Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми с ОВЗ в школе-интернате»
Здоровьесбережение как одно из направлений в работе воспитателей специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения школы-интерната.
Специальные (коррекционные) учреждения создавались для того, чтобы не допустить ухудшения здоровья детей с ограниченными возможностями, а при грамотной коррекционной и реабилитационной работе, значительно улучшить и восстановить его.
С каждым годом в нашу школу поступает все большее количество детей с установленными сложными диагнозами и работа по направлению здоровьесбережения детей становится на первое место.
Интересным и полезным в этом плане является опыт наших коллег из г.Санкт-Петербурга « Школа-интернат № 1 имени К.К.Грота» , которые при посещении нашей школы поделились с нами своим опытом работы по данному направлению.
Межрегиональный семинар и мастер-классы, которые провели педагоги на базе нашей школы очень показательны по эффективности результатов, поэтому я решила воспользоваться данным опытом в своей практической деятельности.
Для работы по данному направлению, я так же прошла курсы повышения квалификации « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ», приняла участие в ряде практических семинарах, посвященных данной теме. Прослушала курс лекций в ПетрГУ по адаптивной физкультуре, где в данный момент обучаюсь.
В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:
1.Физическое – уровень роста и развитие органов и систем организма.
2.Соматическое - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
3.Психическое (эмоциональное благополучие)- состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта.
Дети с ОВЗ имеют нарушения различной степени ЦНС, отклонения в психо-эмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, нарушения в работе сенсорных систем ( анализаторах), имеют различные соматические , хронические заболевания.
Все эти факторы затрудняют восприятие, ослабевает познавательная деятельность, снижается работоспособность, ориентация в учебной и практической деятельности.
Исходя из перечисленных выше нарушений одна из основных задач в работе с детьми с ОВЗ: методически грамотная организация проведения оздоровительных и воспитательно- образовательных мероприятий, при которых не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать ряд принципов:
«Не навреди»
« Принцип непрерывности , систематичности»
«Индивидуальности»
В настоящее время в моей работе я реализую следующие здоровьесберегающие технологии, формы и методы.
Сохранение и стимулирование здоровья
( дыхательная и артикуляционная гимнастики, зрительная гимнастика, физкультурные и динамические паузы, релаксация, гимнастика пробуждения)
Технология обучения ЗОЖ
(занятия, спортивный час, УГ, самомассаж, коммуникативная игра, проектная деятельность « Разговор о здоровье и правильном питании»
3.Коррекционное сопровождение (музыкальное воздействие, кинезиологические упражнения, реципрокные упражнения, нейрогимнастика, логоритмика, психогимнастика)
В своем выступлении я остановлюсь подробнее на использовании некоторых формах и методах здоровьесберегающих технологий более подробно.
Благодаря технологии сохранения и стимулирования здоровья у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья.
Для реализации данной технологии использую, к примеру:
1.Дыхательная гимнастика – система упражнений направленная на развитие речевого дыхания, насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме, улучшение психоэмоционального состояния.
Использую в работе вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры.
2.Артикуляционная гимнастика - выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
3.Пальчиковая гимнастика – направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка.
Развитие мелкой моторики провожу ежедневно в любое удобное время.
4.Физкультминутки - проводятся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Происходит воздействие на участки КГМ, которые не участвовали в предшествующей деятельности.
Проводятся во время занятий , длительностью 3-5 минут разнообразные комплексы физических упражнений.
5.Динамическая пауза – способствует снижению утомляемости между двумя видами ОД. В результате активизируется мышление, повышается умственная работоспособность. Сочетаю с элементами дыхательной гимнастики.
6.Гимнастика для глаз – обязательный ежедневный компонент деятельности, целью которого служит укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата.
Обязательное правило при выполнении, стоя, голова неподвижна. Детям со зрительными проблемами противопоказаны упражнения с длительными и резкими наклонами головы.
7.Гимнастика пробуждения - основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
8.Релаксация – общеизвестный метод, который должен использоваться на всех занятиях по требованию ФГОС.
Метод направлен на снятие мышечного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Опыт показывает, что в результате применения, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешанными и спокойными.
Технология обучения ЗОЖ
Результатом реализации данной технологии является возникновение у ребенка понимания, как работать над сохранением собственного здоровья, над улучшением своего общего состояния.
Нужно научить ребенка думать в правильном направлении, решать задачи по улучшению своего здоровья, исходя из поставленного медицинского заключения. Ребенку с этим жить . Он должен научиться это делать.
1.Саморегуляция - это способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации. Она включает в себя умение справляться с сильной эмоциональной реакцией на различные травмирующие стимулы, умение успокоиться, когда вы расстроены, а также умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек.
К навыку саморегуляции следует относиться так же, как и к любому другому навыку (например, социальному или навыку учиться). Следует научить ребенка этому и обеспечить практическое применение.
2.Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
3.Утренняя гимнастика – является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.
4. Проектная деятельность « Разговор о здоровье и правильном питании»
Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей.
Создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах правильного питания.
Задачи проекта:
• Расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать только здоровые продукты;
• Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
• Способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия.
Вся вышеперечисленная работа в нашей школе предполагает коррекционное сопровождение.
Лично я постоянно консультируюсь со специалистами по коррекционной работе целесообразности применения той или иной формы коррекционной работы или метода.
1.Психогимнастика - одной из составляющих является мимическая гимнастика. Мы знаем, что мимика наших детей бедная, и посредством этой гимнастики можно способствовать ее развитию.
Для детей с ОВЗ большое значение имеет эмоциональная разгрузка.
Такая гимнастика помогает ребенку понять сущность эмоционального состояния, как своего, так и других людей.
Проводится как часть занятия.
2Логоритмика - главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.
Помогает:
развить чувство ритма и такта
научить правильному речевому дыханию
улучшить общую и мелкую моторики
развить внимание, память и слуховое восприятие
включить в речь ребенка мимику и жесты
научить плавности произнесения слов и фраз.
Данный метод использую, как часть занятия.
3.Музыкотерапия и звукотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
4.Кинезиологические упражнения- это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие коры головного мозга ребенка. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Существует так называемая «Гимнастика Мозга» (ГМ), упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Программа "Гимнастика Мозга" (ГМ) была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". При помощи «Гимнастики мозга» можно улучшать эффективность обучения детей с ОВЗ.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.
Важные моменты в проведении подобных упражнений:
Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в
том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в
том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше
проводить перед работой.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
Признаки, по которым видны достижения детей таковы:
У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее
в себе.
У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
5.Реципрокные упражнения- перекрестные телесные упражнения.
При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Кроме того, телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации.
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.
«Паровозик: чух-чух-чух». Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.
«Сдаюсь – Добро пожаловать»
Руки согнуты в локтях, ладони «смотрят» вперед. Кисти рук производят круговые движения так, чтобы ладони «смотрели» вверх – «добро пожаловать». Затем круговые движения кистями рук в обратную сторону, возвращаем в исходное положение – «сдаюсь» - ладони рук «смотрят» перед собой. Запомнили эти движения. А теперь одновременно – одна рука – « сдаюсь», другая – «добро пожаловать».
Затем меняем положения рук с «точностью до наоборот».
«Бровь - Погоны»
Указательный палец правой руки прикасается к левой брови.
Пальцы левой руки кладутся на правое плечо – «Погоны».
Хлопок.
Затем движения повторяются, меняя руки.
Затем движения ускоряются.
«Перекрестный шаг». Делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасайтесь руками к противоположным коленям перед собой, затем за спиной – к противоположным пяточкам. Движения можно сопровождать прыжками на месте.
«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
«Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный. Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно.
«Носик-художник». Глубоко дышите животом, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.
«Паучок». И.п. – сидя. Отталкиваясь от пола правой ногой и левой рукой одновременно, необходимо продвинуться вперед. Затем оттолкнуться от пола левой ногой и правой рукой одновременно и т.д. В качестве усложнения для данного упражнения может послужить подключение разнонаправленных движений глаз и языка: отталкиваются левая рука и правая нога, высунутый язык влево - глаза вправо; отталкиваются правая рука и левая нога, высунутый язык вправо - глаза влево.
Хождение на четвереньках. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Голова поднята, взгляд направлен вперед. Перекрестная ходьба (левая нога+правая рука, правая рука+левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука+правая нога, левая рука+левая нога).
Усложнение. Одновременно шагают левая рука и правая нога. Глаза двигаются в сторону шагающей руки, язык в противоположную сторону.
Хождение на четвереньках. Вперед «шагает» левая рука и правая нога. Глаза двигаются в сторону «шагающей» руки, язык – в противоположную сторону. Затем «шагает» правая рука и левая нога. Смена положения глаз и языка.
«Крабики» (Васильева Н.В., 2003). Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. Движения прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.
«Шея». Упражнения для разминки мышц шеи и увеличения подвижности шейных позвонков включают: повороты головы (влево - вправо); наклоны головы (вверх - вниз, вправо - влево); вращение головы (вправо - влево).
«Гусеница». Детям предлагают лечь на спину, ноги согнуть в коленях. Изобразить «гусеничную» походку снизу вверх по направлению к голове. Оттолкнуться пяткой одной ноги, затем другой. Включить в движение спину, бедра, руки, затылок.
Все выше перечисленные формы и методы коррекционной работы могут быть использованы вместо традиционных, т.е любую пальчиковую гимнастику, или динамичкескую паузу можно заменить упражнением на межполушарное взаимодействие.
Исходя из анализа моей работы по использованию различных форм и методов здоровьесберегающих технологий могу сделать следующий вывод:
Сохранение здоровья детей это главное на что я обращаю внимание при планировании своей деятельности и моя работа способствует
повышению работоспособности детей
развитию психических процессов
формированию и развитию двигательных умений и навыков
развитию общей и мелкой моторики
предотвращает переутомление детей
повышает эмоциональный фон
снимает напряжение, как мышечное, так и эмоциональное
Систематическая и целенаправленная работа с детьми с ТМНР по данному направлению дает положительные результаты и благоприятно отражается на их учебе, поведении и социализации.
Считаю, что данную работу нужно продолжать и дальше, воспитывая в детях бережное отношение к своему здоровью.