Доклад «Инклюзивное воспитание детей с ОВЗ»

2
0
Материал опубликован 4 October 2018

Инклюзивное воспитание детей с ОВЗ

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Принципы работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

1. Не навреди.

2. Вы свободны в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с детьми отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения).

3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших воспитанников, может не подойти другому.

4. Семья ребенка всегда права, не можете убедить - отойдите в сторону.

    Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение. Необходимо также организовать активную работу с родителями.  Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.    Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.  Можно рассматривать следующие формы работы:

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.


 

Основными приемами развития и коррекции у детей раннего возраста с ОВЗ являются:

пальчиковая гимнастика;

подвижные игры;

упражнения на развитие отдельных психических функций;

продуктивные виды деятельности;

организованная игра;

нетрадиционные методы коррекции: арт-терапия, игры с водой и песком.

Такие как - «Солнечные зайчики».

Зеркальцем пускать "зайчиков", малыш пробует их поймать.

«Цветные кубики». Можно заменить на шарики, палочки, любые другие игрушки, отличающиеся по одному признаку - цвету. Подбирать пары предметов одинаковых по цвету, сравнивать используя слова "такой же - не такой".

Ход игры:

Рассыпать шарики по ковру, по полу, на подносе ....

Взрослый берёт один шарик и показывает малышу:" Смотри какой я взяла шарик. Найди такой же шарик".

Затем берёт кубик контрастного цвета и прикладывает к выбранному шарику, практически показывая, что шарики разные.

Таким образом, перебирая шарики, находим шарик, у которого цвет совпадает с нашим.

Все свои действия необходимо проговаривать:"Такой же? Нет, не такой. А этот такой же?

Тоже не такой. а если я возьму вот этот шарик, смотри, он такой же, они одинаковые".

Сначала цвет не называть, но постепенно вводить название: "Возьми такой же, жёлтый, как солнышко"

«Разноцветные коробочки», подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.

Ход игры:

Перед малышом стоит одна коробочка (мисочка) жёлтого цвета (в дальнейшем довести количество до четырёх коробочек основных цветов). На подносе, столе, ковре... рассыпана мозаика, пуговицы, элементы "лего", разноцветные небольшие игрушки, кубики.

Предложить ребёнку выбрать и спрятать в коробку предметы определённого цвета, жёлтого, как коробочка. При усложнении, увеличении количества коробочек, малыш должен разложить предметы по коробочкам соответствующего цвета.

 

«Цветы и бабочки». Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.

Перед проведением игры необходимо подготовить материал: вырезать из плотного цветного картона контуры цветочков красного, жёлтого, зелёного и синего цвета; и контуры бабочек по 3 - 4 бабочки каждого цвета.

Ход игры:

Гуляя с ребёнком на улице обратить внимание на красивые цветы, растущие на клумбе; бабочек, которые летают вокруг цветов. Когда вернётесь домой, то предложите ребёнку сделать

красивую клумбу из заготовленных заранее цветов.

Вспомните, кто летал вокруг цветов на улице, "превратитесь" в бабочек и полетайте по квартире.

Пока будете "летать" найдите спрятанных под шляпой, заранее подготовленных бабочек.

Они потерялись, помогите им найти дорогу к цветам, посадите бабочек красного цвета на красный цветок, жёлтых бабочек - на жёлтый и т.д.

"Паровозик"

Заранее на листе ватмана или картона нарисовать поезд с разноцветными вагонами (цветом обозначен контур), и вырезать из цветного картона отдельно прямоугольники – вагончики, а также вырезать фигурки животных или игрушек.

Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах.

Ход игры:

Включить или спеть вместе с малышом песенку "Мы едем, едем, едем в далёкие края", обыгрывая её (превратиться в поезд). После путешествия по комнате нужна остановка, на которой предложите ребёнку сделать поезд для папы (бабушки, дедушки).

Сначала рассмотрите нарисованный поезд и его части, затем ребёнок должен наложить подготовленные прямоугольники на контуры вагона определённного цвета (часто используют данную игру, как аппликацию, если ребёнок уже немного знаком с клеем).

Когда поезд станет разноцветным, в него надо посадить животных (фигурки приготовили заранее): "Возьми зайку, он поедет в синем вагоне......).

 «Пальчиковые игры».

«Капуста», развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.

– Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Мы капусту рубим, рубим!

(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

Игры с песком

«Трудная дорога».

Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот».

Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния».

Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию.

«Радуга».

Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Мой веселый звонкий мяч».

Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Дорожка из песка».

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).

«Песочное рисование».

Рисуем одновременно двумя руками симметричные предметы;

• рисуем на мокром песке;

• отпечатываем плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

• рисуем пальчиком;

 • печатаем на песке ладошками рук;

• рисуем детскими грабельками на песке. Важно вызвать активность и желание овладеть действием.

Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому нужно их варьировать. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте.

Существуют разные виды деятельности, которые либо приводят детей в состояние готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В зависимости от поставленных задач можно использовать упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей.

Упражнения, которые помогают настроиться на работу: прыжки на мяче, на батуте или матрасе, прыжки «Руки-ноги вместе и в стороны», поедание хрустящих продуктов (яблоки, сухие хлопья, морковь, орехи и т.д.), лазание по лестнице, перетягивание каната и т.д.

Упражнения, которые помогают ребенку успокоиться: отталкивание от стены, медленное раскачивание, обнимание людей или больших мягких предметов и игрушек.

Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.