Внеурочное занятие на тему «Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей»

0
0
Материал опубликован 19 June 2018

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Курс: «Развитие познавательных способностей».

Класс: 3 «Б».

 

 

Тема: «Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей».

Планируемые результаты

Личностные: в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираются на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют УУД.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Предметные: обобщают, делают несложные выводы, формулируют значение фразеологизмов.

Форма занятия: практикум.

Триединая цель: развитие слуховой памяти посредством работы с текстовой информацией.

Задачи

Воспитательные: воспитывать способность в предложенных ситуациях общения и сотрудничества опираться на общие для всех простые правила поведения.

Развивающие: способствовать развитию у обучающихся УУД.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательных УУД: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативных УУД: умения донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать речь других.

Образовательные: совершенствовать умения обобщать, делать несложные выводы, формулировать значение фразеологизмов.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Принципы воспитания (по классификации В. А. Сластёнина):

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности;

Принцип природосообразности воспитания;

Принцип культуросообразности воспитания;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип личностного подхода;

Принцип персонализации педагогического взаимодействия;

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода;

Принцип индивидуально-творческого подхода;

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой;

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

Методы воспитания (по классификации В.А. Сластёнина, Г.И. Щукиной):

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение);

методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (упражнение, педагогическое требование, переключение в деятельности);

методы стимулирования деятельности (поощрение);

методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (педагогическое наблюдение).

Методы обучения

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа; иллюстрация, демонстрация; упражнения; работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические: практические задания;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично – поисковый.

Дидактические средства: тетрадь на печатной основе, наглядный материал (приложения), словарь фразеологизмов.

Список информационных источников:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» в МАОУ «СОШ № 34» (Составитель:

А.В. Борщенкова).

О. А. Холодова. Методическое пособие «Развитие познавательных способностей» юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. 3 класс.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 / О.Холодова. -5- е изд., перераб.-М.:Росткнига , 2010. - 64 с.

Гуманитарно – правовой портал. Режим доступа: https://psyera.ru/vidy-pamyati-ih-kratkaya-harakteristika-1403.htm (Дата обращения: 23.04.18).

Макет доски

 

27 апреля.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 
 

Ход внеурочного занятия

Этапы деятельности

Методы, приемы работы на занятии

Деятельность учителя

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемый результат (с учетом формирования УУД)

1. Вводная часть.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, проверить готовность к занятию, сформулировать с обучающимися цель занятия.

Беседа, демонстрация, иллюстрация, упражнение, практическое задание, прием «Восстановление деформированного текста».

- Ребята, я рада приветствовать вас на занятии. Давайте проверим готовность к нему. Нам понадобится рабочая тетрадь, ручка. Для того чтобы нам настроиться на работу, я предлагаю вам поиграть вам в игру «Пчелка» (приложение 1). На доске изображено игровое поле, а в центральной клетке находится пчела. Я буду говорить вам, куда перемещаем пчелку. Вы мысленно перемещаете, а потом говорите, на какую клеточку она перелетела. Пчела всегда начинает двигаться из центральной клетки. Давайте попробуем. Одна клетка вверх, одна вправо, одна вниз. На какой клетке оказалась пчела? (На 6). Одна клетка влево, одна вниз, одна вправо. На какой? (На 8). Одна вниз, одна вправо, две вверх (на 3). Одна вверх, две вниз, две влево (на 7). Одна влево, одна вверх, одна вправо, две вниз (на 8). Молодцы. Сейчас для того чтобы определить цель занятия, я предлагаю вам выполнить упражнение (приложение 2). На карточках вам дан небольшой текст, в который нужно вставить подходящие по смыслу слова, которые вы найдете ниже. Поднимите руки те, кому непонятно задание. Тогда приступайте. Кто уже готов прочитать. Как вы поняли, какие виды памяти бывают? Что это значит?

Среди видов памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца).

- Как вы думаете, какую память будем мы сегодня развивать? А развивать мы будем слуховую память. Кто попробует сформулировать цель занятия? Цель занятия: развивать слуховую память.

Играют в игру на внимание, готовятся к занятию, восстанавливают деформированный текст, отвечают на вопросы, сотрудничают с учителем, формулируют цель занятия.

Обучающиеся демонстрируют

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательнос-ть действий. Познавательные УУД: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача: используя различные приемы работы, создать условия для формирования у обучающихся метапредметных умений.

Беседа, упражнение, практическое задание, педагогическое наблюдение, переключение в деятельности.

- Для начала давайте выполним разминку. Я буду читать вам вопрос, вы внимательно слушаете его, думаете над правильным ответом и отвечаете. Поднимите руку те, у кого есть какие-то вопросы. Начинаем.

- Хорошо, молодцы. Мы с вами ответили на все вопросы.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить второе задание.

- Сейчас я прошу вас открыть рабочую тетрадь на странице номер 14. Выполним задание номер 1.

Слушают и отвечают на вопросы, выполняют задания, отвечают на вопросы, запоминают необходимые слова и воспроизводят их, записывают необходимые слова.

Регулятивные УУД: проговаривают последователь-ность действий, отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение обучающихся, выполнить коррегирующую гимнастику для глаз.

Упражнение, педагогическое требование, демонстрация, переключение в деятельности.

- Сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Выполняют коррегирующую гимнастику для глаз, переключаются в деятельности.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача: используя различные приемы работы, создать условия для формирования у обучающихся метапредметных умений.

Беседа, объяснение, рассказ, прием «Последовательные ассоциации», упражнение, практическое задание, «Составление слов, оканчивающихся на –ня», работа с книгой (словарем), педагогическое наблюдение, переключение в деятельности.

- Сейчас мы с вами попробуем очень интересный прием запоминания. Например, нам нужно за помнить следующие слова: комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса. Мы с вами будем запоминать не сами слова, а составим небольшой рассказ. Вот, к примеру, что может получиться:

- Хотите попробовать так же составлять текст, для того чтобы запомнить слова? Сейчас я прочитаю вам слова, а вы мысленно попробуйте составить небольшой рассказ. Так как мы только начинаем учиться, я вам предложу 4 слова: собака, ручка, шляпа, пианино.

Составьте свой небольшой рассказ. Кто готов рассказать, что получилось?

- Хорошо, молодцы. Скажите, трудно ли придумывать такой рассказ? В чем трудности? Нужно ли еще тренироваться в этом?

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание 5 на с. 16. Вам нужно вписать такие буквы, чтобы получилось слово.

- Какие слова у вас получились? (Соня, Ваня, няня, вишня, пашня, барыня, богиня, ступня, гусыня, черешня, деревня, сударыня, простыня, гончарня).

Резервное задание:

- Давайте проверим. Вижу, что возникли затруднения, давайте поработаем со словарем фразеологизмов и распечатанным материалом.

Слушают учителя, задают вопросы, запоминают слова, составляя рассказ, составляют слова, оканчивающиеся на –ня, отвечают на вопросы, отличают верно выполненное задание от неверного, при необходимости вносят коррективы в собственную работу, работаю с фразеологизмами, при возникновении затруднений работают со словарем фразеологизмов и справочным материалом.

Регулятивные УУД: отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

3. Заключительная часть (Подведение итогов. Рефлексия).

Задача: совместно с обучающимися подвести итоги деятельности, оценить эмоциональный настрой обучающихся в течение занятия.

Практическое задание, поощрение, объяснение, прием «Синквейн».

- Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Для этого я предлагаю вам составить синквейн (приложение 4). Это небольшое стихотворение, которое состоит из пяти строк. В первой у вас может быть тема занятия, во второй - те прилагательные, которые отражают каким было занятие. 3 – то, чем вы занимались, написать только 3 глагола, 4 – это короткое предложение, любое, то, что вы хотите сказать. 5 – это одно существительное, с чем ассоциируется у вас занятие.

- Спасибо за занятие. Сегодня вы активно занимались. Особенно хочу поблагодарить ___________ за правильные ответы, сотрудничество и помощь на занятии. До скорой встречи.

Составляют синквейн, задают вопросы, слушают и воспринимают инструкции учителя.

Регулятивные УУД: дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.


 

Приложение 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение 2

Задание: вставьте подходящие по смыслу слова, которые пропущены в тексте.

­­­_____________ - это способность _______________ запоминать, сохранять и воспроизводить то, что он раньше видел, ­­­­­_____________ , делал, чувствовал. Она бывает __________________, зрительной, тактильной, вкусовой, обонятельной.

Слова для справок: слышал, человека, память, слуховой.

Приложение 3

Значение фразеологизмов

Фразеологизм

Значение

Под самым носом.

Совсем близко, рядом.

За тридевять земель.

Имеет значение очень далеко. Слово тридевять образовано путем сложения двух числительных: три и девять. Тридевять обозначало 27. И в сказках означало, что это очень далеко.

На краю света.

Означает очень далеко, где земля сливается с небом.

В двух шагах.

Совсем рядом от кого-то или от чего-то.

Рукой подать.

Так говорят о том, что находится совсем рядом, очень близко.

Не за горами.

Очень скоро, в ближайшее время. В непосредственной близости.

Под боком.

Очень близко.

Куда Макар телят не гонял.

Очень далеко, в самые отдалённые (обычно неприятные, опасные) места; в неизвестность.


 

Приложение 4

ФИ ­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

Задание: составьте синквейн.

1. Тема занятия ­_____________________________________________________

2. Два прилагательных (какое занятие?)________________________________

3. Три глагола (что делали?)__________________________________________

4. Предложение_____________________________________________________

5. Одно слово______________________________________________________

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации