12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субакова Асима Амантаевна1382
Россия, Саратовская обл., село Александров-Гай
Материал размещён в группе «Классные руководители»
3

Доклад "Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьника"

Доклад

«Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьника»

Субакова АА, классный руководитель 10А класса МБОУ СОШ №1

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» (А.А. Захаренко)

1) методы изучения мотивации

У многих обучающихся при переходе из одной ступени образования на следующую ступень возникают проблемы с учебной успеваемостью и учителями. И это порой вовсе не связано с работоспособностью ребёнка или его интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.

Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями и с классом.

Методики диагностики, используемые мной: изучение отношения обучающихся к учебным предметам, ранжирование учебных предметов, ассоциации, выявление доминирующих мотивов.

Методы изучения мотивов и личности: опрос субъекта (изучение его мотивировок и мотиваторов): беседа, опрос, анкетирование; оценка поведения и его причин со стороны: наблюдение, анализ результатов деятельности; эксперимент.

Данную работу провожу каждый год в начале и в конце учебного года. Результаты изучения уровня мотивированности обучающихся класса использую при оформлении индивидуальных характеристик и на родительских собраниях.

2) повышение мотивации в воспитательной работе

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". (В.А.Сухомлинский)

Во внеклассной работе чаще всего применяю различные увлекательные, интересные формы работы, вызывающие определенный эмоциональный настрой и поэтому являющиеся мощным рычагом мотивации учения. Здесь можно поднимать темы, направленные на формирование положительного образа эрудированного, творческого, целеустремлённого человека, говорить о значимости образования для успеха в жизни.

Я учусь, потому что это необходимо в дальнейшей жизни” - самый популярный ответ обучающихся с высокой мотивацией обучения. «Я не хочу учиться, но заставляют родители» - самый популярный ответ обучающихся с низкой мотивацией обучения.

А) Важной задачей в своей работе я считаю создание классного коллектива и актива класса - сплочение детей посредством классных мероприятий, во время проведения которых дети находят себе друзей, близких по духу и интересам. Сотрудничая со своими сверстниками при групповой форме работы, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы. Сотрудничество с одноклассниками дает возможность получения первых «деловых» контактов. И если ребятам комфортно, они чувствуют свою значимость в коллективе, то и дела в учебе у них будут идти лучше.

Б) Успешность воспитательного процесса по усилению учебной мотивации невозможна без сотрудничества классного руководителя с педагогами –предметниками, работающими в классе. Классный руководитель должен знать, как его ученик проявляет себя на уроках. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формировать его веру в свою успешность, добиваться, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Ведь человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Я постоянно держу связь с учителями, работающими в моем классе. Вместе мы стараемся решать возникающие проблемы.

В) Один из элементов повышения самооценки, а также мотивации в обучении, которое я использую, это пополнение портфолио обучающегося, в ходе которого происходит констатация документальных фактов образовательных, спортивных и творческих достижений. Это портфолио я применяю при анализе работы на родительских собраниях, а также при рейтинге достижений обучающихся класса. Если не ведется бумажное или электронное портфолио (что является обязательным элементом воспитательной работы при ФГОС), можно использовать уголок класса и вывешивать там грамоты, дипломы и благодарственные письма обучающихся класса.

Г) Творческая активность - это участие в конкурсах, конференциях, смотрах, олимпиадах разного уровня. Как классный руководитель, я стараюсь, чтобы мой класс принимал участие в мероприятиях различного уровня и стараюсь задействовать каждого ребенка по мере его возможностей. При организации и проведении мероприятий я стараюсь дать шанс каждому проявить себя в качестве организатора и участника. В данном учебном году мы организовали и провели общешкольный вечер «Посвящение в Мечтатели» для 8-11 классов, общешкольное мероприятие ко Дню толерантности для 8-10 классов, общешкольное мероприятие ко Дню Конституции для 5-8 классов. При проведении данных мероприятий задействованы 100% обучающихся класса.

Д) В развитии познавательного интереса играет роль и внеурочная деятельность. Ежегодно я провожу работу среди обучающихся и их родителей, чтобы все ученики по своему интересу выбрали себе какое-то направление внеурочной деятельности. Обучающиеся моего класса посещают секции баскетбола, волейбола, плавания, игры на гитаре, шахмат, пауэрлифтинга, клуб «Гонг» и другие.

Е) Сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, выработка близких по сути требований, организация помощи в обучении – это один из важнейших элементов повышения мотивации в обучении. Высокая мотивация к обучению формируется у детей только в тех семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а общение с детьми мягкое и теплое. И напротив, где родители безразличны к детям или осуществляют очень жесткий контроль, у детей формируется низкий уровень мотивации.

Ж) Кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями, контроль за учёбой обучающихся помогает мне вести система «Дневник.ру» разделы «Успеваемость класса» и «Посещаемость класса». Учитывая особенности современного общества, успешная личность обязана быть конкурентноспособной. Вывешивая рейтинг успеваемости в уголке класса, я создаю условия для здоровой конкуренции в классе. Ребята всегда ждут этот рейтинг в конце каждого месяца и каждой четверти. Именно желание «не быть последним учеником в классе» нацеливает на самосовершенствование, повышает учебную мотивацию у детей со средним уровнем мотивации.

3) работа с обучающимися с низкой мотивацией

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский)

При работе с обучающимися с низкой мотивацией важно выявить причины низкой мотивации и в дальнейшей работе уделять внимание на удаление этих причин. При подготовке к сдаче ГИА в прошлом году я проводила следующую работу:

А) систематическую работу с родителями, посещение семьи, выявление условий проживания обучающихся, налаживание совместной работы по устранению неуважительных пропусков, причин невыполнения домашней работы,

Б) организовала участие с обучающимися с низкой мотивацией в различных конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях,

В) контролировала ежедневно посещение обучающимся консультаций, кружков, секций, на которых ребенок может при помощи учителей-предметников устранить недочеты в образовании или иметь возможность проявить себя в дополнительном образовании, что также может повысить самооценку и мотивацию обучающегося в обучении.

Благодаря проведенной работе 100% обучающихся класса сдали ГИА в 9 классе.

​​​​​​​ Вряд ли кто из педагогов скажет, что не любит детей. Так отчего же наша любовь так мало радости дает нам и детям? Мы говорим о своей любви к цветам, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения. Любить ребенка - значит принимать и понимать его, а понимать – значит, создать для него условия.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.