) активизация словаря, перенесение нового слова из пассивного словаря в активный.
При организации классной работы, учитель должен задействовать следующие приемы объяснения значений слов для своих учеников:
1. Самостоятельные, то есть без помощи учителя, к примеру, по сноске на странице учебника, по картинке, по словарям, словарикам в конце учебника, по догадке.
2. С помощью учителя (подбор антонимов, синонимом, объяснение учителем, через словообразование). При этом, слово признается активизированным, если ребенок использовал его в неподсказанной, свободной письменной или устной речи хотя бы раз.
Кроме обозначенных разновидностей словарей в середине курса начальной школы (3–4 классах) учитель должен познакомить школьников со словарями антонимов, синонимов, фразеологическим, этимологическим, словообразовательным словарями.
При работе с разноплановыми лингвистическими словарями младший школьник должен знать:
– какие задачи он может решить при помощи словаря: как произносится и пишется слово, каково его значение, с какими словами оно связано, в какие устойчивые выражения то или иное слово входит;
– к каким лингвистическим словарям необходимо обратится при решении определенного вопроса – орфографическому, толковому, орфоэпическому и др.;
– как устроен словарь, из каких элементов он состоит и каковы их функции;
– как устроена словарная статья разнотипных лингвистических словарей.
Такие знания выступают первоосновой для сознательного освоения школьниками целого комплекса действий со словарями:
– ориентировка в словаре – выделение в нем словарной и пояснительной части, выделение в пояснительной части элементов, которые облегчают поиск информации (описание словарной статьи, цель словаря, список сокращений), поиск нужной словарной статьи в словаре;
– формулирование лингвистического затруднения и осознание необходимости лексикографического запроса;
– определение с видом словаря, выбор словаря согласно поставленной учебной задаче;
– ориентировка в структуре словарной статьи – выделение заголовка статьи, иных частей, поиск в статье требуемой информации, понимание и чтение словарных помет и ссылок.
Разумеется, степень освоения в рамках начальной школы различных словарей и навыков работы с ними учениками зависит от профессиональной компетентности педагога, его умению заинтересовать и замотивировать учеников к работе со словарями.
Любой современный педагог начальных классов при выполнении такой задачи должен придерживаться рекомендаций, указанных в рамках настоящей выпускной квалификационной работы.
Вывод по 2 главе
В рамках второй главы настоящей выпускной квалификационной работы нами были предложены некоторые бесспорные утверждения и рекомендации учителям начальных классов по обучению младших школьников работе со словарями. Итак, обучение в современной школе младших школьников русскому языку не представляется возможным без использования справочников и словарей. Выработка навыков работы со словарями признается важнейшим условием развития интеллекта ребёнка и его успешного обучения родному языку.
Итак, для организации продуктивной работы со словарями в рамках начальной школы целесообразно придерживаться следующих методических принципов:
- систематически прибегать к их использованию на уроках;
- постепенно прививать младшим школьникам навыки работы со словарем;
- учитывать специфику психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Постепенное прививание навыков и умений работы со словарем, прежде всего, подразумевает поэтапное знакомство с ним: принципами расположения слов в конкретном словаре, его устройством, языковыми пометами (в начальной школе их еще называют знаками-помощниками). Систематическим использованием словаря следует считать работа с конкретным видом словарей в течение всего процесса обучения в младшей школе, а точнее на 3-4 уроках в неделю (по 10 минут на каждом уроке) для различных видов работы:
- творческой и репродуктивной;
- индивидуальной и коллективной;
- письменной и устной.
Для достижения высоких результатов важно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников, специфику их интересов, которые считаются неустойчивыми, мало дифференцированными, зависимыми от внешних факторов, поэтому получить систематические навыки работы со словарями представляется возможным только при использовании интересных упражнений и заданий по орфографии.
Словарь для младших школьников должен соответствовать следующим требованиям:
1. Объем слов для младших школьников не должен превышать 5 тысяч слов (толковый –до 5 тысяч слов, орфографический –в пределах 2 тысяч слов, орфоэпический –1 тысячи слов).
2. В состав словаря должны быть включены слова, соответствующие возрастной категории младших школьников и используемые ими в повседневной жизни.
3. Словарь обязан быть актуален и для УМК: содержание словарей должно соответствовать заданиям, упражнениям, научно-популярным и художественным текстам, которые используются в УМК.
4. Словари должны быть разноплановые, что предопределяет освоение учениками разных алгоритмов работы с ними.
Для того чтобы работа со словарями учеников начальной школы приносила пользу, необходимо соблюдать несколько условий:
– использование словарей младшими школьниками на уроках должно быть систематическим.
– постепенно должен закладываться навык работы со словарями.
Прививание навыков работы со словарями предусматривает поэтапное знакомство с ними (с их принципом расположения слов, устройством, языковыми пометами). Систематическое применение словарей предполагает работу с ними в течение всего периода в начальной школе, 3–4 урока в неделю для выполнения разных типов работ (индивидуальной, коллективной творческой, письменной или устной).
Начинать работу младших школьников со словарями целесообразно сразу же после их освоения навыков чтения. При организации соответствующей работы учитель начальных классов должен учитывать возрастные особенности учеников, отлично знать предметный материал, изучаемый в данном классе.
Для мотивации учеников младших классов к работе со словарями на уроках русского языка учителю целесообразно использовать упражнения, пример которых приведен во второй главе ВКР.
Разумеется, степень освоения в рамках начальной школы различных словарей и навыков работы с ними учениками зависит от профессиональной компетентности педагога, его умению заинтересовать и замотивировать учеников к работе со словарями.
Любой современный педагог начальных классов при выполнении такой задачи должен придерживаться рекомендаций, указанных в рамках настоящей выпускной квалификационной работы.
Заключение
Проблема использования словарей младшими школьниками на уроках русского языка - это актуальная проблема в преподавании русского языка. Изучена она пока еще недостаточно. При написании настоящей выпускной квалификационной работы мы имели возможность убедиться, насколько важно на уроках русского языка правильно организовать работу младших школьников со словарями. Также мы пришли к выводу о том, что каждый словарь имеет особое значение для процесса обучения современного школьника. Основная задача всех существующих в мире словарей - содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь культурной и грамотной.
Изучая опыт учителей младших классов, можно констатировать, что словарная работа на уроках русского языка должна, пожалуй, занимать ведущее место. Эффективность такой работы, безусловно, зависит от профессионализма учителя-словника. Использование интересных для младших школьников упражнений будет прививать любовь к работе со словарями. В целом формирование навыков учеников младших классов пользоваться всеми видами словарей, безусловно, повышает уровень их речи и культуры.
В рамках второй главы настоящей выпускной квалификационной работы нами были предложены некоторые бесспорные утверждения и рекомендации учителям начальных классов по обучению младших школьников работе со словарями. Итак, обучение в современной школе младших школьников русскому языку не представляется возможным без использования справочников и словарей. Выработка навыков работы со словарями признается важнейшим условием развития интеллекта ребёнка и его успешного обучения родному языку.
Итак, для организации продуктивной работы со словарями в рамках начальной школы целесообразно придерживаться следующих методических принципов:
- систематически прибегать к их использованию на уроках;
- постепенно прививать младшим школьникам навыки работы со словарем;
- учитывать специфику психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Постепенное прививание навыков и умений работы со словарем, прежде всего, подразумевает поэтапное знакомство с ним: принципами расположения слов в конкретном словаре, его устройством, языковыми пометами (в начальной школе их еще называют знаками-помощниками). Систематическим использованием словаря следует считать работа с конкретным видом словарей в течение всего процесса обучения в младшей школе, а точнее на 3-4 уроках в неделю (по 10 минут на каждом уроке) для различных видов работы:
- творческой и репродуктивной;
- индивидуальной и коллективной;
- письменной и устной.
Для достижения высоких результатов важно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников, специфику их интересов, которые считаются неустойчивыми, мало дифференцированными, зависимыми от внешних факторов, поэтому получить систематические навыки работы со словарями представляется возможным только при использовании интересных упражнений и заданий по орфографии.
Словарь для младших школьников должен соответствовать следующим требованиям:
1. Объем слов для младших школьников не должен превышать 5 тысяч слов (толковый –до 5 тысяч слов, орфографический –в пределах 2 тысяч слов, орфоэпический –1 тысячи слов).
2. В состав словаря должны быть включены слова, соответствующие возрастной категории младших школьников и используемые ими в повседневной жизни.
3. Словарь обязан быть актуален и для УМК: содержание словарей должно соответствовать заданиям, упражнениям, научно-популярным и художественным текстам, которые используются в УМК.
4. Словари должны быть разноплановые, что предопределяет освоение учениками разных алгоритмов работы с ними.
Для того чтобы работа со словарями учеников начальной школы приносила пользу, необходимо соблюдать несколько условий:
– использование словарей младшими школьниками на уроках должно быть систематическим.
– постепенно должен закладываться навык работы со словарями.
Прививание навыков работы со словарями предусматривает поэтапное знакомство с ними (с их принципом расположения слов, устройством, языковыми пометами). Систематическое применение словарей предполагает работу с ними в течение всего периода в начальной школе, 3–4 урока в неделю для выполнения разных типов работ (индивидуальной, коллективной творческой, письменной или устной).
Начинать работу младших школьников со словарями целесообразно сразу же после их освоения навыков чтения. При организации соответствующей работы учитель начальных классов должен учитывать возрастные особенности учеников, отлично знать предметный материал, изучаемый в данном классе.
Для мотивации учеников младших классов к работе со словарями на уроках русского языка учителю целесообразно использовать упражнения, пример которых приведен во второй главе ВКР.
В результате мы полностью убедились, что словари являются важнейшим средством развития речи учащихся основной общеобразовательной школы.
Список использованных источников
1.Васильева, О.В. Методические аспекты работы со словарем в начальной школе/ О.В.Васильева//В сборнике: цифровая экономика и экономика знаний: общественные, естественнонаучные и технологические расчеты. - 2018. - С. 39-43.
2.Глизерина, Н.Д. Обучение младших школьников решению грамматико-орфографических задач на уроках русского языка/ Н.Д. Глизерина//В сборнике: современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. - 2016. - С. 197-202.
3.Гуркова, И.В. Возможности использования словарей в начальной школе/ И.В. Гуркова//В сборнике: Современные направления психолого-педагогического сопровождения. - 2016. - С. 22-27.
4.Гуркова, И.В. Организация эффективной работы с толковым словарем в начальной школе/ И.В. Гуркова//Сибирский учитель. - 2017. - № 1 (110). - С. 114-113.
5.Гулевич, Г.И. Работа со словарем на уроках в начальной школе/ Г.И. Гулевич//В сборнике: Перспективы развития науки и образования. - 2015. - С. 61-63.
6.Гуркова, И.В. Возможности использования орфоэпического словаря для формирования навыков культуры речи младших школьников/ И.В.Гуркова//В сборнике: Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - 2017. - С. 72-75.
7.Гуркова, И.В. Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы / И.В. Гуркова//Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 38-43.
8.Гуркова, И.В. Организация эффективной работы со словарем синонимов и антонимов в начальной школе / И.В. Гуркова//Сибирский учитель. - 2017. - № 3 (112). - С. 93-94.
9.Достовалова, Н.В. Методический аспект работы со словарями в начальной школе/ Н.В.Достовалова// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (190). - С. 40.
10.Жесткова, Е.А. Грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников/ Е.А. Жесткова//Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 263.
11.Кобыскан, А.С. Работа со словарем существительных на уроках русского языка в начальной школе/ А.С. Кобыскан//В сборнике: педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы. - 2017. - С. 36-41.
12.Кондрацкая, Н.С. Формирование навыков работы со словарем учащихся средней школы при обучении чтению/ Н.С.Кондрацкая//В сборнике: Язык и языковое образование в современном мире. - 2016. - С. 199-202.
13.Коталевская, Ю.А. О словаре иноязычных слов для младших школьников/ Ю.А. Коталевская//В сборнике: Проблемы филологического образования. - 2015. - С. 62-66.
14.Логинова, Е.Г. Работа со словарями при знакомстве с парадигматическими связями слов на уроках русского языка в начальной школе/ Е.Г. Логинова//Филологическое образование в период детства. - 2016. - № 23. - С. 82-87.
15.Павлинова, И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников/ И.А. Павлинова//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. - № 4 (168). - С. 66-73.
16.Плотникова, С.В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка/ С.В.Плотникова//Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 117-124.
17.Сергеева, Б.В. Теоретические основы организации работы с лингвистическими словарями в начальной школе/ Б.В.Сергеева//Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 3. - С. 100-109.
18.Смирнова, Т.Н. Творческая работа со словарями на уроках русского языка в начальной школе/ Т.Н.Смирнова//В сборнике: Совершенствование образовательно-воспитательного процесса в школе и в ВУЗе, 2014. - С. 43-50.
19.Фролова, И.Ю. Словари на уроках русского языка и литературного чтения как средство формирования информационной компетентности младших школьников/ И.Ю.Фролова// В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2015. - С. 291-292.
20.Хопренинова, В.А. Словари в обучении и воспитании младших школьников/ В.А.Хопренинова// Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 6 (22). - С. 975-980.
21.Яковлева, Т.В. Формирование лексикографической компетенции младших школьников в процессе использования словарей синонимов и антонимов в условиях реализации ФГОС НОО/ Т.В.Яковлева//В сборнике: педагогика XXI века: стандарты и практики. - 2016. - С. 201-206.
1 Хопренинова, В.А. Словари в обучении и воспитании младших школьников/ В.А.Хопренинова// Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 6 (22). - С. 975-980.
2 Гуркова, И.В. Организация эффективной работы с толковым словарем в начальной школе/ И.В. Гуркова//Сибирский учитель. - 2017. - № 1 (110). - С. 114-113.
3 Глизерина, Н.Д. Обучение младших школьников решению грамматико-орфографических задач на уроках русского языка/ Н.Д. Глизерина//В сборнике: современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. - 2016. - С. 197-202.
4 Хопренинова, В.А. Словари в обучении и воспитании младших школьников/ В.А.Хопренинова// Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 6 (22). - С. 975-980.
5 Гуркова, И.В. Организация эффективной работы с толковым словарем в начальной школе/ И.В. Гуркова//Сибирский учитель. - 2017. - № 1 (110). - С. 114-113.
6 Яковлева, Т.В. Формирование лексикографической компетенции младших школьников в процессе использования словарей синонимов и антонимов в условиях реализации ФГОС НОО/ Т.В.Яковлева//В сборнике: педагогика XXI века: стандарты и практики. - 2016. - С. 201-206.
7 Хопренинова, В.А. Словари в обучении и воспитании младших школьников/ В.А.Хопренинова// Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 6 (22). - С. 975-980.
8 Глизерина, Н.Д. Обучение младших школьников решению грамматико-орфографических задач на уроках русского языка/ Н.Д. Глизерина//В сборнике: современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. - 2016. - С. 197-202.
9 Гуркова, И.В. Организация эффективной работы с толковым словарем в начальной школе/ И.В. Гуркова//Сибирский учитель. - 2017. - № 1 (110). - С. 114-113.
10 Гуркова, И.В. Организация эффективной работы с толковым словарем в начальной школе/ И.В. Гуркова//Сибирский учитель. - 2017. - № 1 (110). - С. 114-113.
11 Глизерина, Н.Д. Обучение младших школьников решению грамматико-орфографических задач на уроках русского языка/ Н.Д. Глизерина//В сборнике: современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. - 2016. - С. 197-202.
12 Хопренинова, В.А. Словари в обучении и воспитании младших школьников/ В.А.Хопренинова// Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 6 (22). - С. 975-980.
13 Яковлева, Т.В. Формирование лексикографической компетенции младших школьников в процессе использования словарей синонимов и антонимов в условиях реализации ФГОС НОО/ Т.В.Яковлева//В сборнике: педагогика XXI века: стандарты и практики. - 2016. - С. 201-206.
14 Плотникова, С.В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка/ С.В.Плотникова//Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 117-124.
15 Хопренинова, В.А. Словари в обучении и воспитании младших школьников/ В.А.Хопренинова// Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 6 (22). - С. 975-980.
16 Плотникова, С.В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка/ С.В.Плотникова//Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 117-124.
17 Плотникова, С.В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка/ С.В.Плотникова//Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 117-124.
18 Плотникова, С.В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка/ С.В.Плотникова//Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 117-124.
19 Плотникова, С.В. Формирование у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка/ С.В.Плотникова//Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 117-124.
34