Исследовательская работа на тему «Детский труд в современном мире» (1–4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 38»
(МБОУ «СШ № 38»)
663333, Красноярский край, г. Норильск, район Талнах, ул. Енисейская, 26, тел/факс (3919)44-45-59
e-mail: moy38school@mail.ru; http://38schooltal. ru;
ОКПО 41066749; ОГРН 1022401631482; ИНН 2457040694; КПП 245701001
Научно-исследовательская работа
«Детский труд в современном мире»
Выполнил:
Романович Степан,
ученик 4 д класса
МБОУ «СШ № 38»
Научный руководитель:
Владимирцева Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 38»
Норильск, 2024
Оглавление
I. Введение……………………………………………………………………… 3
II. Теоретическая часть
2.1. Детский труд во времена царской России…………………………………4
2.2. Детский труд во времена СССР……………………………………………5
2.3. Детский труд в наше время…………………………………………………7
III. Практическая часть.
3.1. Детский труд дома………………………………………………………… 10
3.2. Детский труд вне дома ………………….…………………………………15
3.3. Эксперимент «Вместе веселее» …………………………………………….17
IV. Заключение………………………………………………………………….19
V. Список литературы и источников…………………………………………20
Труд в наше время – это великое право
и великая обязанность.
Виктор Мари Гюго
I. Введение
Наблюдая за окружающим нас миром, мы видим, как много люди трудятся. Труд дает нам возможность жить в красивых и чистых домах, носить одежду и обувь, пользоваться транспортом, получать образование и медицинское обслуживание, отдыхать и развлекаться, пользоваться предметами технического прогресса. Оглянувшись вокруг, мы увидим результат огромного труда людей, но мы так редко придаем значение этому и практически никогда не задумываемся о масштабах того, что сделал человек.
Ведь недаром труд воспевается в различных произведениях искусства: стихотворениях, баснях, сказках, песнях, пословицах и поговорках, в работах известных художников, режиссёров и скульпторов. О людях труда снимают фильмы, пишут книги, героев труда награждают почетными государственными наградами.
Когда думаешь об этом, понимаешь, что все это заслуга взрослых людей. А как же дети? Какой вклад вносят они в общие трудовые достижения человечества? Разрешен ли детский труд законодательством Российской Федерации? Трудились ли дети в царской России? А в советской? Нужен ли детский труд в наше время или в нем нет необходимости? Поиск ответов на все эти вопросы и предопределил тему нашей исследовательской работы «Детский труд в современном мире».
Цель: изучить значимость детского труда для общества и самих детей.
Задачи:
- выяснить, существует ли закон, который разрешает детский труд;
- узнать, как использовался детский труд в царской России;
- узнать, как использовался детский труд во времена СССР;
- выяснить, какое значение имеет детский труд в современном мире для общества и самих детей, есть ли в нем необходимость;
- выяснить условия, при которых детям труд будет приносить радость;
- провести анализ выполненной работы, сделать выводы.
Гипотеза: в связи с развитием технического прогресса, в современном мире детский труд не имеет большого значения, в нем нет необходимости. Детей не нужно сильно загружать работой, так как они очень заняты учебой, занятиями спортом, творчеством, дополнительными занятиями. Детям часто просто не хочется выполнять какую-то работу.
Объект исследования: трудовая деятельность детей в зависимости от эпохи в которой они живут.
Предмет исследования: детский труд, его историческое значение в жизни общества.
Методы исследования: работа с информацией, эксперимент, анкетирование, обработка результатов.
Практическая значимость: работая по данной теме мы, подобрали, проанализировали и систематизировали интересный познавательный материал с исторической точки зрения о детском труде в разные эпохи развития нашей страны, представили его в виде мультимедийной презентации. Благодаря нашим исследованиям, становится очевидным, что детский труд необходим и в современном мире для развития самого ребенка, таких его качеств, как ответственность, самостоятельность, милосердие, сострадание, развития чувства уважения к чужому труду.
II. Теоретическая часть
2.1. Детский труд во времена царской России
Во времена царской России очень активно использовался труд крестьянских детей, в то время, как дети знатных людей занимались образованием, играми, вели светскую жизнь.
Крестьянские дети, в подавляющем большинстве своем, не имели возможности учиться, а вот труд занимал в их жизни основное место. К труду их приучали очень рано. Об этом говорит пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит».
По тем временам только воспитанный в труде крестьянский ребенок имел шанс на выживание, т. к. только трудолюбивый человек мог прокормить себя и свою семью. Дети воспитывались в большой строгости, слово родителей было непререкаемым законом. Поручения родители отдавали в приказном тоне, и ребенок был обязан их выполнять.
Детей учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, основам мастерства. К 7-9 годам крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях» за умеренную плату.
Дети занимались землепашеством, они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду». Занимались рыболовством, охотой, сбором грибов, ягод и орехов.
2.2. Детский труд во времена СССР
Советских детей тоже с детства готовили к труду и самостоятельности, но главная обязанность у них была - получить образование. Один из самых известных советских лозунгов звучал так: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». В те времена акцент ставился на том, что каждый человек должен приносить пользу обществу. Самостоятельность у детей была настолько развита, что уже в 5 лет родители их спокойно оставляли дома одних. Ребята дошкольники могли самостоятельно ходить в магазин, занимать очередь, рассчитываться с продавцом. Уже с первых дней школьной жизни, младшие школьники самостоятельно ходили в школу и из школы, обедали, выполняли домашние задания, помогали по дому, посещали спортивные и музыкальные школы, кружки, могли приготовить простые блюда, посещать врача.
Советские школьники практически во всем и очень активно помогали взрослым. В школе дежурные по классу после занятий мыли полы, устраивали генеральные уборки, ухаживали за цветами и животными «Живого уголка», следили за порядком в классе. Классы принимали участие в сборе макулатуры, металлолома, высаживали саженцы, в летнее время принимали активное участие в ремонте школы, работали на цветниках и пришкольных участках. Очень было развито «Тимуровское движение». Юные Тимуровцы помогали ветеранам, одиноким людям, инвалидам, всем, кто нуждался в помощи, дети выполняли для этих людей любую посильную работу. Тимуровцами они стали называться в честь героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
Учащиеся советских школ оказывали большую помощь взрослым, работая в полях и в садах: собирали урожай, сражались с сорняками.
2.3. Детский труд в наше время
Мы видим, что раньше детский труд был очень распространен. В настоящее время в большинстве стран детский труд считается формой эксплуатации и признан незаконным.
В 2023 году в России был подписан закон о привлечении школьников к общественно-полезному труду, в котором закреплены обязанности обучающихся поддерживать чистоту и порядок в образовательной организации. Федеральный закон от 04.08.2023 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". До принятия этого закона детей нельзя было привлекать к общественному труду без согласия родителей и их собственного желания.
Мы видим, что в разные эпохи развития нашей страны детский труд очень активно использовался при выращивании и уборке урожая в полях и садах. Почему же сейчас не привлекают детей к такой работе? Изучив различные источники, мы сделали вывод, что благодаря техническому прогрессу, такая необходимость отпала сама собой, т.к. многие виды работ, которые выполнял человек вручную, сейчас выполняют машины.
Машины для выкапывания корнеплодов из почвы;
- машины для очистки корнеплодов от почвы и ботвы;
- машины для сбора плодов;
- машины для сбора ягод;
-машина для сбора зелени.
III. Практическая часть.
Чтобы выяснить занимаются ли современные дети трудом, и какое место он занимает в их жизни, мы разработали анкеты, провели опросы, проанализировали результаты, с которыми хотели бы вас ознакомить.
Всего было опрошено - 37 детей из разных уголков нашей страны. Участники опроса проживают в разных населенных пунктах России: г. Норильск, г. Краснокаменск, г. Киров, г. Барнаул, г. Бийск, г. Новосибирск, г. Красноярск, а так же сельские жители.
3.1. Детский труд дома
Участникам анкетирования было предложено ответить на следующие вопросы:
Занимаешься ли ты дополнительным образованием?
Да – 34 человека.
Нет – 3 человека.
Сколько времени каждый день уходит у тебя на дополнительное образование (в среднем)?
От 30 мин. до 1 ч. – 16 человек От 1 ч. до 2 ч. – 17 человек
От 2 ч. до 3 ч. – 1 человек.
Помогаешь ли ты взрослым с домашними делами?
Да, постоянно – 28 человек.
Иногда – 3 человека.
Нет, я и так очень занят(а) – 6 человек.
Какую работу по дому ты выполняешь?
Уборка - 31 человек.
Готовка еды – 27 человек.
Рукоделие – 8 человек.
Помощь в уходе за домашними животными – 19 человек.
Помощь на приусадебных участках (для жителей частных домов) – 8 человек.
Другое – 2 человека.
Считаешь ли ты необходимым помогать взрослым с домашними делами?
Да – 34 человека.
Нет – 3 человека.
Тебе нравится трудиться?
Да – 27 человек.
Нет – 10 человек.
Почему ты помогаешь взрослым с домашними делами?
Меня заставляют родители – 23 человека.
Хочу помочь родителям, чтобы у них оставалось время на отдых – 16 человек.
Хочу научиться выполнять работу по дому и быть самостоятельным – 32 человека.
Другое - 0
Несмотря на высокую занятость во внеурочное время, 83 % опрошенных детей помогают родителям с домашними делами. Это дает возможность ребятам развивать навыки самообслуживания и самостоятельности, уважать чужой труд, заботиться о близких людях.
3.2. Детский труд вне дома
1. Приходится ли тебе трудиться вне дома?
Да – 35 человек.
Нет – 2 человека.
2. Где, кроме дома, ты выполняешь какую-либо работу?
В школе – 37 человек.
Участник волонтерского движения – 11 человек.
Помогаю родственникам (бабушкам, дедушкам и др.) – 24 человека.
Другое – 5 человек.
Относишься ли ты бережно к результатам труда других людей?
Да – 32 человека.
Нет – 0 человек.
Не знаю – 5 человек.
Данный опрос показал, что вне дома трудятся 100 % опрошенных детей.
3.3. Эксперимент «Вместе веселее»
Дети могут выполнять работу индивидуально, а могут совместно с друзьями, родными, одноклассниками. Нам стало интересно, зависит ли настроение детей от того, как они работают совместно или индивидуально и что им нравится больше?
Для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы, мы решили провести эксперимент, в котором приняли участие 6 человек из нашего класса. Участникам эксперимента было предложено принять участие в акции «Книжкина больница», где они должны были подклеить порванные учебники. Трое участников работали в группе, а трое индивидуально в отдельных кабинетах, спустя 7,5 минут участники поменялись местами, те, кто работали в группе, стали работать индивидуально, а те, кто работал индивидуально стали работать в группе, у всех участников не было возможности следить за временем. Эксперимент продолжался 15 минут. После его окончания участникам было предложено заполнить анкеты, с результатами которых мы предлагаем вам ознакомиться.
Как тебе больше понравилось работать, в группе или индивидуально?
В группе – 4 человека.
Индивидуально – 1 человек.
Не имеет значения – 1 человек.
а) На вопрос, почему тебе больше нравится работать в группе, мы получили следующие ответы:
- вместе быстрее выполняется работа;
- вместе веселее;
- можно помогать друг другу;
- так можно найти друзей;
- можно разговаривать и шутить, а так время проходит быстрее.
б) На вопрос, почему тебе больше нравится работать индивидуально, мы
получили следующие ответы:
- одному спокойнее;
- нет возможности поссориться.
3. Как ты думаешь, сколько времени продолжался эксперимент, когда ты работал индивидуально?
1-4 минуты -0 человек.
5 – 10 минут – 1 человек.
10-20 минут – 4 человека.
20 – 30 минут – 1 человек.
4. Как ты думаешь, сколько времени продолжался эксперимент, когда ты работал в группе?
1-4 минуты -2 человека.
5 – 10 минут – 4 человека.
10-20 минут – 0 человек.
20 – 30 минут – 0 человек.
Данный эксперимент нам показал, что детям больше нравится совместный труд, время проходит быстрее, если трудиться вместе.
IV. Заключение:
В процессе исследования мы выяснили, что наша гипотеза частично нашла свое подтверждение, мы пришли к следующим выводам:
- детский труд необходим и значим в современном мире, прежде всего, для развития самого ребенка, таких его качеств, как ответственность, самостоятельность, милосердие, сострадание, развития чувства уважения к чужому труду;
- в связи с развитием технического прогресса, в современном мире нет необходимости в активном использовании детского труда;
- дети много своего времени тратят на свое развитие и образование, но и для труда находят время;
- детям больше нравится выполнять какую-либо работу всем вместе, чем самостоятельно, это помогает им развивать дружеские отношения, иметь общие интересы.
V. Список литературы и источников:
Астафьев В. П. «Конь с розовой гривой» М.: Детская литература, 2017.
Благинина Е. А. «Не мешайте мне трудиться» М.: Стрекоза, 2020
Гайдар А. П. «Тимур и его команда» М: Махаон, 2016
М. Д. Маханева «Учим детей трудиться» М.: Сфера , 2012
https://www.chitalnya.ru/work/3468600/
https://von-hoffmann.livejournal.com/78999.html
https://pikabu.ru/story/detskiy_trud_v_tsarskoy_rossii_6288231
https://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2015_6_30.pdf