Статья «Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ»

12
0
Материал опубликован 19 September 2016 в группе

Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ

В условиях модернизации образования забота о здоровье учащихся является одной из главных задач, но практика демонстрирует ухудшение здоровья школьников.

За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 раза, в 2 раза – с нервными болезнями, в 2 – с аллергическими заболеваниями, в 5 раз увеличивается число близоруких детей. У 20% школьников отмечаются заболевания органов пищеварения, у 30% - частые простудные заболевания. 65% имеют нарушения осанки, 40% - нарушения зрения, 20% - патология ЛОР-органов, 80% детей страдает гиподинамией.

Парадокс: с одной стороны, школа может оказать существенное влияние на образ жизни ученика, способствовать его оздоровлению в процессе обучения; с другой стороны, здоровых детей в школе крайне мало. Считается, что заботой о здоровье детей должны заниматься медики. Но система здравоохранения сконцентрирована на болезнях, а не на здоровье.

В педагогике же, несмотря на возрастание числа нездоровых школьников до критических величин, продолжает существовать допущение, что педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание здоровых детей здоровым учителем.

Возникает противоречие между формальным образованием и целесообразностью его ориентации на возрастные, личностные особенности учащихся, их возможности способности и наклонности.

Поэтому необходимо так организовать учебный процесс, чтобы каждый учитель на каждом уроке не только способствовал сохранению здоровья учащихся, но и формировал это здоровье. А для этого он должен максимально раскрыть свои педагогические возможности в аспекте здоровьесбережения, знать теоретические основы здоровьесберегающей педагогики и уметь внедрять их в практику.

Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста.

А) человеческий фактор – 25%;

Б) экологический фактор – 25%;

В) социально-педагогический фактор – 40%;

Г) медицинский фактор – 10%

Человеческий фактор:

-педагогический стиль учителя (в 5 раз возрастает заболеваемость учащихся в классах с авторитарным учителем);

-стрессовые воздействия авторитарной педагогики;

-нервно-эмоциональное напряжение детей;

-несоответствие возможностям учащихся уровня требований, предъявляемых педагогом;

-сравнение учащихся друг с другом (сравниваем только с самим собой, с собственными результатами в разные периоды учебной деятельности)

Экологический фактор:

-неблагоприятная окружающая среда;

-низкое качество питьевой воды.

Социально-педагогический фактор:

-большой объем нагрузки, интенсификация учебного процесса;

-несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным возможностям учащихся;

- недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

-недостатки в существующей системе физического воспитания;

-недостаточная двигательная активность детей;

-отсутствие у родителей необходимых знаний по укреплению и сохранению здоровья своих детей;

Медицинский фактор:

-нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;

-нервные перегрузки;

-неумение большинства населения грамотно и целенаправленно заниматься своим здоровьем.

Для большинства детей учебный труд оказывается недостаточно мотивированным, а потому принудительным, утомительным, ведущим к ухудшению здоровья.

Основные требования к организации урока:

1. Каждый урок должен быть физиологичным, т.е. соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме, учитывать законы физиологии. Если ребенок сидит без движения 40-45 минут подряд, то в организме происходит большое количество нарушений: застой в венозных сосудах, нарушение микроциркуляции, кровоснабжения и энергетики позвоночного столба и головного мозга. В 1 классе продолжительность урока должна быть не более 35 минут.

2. Максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья» (так называемые «физпаузы», «физминутки»). При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты. Выполнение в процессе урока нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. После таких физпауз у детей улучшается функциональное состояние ЦНС.

Требования к проведению физкультминуток:

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

3. Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7.

4. В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.

5. Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.

6. Обязательное требование к здоровьесберегающему уроку – соблюдение режима проветривания и температурного режима. При работе в непроветриваемом помещении наступает отравление продуктами обмена, происходит гипоксия (кислородное голодание) клеток организма, прежде всего – головного мозга.

На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.

Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются следующие:

- отсутствие усталости у учащихся и педагога;

- положительный эмоциональный настрой;

- удовлетворение от сделанной работы;

- желание продолжать работу.

Здоровьесберегающая технология не является альтернативой никаким другим педагогическим технологиям: личностно-ориентированной, гуманистической, педагогике сотрудничества и др. Главное, что ее отличает, - это приоритет реализации функции сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальной школы можно считать обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие учащихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

Список литературы

1. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и
2. контроль / Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. 2-е изд. Ростов н/Д, 2007.
3. Ким С. В. Валеологическая безопасность образования. Ресурсы педаго-гических систем. СПб., 2005.
4. Практикум по технологиям обучения современного студента /А. Г. Гер-цов, О. Б. Даутова и др.; Под ред. И. И. Соколовой. СПб., 2007.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

Комментарии
Комментариев пока нет.