Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

3
0
Материал опубликован 20 September 2016 в группе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Г.И. Морозова

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностям здоровья «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6», г. Краснотурьинск

Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная. В стенах большинства образовательных учреждений выпускники получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному мастерству – быть здоровым. При неблагоприятной экологической среде и резком ухудшении здоровья детей и отсутствии медикаментозного лечения, существующие здоровьесберегающие технологии не применяются в полном объёме. Это и стало проблемой нашего общества.

Приобрести хорошее здоровье – это храбрость,

Сохранить его – это мудрость,

А умело распорядиться им – это искусство

(Вольтер)

И научить детей умело распоряжаться им это дело не только родителей но и учителей, с полной отдачей выполнять свои обязательства, достижение общей цели - сохранение здоровья наших детей. Если анализировать здоровье детей поступающих в нашу школу, то можно сказать, что дети поступают с отклонениями в состоянии здоровья (нарушение опорно-двигателыюго аппарата, зрения, нарушения сердечнососудистой системы). Поэтому чтобы сохранить и улучшить здоровье учащихся в нашей школе-интернате были разработаны модернизированные программы по адаптивной физкультуре, ЛФК с учетом заболевания и индивидуальных особенностей каждого ребенка, кружка «Здоровячек», секции легкой атлетики и баскетбола. Кроме того на уроках физической культуры используются новые технологии по здоровьесбережению. В результате, при использовании разных видов закаливания и не стандартного оборудования, что стимулировало интерес детей и анализируя полученные результаты, на примере 2010 и 2011 года можно увидеть, что мы добились снижения простудных заболеваний 12,9%, а введение третьего урока по адаптивной физкультуре дало возможность спланировать больше часов для занятия опорно-двигательным аппаратом. На данный момент число страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата снизилось на 11,1%.

Для занятия спортом созданы в школе секции разного направления, клуб выходного дня для детей сирот, проводились выставки рисунков на спортивную тему, а так же каждый год проводятся месячники - соревнований направлены на определенный вид спорта (сентябрь – туризм, футбол, октябрь – волейбол, пионербол. ноябрь, декабрь - окружные соревнования по общей физической подготовке проводятся на окружном уровне). А также в течении года проводятся соревнования на самый спортивный класс(сентябрь-май) методом диагностики что очень стимулирует детей добиваться лучших личных результатов, и тренироваться самостоятельно. Таким образом, происходит воспитание морально-волевых качеств у детей. Нужно отметить, что в связи с работой в этом направлении и заботой о здоровье детей в нашей школе был пересмотрен режим дня, а именно перед завтраком обязательная утренняя зарядка и прогулка на улице в любую погоду учитывая климатические условия. В школе планируется и проводится много мероприятий, соревнований, игровых программ цель которых: формирование здорового образа жизни у детей. Отмечался устойчивый интерес к проведению дополнительных физкультурных мероприятий. После проведения массовых физкультурных праздников был исследован уровень развития физических качеств, получены следующие данные мальчиков и девочек одного из классов младшего звена: 1этап – мальчики (челночный бег 4*10м,с- до -15.6 после-14.2), девочки (15.2-до- 14.8 – после); мальчики (прыжок в длину с места. см. до-135- после 156), девочки(до- 121-после148)

Можно сделать вывод: использование дополнительной формы физкультурного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья, во внеурочное время, является эффективной, помогает развивать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями, по этому, основной целью работы в межатестационный период является - создание условий для применения технологий здоровьесбережения в нашей школе, а также разработка методического обеспечения и изготовление не стандартного оборудования. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:проанализировать влияние здоровьесберегающих технологий на процесс оздоровления и развития учащихся; создать условия для использования здоровьесберегающих технологий в школе; укрепить здоровье и содействовать правильному физическому развитию и закаливанию организма; повысить сопротивляемость организма различным заболеваниям; повысить физическую и умственную работоспособность; формировать правильную осанку; воспитывать интерес к самостоятельным занятиям спортивными и игровыми упражнениями; создать предпосылки необходимые для будущей трудовой деятельности и занятий спортом в самостоятельной жизни.

Предполагается, что если применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях школы -интерната будет осуществляться, поэтапно основываясь на научно-методическое обеспечение, то уровень заболеваемости снизится, а интерес к занятию спортом повысится.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни, аздоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Поэтому, в первый год межатистационного периода и была взята задача медико-гигиенической направленности, а именно виды закаливания и использование не стандартного оборудования на уроках и во внеурочное время. Проводилось четкое отслеживание, медицинским персоналом школы, температурного режима воздуха: при ходьбе босиком контрастное обливание ног – температура колебалась от 36/18 до 30/15., прогулки на улице – контроль температурного режима и длительности прогулок. Так же было апробирование нескольких видов не стандартного оборудования (ребристая доска, солевая дорожка, меховая дорожка), что оказывало положительное влияние на стопу ног и было дополнением к закаливанию. Четкий контроль со стороны медицинского персонала школы и систематичности проводимых мероприятий учителем дали положительные результаты. Случаи заболеваний детей ОРВ снизились. А самое главное то, что дети заинтересовались выполнением этих упражнений. Это и стало основным для планирования работы на будущий год.

2007-2008 учебный год работа продолжалась в уже известных направлениях (в течение года было изготовлено дополнительное не стандартное оборудование для коррекции стопы). К моей работе в этом году было выбрано изучение и применение на практике программы Т.Н.Савиновой: направление развитие нейропсихологического пространства проблемного ребенка.

Игра – это дорога к здоровью» -это непрерывное доказательство креативности которая и означает жизнь (Е. Паланджян) Для детей – это деятельность, связанная с удовольствием и моей целью было использование игрового начала для развития пространственного внимания и развития моторики, что считалось актуальным для нашей школы в частности. При выполнении игровых упражнений было замечено, что дети не владеют диафрагмовым дыханием, при нагрузке в основном используется смешанное дыхание. Поэтому на 2008 – 2009 год уже была мной определена задача,в основном работа была направлена на освоение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Особенностью этой гимнастики является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыха­тельной мышцы — диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с последующим абсолютно пассивным выдохом че­рез нос или через рот. Одновременно со вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки. Основные требования при выполнении стрельниковской гимнастики:

Думать только о вдохе! Тренировать только вдохи! Считать только вдохи! Это улучшает носовое дыхание и активи­зирует работу диафрагмы, возрастает жизненная емкость легких причем коли­чество кислорода в артериальной крови резко повыша­ется. В течении года были апробированы и другие виды гимнастики- это пилатес ( упражнение поза бокового полумесяца) и йоготерапия, рыдающее дыхание. Мы от них отказались, потому что было очень тяжело для усвоения детям и не интересно. Занимаясь стрельниковской гимнастикой сравнительный анализу медицинского обследования показал снижение заболеваний за 2007-2008 и 2009год уменьшилось число заболевания детей с опорно – двигательным аппаратом на 2%. А детей заболевших ОРЗ на 9,4%. Подводя итог нужно сказать, что дыхательная гимнастика с сопротивлением на вдохе способствует восстановлению дыхательной функции, раз­витию мышц грудной клетки, исправлению деформаций позвоночника, а так же эффектив­на для профилактики заболеваний дыхательной системы. Профилактическое применение дыхательной гимнастики у детей школьного возраста позволяет снизить частоту ОРЗ в 2-4 раза по сравнению с детьми, не занимающимися этой гимнастикой. Это и стало основным при выборе различных форм дыхательной гимнастики.

2009-2011году моя работа была полностью направлена на использование совершенно новой формы урока – интегрированный урок, а так же на исследование наиболее приемлемых форм повышения физического развития, которую можно реализовать в виде физкультурно-оздоровительных мероприятий в дополнительное внеурочное время. Эти два выбранных направления решают одна и туже задача, поэтому они были запланированы мною в один и тот же год. Для проверки эффективности разработанных физкультурно-оздоровительных праздников и определения их влияния на двигательную сферу школьников было проведено тестирование физических качеств учащихся, которые показали высокий результат динамики физического развития. Исходя, из выше сказанного, делаем вывод: применение дополнительной формы физкультурного образования в нашей школе в виде проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий во внеурочное время является эффективной, способствует развитию двигательных качеств участников, учащиеся приобщаются к занятиям физической культурой, у них развивается устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями и происходит закаливание организма. Подводя итог нужно отметить, что самым важным есть то, что используя интегрированные уроки и мероприятия, мы решили не только усвоение общеобразовательных задач, позволяющих формировать у учеников наиболее целостное восприятие мира, а еще одну не менее важную задачу в условиях нашей школы - это здоровьесберегающий подход в обучении. На основе анализа своей деятельности и мониторинга заболеваемости обучающихся, воспитанников можно сделать вывод, что моя деятельность способствует:

  • укреплению здоровья и содействует правильному физическому развитию и закаливанию организма обучающихся, воспитанников в условиях школы-интерната;
  • повышению сопротивляемости организма различным заболеваниям; повышению физической и умственной работоспособности обучающихся, воспитанников в условиях школы-интерната;
  • воспитанию интереса к самостоятельным занятиям спортивными и игровыми упражнениями;
  • созданию предпосылок необходимых для будущей трудовой деятельности и занятий спортом в самостоятельной жизни.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации