Методические рекомендации на тему «Разрешение конфликтной ситуации между педагогом и учеником»
Разрешение конфликтной ситуации между педагогом и учеником по поводу низкой оценки, выставление которой ученик считает незаслуженным.
Если возникла подобная ситуация, педагог должен объяснить учащемуся критерии своей оценки, объяснить, в чём ученик неправ. Вместе с учеником выработать стратегию развития ситуации: когда и каким образом ученик сможет исправить свою оценку.
При этом следует учитывать возраст воспитанника.
Директивные по своей сути, хотя, возможно, мягкие по форме, указания, распоряжения и требования практически не встречают сопротивления у учащихся младших классов. Так как маленькие дети доверяют старшим, для них очень важен авторитет педагога и они редко решаются его ослушаться.
Также это связано ещё и с тем, что младшие школьники не имеют достаточно сформированных навыков правильного поведения в школе и учатся им на примере педагога, осознавая для себя, что как педагог сказал, так и правильно. В этом возрасте ещё не сильно развита критическая функция мышления и дети многое принимают на веру, т.к. своего опыта, чтобы проверить сказанное педагогом, ещё не хватает.
Поэтому, ученик 3 класса выслушает аргументы педагога и поверит его авторитету.
У младших подростков, наоборот, очень сильно развита критическая функция мышления. Им трудно принять на веру сказанное педагогом, даже, если сказанное хорошо аргументировано.
Для этого возраста очень важно мнение сверстников, одноклассников, к чьему мнению они прислушиваются даже больше, чем к своему. Для них очень важно одобрение сверстников.
Поэтому, для педагога важно не только объяснить учащемуся критерии своей оценки, объяснить, в чём ученик неправ, но и с помощью остальных учащихся выработать стратегию развития ситуации: когда и каким образом ученик сможет исправить свою оценку.
Здесь важно, чтобы решение исходило не только от педагога, но и от одноклассников, тогда для подростка это будет более значимо.
Поэтому, ученик 7 класса выслушает аргументы педагога, но более значимым для него будет решение классного коллектива.
У старших подростков критическая функция мышления уже сформирована и не нуждается в постоянном подтверждении. Они уже имеют некоторый коммуникативный опыт. Они готовы выслушать и обсудить аргументы педагога и будут сами решать, поверить им или нет. Для них важно мнение не всех сверстников, а только значимых, которых они уважают и к чьему мнению прислушиваются.
Поэтому, для педагога важно не только объяснить учащимся критерии своей оценки, объяснить, в чём ученик неправ. Педагог должен предложить дальнейшее развитие ситуации. А значимые ученики должны поддержать это решение. Здесь важно, чтобы решение исходило от педагога, и было поддержано значимыми учениками.
Такая стратегия поведения допустима, если речь идёт об учениках 10 класса.
Перминова Елена Федоровна
Горячева Наталья Валерьевна
Воробьева Оксана Павловна
Горячева Наталья Валерьевна
Плешкова Людмила Владимировна
gorjacheva