Методические указания и рекомендации «Использование рейтинговой системы оценивания знаний для повышения учебной мотивации школьников»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ (РСО) ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Нами обоснована теоретическая модель рейтинговой системы, которая включает: цель; задачи; принципы РСО; условия применения РСО; ожидаемый результат. Взаимосвязь этих компонентов отражена в графическом изображение модели (см. приложение В). Все ее компоненты в реальной практической деятельности находятся в тесном взаимодействии между собой и дополняют друг друга. Цель создания РСО знаний учащихся: совершенствование системы оценивания знаний школьников для повышения учебной мотивации. Достижение цели предполагаем через решение следующих задач:
- высокий уровень объективности оценивания;
- повышение мотивационной составляющей и снятие эмоционального негатива с оценки;
- сделать процесс оценивания более наглядным (для ученика, родителей);
- давать возможность ученику оценивать свои успехи относительно среднего эталона, относительно своих предыдущих результатов и результатов своих одноклассников;
- процесс ввода, вывода, хранения и многопрофильного анализа оценочного материала должен быть прост и понятен для учителя, ученика и его родителей.
Принципы, на которых базируется рейтинговая система оценивания: комплексность — комплексный учет всех видов учебной деятельности учащихся; систематичность — учет должен проходить постоянно на протяжении всего периода обучения; диагностичностъ — результаты рейтинговой оценки должны позволять делать выводы о необходимости внесения изменений в учебный процесс, в организацию познавательной деятельности школьников; адекватность — соответствие оценивания видам деятельности, учет разного вклада разных видов деятельности в общий результат; многосторонность — учет в рейтинговой системе результатов успеваемости, посещаемости занятий, своевременности выполнения работ; открытость — система рейтингового контроля должна быть абсолютно «прозрачной» и открытой для учащихся, т. е. им должны быть понятны правила выставления баллов, подсчета общего рейтинга; эти правила должны быть доведены до учащихся в начале обучения.
Наша модель РСО предусматривает три блока условий рейтингового оценивания, способствующих повышению мотивации обучения:
1) деятельности учителя (учет возрастных особенностей отношения к оценке; отношения сотрудничества ученика и учителя; помощь учителя не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение; разъяснение особенностей рейтинговой системы, открытость контроля и оценивания; гибкость оценивания, позволяющая оценивать любые учебные и не учебные достижения учащихся; учет реального вклада ученика в работу; ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников; поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами.
2) Деятельность учащегося (участие в оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, возможность выбора).
3) Совместная деятельность ученика и учителя (информативность оценки, развернутая дифференцированная отметка учителя, которая показывает возможности ученика; создание ситуации выбора; возможность сравнивания своих предыдущих достижений с настоящими).
Прежде чем перейти на РСО необходимо ответить на несколько вопросов.
-
Определиться с выбором рейтинга. Возможны следующие виды: рейтинг по предмету или по ряду предметов; рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам; рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам).
2. Полностью ли перейти на рейтинговую систему или использовать ее параллельно с общепринятой оценочной системой?
3. Будете ли Вы учитывать действия, которые напрямую не относятся к учебному процессу? Если учитывать, то какова их доля в итоговом балле (итоговой отметке).
Наша модель РСО имеет определённые свойства:
Одно из обязательных свойств системы является ее открытость —ученики должны знать “правила игры”: знать “стоимость” любой деятельности, знать, как можно получить баллы, и за что может их потерять и т.д. Для выполнения этого свойства “таблица стоимости” должна быть доступна ученикам. Можно сделать ее в виде плаката и повесить в кабинете; можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика.
Уровневый подход - одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов. Например, баллы за решение задач разных уровней будут меняться от 3 до 10.
Таким образом, при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем.
Ожидаемым результатом внедрения на практике нашей модели рейтинговой системы оценивания знаний учащихся является повышение учебной мотивации школьников 5-7 классов.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ РСО КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (5-7 КЛАССЫ)
В эксперименте приняли участие 30 человек – учащиеся 5 – 7 классов (в школе в этом году было 110 учащихся). База эксперимента: МОУ Климоуцевская СОШ, Амурской области Сободненского района.
Организуя опытно-экспериментальную работу, мы предполагали, что внедряя на практике нашу модель РСО мы сможем повысить уровень учебной мотивации в экспериментальных классах.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых были сформулированы свои задачи.
Первый этап (констатирующий эксперимент). Поставлены следующие задачи: выявить взаимосвязь учебной мотивации и объективности оценивания учащихся; подобрать диагностики для изучения уровня учебной мотивации; определить первоначальный уровень учебной мотивации школьников; теоретически обосновать модель рейтинговой системы оценивания знаний учащихся.
Работу по изучению уровня учебной мотивации проводили поэтапно: - 1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности); - 2-й этап – диагностика; - 3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин низкой мотивации. Во время эксперимента применялись следующие методы исследования: длительное (лонгитюдное) изучение школьной мотивации; анализ успеваемости; беседы; анкетирование; тестирование. Анкетирование «Определение уровня мотивации» проводилось в конце сентября 2016 г.. Данный период для анкетирования выбран не случайно. Предполагаем, что в это время дети еще не устали, им еще не надоело учиться, а также радость от прихода в школу в сентябре несколько угасла. Проводя диагностику учебной мотивации, мы руководствовались объективностью, гуманностью и уважительностью по отношению к учащимся. Важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных отметок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.
Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение учащихся на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:
25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие учащиеся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-15 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
В результате проведенных исследований удалось установить следующие показатели (таблица 1):
Таблица 1 – Результаты исследования уровня мотивации в 5-7 классах
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
5 уровень |
|
5 класс |
6% |
28% |
47% |
3% |
16% |
6 класс |
7% |
45% |
27% |
21% |
0% |
7 класс |
8% |
18% |
32% |
20% |
12% |
Данные диагностики были занесены в дневник эксперимента и стали отправной точкой для мониторинга уровня мотивации в процессе исследования.
Второй этап (формирующий эксперимент). Задачи: практическое применение РСО в экспериментальных классах, диагностика учебной мотивации по окончании экспериментального периода. Для эксперимента нами был выбран рейтинг по предмету, рейтинговая система используется параллельно с общепринятой системой оценивания, мы не учитывали действия, которые напрямую не относятся к учебному процессу. На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается «Положение о Рейтинговой системе оценивания знаний учащихся» (Приложение Д). Рейтинг не имеет никакого смысла, если ему не предшествовал четкий и недвусмысленный договор. Договор между учителем и учеником, заключаемый перед изучением каждой темы: что будет сколько «стоить». Обязательным является разъяснительная работа с родителями. В ходе эксперимента осуществлялось поэтапное введение РСО:
Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником (см. приложение Е). Такую шкалу в начале урока получал каждый ученик, участвовавший в эксперименте. В конце урока, под наш комментарий выставлялись баллы каждым учеником в своём бланке за выполненную работу дома и на уроке. Баллы суммировались и выставлялись в итоговой графе. “Таблицу стоимости” можно варьировать. Так, например, если учитель считает, что ученикам необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Многие ученики не умеют правильно оформлять задачи: введите в таблицу баллов такую строку: “Правильное оформление задачи”, — и при выставлении отметки за задачи учитывайте выполнение и этого действия. После закрепления этого навыка, его можно исключить из таблицы.
Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.
Подведение итогов по теме и составление рейтингового листа по классу (см. приложение Ж).
Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.
Полученные баллы суммируются, это снимает психологическое давление на учащегося из-за возможности получения «2». Ярче проявляется лично-ориентированный подход в обучении. Ученик сам оценивает себя по сравнению с другими, что также является стимулом. Слабые учащиеся чувствуют себя более комфортно, так как нет неизбежной «2».
Так как «главная» оценка – тематическая, то большинство учащихся следят за формированием своих навыков, даже если они пропустили уроки и стараются показать учителю выполненные работы, сами просят после уроков сдать зачет и ли проверочную работу.
Ученики, набравшие максимальную сумму баллов за год освобождаются от итоговой рейтинговой работы и зачёта по предмету. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышается качество знаний. Процесс обучения становится технологичным.
Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
- домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
- информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
- участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
- дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
- пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).
Определяем по каждому виду работы или задания количество баллов в зависимости от значимости. Предусмотрено начисление и дополнительных баллов. Дополнительные баллы используем для поощрения более быстрого выполнения заданий на уроке (например, при выполнении письменной работы применять временной коэффициент, т.е. чем раньше сдал работу, тем больше дополнительных баллов получил), стимулирования быстрого и качественного прохождение программы отдельными учениками (например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу на 5 дней раньше всего класса, можно добавить ему за каждый день по 1 баллу), поощрения учащихся, оказывающих помощь другим ученикам и учителю (например, выставлять дополнительные баллы за объяснение или проверку темы; за ксерокопирование материала к урокам и т.д.), дополнительные баллы могут начисляться за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. Все указанные дополнительные баллы примерные, и могут изменяться в зависимости от активности учеников: при большой активности баллы можно уменьшить и наоборот (но изменения делать аргументировано, и лучше всего, в новом учебном году). Таким образом, при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем.
Основные и дополнительные баллы суммируются, подбираем шкалу, по которой можно перевести набранное количество баллов в оценку по 5-ти балльной системе.
Суть рейтинговой системы в том, что каждая усвоенная тема, каждое действие ребенка имеют свою, заранее оговоренную «цену».
Например, не пришел на урок – 0 баллов; пришел – 1 балл.
Ответил на вопрос учителя по принципу «да» – «нет» – 1 балл (не ответил – 0 баллов). Ответил (не ответил) обстоятельно – заработал 7 (0) баллов.
Решил (не решил) стандартную задачу – 3 (0) балла, решил задачу с подвохом – 7баллов. Сам составил задачу или сам провел урок – 15 баллов.
Если используется лекционная форма работы, то можно разным количеством баллов оценить способ, которым ребенок пишет конспект: «все, что успел», в виде схемы или тезисно. (При подготовке к экзаменам ученик поймет, что ваши оценки действительно отражают реальную ценность его конспекта.)
Когда тема изучена, все полученные рейтинговые оценки суммируются и «конвертируются» в обычные «3», «4» или «5». (Например: 130 – 159 баллов = «4», 160 и более = «5»
Тематическая оценка на первых порах ставится за оценочный блок по теме из двух-трех уроков, особенно в средних классах. Потом, когда учащиеся привыкнут к новой системе оценивания, оценочный промежуток (блок) можно немного удлинить. Но в младших классах (5-6 классах) не стоит их делать более 3-х уроков. В журнал заносятся оценки за наиболее значимые срезы: зачет, проверочная работа, контрольная работа или «за особые заслуги в работе на уроке» (очень редко), общая оценка за тему.
Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить следующие действия: определить перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме и определить уровень их усвоения: определить перечень умений и навыков, которые в соответствии с тематическим планированием ученику необходимо овладеть. Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету; определить тип контроля (устный зачёт или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а так же уровень их сложности ( например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов, работы, подразумевающие выполнение типовых (стандартных) упражнений имеют стоимость 10 баллов, контроль, содержащий элементы творческих заданий, оценивается 15 баллов, итоговые контрольные работы имеют цену в размере 30-50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы), практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т. к. выполнятся учащимися в группах или парах. Чем больше действий будет учтено, тем лучше для объективности отметки. Но нельзя сравнивать, например, написание самостоятельной работы с ксерокопированием материала. Поэтому делим все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов возможны следующие варианты: а) в равной мере учитывать и оценочные баллы, и дополнительные (но, в этом случае есть возможность за счет не учебных действий получать завышенные отметки, не соответствующие действительным знаниям и умениям ученика); б) можно учитывать только оценочные баллы, а дополнительные — при спорной отметке (но, в этом случае у учеников нет никакого стимула получать дополнительные баллы в большом количестве); в) учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ограничить максимум последних (например, максимум дополнительных баллов не может превышать максимум основных баллов); г) учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 10%.
Во время проведения эксперимента в экспериментальных классах постоянно был вывешен лист учета знаний, чтобы каждый ученик заранее знал, сколько он баллов заработал за задание и сколько может заработать ещё, за тематический блок. Разработана «Технологическая карта» Здесь же уже отражена шкала перевода баллов в оценку. Лист открытого учета знаний, должен быть на виду, иначе эффект будет снижен (см. приложение И).
Определение максимальной рейтинговой оценки проводим таким образом: если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:
R mах= (N/2) 5,
где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета;
5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие.
Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов – 90.
Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).
Для усиления мотивации в качестве поощрения предлагаем следующее:
- если учащиеся находятся на наивысшем и высшем уровне учебной успешности, то они освобождаются от тематической контрольной работы, получая при этом задание связанное либо с информационной активностью, либо проблемного характера;
- учащиеся, значительно повысившие по мере изучения предмета свой рейтинговый уровень и при этом подтверждают его регулярно – получают задания, которые позволят ими еще более поднять свой рейтинговый уровень;
- при наличии спорной отметки за четверть – отметка выводится в пользу учащегося.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность при внедрении РСО является информационная открытость системы, что дает возможность учащимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одноклассников.
Применяя на практике РСО знаний учащихся в мы выявили какие преимущества имеет данная система оценивания:
Ребенку известен свой рейтинг за прошедший период, что позволит сравнить себя с остальными.
Развивается дух соревновательности. Для подростка мнение одноклассников более значимо, чем мнение взрослого.
Открытость позволит определить ребенку свои выигрышные и слабые места. Увидеть, по какой позиции он может свой рейтинг поднять, а значит, в каком направлении он проявлял недостаточно активности.
Рейтинг позволяет оценивать не природные данные ребенка, а динамику его роста по отношению и к самому себе тоже. Успешным может быть ученик и с недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития, но прилагающий максимум усилий и трудолюбия.
В ходе работы по рейтинговой системе появились новые правила:
1) учащиеся поощряются дополнительными баллами за интересные вопросы, оригинальные решения и др.;
2) цена заданий в домашних работах может возрастать, если с ним справилась малая часть класса;
3) коэффициент сложности может изменяться с учётом мнения учащихся.
Обобщающий этап эксперимента. Задачи: произвести сравнительный анализ уровня учебной мотивации до и после экспериментального введения РСО знаний в 5-7 классах, сделать выводы и заключение по итогам исследования.
Для диагностики учебной мотивации школьников мы использовали методику М.В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой (мы её использовали и в начале эксперимента). (Приложение Г,Е). Нашей целью было, узнать произошло ли повышение уровня учебной мотивации по окончании эксперимента.
Исследования показали, что в результате введения модели рейтинговой системы оценивания у учащихся экспериментальных классов, уровень мотивации повысился, хотя и в меньшей степени, чем мы планировали.
Отслеживание результативности введения РСО мы проводили по трём (5-7) классам. По завершении эксперимента полученные данные вывели в диаграммах (рисунок 2, рисунок 3).
Рисунок 2- Диагностика начального уровня мотивации
Рисунок 3– Диагностика уровня мотивации по завершении эксперимента
Диаграммы наглядно дают представление об изменении уровня учебной мотивации в экспериментальных классах. Не смотря на то, что на первых трёх уровнях мотивации (1-высокий уровень школьной мотивации; 2- хорошая школьная мотивация; 3-положительное отношение к школе) изменения не значительны и даже мы можем наблюдать практически отсутствие изменений в 7 классе, то на 4 и 5 уровнях (4- низкая школьная мотивация; 5 – негативное отношение к школе) изменения проявились в том, что в 5 классе не стало учащихся негативно относящихся к школе ( 5 уровень), хотя до начала эксперимента их было16%. Итоги эксперимента в этом классе наглядно можно посмотреть на диаграмме (5 н- это 5 класс в начале эксперимента, а 5 к –в конце). (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Мониторинг изменения уровня учебной мотивации в 5 классе
В течение эксперимента отслеживались изменения мотивации как общей, так и каждого учащегося (рисунок5).
Рисунок 5– Личный рейтинговый балл ученика 5 класса
Приведённый пример в диаграмме показывает, что, не смотря на не значительный спад мотивации к учению произошедший в третьей четверти, к концу года она возросла и получила максимальное значение. (нами установлено, что чем выше рейтинговый балл учащегося, тем выше его мотивация). Избежать падения мотивации удалось благодаря постоянному отслеживанию результативности работы ученика и своевременного стимулирования учебной деятельности и большую роль в этом сыграла рейтинговая система оценивания знаний.
В мае 2008 года было проведено анкетирование учащихся в тех классах, где в качестве эксперимента применялась рейтинговая система оценивания знаний (5-7 классы) и их родителей. Диагностика показала, что 74% учащихся и 56% родителей в целом поддерживают внедряемую систему оценивания. Лишь 10% учащихся и 15% родителей предпочли бы традиционную, пятибалльную шкалу оценивания.
По мнению учащихся, рейтинг – это объективная, справедливая оценка, заниматься по рейтингу интереснее, рейтинг стимулирует работать больше и выполнять более сложные задания. По результатам анкетирования, в котором приняли участие учащиеся 5-7 ( классов всего 30 человек), 89% опрошенных считают, что рейтинг стимулирует работу, даёт существенную свободу в выборе характера учебной деятельности.
Выводы по 2 главе.
Таким образом опытно –экспериментальная работа по использованию РСО показала результативность выдвинутых условий для повышении учебной мотивации школьников.
Во-первых, рейтинговая система стимулирует соревнование между школьниками. Во-вторых, рейтинговая система у подавляющего большинства учащихся повышает посещаемость занятий. Отсутствуя на занятиях, ребёнок не набирает необходимого количества оценок.
В-третьих рейтинговая система способствует также укреплению в сознании учащегося необходимости систематической подготовки к занятиям. Значит можно сказать, что рейтинговая система становится дополнительным средством мотивации процесса обучения. Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценки знаний как средства повышения учебной мотивации, очевидны, так как они позволяют повысить эффективность деятельности учащихся за счет целого ряда факторов:
- стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а следовательно, и к дисциплине в целом;
- процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками;
- дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции;
- наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности.
- дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работ (самостоятельных, контрольных, «срезовых», текущих и т. д.), отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей, возможность улучшить полученную оценку.
Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, «оценивающийся» по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице.
Конечно, внедрение рейтинговой системы сопряжено с определенным риском психологического и организационного характера. Во-первых, сама идея ранжирования детей является достаточно спорной в педагогике. Возникает вопрос: не получится ли, что от введения рейтинга выиграют только те, кто занимает в нем верхние строчки, а остальным рейтинг нанесет психологическую травму? Однако практика и опросы участников образовательного процесса показывают, что это в большинстве случаев не так. Многочисленные рейтинги стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения, наоборот, приобретают все большую популярность (достаточно вспомнить всевозможные хит-парады). Кроме того, наш рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования.
Во-вторых, существует риск необъективной оценки. Но он оказывается гораздо меньшим, чем в обычной пятибалльной системе, т. к. рейтинг составляется коллегиально и учитывает различные виды достижений. Практика свидетельствует, что именно рейтинговая таблица чаще всего отражает реальный статус учащегося в коллективе. В¬третьих, индивидуализация может превратиться в индивидуализм: каждый будет заинтересован только в личном росте и на этом пути будет ставить палки в колеса ближайшим товарищам. Для предотвращения этой ситуации можно ставить многие персональные достижения в зависимость от итогов командных выступлений и уровня сплоченности класса. Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Нами, с учётом опыта других педагогов, работавших по данной теме, составлены рекомендации по применению рейтинговой системы оценки знаний учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав проблему учебной мотивации школьников мы пришли к выводу о том, что в отечественной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях становления и функционирования учебной мотивации. Определено психологическое содержание понятий учебная мотивация и учебный мотив, представлен целый ряд классификаций учебных мотивов, разработаны методы диагностики структуры учебной мотивации, сформулированы положения относительно условий и путей ее формирования и коррекции.
На основе теоретического анализа проблемы исследования изучены специфика, структура и содержание процесса рейтингового оценивания и развития учебной мотивации школьников, выявлены связи и отношения между этими процессами в условиях общеобразовательной школы.
Разработаны в ходе исследования рекомендации и структурно-функциональная модель рейтингового оценивания, как одного из средств повышения учебной мотивации школьников в процессе обучения, сформулированы предложения по совершенствованию оценивания учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Таким образом, опытно- экспериментальная работа подтвердила значимость выдвинутых условий для повышения уровня учебной мотивации. На сегодняшний день рейтинговая система оценки знаний способствует систематической, мотивированной работе учащихся. Это подтверждается тем, что при внедрении нашей модели рейтинговой системы знаний в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:
- снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
- обучение становится личностно-ориентированным;
- рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения;
- при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем;
- рейтинговая система оценки знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения;
- реализация совокупности общих, частных и специфических условий, выявленных в ходе исследования, позволяет организовать контролируемый и управляемый образовательный процесс в школе, значительно повысить эффективность оценочной деятельности учителей, способствующей развитию учебной мотивации школьников;
- полученные результаты исследования позволяют констатировать реально существующую возможность преодолеть проблемы организации оценивания учащихся на уроке, создают предпосылки для оптимальной организации оценочной деятельности учителей;
- результаты исследования могут быть использованы в деятельности учителей предметников.
Проведённая опытно-экспериментальная работа, состоящая из нескольких этапов, позволила достаточно полно изучить проблему, подтвердить правильность гипотезы и решить поставленные в исследовании задачи.
Проведённое исследование не претендует на исчерпывающее решения проблемы повышения учебной мотивации. Современная школа только начинает накапливать опыт создания РСО как одного из средств повышения учебной мотивации школьников.
Перспектива продолжения исследования видится нам в углублении отдельных аспектов данной проблемы: психологическая подготовка учащихся и учителей к введению рейтинговой системы оценивания знаний, детальная разработка РСО для использования на разных ступенях образования.