Доклад «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации к изучению биологии»

2
0
Материал опубликован 29 August 2018 в группе

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся

как средство повышения учебной мотивации к изучению биологии»

Добрый день, уважаемые члены жюри,

уважаемые участники методического семинара!

Меня зовут Анна Николаевна Фоменко, учитель биологииКраснозерской средней школы №1.

Предлагаю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации к изучению биологии»


 

СЛАЙД №1

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всёновые требования.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

СЛАЙД №2

Изучив отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности по биологии, методом анкетирования, получила следующий результат:

у 49% учащихся отсутствует познавательная активность, и они нуждаются в педагогической поддержке. Анализ показал, что у половины учащихся низкий уровень познавательного интереса к биологии, значит, их знания отрывочны и поверхностны.

Моей главной задачей, как учителя, стало сделать процесс обучения более ярким, мотивирующим и результативным. Изучив опыт работы педагогов-практиков, остановилась на одном из эффективных методов повышения познавательной активности, это вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.Пятый год активно применяю в своей практике исследовательскую деятельность как на уроках так и во внеурочное время, учитывая, широкие возможности предмета в этом направлении.

СЛАЙД №3

С 2012 года наша школа в пилотном режименачала реализациюфедеральных государственных образовательных стандартовосновного общего образования.По стандартам второго поколения биология изучается с 5 класса,чтобы проявить интерес детей к предмету, применяю творческий подход и начинаю работу с моделирования.Например: тема «Строение клетки» изучается на уроке, а для успешного её закрепления, дети получают домашнее задание изготовить макет клетки (по желанию). Большинство учащихся с удовольствием выполняют эту работу, моделируютиз разного материала: пластилина, соленого теста, из пищевых продуктов. Дети демонстрируют свои модели, поясняют, что изобразили, какую функцию выполняет каждый органоид. Моделирование помогает более прочно закрепить полученные знания. (системно-деятельностный подход)

СЛАЙД №4

В 6 классе при изучении например: темы «Семейства растений», ребятаработают с гербарием,составляют описание растений по намеченному плану.

(В 28 задании ОГЭ)Так как мы живём в сельской местности, то ребята с удовольствием гербарии готовят сами во время летних каникул (по семействам, по жилкованию листьев и по соцветиям) В течение года наблюдают за живыми объектами (это в первый месяц осени, зимы и весны), составляюттворческие отчеты по каждому времени года и представляют их на обобщающих уроках. Наблюдения за природой побуждает детей к сочинению стихов, рисованию картин природы. С большим интересом проводят эксперименты по проращиванию растений, например, фасоли, выдвигая разные предположения.Такая деятельность активизирует познавательную активность учащихся, помогает им не только многое узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности.

СЛАЙД №5

В 7 классе с ребятами проводили эксперименты по выращиванию простейших (инфузория туфелька, коловратка), наблюдали за ними под электронным микроскопом. При изучении темы «Многообразие насекомых» заинтересовались особенностью муравьиной семьи, приобрели муравьиную ферму, запустили лесных муравьев. Вели эксперимент в течении месяца в урочное и внеурочное время. При изучении темы «Кольчатые черви» проводили ряд экспериментов с дождевыми червями. Червей дети копали сами. Реализованные проекты ребята представили на районной конференции школьников, в рамках Дня науки.

СЛАЙД №6

С обучающимися 8-11 классовосваиваем неоднозначные способы решения задач, четвертый год представляем их решение на районном турнире Юных биологов. В 2014 году команда моих учениковзаняла 3 место в Лиге юниоров в региональном турнире, в 2016 годубыла его участником.

Девятиклассники активно выбирают защиту итоговых проектов по биологии (связать с ФГОС)

Для того чтобы ребёнок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь заинтересованного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Заниматься такой деятельностью в рамках 1 часа биологии в неделю сложно, есть дополнительные часы в 7, 10, 11 классе. На базе нашей школы с 2015-2016 учебного года создан методический ресурсный центр по работе с одаренными детьми. Ведется тесное сотрудничество с «Областным центром развития творчества детей и юношества». Проведение Региональной профильной предметной смены – погружения для одаренных детей Новосибирской области. Улучшилась материально-техническая база школы.

Результаты такой работы способствовали созданию естественнонаучного класса с углубленным изучением биологии и химии (с 2015г);

- создание биотехнологического класса (с 2017г);

Вовлеченность школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом.

Слайд 7 Результаты по предмету, ВПР, ГИА, участие детей

Профессиональное

Инициатором районных турниров и конференций по биологии является районное методическое объединение учителей биологии и химии, которое возглавляю я пять лет.


 

СЛАЙД №7

При проведении опыта, наблюдения, эксперимента учащиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей.


 

СЛАЙД №8

Система поэтапного приобщения учащихся к проектно-исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии и выявлению талантливых и одаренных школьников.

Участие в школьном, муниципальном этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников.

Участие в дистанционных олимпиадах Олимпус, Пятерочка, Чип, Интолимп, Знанио

СЛАЙД №9

Развитие творческих способностей учащихся продолжается и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех учащихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности.

Вовлечение обучающихся в кружковую деятельность«Мир под микроскопом», «Познай себя», «Как важно быть здоровым»;

СЛАЙД №10

Организация каникулярной школы для одаренных детей Краснозерского района;

СЛАЙД №11

Все эти формы работы влияют на успеваемость по биологии.

Общая успеваемость – 100%, качество – 40 – 100%.

Ежегодно ребята сдают экзамены по биологии. Радуя меня, себя, своих родителей хорошими результатами.

СЛАЙД №12

Поступают в различные учебные заведения: медицинский, аграрный, НГПУ, НГУ.

Профессиональное развитие: курсы, вебинары и др.

Проетно-исследовательская деятельность – это возможность для ученика:

Раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, попробовать свои силы. Опыт показывает, что ребёнок сам по себе очень любознателен от природы. Ему всё интересно. И я, как учитель, могу удовлетворить его поисковую активность через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность.

Впереди много сложной работы, на достигнутом останавливаться жизнь не даст. Каждый день ставит в моей работе с детьми все новые задачи. Еще очень многое хочется сделать. Думаю, что новые задачи мне удастся решить, но для этого необходимо развиваться и самосовершенствоваться.

- Удержать мотивацию учащихся;

- Чтоб дети были адаптированы к жизни в постоянно меняющемся мире.

Изучение каких тем, в каких классах связаны со сдачей ГИА? Как вы их изучаете?


 

Исследовательская и проектная деятельность.

Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов:

 


постановка задачи; 


планирование деятельности по реализации проекта; 


планирование временных, пространственных рамок проекта; 


поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся 


информацией в различных источниках, подбор материала; 


структурирование информации; 


изготовление и оформление продукта; 


выбор формы презентации; 


подготовка презентации; 


презентация; 


самооценка и самоанализ. 


При работе над проектом в исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации. У детей увеличивается мотивация к обучению, и как следствие количество хороших оценок так же увеличилось. У ребят формируется адекватная самооценка. Четко видна связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. Они начинают испытывать потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула. Формируется интерес не только к предмету «Биология», но и к обучению в целом.

Победу можно праздновать тогда, когда, хотя бы один «средний» ребенок начал учиться.

К сожалению, большинство учебных проектов выполняются в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, что требует и от учителя и от учащихся дополнительного увеличения нагрузки. Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которыми ведётся в рамках урока. 

Заключение

  Для того чтобы ребёнок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго и умного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Каждый учитель должен быть заинтересован в том, чтобы ученик, оканчивающий школу, был уверен в себе и своих возможностях, не боялся проявлять самобытность мышления, верил в себя и свои  силы, был способен к саморазрушению ради созидания, не терял способности находить выход в самых непредвиденных ситуациях.

 В преподавании биологии основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации