Доклад «Исследование мотивации к учебной деятельности у учеников 1 класса»
Исследование мотивации к учебной деятельности у учеников 1 класса
«Лучшая мотивация всегда приходит изнутри!»
Майкл Джонсон
В последнее время все чаще встречаются ученики, которые уже в первом классе имеют совсем низкую мотивацию к обучению. На это влияет множество факторов, но одним из наиболее значимых является отсутствие мотивации к изучению дисциплин, низкая работоспособность, не возможность долго концентрировать внимание. Казалось бы, ученики начальной школы, тем более первого класса изначально мотивированы на учебную деятельность, однако эта мотивация быстро исходит на нет, если не поддерживать ее. Ведь мотивация двигает нас вперед, заставляет решать проблемы и добиваться цели.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Ученые характеризуют мотивацию рядом понятий.
Доктор психологических наук В. Г. Асеев включает в понятие мотивации «все виды побуждений: мотивы, потребности интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т. д.». Все эти мотивационные явления В. Г. Асеев объединяет термином «побуждение». Отечественный психолог В. Н. Мясищев в мотивационную сферу включает и отношения как устойчивые мотивы деятельности. Доктор психологических наук В. С Мерлин считает, что «всякий мотив есть вмeсте с тем и направленное отношение». «Если человек стремится приблизиться к какому-либо предмету, овладеть им, воспользоваться им, то в таком мотиве выражается положительное отношение. Наоборот, если он cтpeмится избежать предмета, защититься от него, то мотив выражает отрицательное отношение» (3).
По мнению одного из наиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации – Р. Г. Асеева, мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение. (4)
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет в современной психологии двойной смысл. С одной стороны, внутренняя мотивация - это система факторов, влияющих на поведение человека. Соответственно, сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения и др. С другой стороны, внешняя мотивация - это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность. Мотивация – это процесс выбора между различными возможными действиями, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Мотивация объясняет целенаправленность действия.
Установлено, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному, в зависимости от того, где, кто и как ему их задают. Даже в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, поведение личности бывает довольно разнообразным. В этой связи есть смысл оценивать ситуацию не фактически, а психологически - так, как она представляется человеку в его восприятии, переживаниях, т.е. как он понимает и оценивает ее. (4)
Формирование мотивации учения – это решение вопросов воспитания личности. Характерные, часто актуализирующиеся мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Активность, увлеченность ответственное отношение к труду взрослого человека закладывается еще в школе, в процессе учебной деятельности ребенка.
«Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им – чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании». (5; 311)
Человек, поступивший в первый класс, имеет свои мотивы, сознательные или подсознательные. Мотивы разделяют на внешние и внутренние; действующие (ради которых осуществляется данная деятельность) и понимаемые. Внешние мотивы имеют разные уровни: общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности; личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы также подразделяются на несколько уровней: процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный); саморазвития (ради развития своих каких-то качеств, способностей).
Мотивация учащихся неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей ученика, установок родителей, характера окружающей его среды, сформированности когнитивных способностей. Мотивация к обучению представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.
Исследователи, занимающиеся вопросами мотивации, отмечают, что при поступлении в школу у учащихся мотивация определяется главным образом новой социальной ролью, изменяется ведущая деятельность. Но она не может поддерживать в течение долгого времени его учебную активность и постепенно теряет своё значение. Поэтому формирование мотивов, придающих учёбе значимый смысл, является одной из главных задач преподавателя. Педагоги и психологи выделяют роль положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. (2)
Для своего исследования я выбрала тему: Исследование мотивации к учебной деятельности у учащихся 1 класса. Целью исследования является - анализ факторов, влияющие на мотивацию учеников к обучению в школе. Объектом изучения являются учащиеся 1 Е и 1 К классов ГБОУ школы 54 Красносельского района. Предметом изучения является мотивация к учебной деятельности. Для исследования мною была использована методика: «Изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана и В. А. Якунина». В исследовании приняли участие 46 респондента – учащиеся 1 класса. Ученикам было предложено провести ранжирование мотивов, которые побуждают их учиться.
Сводная таблица результатов диагностики.
Мотивы |
% |
Ранг |
успешно учиться, на «хорошо» и «отлично» |
82 |
2 |
добиться одобрения родителей и окружающих |
77 |
3 |
приобрести глубокие и прочные знания |
67 |
6 |
постоянно получать материальные поощрения (игрушки, подарки) |
43 |
8 |
избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
14 |
11 |
не отставать от одноклассников |
13 |
12 |
достичь уважения преподавателей |
9 |
14 |
быть примером для одноклассников |
5 |
15 |
После обработки данных были получены следующие результаты: учащиеся на первое место ставят желание успешно учиться на «хорошо» и «отлично», т.е. ведущий вид деятельности, мотив саморазвития. Следующим по значимости ученики отмечают такой мотив, как добиться одобрения родителей и окружающих, т. е. действующий мотив, т.к. родители являются для них авторитетными взрослыми, от которых они во многом зависят. Третьим по значимости ученики отметили мотив приобретения прочных и глубоких знаний, т. е. внутренний мотив саморазвития. Менее значимым, но тем не менее отмеченные некоторыми студентами мотивами являются: достичь уважения преподавателей, быть примером для одноклассников, не отставать от одноклассников, т. е. внешние личностные мотивы, они только начинают общение в коллективе и это тоже очень важно для них. Из этих данных можно сделать вывод о том, что учащиеся в большинстве случаев выбирают внешние мотивы, это говорит о том, что у них менее развита внутренняя мотивация, т. е. мотивация, которая лежит внутри деятельности и непосредственно связана с ее содержанием и именно эту мотивацию необходимо формировать.
Для развития внутренней мотивации преподавателям необходимо так организовывать учебную деятельность, чтобы она максимально способствовала раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности студента. Однако самим учащимся необходимо поддерживать свою мотивацию в познании нового, в учебной деятельности, чтобы постоянно двигаться вперед, расширять свой кругозор. Сильный внутренний мотив – познавательный интерес. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Я считаю, что одним из способов повышения мотивации к учебной деятельности является рейтингово-накопительная система, которая позволяет стимулировать систематическую работу учащихся, дает возможность ученикам получить немедленную оценку своего труда, повышает состязательность в учебе и, как следствие, заинтересованность в конечном результате: прочном усвоении знаний.
Также повышение мотивации к обучению является создание и поддержание благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения. (1).
Таким образом, для повышения мотивации к обучению у учащихся необходимо приложить усилия как самим студентам в формировании внутренней мотивации, так и преподавателям, стимулируя интерес к обучению таким образом, чтобы целью учащихся стало не просто получение хороших отметок, а получение прочных и стабильных знаний. Мотивация учеников – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, мотивы которого являются движущими силами этого процесса и качественного усвоения материала.
Список использованных источников:
- Белоусова А. Л. Мотивация к обучению/ http://www.pgfa.ru/the-news/180-2010-04-24-19-47-40.
- Березина И. Анализ факторов, влияющих на мотивацию к обучению /http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5348/Itemid,118/
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников
- Рогов Е. И. Психология человека. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
- Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480с.