Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент успешности ученика

0
0
Материал опубликован 16 November 2021

Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент успешности ученика.



     В настоящее время формирование положительной мотивации к учению является одной из актуальных проблем в начальной школе. Именно в период обучения ребёнка в младших классах, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом. Также важно сформировать у младших школьников такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственность, инициативность, самостоятельность, что возможно только при высоком уровне школьной мотивации.

   Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент успешности ученика. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. они стали значимы для него.

     Практика показывает, что у большинства учащихся слабо сформировано умение учиться, порой отсутствует интерес к учению. В ФГОС второго поколения изменен концептуальный подход к самой учебной деятельности. Организуя системно-деятельностный подход в обучении, учащийся из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) превращается в субъект обучения, который сам осознаёт, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. Таким образом, отношения между учителем и учеником становятся субъектно-субъектными. Учитель не только источник знаний, он создаёт среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно.

     Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

   Основные компоненты развития положительной внутренней мотивации: развитие интереса к изучаемому предмету, теме; организация активной осознанной деятельности; стимулирование обучения.

     Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально действующими, организую работу по формированию внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.

   Работая над формированием положительной мотивации учения, строю учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе, использую формы, методы, приемы, активизирующие познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.

    Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

    Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Строю учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед. Важно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися.

   Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.

     Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.

   Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах: создание условий для возникновения проблемных ситуаций; выбор частично-поисковых и исследовательских приемов; подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ; подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника; использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях; создание ситуации успеха через выполнение заданий; соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией; разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, интеллектуальные марафоны и конкурсы, игровые программы.

    Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций, занимательных заданий, наглядного, лабораторного и мультимедийного оборудования. Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение стремлюсь связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи, написать послание сверстнику, сделать фоторепортаж и т.п.

     Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нахожу, конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекая школьников к их обсуждению и решению.

    Для стимулировании обучающихся важен психологический климат на уроке, создание ситуации успеха. Для этого использую разноуровневые задания на уроках. Дифференцированный и индивидуальный подход помогают поддержать каждого ученика в соответствии с его индивидуальным личностным и интеллектуальным развитием. Положительный эффект имеют групповые и парные способы обучения, взаимообучение, организация работы консультантов, соревновательные элементы, одобрение и поддержка учителя и одноклассников.

   На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя, роль которой также велика для формирования мотивации учения младших школьников. Организуя контроль, стремлюсь к тому, чтобы контролирующие функции проверки не преобладали над обучающими и развивающими. Ведь нередко учителя контролируют знания детей раньше, чем научили, считая, чем чаще контролировать, тем лучше, чем строже оценивать, тем сильнее стимул. Большое количество работ, которое учитель объявляет как проверочные, а иногда и запугивает их сложностью, нервируют детей, вызывают у них страх и скованность.

    Считаю, что правильная организация контрольно-оценочной деятельности способствует развитию у учащихся объективного взгляда на собственную деятельность и её результаты; воспитывает самостоятельность и ответственность школьников; формирует важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка. Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности являются замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других»; право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения. Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить более верное решение учебной задачи использую приемы выбора условного сигнала ответа (круги разного цвета, смайлики и т.п.), методику неоконченного предложения. Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение. Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребёнка.

    Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.

    Таким образом: мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; значительно улучшаются качественные показатели познавательных процессов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.