Задания на развитие мыслительных операций у детей младшего школьного возраста
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задания на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование) адресованы детям с ограниченными возможностями младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет) и их родителям, а так же учителям-дефектологам
Задание 1
Перед тобой – сетка, состоящая из 16 клеток. В основной сетке 4х4 находится 4 мини-сетки 2х2. Некоторые буквы уже вписаны и не могут быть изменены. Заполни основную сетку так, чтобы каждая строка (4 клетки, расположенные по горизонтали), колонка (4 клетки, расположенные по вертикали) и мини-сетка
содержали буквы А О У И, которые не должны повторяться.
1 | 1 | 1 | О |
1 | 1 | И | 1 |
1 | 1 | У | 1 |
1 | А | 1 | 1 |
Задание 2
Разгадай шараду и запиши получившееся слово.
ШАРАДА – это загадка, в которой заданное слово разбивается на части, по описанию которых и восстанавливается всё слово.
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом.
………………………..
Слог первый – вид арбуза,
Второй и третий – два союза,
А целое – скажу я кратко –
Своеобразная загадка.
……………………………
Начало слова – лес,
Конец – стихотворение,
А целое – растёт, хотя и не растение.
.…………………………
Три первые буквы – тревоги сигнал,
А последние две – предлог,
Целое – каждый в лесу видал
И в печке зимою жёг.
……………………………
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее найдёте без труда.
……………………………
Первое – мычит,
Второе – жужжит,
А целое спокойно на голове лежит.
………………………………
Задание 3
Перед тобой – сетка, состоящая из 16 клеток. В основной сетке 4х4 находится 4 мини-сетки 2х2. Некоторые цифры уже вписаны и не могут быть изменены. Заполни основную сетку так, чтобы каждая строка (4 клетки, расположенные по горизонтали), колонка (4 клетки, расположенные по вертикали) и мини-сетка содержали числа от 1 до 4, которые не должны повторяться.
1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | 4 | 1 |
1 | 1 | 3 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 |
Задание 4
Перед тобой – сетка, состоящая из 16 клеток. В основной сетке 4х4 находится 4 мини-сетки 2х2. Некоторые буквы уже вписаны и не могут быть изменены. Заполни основную сетку так, чтобы каждая строка (4 клетки, расположенные по горизонтали), колонка (4 клетки, расположенные по вертикали) и мини-сетка содержали буквы Е Ё Ю Я, которые не должны повторяться.
1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | Ё |
Ю | Я | 1 | 1 |
Е | 1 | 1 | Я |
Задание 5
Найди закономерность, по которой цифры и буквы расставлены в клеточках и вставь в пустые квадраты недостающее число и недостающую букву
1 | В | 5 | |
А | 3 | Д | |
20 | П | 5 | |
Х | 10 | И | |
3 | Е | 15 | |
Б | 9 | И | |
2 | М | 10 | |
П | 6 | Й | |
Задание 6
Вместо точек впиши слово, чтобы завершить смысловой ряд
Предложение – слово, здание - ………………………..
Кофта – шерсть, мяч - …………………………………..
Лиса – хитрость, заяц - ………………………...............
Палец – кольцо, ухо - …………………………………..
Река – наводнение, вулкан - ………………………….
Вопрос – ответ, задача - ………………………………..
Поезд – станция, самолет - …………………………….
Рыба – сеть, зверь - ……………………………………..
Орел – когти, конь - …………………………………….
Пол – торшер, стена - …………………………………..
Рубашка – ткань, шуба - ………………………………
Желудок – пища, легкие - …………………………….
Белка – дупло, медведь - ……………………………….
Суп – кастрюля, кипяток -……………………………...
Свекла – грядка, клюква - ……………………………..
День – обед, вечер - ……………………………………...
Охотник – ружьё, рыбак - ………………………………
Милиционер – фуражка, повар - ………………………
Варенье – ягоды, пирожки - ……………………………
Человек – сердце, машина - ……………………………
Задание 7
Нарисуй данные фигуры в 4 клетках так, чтобы в каждой клетке было по 3 различных фигуры.
Задание 8
В строке - три слова. Между первым и вторым словами существует логическая связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Найди это слово и подчеркни
Океан - глубина = климат - …….
температура; рельеф; растительность; местность; влажность
Старт - финиш = пролог - ……
заголовок; введение; кульминация; действие; эпилог
Молния - свет = песня - …….
слова; музыка; звуки; текст; певец
Роман - глава = стихотворение - …….
поэма; рифма; строфа; ритм; жанр
Тепло - жизнедеятельность = кислород - …
газ; растение; размножение; развитие; дыхание
Война - смерть = засуха - ……
снег; дождь; наводнение; пожар; радуга
Холод - жара = движение - ………
инерция; взаимодействие; состязание; упражнение
Богатство - бедность =
крепостная зависимость - ………
крепостные крестьяне; личная свобода; неравенство; частная собственность; угнетение
Лошадь – корова = жеребёнок - …………………
пастбище, рога, молоко, телёнок, бык
Задание 9
Раздели этот прямоугольник на 4 одинаковых по форме части так, чтобы в каждой из них было по 1 месяцу и по 6 звёздочек.
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Задание 10
Реши логическую задачку и докажи взрослым свою точку зрения
4 друга пришли в салон мужской одежды за покупками в разное время дня. Определи фамилии, имена каждого из друзей, что и в какой последовательности приобрёл каждый из них. Используй для размышления вот эти утверждения:
1. Юра, который не стал покупать свитер, всегда ходит за покупками рано.
2. Морозов, который ходит за покупками во 2 половине дня, был в салоне не последним.
3. Игорь появился в салоне перед самым закрытием и там ему понравилась спортивная куртка со множеством карманов.
4. Ветров, который покупал не носки, был в салоне в 11 часов.
5. Пушкин приобрёл рубашку, он был 1 покупателем в тот день.
6. Миша пришёл в тот день в салон раньше Коли.
7. Юра и Миша не носят фамилию Солнцев.
Имена друзей | Фамилии друзей | Приобретенные покупки | Последоват. посещения салона |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 11
Догадайся, как образовалось слово, стоящее в скобках.
Аналогично вставь слово в другие скобки
ГАММА ( ГИМН ) ДИВАН
ПЕРЕЦ ( . . . . ) КЛОУН
АРГОН ( РОЗА ) ГРОЗА
АТЛЕТ ( . . . . ) НОРМА
ПЛАТО ( ТАНК ) ОКУНЬ
ВЕРБА ( . . . . ) АТЛАС
ТОРГ ( ГРАЧ ) ЧАЙКА
ГОРБ ( . . . . ) СУДАК
ПОРЫВ ( ВОДА ) ОСАДА
ОТКОС ( . . . . ) ОТДЫХ
Задание 12
К каждому слову из 1 столбика подбери слово из 2 столбика, установив между ними ассоциативную связь, и соедини их стрелкой
смерть виновность танец дети путешествие время акула осень свет ветер картина ведро посуда стена гроза кирпичи гриб якорь сон | скорость скука море торшер кухня земля гвоздь духота корзина подушка цепь стройка кисть воздушный шар справедливость болезнь энергия сумка игры |
Задание 13
Напиши, во что превратится:
Мороженое без холодильника –
Всадник без лошади –
Дерево без веток –
Стол без ножек –
Диван без спинки –
Книга без страниц –
Подушка без перьев –
Спички без серы –
Телевизор без электричества –
Кофта без рукавов –
Окно без стекол –
Кепка без козырька –
Чашка без ручки –
Стул без спинки –
Шуруп без резьбы –
Персик без мякоти –
Вулкан без лавы –
Пирамидка без стержня –
Колесо без спиц –
Велосипедист без велосипеда –
Лестница без ступенек –
Железная дорога без рельсов –
Очки без стекол –
Костюм без брюк –
Картина без рамки –
Суп без овощей –
Задание 14
Внимательно прочти текст и напиши ответ на вопрос
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в желтом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Бабушка связала трем внукам варежки, носки и шапочку. Тане бабушка связала не варежки и не носки, Свете не шапочку и не варежки. Что бабушка связала Косте? А что Тане и Свете?
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и машинка. В красной тележке он повезет не машинку и не пирамидку. В желтой - не машинку и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задание 15
Прочти предложение и напиши ответ на вопрос
Петю встретил Миша. Кто приехал?
Кате написала письмо Лена. Кто получил письмо?
Внучку проводил дедушка. Кто уезжал?
Мышка меньше кошки. Кто больше?
Илью обидел Саша. Кто драчун?
Папе подарил подарок сын. Кто именинник?
Дом выше столба. Что ниже?
Дедушка накормил бабушку. Кто проголодался?
Мальчик аккуратнее девочки. Кто неряшливый?
Марине бросала мяч Даша. Кто поймал мяч?
Собака убегала от кошки. Кто догонял?
Света пришла в гости к Вадику. Кто хозяин?
Тропинка длиннее дороги. Что короче?
Задание 16
Ответь на вопрос, а потом докажи взрослым свою точку зрения
У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
На веревке завязали 9 узелков. На сколько частей узелки поделили веревку?
Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?
Шли по дороге трое братьев, с каждым братом было по два брата. Сколько всего человек шло по дороге?
На столе лежит 27 яблок и 7 груш. Сколько всего овощей лежит на столе?
У Насти было 24 ленты. Одну из них она разрезала на 2 равные части. Сколько лент стало у Насти?
Задание 17
В этой таблице зашифрована народная мудрость. Ключ к шифру – таблица умножения. Чтобы узнать, какую букву представляет, например, цифра 9, нужно в таблице найти 2 числа, произведение которых будет равно 9, то есть 1 х 9 = буква Х, и так далее.
| 2 | 3 | 4 | 8 | 9 |
1 | О | Г | А | С | Х |
5 | Е | Ь | Н | У | Д |
6 | Ш | В | Ы | Я | Ц |
7 | К | Й | Р | П | Т |
9, 2, 28, 2, 12, 4,
18, 10, 54, 15,
56, 2, 14, 4,
20, 2, 18, 4, 48,
4, 45, 28, 40, 3,
14, 2, 3, 45, 4,
8, 63, 4, 28, 24, 21 .
Задание 18
Реши логическую задачку и докажи взрослым свою точку зрения
В одной семье живут 4 сестры Оля, Маша, Аня, Ира. Каждая играет на каком-то одном из музыкальных инструментов: гитара, флейта, пианино, скрипка. Каждая хорошо владеет одним из языков: итальянский, французский, немецкий, английский. Определи увлечения каждой из сестёр, используя вот эти утверждения:
Сестра, играющая на гитаре, не говорит не по-французски, ни по-немецки.
Сестра, говорящая по-английски, очень любит свой музыкальный инструмент, потому что его не надо брать собой в музыкальную школу.
Оля не играет на гитаре, не владеет ни английским, ни немецким языком.
Аня не говорит по-немецки.
Маша не играет на флейте.
Маша и Аня не играют на гитаре.
Поставь в таблице знаки «+» и «-», которые помогут тебе прийти к нужным умозаключениям
сестры | музыкальные инструменты | иностранные языки | ||||||
флейта | скрипка | гитара | пианино | итальян. | англ. | немец. | француз. | |
Маша | | | | | | | | |
Аня | | | | | | | | |
Оля | | | | | | | | |
Ира | | | | | | | | |
Задание 19
Угадай, что это?
его вешают, приходя в уныние,
его задирают, задаваясь,
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела
………………
не цветы, а вянут,
не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные
……………
он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека,
его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез,
на него бросают слова и деньги, кто их не ценит
……………
его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить,
он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко,
за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться
……………
её толкут в ступе или носят решетом те, кто
занимается бесполезным делом,
её набирают в рот, когда молчат,
из неё иногда выходят сухими нечестные люди
……………
когда она есть, ума не надо
……………….
его не бывает без огня
………………
они бывают золотыми, умелыми, длинными,
они иногда растут не из того места
………………
Задание 20
Подбери ключ к шифру, прочитай 5 пословиц и объясни их смысл.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | а | е,е | л | р | х | ъ,ь |
2 | б | ж | м | с | ц | ы |
3 | в | з | н | т | ч | э |
4 | г | и,и | о | у | ш | ю |
5 | д | к | п | ф | щ | я |
1. 4в, 2а, 1б, 5д, 1а, 1в 2г, 5а, 1б, 1в, 1а, 4б
5а, 1а, 1в 2г, 1в, 4в, 3а, 4в 3а, 2е, 5в, 4в, 1в, 3в, 4б
2. 2г. 5в, 1б,1г, 3а,1а 5в,4в, 5а, 4г,2в, 1а, 4б 1а
5в, 4в, 3г,4в, 2в 3в, 1а, 3д, 4б, 3в, 1а, 4б
3. 4в,3г,5б,1в,1а,5а,2е,3а,1а,4б 2б,1б.3б.5а,1б,1в,1е,1б
5а,1а 3в,1б 4в,3г,5б,1в,1а,5а,2е,3а,1а,4б
5а,1б,1в,1а
4. 4г,2в,1б,1в,2е,1б 1г,4г,5б,4б 3в,1б 3б,3в,1а,4е,3г
2г,5б,4г,5б,4б
5. 1д,4в,3д,1б,4д,1е 2в,3в,4в,4а,4в 3б,3в,1а,3г,1е
3в,1а,5а,4в 2в,1а,1в,4в 2г,5в,1а,3г,1е