Методические указания и рекомендации «Особенности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе»
Особенности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе.
Специальное образование приобщает детей с ограниченными возможностями здоровья к многообразным нормам и ценностям, выработанным в процессе исторического развития общества. Однако для детей с особыми образовательными потребностями эти нормы и ценности должны индивидуализироваться и конкретизироваться.
Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальной школы можно считать обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитания и развития учащихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.
Педагогические задачи коррекционной школы, соответствующие данной цели:
Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и здорового образа жизни;
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды; обогащение эмоциональной сферы; развитие воли при принятии и реализации компонентов здорового образа жизни;
Коррекционно-воспитательные: формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране окружающей среды.
В силу психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта у них трудно обеспечить формирование опыта творческой деятельности, в основе которой лежал бы самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Но навыки самостоятельной работы необходимо формировать на всех этапах обучения.
Анализ программ и учебников для специальных (коррекционных) школ VIII вида показывает, что на основе материала разных учебных предметов у умственно отсталых школьников можно сформировать представление о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья – биологических, социальных, экономических, эстетических, этических. Каждый из названных аспектов имеет определенное содержание, которое можно включить в структуру учебных предметов на доступном для учащихся уровне.
Например, на уроках развития речи, чтения, целесообразно начинать разговор о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней.
В среднем звене (5-9 классы) содержание учебного материала усложняется. На уроках чтения учитель показывает русских богатырей как олицетворение силы и мощи Руси. Учащиеся узнают о героизме русских воинов на разных этапах российской истории, проводят оценку привлекательности человека по внешним и внутренним признакам. В этот же период обучения вводится понятие нравственного здоровья.
По письму включать упражнения на тему здоровья, режима дня, правильного питания, закаливания и т.д.
Эффективная подготовка учащихся к здоровому образу жизни невозможна без активизации всех видов деятельности (познавательной, трудовой, общественной, коммуникативной и т.д.), без актуализации нравственных ценностей. Коррекционная школа готовит учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии.
Если выпускник специальной (коррекционной) школы усвоил основные понятия, может применять их в соответствующих ситуациях для объяснения ценности своего здоровья, здоровья окружающих и предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал усиленно заниматься физкультурой, закаливанием организма, расширил культурные и досуговые интересы, стал более активным в общественной жизни, борется с вредными привычками) – значит, педагогическая система формирования здорового образа жизни работает.
Виды здоровьесберегающих технологий.
В своей работе я использую следующие виды:
Методика «зрительных горизонтов» (для профилактики нарушения зрения).
Это режим работы с учебно-методическим и наглядным материалом в условиях регулярного изменения удалённости объекта восприятия. Сохранению зрения способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Для размещения материала рекомендуется использовать как традиционные средства размещения учебного материала (классная доска, индивидуальные доски), различные средства сенсорной дидактики (кресты, держатели) (см. приложение № 2), так и подручные средства, индивидуальные для каждого учебного помещения (окна, простенки и т.д.) ,последовательное сочетание которых позволит педагогу организовать процесс как в режимах ближнего зрения (за учебным столом, индивидуальной доской), так и в режимах дальнего зрения (используя всё рабочее пространство класса либо группы).
Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата (в частности – глазного яблока) приводит к близорукости. Нарушается оценка формы, величины предметов, а это в целом приводит к еще большей ущербности зрительного восприятия, особенно у детей с низкими интеллектуальными способностями. Дети и так заключены в «бетонные тупики» - здания школы, да еще в 30-сантиметровые книжные тупики. Вне пространства они впадают в состояние хронической угнетенности.
Основными функциями режима являются профилактика зрительного утомления, благотворное влияние на чувственно- образную сферу ребёнка, развитие логического мышления и творческого воображения учащихся, преодоление эффекта замкнутого пространства, что приводит к уменьшению нервно-психического утомления. Учитель самостоятельно определяет место и продолжительность в уроке работы в данном режиме, придерживаясь общедидактических принципов, таких, как последовательность, тематическое единство, логическая востребованность наглядности и пр.
Сюда же входит и офтальмотренажеры (для профилактики нарушения зрения).
Офтальмотренажеры - приспособления для выполнения зрительного тренажа. Существует достаточно много различных средств профилактики зрительного утомления в условиях напряжённой работы.
1.«Бегущие огоньки» - в руках у учителя надеты «варежки», прикреплёнными на них цветными кругами. Задание: смотреть на круги и при этом учитель сгибает-разгибает кисти рук.
2. «Цветные нитки» - на листочке бумаги наклеены нитки двух цветов – синего и красного. Задание: глазами по команде учителя проследить дорожку красной нити, a затем – синего
3. Разнообразные цветные отметки, расположенные по периметру класса.
4. «Орфографическая гимнастика» - по периметру класса расположены карточки с орфограммами : «жи»-«ши», «ча»-«ща», «чу»-«щу».Учитель называет определённую орфограмму, учащиеся должны найти карточку с этой орфограммой.
4.Сенсорно-дидактические держатели на простенках.
5.Мне помогают подручные средства – окна, простенки, свободные площади стен, двери, выключатель, цветочные горшки. Основная функция: профилактика зрительного утомления. Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся, работа в режиме ближнего и дальнего зрения, преодоление эффекта замкнутого пространства.
6. Сенсорно-дидактические подвески. Материал подвешивается на крючки за ниточки, тем самым обеспечиваются колебательные движения наглядности, важно для повышения эффективности зрительного восприятия и т.д.
7.Две доски - рабочая на передней стенке и магнитная на задней. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
Методика «образного моделирования» - порядок работы, дающий ребёнку
возможность раскрыть свой потенциал при ситуативном, конкретно – предметном моделировании. Режим реализуется и при работе с крупноформатными панно, когда у ребёнка появляется возможность создавать композицию, добавляя либо убирая отдельные её детали, и при работе с более традиционными средствами, такими, как классные и индивидуальные доски, простенки, наборные полотна и экраны. Это работа с наглядным материалом и раздаточными дидактическими единицами. Чем больше ребёнок работает руками, тем выше общая эффективность занятий. Основной функцией режима является активизация продуктивного воображения школьников, ориентация на образность, сенсорную и двигательную активность.
Сюда же входит и пейзажное панно – выполненный на плотной ткани пейзаж с обязательной перспективой.
Целесообразнее размещать панно на задней стене класса, избегая тем самым попадания его в поле зрения учащихся без необходимости. Следует помнить, что пейзажное панно – в первую очередь место для образного моделирования. Недостаточная сюжетная насыщенность панно позволяет разнообразно оформлять его к каждому уроку, дополняя элементами, выполненными из бумаги. Это и фигурки людей, животных, птиц, деревьев, и целые сюжетные композиции. Можно сюжет подготовить до урока заранее, можно попросить детей в течение урока прикрепить недостающие детали. Этапы уроков с использованием сюжетного панно на сайте http://infourok.ru/user/pestovskaya-elena-vladimirovna.
Методика «двигательных траекторий» (для профилактики нарушения зрения).
На ватмане или доске изображаются фигуры. Нужно пробегать несколько раз по контурам этих фигур глазами, упражнение выполнять обязательно стоя. Желательно придать упражнению игровой или творческий характер.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). При выполнении этого упражнения очень важно помнить об особенностях здоровья школьников, например детям с внутричерепным давлением и рядом других заболеваний, упражнение такого рода делать нельзя.
Методика «динамических поз» (для коррекции осанки).
Смена рабочей позы - перевод детей из статистической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение урока таким образом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не превышало 10 минут. Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивает преимущественно работу мышц спины. Это может быть работа у доски, работа по парам - стоя задавать вопросы друг другу, работа у магнитной доски и т.д. В 9 классе обучается девочка Елена М. У неё заболевание – сколиоз II степени, кривошея. Поэтому на уроках я разрешаю ей пересаживаться на диван или сделать стоя упражнение на магнитной доске. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
Методика «режима поиска» - режим деятельности, при котором получение, анализ информации, принятие решения учащимися осуществляется в условиях постоянного сравнения, идентификации, узнавания учебного – методического, наглядного материала. В качестве основы поиска привлекаются и средства сенсорной дидактики, и стандартные технические средства обучения (видеосюжеты, показанные по ноутбуку), и подручные средства классного помещения. Основной функцией режима является поддержание познавательного интереса к учебному материалу, развитие и реализация индивидуальных способностей, позитивных задатков в форме, оптимальной для данной возрастной группы.
Методика «вставки о здоровье» (формирование у детей правильного отношения к своему здоровью).
А) «Вежливые слова и здоровье». Списывание, проговаривание, составление фраз о здоровье, состоящих из вежливых слов: «Здравствуйте», «будьте здоровы!»…
Б) Знакомство детей с текстами о здоровье: пословицы, поговорки, сказки, стихи, рассказы, народные песни…
Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей.
Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального состояния их организма, защищенного от нервного напряжения и переутомления, в большой степени зависят от правильной организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гигиенических и психогигиенических норм учебной деятельности.
Одним из условий для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики является грамотно построенный и проведенный урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Основные требования к организации урока:
1. Каждый урок должен быть физиологичным, т.е. соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме, учитывать законы физиологии. Если ребенок сидит без движения 40-45 минут подряд, то в организме происходит большое количество нарушений: застой в венозных сосудах, нарушение микроциркуляции, кровоснабжения и энергетики позвоночного столба и головного мозга.
2. Максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья» (так называемые «физпаузы», «физминутки»). При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты. Выполнение в процессе урока нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. После таких физпауз у детей улучшается функциональное состояние ЦНС.
3. Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %.
4. Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7.
5. В содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.
6. В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.
7. Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.
8.. Обязательное требование к здоровьесберегающему уроку – соблюдение правил проветривания и температурного режима. При работе в непроветриваемом помещении наступает отравление продуктами обмена, происходит гипоксия (кислородное голодание) клеток организма, прежде всего – головного мозга.
9.. Решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса: насколько гармонично идет психическое развитие детей, нет ли на уроке психотравмирующих ситуаций, как осуществляется профилактика переутомления, положительные или отрицательные эмоции у учащихся, являющиеся залогом психического здоровья. На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.
10. Нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся.
11. Необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных возможностей.
12. Кроме того, каждый урок должен способствовать сохранению и укреплению здоровья и самого педагога. Чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Если учитель не здоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, а следовательно, может подорвать и здоровье учеников. Сохранение и укрепление здоровья находится в руках самих педагогов.
Если здоров ученик, то познание доставляет ему радость. Педагог должен научить ученика управлять своим здоровьем, ценить его, отвечать за свою жизнь. Процесс приобщения к культуре здоровья должен идти на каждом уроке, мероприятии, во внеурочной деятельности. (См. принцип интеграции – здоровьем ученика занимаются все службы).
Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются следующие:
- отсутствие усталости у учащихся и педагога;
- положительный эмоциональный настрой;
- удовлетворение от сделанной работы;
- желание продолжать работу.
Данную информацию можно получить в ходе опроса учащихся после урока.
Эмоциональный настрой оценивается в середине урока: более 50% учащихся свое настроение оценивают как положительное (через символы, знаки, рисунки, ответы…)
Для урочных форм характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом. При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Я рассматриваю технологию организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики. Основными требованиями в организации качественного урока, должны быть следующие:
1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровье сбережения.
2.Обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности с учётом состояния здоровья, особенностей развития, интересов и наклонностей детей.
3.Активизация развития всех сфер личности учащихся.
4.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
5.Эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий (физминутки, паузы, корригирующие упражнения и др.)
6.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
7.Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
Письмо и развитие речи, чтение как учебные предметы в специальной (коррекционной) школе.
Письмо является одним из основных предметов в специальной школе. Обучение письму носит коррекционную и практическую направленность, что определяет содержание и структуру учебного предмета. Важнейшая цель уроков письма и развития речи – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
Умственно отсталые дети получают образование только в специальной школе, в связи с чем программа по письму и чтению ориентирована на то, чтобы дать им хотя и элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания и некоторые представления о творчестве русских классиков и современных писателей. Программа вспомогательной школы формулирует следующие задачи преподавания письма и чтения:
Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повысить уровень общего развития учащихся;
Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
И всё же цель уроков письма и чтения – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учёбе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.
Письмо и чтение – серьёзные и сложные предметы. Преобладающий вид деятельности на уроке письма и развития речи – письмо. В процессе него школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-предметник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Уроки письма и чтения, как и все другие уроки, должны отвечать общепринятым гигиеническим требованиям (оптимальная температура, свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски и т. д.).
Уроки чтения - полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. У таких детей в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей – всё это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют, буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку и др. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения. Определяя эффективность урока чтения, на первое место в оценке принято выдвигать результативность. Она зависит от:
усвоения детьми на уроке чтения содержания прочитанных и разобранных текстов;
эмоционально-нравственного влияния, оказанного прочитанным, всем ходом урока на учащегося;
эффективности работы по формированию полноценного навыка чтения, иными словами, от степени реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Обратная же связь осуществляется, чаще всего, через наблюдения учителя за косвенными внешними показателями в поведении детей: непосредственные реакции, реплики, замечания детей, выражения их лиц, их позы – все то, за чем кроется внимание или безразличие, радость или равнодушие, печаль, скука, желание отмолчаться или же, напротив, высказаться, поделиться возникшей мыслью, подмеченной деталью, любопытным фактом.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся.
Весь комплекс здоровьесберегающих технологий может быть применён на любом этапе урока в свободном сочетании и последовательности. Занимаясь подготовкой к каждому конкретному занятию, учитель делает этот отбор исходя из целей и задач курса, данного конкретного урока .Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
На своих уроках я стараюсь соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока:
Плотность урока не менее 60%, но не более 80%.
Число видов учебной деятельности 4-7, с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительности не более 10 минут.
Наличие эмоциональных разрядок, благоприятный психологический климат на урок.
Поза чередуется в соответствии с видами работы. Постоянно следить за правильной посадкой учащихся.
2-3 физминутки за урок, состоящих из 3 лёгких упражнений.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.
Но стоит более обстоятельно остановиться на организации уроков письма и чтения, чтобы они соответствовали требованиям сохранения и укрепления здоровья школьников.
1.Строить урок необходимо в соответствии с динамикой внимания учащихся, то есть учитывать периоды работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления) и подбирать задания соответствующей сложности.
2.Учитывать время и чередование каждого вида учебной деятельности на уроке. Ориентировочная норма каждого вида деятельности – 7-10 минут. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы и пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
3.Творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций и одновременно отдыху ребят. Например, изучая в 6 и в 7 классе сложные предложения и предложения с однородными членами, можно в числе других упражнений предложить детям составить предложения по предложенным схемам. Ребята отдыхают от письменной работы и творчески мыслят. На уроках чтения в простенках размещаются силуэты человека: один чёрного цвета, другой - белого. Задание подобрать прилагательные, обозначающие качества человека.
4.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения учебного процесса. Для выполнения этого требования мы используем разноуровневые задания на уроках и для выполнения домашней работы. Так, например, изучая в 7 классе сложные предложения, можно предложить для индивидуальной работы карточки разной степени сложности.
Или в 5 классе одни ребята получают задание – среди указанных предложений найти распространённые и нераспространённые предложения, а ученики посильнее должны ещё и распространить нераспространённые предложения.
5. В своей работе я использую различные методы и формы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельную работу и т.д. На уроке их должно быть не менее 3-х. Ориентировочная норма чередования видов преподавания – 10-15 минут.
А чтобы избежать монотонности на уроке, использую задания различных видов: тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на поиск и распознавание ошибок (например, найти в предложенных предложениях речевые ошибки, исправить их).
6.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и самостоятельные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На уроках чтения лучше использовать аудиозаписи (чтение художественных произведений артистами, музыкальные произведения как фон или иллюстрации для читаемых вслух стихотворений).
А музыка вообще может служить средством релаксации учащихся на уроке (например, во время зрительной гимнастики).
8.На каждом уроке в любом классе необходимо проводить физкультминутки (1-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Эмоциональная разрядка – это использование шуток, юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, шуточных стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д. Так, изучая правописание НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, можно прочитать детям шуточное стихотворение С.Бондаренко «Страна без частицы НЕ» или по теме «Состав слова» в 5 классе прочитать сказку о сказочной поляне ,где живут части слова.
Предлагаемые учителем тексты для лингвистического анализа на уроках письма должны по возможности нести в себе воспитывающую функцию.
Так, можно использовать тексты, пропагандирующие физкультуру, спорт, туризм.
При изучении глаголов в 7 классе можно предложить режим дня школьников с последующим его обсуждением.
Изучение числительных в 9 классе даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, медалях, завоёванных нашими спортсменами в разные периоды.
Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Игра
В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
В игре, не зависимо от сознания ребенка, работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
-хлопанье в ладоши,
-топанье ногами,
-поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего “да”, “нет”, “прошу слова”.
Словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. (см. приложение № 6)
б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческому самовыражению самих обучающихся:
– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);
– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).
Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности.
Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.
Создание экологического пространства:
– проветривание помещений;
– озеленение кабинета;
– освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они получают основы экологического воспитания.
В своей работе использую вот такие элементы здоровьесберегающей технологии на различных этапах урока:
Письмо и развитие речи.
1.Проверка домашнего задания: в зависимости от вида задания могут использоваться держатели, подвески, с карточками орфограмм, трудных слов, пейзажное панно, простенки.
Это может быть проверка правописания орфограмм на пройденные правила, некоторые слова из домашнего задания.
2.Особенности организации словарной работы. Работа над словарными словами имеет серьёзное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребенка. Как правило, у умственно отсталого ребёнка ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным.
Процесс презентации слов должен опираться на работу всевозможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей. Варианты использования различных элементов предметной среды на данном этапе чрезвычайно разнообразны. Это и создание различных сюжетных композиций на панно, куда органично вводится новое слово, и активное использование всех пространственных поверхностей класса для организации работы в режимах оптимальной двигательной активности и поиска, и включение в урок комплекса приспособлений (держателей и др.) для проведения картинных словарных диктантов, работы со словами с пропущенной орфограммой и пр. Вот некоторые варианты:
На подвесках размещаются карточки со словами: корова, лопата, деревня, заяц. Задание: списать слова, отвечающие на вопрос «Кто?». Подчеркнуть непроверяемую орфограмму.
В простенках расположены карточки с пропущенными орфограммами. На держателе у учителя карточки с буквами «о» и «а». Задание: часть детей записывают слова с пропущенной буквой «а», часть – с пропущенной буквой «о».
В простенках расположены предметные картинки. Задание: по первым буквам составить и записать слова в тетрадь.
Игра «Третий лишний». В простенках, на доске расположены плакаты с группами слов. Задание: выписать «лишнее» третье слово. Например: ученик, учитель, ребята; заяц, собака, лисица; карандаш, тетрадь, пенал.
Можно применить и практическую деятельность. Слово «апельсин» или «яблоко». Слово записано на карточке, разбираются орфограммы. Учитель предлагает детям яблоко или апельсин, предлагает предмет понюхать, пощупать, осмотреть и т.д.
3.Введение новых понятий. На данном этапе урока учитель имеет возможность наиболее творчески интерпретировать и использовать всю предметно - развивающую базу класса. Его задача – не только сосредоточить и удержать внимание детей, но и вызвать неподдельный интерес учеников к новому материалу. А у учащихся коррекционных школ наблюдается низкая точность и прочность запоминания, замедленное восприятие учебного материала, не сформировано логическое мышление и неустойчивое внимание. Основной дефект у умственно отсталого ребёнка заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, особенно мышления. Затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Для учеников характерна инертность мышления, застревание на привычных шаблонных действиях. Ученики легко уподобляют друг другу правила, имеющие сходство формулировок. Ряды слов умственно отсталые ученики запоминают хуже, чем ряды картинок, изображающих отдельные объекты либо реальные предметы. Именно понимаемое содержание усваивается ими быстрее, точнее и прочнее по сравнению с тем, что лишь заучивается путём многократных повторений. Поэтому необходимо постоянно заботиться о том, чтобы школьники понимали запоминаемый материал, а также ставить вопрос о вариативных, многообразных приёмах, которые следует применять для повторения пройденного и тем самым противодействовать механическому зазубриванию. Поэтому я стараюсь использовать всевозможные приёмы при изучении новой темы, опираясь на все анализаторы умственно отсталого школьника, пытаясь заинтересовать, но, не забывая и об утомлении детей. В своей работе я применяю:
1) в простенках, на держателе, подвесках могут быть размещены не только картинки и карточки слов, букв, но и схемы правил. (См.приложение № 2.)
2)Тема «Однокоренные слова». Цель: дать представления об однокоренных словах, умение подбирать однокоренные слова.
На пейзажном панно изображение осеннего леса. На полянке грибы различных размеров. Идёт грибной дождь. Вблизи и вдалеке грибники. Родственные слова записываются на доске и в тетради в столбик, ещё раз зачитываются: гриб, грибочек, грибник, грибная пора, грибной дождь. Делается вывод: во всех словах «гриб» - это корень слова. Именно от него образовались другие слова.
На пейзажном панно создаётся сюжет: дети играют в снежки; падает снег, сугробы, в лесу гуляет снегурочка, во дворе дома снеговик. Идёт беседа о времени года. Задание: назовите предметы, названия которых являются однокоренными словами.
На простенках карточки с корнями слов: ход, лес, снег. Задание: подберите однокоренные слова.
3) Тема «Имя существительное». Цель: развитие умения различать имена существительные среди других слов, определять их род, число, падеж.
В простенках расположены карточки со словами: от дома…, для брат…, по лес…, в степ.., о сестр…, над рек…, за огород.., под лестниц….Задание: списать слова, употреблённые в родительном падеже; дописать окончания имён существительных, определить их падеж.
В простенках расположены предметные картинки. Задание: написать слова в определённом падеже (например, в родительном и предложном падежах).
По периметру класса расположены предметные картинки: ёж, берёза, голуби, лимон, учебник, окно. Задание: выбрать лишнее слово (голуби-мн.ч.) У остальных определить род, склонение.
На держателе карточки с предлогами одного падежа. На подвесках - предметные картинки. Задание: используя предлог и предметную картинку, записать слово в определённом падеже.
Работа у пейзажного панно. Создаётся сюжет: дети купаются, растут грибы, ягоды, на дороге корова, скачущая лошадь, на дереве птицы и т.д. Задание: записать слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?».
По периметру класса предметные картинки.Записать только те слова, где пишется мягкий знак после шипящих.
4)Имя прилагательное. Цель: развитие умения различать имена прилагательные, определять их род, число, падеж.
В простенках или по периметру класса расположены предметные картинки. Задание: записать название предмета с указанием определённого признака.
Например: барабан – звук ёж – на ощупь
арбуз – форма вишня – цвет
лимон - вкус
В простенках расположены предметные картинки. Задание: подобрать как можно больше прилагательных. Определить их род, число.
4.Организация самостоятельной работы. Уровень организации самостоятельной работы на уроке является одним из основных критериев оценки качества усвоения учащимися учебного материала. Именно от результатов самостоятельной деятельности учащихся учитель отталкивается при подборе необходимых методов и приёмов. У умственно отсталых детей наблюдается неумение применять усвоенный материал в других условиях, низкий уровень развития самоконтроля. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, а также проявления интереса к предъявленному материалу и отсутствие усталости. На уроках русского языка я использую приёмы, повышающие активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания ими изучаемого материала. Это – сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, классификация и аналогия. Вместе с тем быстрое снижение познавательных интересов и мотивационной стороны речи, характерное для умственно отсталых учащихся, требует использования таких приёмов и видов работы, которые постоянно поддерживают активность детей (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним). На этом этапе работа может быть организована по группам либо индивидуально. Задания могут различаться по степени сложности. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Задания для самостоятельной работы:
1.Тема «Безударные гласные в корне слова». Цель: закрепить правописание слов с безударными гласными, способов их проверки, развитие умения объяснять правописание слов с безударной гласной, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Использование ребусов в простенках для отгадывания слов с пропущенной безударной гласной в корне. Работа в пространстве: I вариант - записать в тетрадь слова, обозначающие предметы, которые принадлежат времени года «лето» (например, река, цветы и т.д.) II вариант – записать в тетрадь слова, обозначающие предметы, которые принадлежат времени года «зима» (например, снеговик, каток и т.д.) Условие: слова должны содержать безударную гласную в корне.
У каждого ребёнка сигнальные карточки с гласными. На держателе или простенках крепятся карточки со словами с пропущенной безударной гласной. Задание: показать ту гласную, которая пропущена в слове.
«Выбери три слова»
На 9 карточках записаны девять слов (на магнитной доске):
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем,воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
Игра « Шифровальщики»
Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут
попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы
лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Найди «лишнее слово». На простенках крепятся карточки со словами
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в
этих словах?
В простенках расположены предметные картинки, а под ними карточки со словами. Задание: соотнесите картинку со словом. Найдите ошибку в слове.
В простенках развешиваются предметные картинки. Задание: учитель читает предложение или словосочетание, которое учащиеся должны заменить одним словом с безударной гласной в корне. Например: столовая для зимующих птиц (кормушка); домашнее животное (коза); водоём (река) и т.д.
2. Тема «Состав слова».Цель: обобщить знания о составе слова.
В простенках находятся карточки со словами. I вариант –подснежник, наушник, зимушка (слова записаны синим цветом). II вариант – рыбка, школьник, переход (слова записаны красным цветом). Задание: разобрать слова по составу или подобрать соответствующую схему.
Цель: умение составлять слова из частей. На простенках даны части слов (например:-ушк, -зим, -а; -коз, -а, -очк; -снеж, -под,-ник.) Задание: составить слова из частей , исключить лишнее.
Игра « Клички»
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек
(суффикс, окончание).
По периметру класса расположены карточки с морфемами. На первых этапах ознакомления с составом слова, учащиеся могут пользоваться этими подсказками
4. Тема «Парные звонкие и глухие согласные». Цель: отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными.
В простенках находятся карточки со словами: смелый, неуклюжий, тяжёлый, твёрдый, шершавый, густой, широкий, высокий. Задание: записать слова с противоположным значением, подчеркнуть сомнительную согласную.
В простенках расположены карточки со словами с пропущенной сомнительной согласной: ча…ка, кни…ка, кату..ка, пу…ка, ло..ка, кры…ка, мы…ка, пиро…ки, варе…ки, руба..ка. Задание: девочки выбирают слова с сомнительной согласной «Ж», мальчики – с сомнительной согласной «Ш». Далее ребята доказывают правильность своего выбора. Можно добавить работу по развитию речи: подобрать к словам прилагательные.
В простенках или на держателе расположены карточки со словами: бег, шаг, вход, след. Задание: подобрать однокоренные проверочные слова, обозначающие действие предметов.
На подвесках расположены предметные картинки: дуб, гриб, зуб, клюв, гвоздь, арбуз, ёж, голубь, сапог. Задание: записать слово сначала во множественном числе, а рядом – в единственном
Игра « Почтальон»
Ход: Почтальон раздает учащимся приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
5.Тема «Имя существительное». Цель: закрепить знания детей об имени существительном, умение правильно ставить вопросы, определять род, число, падеж.
В простенках расположены сюжетные картинки. Задание: выписать в два столбика из сюжета слова, обозначающие предметы (одушевлённые, неодушевлённые).
На простенках предметные картинки: тарелка, топор, кисточка, ведро, ручка. Задание: написать слова во множественном числе.
На простенках карточки со словами: опушка-лес, думать - задание, книга-друг, рад-зима. Задание: составить словосочетания, определить падеж.
На подвесках размещаются предметные картинки. На первой: стул, лиса, ель. На второй: конфета, мебель, учебник. Задание: определить склонение.
Игра « Определи!»
Задание: найти на большой сюжетной картинке как можно больше существи-
тельных – названий предметов, и записать их в три столбика по родам.
Игра «Эстафета»
Каждая команда получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся.
Каждый ученик должен письменно определить падеж одного сущест-
вительного и передать карточку соседу.
Игра «Сосчитай правильно»
На простенках карточки с названиями предметов: яблоко, носок, помидор,
солдат, простыня, цапля, туфля, щенок, килограмм, оладьи, гусёнок, полотенце,
место, озеро, блюдце, лимон. Задание: – правильно сосчитать один из
названных предметов от 1 до 6: одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д.
6.Тема «Имя прилагательное». Цель: умение подбирать прилагательные, правильно соотносить их с существительными, определять их род, число, падеж, развитие речи.
Назови слово, противоположное по значению.
Учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий.
Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово
- низкий. Затем игра продолжается с другими словами.
По периметру класса расположены предметные картинки с изображениями животных. Задание: учитель называет прилагательные, характеризующие этих животных, учащиеся должны отгадать, кто это?
Хитрая, рыжая….
Голодный, хищный, злой….
Неуклюжий, бурый, косолапый…..
Серый, трусливый, косой……
В простенке находится предметная картинка – изображение красного квадрата. Рядом – карточки со словами: «цвет», «вопрос», «часть речи», «число», «род», «просклонять».
На подвеске карточка с указанием падежа и рода предметов («Р.п.,ж.р.), вокруг-карточки с различными словами, например: снег, ночь, вода, роза, мышь. Задание: при помощи данных слов образовать имена прилагательные в указанном падеже и роде.
На магнитной доске карточки со словами: внимательный, заботливый, добрый, свирепый, злой, отзывчивый, жадный, жестокий. На простенках – контуры людей, изготовленные и вырезанные из белой и чёрной бумаги. Задание: записать слова, относящиеся к черному человеку и к белому, в два столбика.
На простенках карточки с определённым цветом: зелёный, красный, жёлтый, чёрный. Задание: подобрать существительные к прилагательным по смыслу.
7.Тема: «Глагол». Цель: закрепить знания детей о глаголе, умение правильно ставить вопросы, определять грамматические признаки глагола.
На панно или простенках сюжетные картинки. Задание: записать глаголы.
На подвесках карточки «Н.в.», «Пр.в.», «Б.в.». На простенках карточки со словами: гулять, играть, радоваться, читать. Задание: записать глаголы в указанном времени.
На простенках предметные картинки с изображением представителя одной из профессий: маляр, плотник, учитель, врач, шофёр. Задание: учащиеся должны отгадать вид деятельности и составить предложение по этой картинке.
8.Тема « Местоимение». Цель: умение правильно определять у местоимений падеж, начальную форму.
К центру подвески крепится карточка с местоимением в начальной форме « Я».
На простенках карточки с местоимениями в различных падежах. Например: его, меня, мне, ей, их, обо мне. Задание: Выписать местоимения, образованные от начальной формы «Я».
На простенках карточки с местоимениями: меня, вас, у него, им, тебе, вами.
Задание: определить у местоимений начальную форму и падеж. Записать с данными местоимениями предложения.
5.Задания творческого характера. Цель: развитие речи, умение анализировать наглядную ситуацию, закрепление признаков времени года, правильно выражать свою мысль.
Кто назовет больше слов?
Учитель называет какой - нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. Затем дети становятся в круг. Один из играющих бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен произнести слово.
На простенках картинки с изображением животных: коза, корова, лошадь, кошка, собака.
Учитель показывает на карточку с изображением животного и спрашивает: "Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?".
На пейзажном панно расположены различные сюжеты на темы: «Зимние забавы», «Лето», «Домашние животные» и т.д. Задание: придумать предложения или составить рассказ на заданную тему.
На панно («Зима») изображаются сюжеты, относящиеся к другим временам года, например: дети одеты в лёгкие одежды, на речке в проруби ловят рыбу, летают бабочки, цветут цветы в сугробах. Задание: высказать своё мнение, что на их взгляд, бывает зимой, а что не бывает.
На подвесках размещаются предметные картинки с изображениями овощей и фруктов. Задание: описать изображённый предмет (форма, цвет, вкус, как употребляют в пищу).
На магнитной доске или простенках карточки с тематическими анаграммами.
Кохйек (хоккей) Пграу (пурга)
Аоббьр (борьба) Рнбау (буран)
Снинет (теннис) Вьгюа (вьюга)
Луборб (футбол) Емлеть(метель) и т.д.
На простенках карточки со словами: высоко, бежать, широкий, плакать, белое, похвала. Задание: определить части речи, подобрать антонимы к этим словам.
Можно использовать и загадки (в простенках предметные картинки с отгадками).
Уроки чтения. Цель: совершенствовать навыки чтения (правильность, осознанность, беглость), развитие речи.
На уроках чтения часто учащиеся не прочитывают слова полностью, а по его начальным буквам додумывают конец. Чтоб избавиться от таких дефектов чтения, можно предлагать ученикам задания следующего вида: закончи слово: кар… (картина, картонка, карман, карандаш и т.д.);бер….(берег, берлога, берёза, беркут). Эти задания покажут ребёнку многообразие слов, имеющих одинаковое начало, и убедят его в необходимости дочитывать слова до конца.
Для развития речи можно на пейзажном панно использовать сюжеты из произведений.
При знакомстве с новым произведением:
На подвесках размещаются предметные картинки, в числе которых есть изображения героев прочитанного произведения. Учитель читает сказку (рассказ), а дети пытаются отыскать глазами героев этой сказки.
У доски расположены книги. После чтения произведения учащиеся находят книгу, где напечатан прочитанный рассказ.
При обобщении по разделу или произведениям одного автора:
На простенках размещаются сюжетные картинки, нарисованные ребятами. Задание: угадать по рисунку не только произведение, но и сюжет.
По нарисованным картинкам пересказать определённое произведение.
Словарная работа:
В простенках или держателе размещаются карточки с встречающимися в тексте произведения словами:
-нуждающимися в разъяснении смысла;
-включающими в себя несколько толкований (многозначные слова).
Физминутки.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. И поэтому регулярные занятия физической культурой и проведение физкультминуток благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка.
Следует помнить, что ребёнок устаёт от неподвижности быстрее, чем от активного движения, и от грамотного баланса между покоем и движением зависит и эффективность учебного процесса, и активность развития, и физическое самочувствие ученика. Физминутки нужны и для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения. Кроме того, я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течении урока. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Перечислю, каким требованиям и рекомендациям надо придерживаться при физкультминуток.
Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.
При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
-Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
- Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
- Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
· Упражнения для снятия общего или локального утомления;
· Упражнения для кистей рук;
· Гимнастика для глаз;
· Гимнастика для слуха;
· Упражнения, корректирующие осанку;
· Дыхательная гимнастика.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
На уроке можно провести разнообразные физкультминутки с использованием различных офтальмотренажеров. Учитель выступает в роли ведущего. Он может прикреплять на указку предметные картинки, фигурки, с их помощью показывать направление движения по определённым траекториям, задавать необходимый маршрут следования. Ученики-исполнители; они выполняют движения глазами, следя за предметами или выполняя указания учителя. Например: На кончике указки небольшое изображение бабочки, пчёлки, птички, комара, осы и т.д. Задания:
« Догони….», «Полетай за…».
Очень эффективен комплексный тренажер с использованием не только зрительно-двигательных траекторий, но и включением в работу простенков и зрительных меток. Для того чтобы эти «физминутки» были не только увлекательны, но и информативны, познавательны, я в своей работе использую различные способы с использованием известных детских стихотворений.
Например:
1. тренаж с использованием стихотворений С.Я.Маршака «Мяч». На конце указки учителя изображение мяча. Учитель или класс хором читают стихотворения «Мяч» и одновременно глазами «обегают» схемы-траектории или в простенках в хаотическом порядке расположены карточки со словами из стихотворения.
2.В простенках расположены предметные картинки: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачка. Учащиеся вместе с детьми повторяют слова из стихотворения и фиксируют взглядом названный предмет и т.д.
Очень эффективными на уроках письма и чтения я считаю предметные физкультминутки. Например, в 5 классе, повторяя части речи, учитель вслух произносит слова, а ученики, услышав имя существительное, хлопают в ладоши; имя прилагательное – подпрыгивают; глагол – приседают; при изучении грамматических признаков существительного: если учитель произносит существительное I склонения – поднимают руки, существительное II склонения – приседают, существительное III склонения – выполняют повороты. Также при изучении рода, падежа и т. д. При изучении прилагательных можно предложить такую физминутку:
Море бывает печальным,
весёлым и грустным.
Задумчивым, даже смешным,
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
В штиль оно тихое, море,
В бурю бушует и даже рычит,
Белое море, холодное море.
Но и оно в себе тайны хранит.
(Выполняют движения по музыку и считают имена прилагательные).
На уроках чтения можно осуществлять инсценирование( как герой ходит, какие дви- жения выполняет). И время урока расходуется не зря, и дети отдыхают, и внимание развивается.
Если ко мне приходит перевозбуждённый класс (например, с физкультуры), провожу упражнения «надувание воздушного шарика» или «сдувать пушинку с ладони», при этом соревнуясь, кто её удержит дольше (упражнения на «выдох»)
Если класс пришёл вялый, «спящий», мы делаем упражнение «нюхать что-то приятное» (например, розу, арбуз, клубнику – кому что нравится) - упражнения на «вдох».
Внедрение вышеуказанных методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья школьников
Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы.
Вывод.
Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий и их элементов ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. И вовсе не значит, что учитель должен взять на себя обязанности медицинского работника. Просто работать надо так, чтобы образование не наносило вред здоровью учащихся и самого учителя.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым.
Анализируя свою деятельность и её результаты, я пришла к выводу, что для повы-шения качества знаний и уровня обученности и при этом сохранение психического и физического здоровья необходимо:
Способствовать совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания, памяти , формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления.
Формирование в классе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребёнка.
Применять на всех уроках здоровьесберегающие технологии.
В дальнейшей своей работе я планирую:
1.Посетить уроки коллег, применяющих на уроках здоровьесберегающие технологии.
2.Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям.
3. Решать проблемы в области здоровьесбережения комплексно: с родителями, с воспитателями, с учителями-предметниками, с медиками.
4.Участие в обобщении опыта путём посещения конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.
5.По интернету изучать передовой опыт работы учителей Республики Коми и Российской Федерации.
6.При первой же возможности посетить курсы повышения квалификации преподавателя русского языка и литературы по новым технологиям и здоровьесберегающим программам.