Методическая разработка «Исследование уровня развития мыслительных операций у детей»

0
0
Материал опубликован 17 February 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
 

Исследование уровня развития мыслительных операций у детей.

 

Подготовил педагог-психолог:

Овечкина Н.В.

Исследование мыслительных операций.

Основные мыслительные операции:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Методика «Классификации»


 

Инструкция: 1. здесь изображены различные предметы, ваша задача расположить их по группам (больше уточнений нет).

Испытуемый раскладывает карточки по группам, называя каждую группу. Экспериментатор тщательно записывает все, что сказал испытуемый, названия всех групп.

2. Теперь, если можно, расположите эти группы по более общим признакам (второй расклад тщательно записывается).

Далее инструкция повторяется до тех пор, пока испытуемый не скажет: «Все».

Т. о., с помощью этой методики определяется уровень выполнения испытуемым мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Нормой считается более 3 раскладов, последний расклад должен содержать 2 группы: «живое» и «неживое», причем даже после такого расклада испытуемым экспериментатор повторяет инструкцию до тех пор, пока испытуемый не скажет: «Все, больше объединить нельзя».


 

Методика «Исключение 4-го лишнего»»

Инструкция: На этих картинках изображено по 4 предмета. 3 из них объединены общей темой, четвертый к ним не подходит. Нужно сказать, какой темой объединены 3 предмета, и какой предмет к ним не подходит (методикой исследуются операции анализа, синтеза).

Нормой считается исключение зонтика, остальное- предметы в


 


 


 

Методика «Сравнение понятий».


 

Инструкция: Я вам называю 2 слова, ваша задача сказать, что в них общего и какие различия (методикой исследуются операции сравнения).


 


 

Методика «Простые аналогии»

Инструкция: В первом столбике написаны пары слов, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Во втором столбике вам нужно подобрать к верхнему слову слово в нижней строчке, чтобы между ними было такое же соотношение (методикой исследуются операции обобщения).


 

Методика «Существенные признаки»


 

Инструкция: В каждой строчке имеется одно слово, расположенное несколько выше других, и 5 слов, расположенных ниже, они обозначают то, что данный предмет (слово, расположенное выше) всегда имеет, без чего он не бывает. Подчеркните только эти два слова.


 

Методика «Метафоры и пословицы»

(понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок; исследуются процессы абстрагирования). Для эксперимента берется 3 метафоры и 2 пословицы.

Инструкция: я говорю вам метафоры и пословицы, вы их объясняете;

какой смысл обозначает пословица или поговорка, которую я вам говорю (сюда же относится объяснение смысла, морали басни).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРОТОКОЛ №2

От ___________________200__г.

Ф.И.О. психолога ___________________

Ф.И. ____________________________________

Дата рождения

Возраст

Школа_____________________класс_____________


 

Исключение понятий (для уч-ся 1-2 кл.)

Кукла, скакалка, песок, мяч, юла

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

_______________________________________________________________________

  1. Река, озеро, море, мост, пруд

_______________________________________________________________________

  1. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

_______________________________________________________________________

  1. Курица, петух, орел, гусь, индюк

_______________________________________________________________________

  1. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

_______________________________________________________________________

Примечание

балл

 

%

 

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение понятий

Данная методика представлена в двух вариантах: исключение «неподходящего» понятия из 4-х и из 5-ти слов. Данные, полученные при исследовании по этой методике, позволяют судить об уровне обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения.

Задания обоих вариантов располагаются в порядке возрастания уровня сложности.

Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух. Процедура проведения

Ребенку предлагают выделить одно «неподходящее» по­нятие и объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, нужно подобрать ко всем остальным сло­вам обобщающее слово.

Оценивается, может ли ребенок отвлечься от второсте­пенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Анализируется уровень обобщающих операций, а именно: объединение по конкрет­носитуативному,функциональному, понятийному,латен­тному признакам [11] . Анализируемые показатели:

характер деятельности (целенаправленность, хаотичность ит.п.);

доступность выполнения задания;

характер ошибок при выделении признаков;

характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций;

объем и характер необходимой помощи со стороны взрос­лого.

Возрастные особенности использования

Вариант 1 может быть использован при работе с детьми, начиная с 5,5 лет; вариант 2 - с 6-7 лет.


 


 


 


 


 

Методика «Простые аналогии»

Инструкция: В первом столбике написаны пары слов, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Во втором столбике вам нужно подобрать к верхнему слову слово в нижней строчке, чтобы между ними было такое же соотношение (методикой исследуются операции обобщения).


 

ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ (2-4 кл)

Ложка Вилка

Каша Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда


 

Лошадь Корова

Жеребенок Пастбище, Рога, Молоко, Теленок, Бык

___________________________________________________________________________________________


 

Ухо Зубы

Слушать Видеть, Лечить, Рот, Щека, Жевать

_____________________________________________________________________________________________


 

Чай Суп

Сахар Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка

_____________________________________________________________________________________________


 

Коньки Лодка

Зима Лед, Каток, Весло, Лето, Река

_____________________________________________________________________________________________


 

_ Тонкий Безобразный

Толстый Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый

_______________________________________________________________________________

Примечание

балл

 

%

 

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Методика «Простые аналогии»

Инструкция: В первом столбике написаны пары слов, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Во втором столбике вам нужно подобрать к верхнему слову слово в нижней строчке, чтобы между ними было такое же соотношение (методикой исследуются операции обобщения)


 

ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ (5 -11кл)

 

Пробка Камень

Плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

1 яйцо Картофель

скорлупа курица, огород, суп, капуста, шелуха

__________________________________________________________________________

2 малина физика

ягода красный, ученый, машина, наука, электричество

__________________________________________________________________________

3. море прохлада

океан одежда, ветер, непогода, мороз, дождь

_______________________________________________________________________________

4 свет война

темнота солдаты, бой, взрыв, оружие, мир

________________________________________________________________________

5 _ Нож стол

сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть

_______________________________________________________________________________

Примечание

балл

 

%

 


 

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 


 


 


 

Процедура проведения

Ребенку предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным примером. Задания по подбору парных аналогий выстроены в порядке возрастания уровня сложности.

Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух.

Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.

В случае выраженных трудностей актуализации нужного слова предпочтительна работа с таким заданием (например, использование методики Подбора простых аналогии (лист 17), где фактор трудностей актуализации минимален.

Анализируемые показатели:

возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;

доступность выполнения заданий по аналогии;

стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями;

наличие трудностей актуализации нужного слова;

критичность ребенка к результатам своей деятельности;

характер обучаемости и объем необходимой помощи со стороны взрослого.

Возрастные особенности использования и нормативы выполнения

Методика доступна детям с 7 лет. Выполнение методики в полном объеме (13-14 правильных ответов) является условно нормативным для детей 10-11 лет.

Дети 8-9 лет, как правило, выполняют с небольшой помощью или самостоятельно 9-10 заданий.

Подбор простых аналогий (лист 17)

Методика направлена на возможность установления логических связей и отношений между понятиями.

Процедура проведения

Отличием от предыдущей методики является заданность слов для выбора одного по аналогии. В данном варианте методики минимизирован фактор трудностей актуализации нужного слова.

Задания по подбору простых аналогий выстроены в порядке возрастания уровня сложности.

Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Задание только в самом краинем случае может быть предъявлено ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, и только при условии достаточного объема слухоречевой памяти.

Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка. Ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое будет относиться к верхнему слову справа так же, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).

Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с вербально-логическим материалом.

Анализируемые показатели:

возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;

доступность выполнения заданий по аналогии;

возможность анализа большого количества печатного (зрительного) материала;

стратегия выявления ребенком логических связей и от-

ношений между понятиями;

наличие ответов импульсивного характера;

инертность в выборе связей;

характер обучаемости и объем необходимой помощи со стороны взрослого.

Возрастные особенности использования и нормативы выполнения

Методика более адекватна для работы с детьми с мнестическими трудностями, чем предыдущая, и может быть использована при работе с детьми 7-8 лет.

Условно нормативным является правильное выполнение заданий в полном объеме (11-12 заданий с выявлением существенных связей) с 10 лет.


 


 


 


 


 


 


 

ПАРНЫЕ АНАЛОГИИ (1- 11 кл)


 

Школа — ученик

Больница — …

Задача — решение

Вопрос — ...

1. Часы — время

Градусник — …

2. Луг — трава

Лес — ...

3. Июль — лето

(Охотник-ружьё)

Апрель — ...

(Рыбак)

4. День — обед

Вечер — ...

5. Дом — кирпич

Слово — ...

Примечание

балл

 

%

 

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Методика «Существенные признаки»


 

Инструкция: в каждой строчке имеется одно слово, расположенное несколько выше других, и 5 слов, расположенных ниже, они обозначают то, что данный предмет (слово, расположенное выше) всегда имеет, без чего он не бывает. Подчеркните только эти два слова.

Выделение существенных признаков (для уч-ся 3- 11 кл.)


 

Лес…
почва, грибы, охотник, дерево, волк

1. Сад…
растения, садовник, собака, забор, земля

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Город...
автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сарай...
сеновал, лошадь, крыша, скот, стены___________________________________________________________________________________________________________________________

4. Больниц...
помещение, уколы, врач, градусник, больные __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Игра...
карты, игроки, фишки, наказания, правила __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание

балл

 

%

 

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделение двух существенных признаков

Лес…
почва, грибы, охотник, дерево, волк

Сад…
растения, садовник, собака, забор, земля


 

1. Город...
автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед

2. Сарай...
сеновал, лошадь, крыша, скот, стены

3. Больниц...
помещение, уколы, врач, градусник, больные

4. Игра...
карты, игроки, фишки, наказания, правила

5. Война...
самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты

6. Книга...
рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст

7. Пение...
звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия

8. Куб...
углы, чертеж, сторона, камень, дерево

9. Чтение…
глаза, книга, текст, очки, слово

10. Деление…
класс, делимое, карандаш, делитель, бумага

Выделение двух существенных признаков (лист 21)

Методика выявляет способность выделять самые существенные признаки предметов и явлений и отличать их от несущественных (второстепенных), а также позволяет оценить

последовательность рассуждений ребенка. Задания располагаются в порядке возрастания уровня сложности. Процедура проведения

Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух.

Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.

Ребенка просят выбрать только два слова из пяти, расположенных ниже, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, Т.е. выделить то, без чего данное понятие не существует ..

Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, произвольно сохранять способ анализа, отмечаются типичные ошибки, в том числе выбор большего или меньшего количества слов и т.п.

Задание считается частично выполненным, если ребенок выделяет один из существенных признаков; если правильно выделены оба существенных признака, задание выполнено полностью.

Анализируемые показатели:

доступный уровень трудности заданий;

возможность удержания инструкции;

характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т.п.);

характер ошибок при выделении признаков (тип, степень. «существенности» выделения);

характер рассуждений ребенка, степень их логичности, наличие инертности мышления при выборе;

критичность ребенка к результатам своей деятельности; • объем и характер необходимой помощи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации