Доклад «Становление обучающихся как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации»
ДОКЛАД
ЗДАВСТВУЙТЕ!
Становление обучающихся как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности мотивации обучающихся в профессиональном учебном учреждении.
Задачи исследования:
-проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме мотивации;
-проанализировать теоретические подходы к пониманию мотивации;
-экспериментально изучить особенности мотивации обучающихся в колледже.
Гипотеза исследования:
-Учебная деятельность обучающихся будет эффективной, если проводится работа по изучению мотивации обучающихся;
-Обучающиеся в КККХиС обладают низким уровнем мотивации.
1.Мотивация - это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их поведения, прежде всего меры активности. Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
2. Все мотивационные типы можно разделить на два класса: класс мотивации избегания, и класс мотивации достижения. (Различают 5 «чистых» типов мотивации).
3. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия обучающихся, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая побуждениями, целями, реакциями на успех и неудачу. Многообразие мотивов учебной деятельности может быть рассмотрено с различных позиций, видов, типов.
Этапы исследования:
На втором этапе 2016-2017гг. - подготовлен и проведен эксперимент, были изучены: особенности учебной мотивации по методике А.А. Реана и В.Я. Якунина, ценностные ориентации по методике М. Рокича, выстроен мотивационный профиль обучающихся в КККХиС по методике Ш. Ричи и П. Мартина.
Третий этап - подведены итоги исследования.
К опытно-экспериментальной работе были привлечены студенты 3 курса очного отделения специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» ГАПОУ «Казанского колледжа коммунального хозяйства и строительства». В исследовании приняли участие 40 человек (группы 438, 439, 449).
Для выявления особенностей мотивации обучающихся была использована методика диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина (слайд 6). Анализ результатов исследования показал, что у данных групп испытуемых, преобладающими мотивами являются – коммуникативные и профессиональные. На втором месте оказались мотивы творческой самореализации. Практически на одном месте с мотивами творческой реализации в данной выборке испытуемых находятся учебно-познавательные мотивы. Это хорошие результаты. Учащихся этих групп - общительные, контактные и ориентированные на овладение профессиональными знаниями и профессионально важными качествами.
По результатам, полученным, в ходе опроса, по методике М. Рокича, мы узнали, что для опрошенных студентов, по инструментальным ценностям на первом месте оказалось образованность, на втором воспитанность, на третьем ответственность, на четвертом жизнерадостность, на пятом независимость (слайд 7). По инструментальным ценностям, образованность и широта знаний, высокая культура, занимают первое место - 70% учащихся указали, что данные ценности для них стоят на лидерских местах. На втором месте (65%) - стоят ответственность, чувство долга и умение держать свое слово. Воспитанность и хорошие манеры заняли третье место. Это говорит о том, что учащиеся данного колледжа способны реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, внутреннюю культуру и навыки в соблюдении правил поведения и общения.
Положительным является тот факт, что на первых позициях у учащихся колледжа (с большим отрывом) находятся ценности, способствующие благоприятной учебной мотивации: образованность и ответственность.
Основным инструментом для анализа мотивационных характеристик стала методика Ш. Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль». (слайд 8). Были выделены 4 ключевых фактора мотивации, определяющих стремление заниматься учебно-производственной деятельностью. Ими стали: личностное развитие, разнообразие и перемены, востребованная и интересная работа, амбициозные цели. Особенности мотивационного профиля по группам. Группа 449 – высокие амбиции, креативность; группа 438 – перемены, разнообразие интересов, целей; группа 439 – востребованность профессии, внутриличностный рост. Все три группы объединяет мотив востребованности профессии.
Исходя из результатов изучения мотивации обучающихся, был разработан ряд предложений и рекомендаций. Первая группа рекомендаций направлена на ценностно-ориентационный компонент, среди которых можно выделить использование метода коллективных творческих дел (групповой видеоролик «Наша будущая профессия», презентация «Моя специальность»), тематические классные часы, ознакомительные экскурсии на ведущие предприятия отрасли. Вторая группа рекомендаций ориентирована на организационно-дидактический компонент - отказ от факторов формирования «отрицательных» мотивов, создание ситуаций успеха и др.
Таким образом, гипотеза о том, что обучающиеся колледжа (КККХиС) обладают низким уровнем мотивации - не подтвердилась, на сегодняшний день уровень мотивации обучающихся - выше среднего, проявились мотивы достижения (коммуникативные и профессиональные), мотив востребованности профессии, ценности образованности и широты знаний.
.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!