Исследование причин возникновения конфликтов между учителем и учеником
Исследование причин возникновения конфликтов между учителем и учеником
Лабиков Дмитрий Евгеньевич,
обучающийся 9а класс
БОУ «Тарская гимназия №1»
Целью исследования проектной работы является исследование причин конфликтов между учителем и учеником.
Объект исследования: педагогические конфликты
Предмет исследования: причины конфликтов в системе «учитель – ученик»
Гипотеза исследования основана на предположении о том, учитель и ученик склонны к конфликтности, причины которых достаточно разнообразны
Задачи эмпирического исследования:
подобрать методики исследования причин педагогических конфликтов;
исследовать причины возникновения конфликтов с позиций главных субъектов – учителя и ученика;
провести анализ полученных результатов, сделать выводы.
Исследование причин возникновения конфликтов с точки зрения учеников проходило на базе БОУ «Тарская гимназия №1». Исследуемая группа состояла из 110 обучающихся 5-10 классов. В исследовании приняли участие 19 учащихся 5 класса, 29 учащихся 6 класса, 18 учащихся 7 класса, 24 учащихся 8 класса, 12 учащихся 9 класса, 8 учащихся 10 класса.
В исследовании причин возникновения педагогических конфликтов с точки зрения учителей приняли участие 54 учителя образовательных организаций Омской области. Из них: 12 педагогов со стажем работы от 0 до 10 лет; 18 со стажем работы от 11 до 20 лет; 13 со стажем работы от 21 до 30 лет: 11 со стажем работы более 31 года. 44% педагогов, принявших участие в исследовании – это педагоги БОУ «Тарская гимназия №1».
Исследование проходило в три этапа в логике поставленных исследовательских задач:
1 этап – создание Google-форм на основе проведенного теоретического исследования для педагогов и обучающихся, позволяющих оперативно провести онлайн-опрос и автоматически обработать полученные результаты исследования;
2 этап – тестирование испытуемых с помощью Google-форм;
3 этап – анализ результатов исследования, включающий использование методов количественной и качественной обработки результатов.
В соответствии с целью и предметом исследования, с учетом особенностей объекта в теоретической части проектной работы проведен анализ психолого-педагогических источников, который позволил выявить основные группы причин возникновения педагогических конфликтов в системе «учитель-ученик». На основе теоретических данных мы составили 2 опроса (отдельно для педагогов и обучающихся) используя Google-формы. (Рис. 3 и 4)
Google-формы для проведения опроса мы выбрали по ряду причин:
Доступность. Онлайн-сервис доступен 24/7 на всех девайсах через браузер. Можно быстро создать нужный опросник, отправить респондентам. Форма моментально анализирует полученные ответы.
Гибкость. Можно настроить опрос, используя разные варианты: респонденты могут выбирать один ответ из многих, отмечать несколько, писать развернутые ответы на открытые вопросы.
Статистика. Сразу после получения ответов формируются отчеты с диаграммами.
Бесплатность. Сервис абсолютно бесплатный.
Безопасность. Все данные хранятся в облаке, вы не потеряете их, если сломается ноутбук или компьютер.
Рис. 3. Google-форма опроса для педагогов
Рис.4. Google-форма опроса для обучающихся
Анкета для педагогов
Какое из следующих суждений, по вашему мнению, точно характеризует обстановку в Вашей школе.
Спокойная, не рабочая
Спокойная, рабочая
Напряженная, рабочая
Напряженная, конфликтная
Другое
Какие конфликты, с Вашей точки зрения, чаще всего происходят в школе?
конфликты между учеником и учителем
конфликты между учителями и администрацией школы
конфликты между учениками
конфликты между учителем и группой (классом) учеников
конфликты между учителем и родителями ученика
Возникают ли у Вас конфликты с учителями в школе?
Да, очень часто
Да, периодически
Очень редко
Не возникают
Что, по Вашему мнению, является причинами возникающих конфликтов с учителями?
Несправедливая оценка.
Неуважительное отношение учителя к ученику, оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность.
Вызывающее поведение ученика.
Незнание учеником учебного материала, невыполненное задание.
Халатность, не исполнительность, необязательность ученика.
Учитель непонятно излагает учебный материал.
Нарушения учебной дисциплины учеником, опоздания, пропуски занятий.
Учитель предъявляет завышенные, необоснованные требования к знаниям ученика.
Требование учеником более высокой оценки.
Учитель перегружает заданиями для самостоятельной работы.
Пропуски уроков.
Несправедливые наказания и угрозы.
Физическое воздействие (дерганье за уши, подзатыльники, выталкивание из класса и тп.)
Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мнительность и тп)
Некорректные замечания учителя.
Если конфликт возникает, как долго он длится?
Несколько минут
Несколько часов
Несколько дней
Несколько недель
Несколько месяцев
Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?
Отстаиваю свои интересы любыми способами
Стремлюсь найти взаимоприемлемое решение
Сглаживаю «острые углы», если надо, могу уступить
Стремлюсь во что бы то ни стало уйти от конфликта
Ничего не предпринимаю, т.к. все устроится
Анкеиа для обучающихся
Какое из следующих суждений, по вашему мнению, точно характеризует обстановку в Вашей школе.
Спокойная, не рабочая
Спокойная, рабочая
Напряженная, рабочая
Напряженная, конфликтная
Другое
Какие конфликты, с Вашей точки зрения, чаще всего происходят в школе?
конфликты между учеником и учителем
конфликты между учителями и администрацией школы
конфликты между учениками
конфликты между учителем и группой (классом) учеников
конфликты между учителем и родителями ученика
Возникают ли у Вас конфликты с учениками в школе?
Да, очень часто
Да, периодически
Очень редко
Не возникают
Что, по Вашему мнению, является причинами возникающих конфликтов с учениками?
Нарушение дисциплины
Вызывающие действия и поступки (грубость, дерзость, заведомая ложь и т.п.)
Резкая критика действий и поступков учителя
Игнорирование педагогических требований
Пассивный протест (молчаливое отчуждение, обида, слезы);
Безобидные шалости и проделки с целью досадить учителю
Формальное (плохое) выполнение заданий или их отсутствие
Желание получать хорошие оценки, не прилагая усилий
Потребительское отношение к учителям, где ученики знают свои права, но не знают обязанностей
Неадекватная и чрезмерная реакция учеников на плохие оценки и демонстративность в поведении
Некорректное высказывание недовольства
Оскорбления и угрозы, демонстрирующее агрессивное поведение
Негативное отношение ученика к предмету
Внешний вид учащихся
Если конфликт возникает, как долго он длится?
Несколько минут
Несколько часов
Несколько дней
Несколько недель
Несколько месяцев
Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?
Отстаиваю свои интересы любыми способами
Стремлюсь найти взаимоприемлемое решение
Сглаживаю «острые углы», если надо, могу уступить
Стремлюсь во что бы то ни стало уйти от конфликта
С помощью описанных выше опросников было проведено исследование причин возникновения педагогических конфликтов в системе «учитель-ученик», результаты которого будут представлены в следующем параграфе работы.
В нашем исследовании приняли участие 54 педагога из образовательных организаций Омской области, 44% из которых – педагоги БОУ «Тарская гимназия №1» (Рис.5). Преобладающей группой (20,4%) стали педагоги со стажем работы более 31 года, самыми малочисленными группами – педагоги со стажем работы до 5 лет (7,4%) и педагоги со стажем работы от 26 до 30 лет (7,4%). Остальные участники составили практически равные по количественному составу группы.
Рис.5 Распределение опрошенных учителей по стажу работы
Учителя, принявшие участие в нашем опросе, распределились преимущественно на 2 большие группы: 1ая группа учителей (55,6%) отметили, что обстановка в школе, в которой они работают спокойная и рабочая; 2ая группа учителей (38,9%) считают, что обстановка в школе напряженна и рабочая. Один педагог (1,8%), принявший участие в исследовании, указал, что обстановка в школе характеризуется как спокойная и нерабочая и только 2 педагога (3,7%) указали на то, что обстановка в школе, в которой они работают – напряженная и конфликтная (Рис.6)
Рис.6. Распределение педагогов по группам при ответе на вопрос №3
Чаще всего конфликты в школе происходят между учениками, на это указывают 51,9% опрошенных учителей, 25,9% опрошенных считают что это конфликты между учителями и родителями, на конфликты между учеником и учителей указывают 13% опрошенных; 9,3% - конфликты между учителями и администрацией школы. Ни один из педагогов не сделал выбор в пользу конфликтов, которые могут возникать между учителем и классом (группой) учеников
Рис.7. Распределение педагогов по группам при ответе на вопрос №4
Так как тема нашей проектной работы связана с исследованием причин возникновения конфликтов между учителями и учениками, то мы в опросе попросили ответить учителей на вопрос «Как часто возникают у Вас конфликты с учениками?» Педагоги, принявшие участие в исследовании, указывают на то, что конфликты с учениками не возникают совсем у 37% опрошенных, у 55,6% они возникают очень редко. Один педагог (1,8%) из опрошенных ответил, что конфликты возникают очень часто, три педагога (5,6%) указывают на периодически возникающие конфликты с учениками.
Рис.8. Распределение педагогов по группам при ответе на вопрос №5
Отвечая на вопрос №6 анкеты, педагоги должны были указать из предложенного списка причин, который мы сформировали работая с теоретическими источниками, те причины, которые, по их мнению, являются наиболее распространенными в конфликтах между учителем и учениками.
Данные отражены в диаграмме (рис.9), но мы назовём пять наиболее распространенных причин, названных учителями:
Нарушение дисциплин (63%)
Вызывающие действия и поступки учеников (грубость, дерзость, заведомая ложь и т.п.) (53,7%)
Игнорирование педагогических требований (48,1%)
Потребительское отношение к учителям, где ученики знают свои права, но не знают своих обязанностей (37%)
Формальное (плохое) выполнение заданий или их отсутствие (25,9%)
Рис.9. Распределение педагогов по группам при ответе на вопрос №6
Так как возможность возникновение конфликтов из опрошенных никто не отрицает, мы задали вопрос о том, как долго длиться возникающий конфликт. Из пяти предложенных вариантов были выбраны только три (Рис.10): конфликт длится несколько минут (66,7%), конфликт длиться несколько дней (20,4%), конфликт длиться несколько часов (13%). Более затяжные вариант развития конфликтов (недели и месяцы) никто из опрошенных не выбрал.
Рис.10. Распределение педагогов по группам при ответе на вопрос №7
Хоть и выяснение стратегий поведения в конфликте учителем не было предметом нашего исследования, мы все равно задали вопрос учителям, чтобы узнать, как они обычно ведут себя в конфликтной ситуации (Рис.11). Большая группа опрошенных (63%) указали на то, что они стремятся найти взаимоприемлемое решение; 26,9% опрошенных указали на то, что стараются уйти от конфликта; 7,4% опрошенных учителей стараются сглаживать «острые углы», если надо, то могут уступить. Две стратегии – отстаиваю свои интересы любым путем и ничего не предпринимаю – не выбрал ни один из опрошенных педагогов. Что позволяет говорить о предпочитаемых педагогами конструктивных стратегий поведения в конфликте.
Рис.11. Распределение педагогов по группам при ответе на вопрос №8
Также в нашем исследование приняли участие обучающиеся 5-10 классов БОУ «Тарская гимназия №1» в составе 110 учеников. Распределение обучающихся по классам и по половой принадлежность отражено в диаграммах на рисунках 12 и 13 соответственно. Самыми многочисленными группами из опрошенных стали обучающиеся 6 классов (26,4%) и 8 классов (20,9%). И преимущественно в опросе приняли участие девочки (61,8%).
Рис.12. Распределение опрошенных учащихся по классам
Рис.13. Распределение опрошенных учащихся по половой принадлежности
Ученики, принявшие участие в нашем опросе, распределились преимущественно на 4 группы: 1ая группа учеников (38,2%) отметили, что обстановка в школе, в которой они работают спокойная и рабочая; 2ая группа учителей (26,4%) считают, что обстановка в школе напряженна и рабочая. 2,7% учеников, принявший участие в исследовании, указали, что обстановка в школе характеризуется как спокойная и нерабочая; 14,5% указали на то, что обстановка в школе, в которой они учатся – напряженная и конфликтная. 18,2% опрошенных затруднились в выборе ответа на данный вопрос (Рис.14)
Рис.14. Распределение учеников по группам при ответе на вопрос №3
По мнению опрошенных учеников, чаще всего конфликты в школе происходят между учениками, на это указывают 57,3%. 30% опрошенных считают что это конфликты между учеником и учителем. На конфликты между учителем и группой (классом) учеников указывают 11,8% опрошенных; 0,9% - конфликты между учителем и родителями учеников.
Рис.15. Распределение учеников по группам при ответе на вопрос №4
Так как тема нашей проектной работы связана с исследованием причин возникновения конфликтов между учителями и учениками, то мы в опросе попросили ответить учеников на вопрос «Как часто возникают у Вас конфликты с учителями?» Ученики, принявшие участие в исследовании, указывают на то, что конфликты с учителями не возникают совсем у 43,6% опрошенных, у 33,6% они возникают очень редко. 20,9% опрошенных учеников указывают на периодически возникающие конфликты с учителями и только 1,9% указали на то, что конфликты возникают с учителями очень часто..
Рис.16. Распределение учеников по группам при ответе на вопрос №5
Отвечая на вопрос №6 анкеты, ученики должны были указать из предложенного списка причин, который мы сформировали работая с теоретическими источниками, те причины, которые, по их мнению, являются наиболее распространенными в конфликтах между учителем и учениками.
Данные отражены в диаграмме (рис.17), но мы назовём пять наиболее распространенных причин, названных учениками:
Неуважительное отношение учителя к ученику, оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность (53,6%)
Вызывающие действия и поступки учеников (50,9%)
Несправедливая оценка (40,9%)
Незнание учеником учебного материала, невыполнение задания / Нарушение учебной дисциплины учеником, опоздания, пропуски занятий (39,1%)
Учитель непонятно излагает учебный материал (37,3%)
Рис.17. Распределение учеников по группам при ответе на вопрос №6
Так как возможность возникновение конфликтов из опрошенных никто не отрицает, мы задали вопрос о том, как долго длиться возникающий конфликт. Из пяти предложенных вариантов наибольшую группу составил ответ несколько минут (62,7%). 21,8% опрошенных указали на то, что конфликт длиться несколько дней; 10% - несколько часов; 4,4% - несколько месяцев; 1,1% - несколько недель.
Рис.18. Распределение учеников по группам при ответе на вопрос №7
Хоть и выяснение стратегий поведения в конфликте учениками не было предметом нашего исследования, мы все равно задали вопрос ученикам, чтобы узнать, как они обычно ведут себя в конфликтной ситуации (Рис.19). Большая группа опрошенных (31,8%) указали на то, что они отстаивают свои интересы любым способом; 30% опрошенных указали, что стремятся найти взаимоприемлемое решение; 16,4% опрошенных указали на то, что стараются уйти от конфликта; 14,5% опрошенных учителей стараются сглаживать «острые углы», если надо, то могут уступить. 7,3% опрошенных ничего не ничего не предпринимают.
Рис.19. Распределение учеников по группам при ответе на вопрос №8
Проведенным исследованием мы подтвердили гипотезу исследования, основанную на предположении о том, что учитель и ученик склонны к конфликтности, причины которых достаточно разнообразны.
Ковалева Галина Валентиновна
Лабикова Марина Николаевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Лабикова Марина Николаевна