ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
Учитель Математики Высшей категории
Замдиректора по УВР
ПОДРОСТКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Содержание
Введение
§1. Возрастные особенности учащихся-подростков
§2. Модели взаимоотношения учителя и учащегося-подростка
§3. Причины негативного отношения подростка к школе
§4. Результаты исследования отношения подростков к школе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное состояние человеческого общества всё более высвечивает значение образования и воспитания человека. Мир, в котором мы живём, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура, происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым соответствующее наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных социально-экономических проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности.
В сложный переходный период полем формирования человека могут стать образование и воспитание. Посредством образования и воспитания человека включается в жизнь, наполняет её ценностными смыслами и значениями. Образование, благодаря тому, что оно общечеловечно по своей сути, способно противостоять разрушительным тенденциям, устранять условия, дегуманизирующие человека, общество, поддерживать созидательные тенденции. Образование, как сфера духовной жизни общества, располагает возможностями формирования субъекта культуры и морали, формирования у него системы ценностей как осознанных смыслов жизни, которые определяют его гуманистическую направленность.
Новая структура школьного образования ведёт к изменениям в системе воспитательной деятельности, в том числе и в области нравственного воспитания учащихся. Насколько значительными будут эти изменениями, покажет время. Однако сейчас, когда воспитательная работа строится по-новому, необходимо обратить особое внимание на бережное и заботливое сохранение всего лучшего, чем располагает воспитательная практика. «Следует более всего иметь ввиду при новых реформах, - писал К. Д. Ушинский, - чтоб неосторожными преобразованиями не попортить корней того дерева, которое столько уже принесло плодов и продолжает ещё их приносить».
В настоящее время важным аспектом подготовки к вступлению в активную производственную и общественную деятельность является забота о приобретении учениками новых знаний, умений, навыков. Концентрация внимания на познавательном аспекте развития личности не случайна. Она связана с тем, что механизация и автоматизация производства, усовершенствование технологии труда, усложнение всех сфер производственной деятельности предполагает более высокую квалификацию каждого работника. И поэтому нужно убеждать учащихся, что их главная задача - приобретать знания и осваивать свою будущую профессию.
Дети знакомы с элементами высшей математики, просвещены музыкально, размышляют о тайнах мироздания, стремятся достичь успехов в науке, искусстве, спорте. Но при всём этом они остаются детьми, с неустойчивой психикой и ещё не до конца развитой нравственностью, а значит, требуют постоянной заботы и внимания со стороны старших.
Таким образом, актуальны вопросы педагогического влияния на учащихся. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы заставляют походить к этому вопросу по-новому. Школа может считать свои педагогические функции успешно реализованными лишь в том случае, если ученики будут чувствовать определённую психологическую готовность к принятию на себя социальной ответственности, способными осуществлять правильный моральный выбор в сложных и противоречивых жизненных ситуациях.
Если говорить о роли школы в воспитании подростков, то она просто безгранична, и недооценивать ее глупо и непростительно. Во-первых, школа - это источник знаний. Во-вторых, школа - это место, где дети учатся своим первым взаимоотношениям. В-третьих, в школе дети учатся определенным моделям поведения, способности отличать хорошее от плохого. В-четвертых, школа учит дисциплине. Ведь дети учатся вставать, когда им этого не хочется, делать уроки вместо просмотра интересного фильма и многому другому, они учатся сдерживать свои эмоции, которые их так переполняют. То есть роль школьного воспитания постепенно переходит в главную функцию школы, которая заключается в подготовке детей к непростой взрослой жизни, в которую они так рвутся.
Тем не менее, школьное советское и воспитание современное разительно отличаются друг от друга. В советские времена российское школьное образование давало сто очков фору образованию иностранному. Потому что роль школы была не только в закладывании большого количества знаний, но и прежде всего в воспитании. Чего нельзя услышать от некоторых современных педагогов, которые считают, что их роль заключается только в обучении, напрочь исключая воспитательный процесс. Но этого в школе быть не должно, да и не может быть. Школа просто не возможна без воспитания.
Именно школа, в тандеме с родителями позволяет воспитывать гармоничную личность, которая в дальнейшем принесет неоценимую помощь государству своим трудом и навыками, своими знаниями, которые ребенок получил в школьное время. Ребенок, приходит в школу, будучи еще ребенком, а заканчивает полноценным гражданином. Насколько полноценным будет ребенок, зависит именно от школы и от воспитания родителей.
Вместе с тем, сегодня нередко от современных школьников можно услышать, насколько школа им надоела, нелюбима и даже ненавистна. Почему? В чем кроются причины такого отношения? И каково истинное положение дел в этом вопросе? На эти вопросы мы постараемся найти ответ.
Цель исследования: изучить проблему отношения современных учащихся-подростков к школе.
Объект исследования: процесс школьного обучения учащихся-подростков.
Предмет исследования: отношение современных учащихся-подростков к школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать возрастные особенности учащихся-подростков.
2. Описать модели взаимоотношений учителя и учащихся-подростков.
3. Выявить причины негативного отношения подростка к школе.
4. Изучить отношение учащихся-подростков к школе.
Методы исследования:
изучение научной литературы;
анкетирование и обработка результатов.
§1. Возрастные особенности учащихся-подростков
Современные дети по-другому воспринимают мир и мыслят по-другому, чем их сверстники еще 10-15 лет назад, они проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать, они требовательные и настойчивые.
С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями, а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с синдромом нарушенного внимания или гиперактивностью, с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Подростки - это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.
Всех подростков обычно делят на младших (10-12 лет) и старших (12-15 лет), которые хотя и имеют много общего, отличаются друг от друга.
Остановимся на физическом развитии подростка. Прежде всего, следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Интенсивность проявляется в бурном росте (у девочек максимум роста приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), увеличение веса, совершенствование мускульного аппарата, в процессе окостенения скелета.
Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием, особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические изменения: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается иногда вычурной позой, бравадой, напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей, поэтому все замечания о внешнем виде надо делать ребенку наедине и только в вежливой тактичной форме. Недопустимы такие замечания в присутствии товарищей, мнением которых ребенок дорожит больше, чем мнением взрослых.
В младшем подростковом возрасте наблюдается ярко выраженное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы, сердце увеличивается в объеме, становится сильным, а диаметр кровеносных сосудов в развитии отстает, это приводит к временным нарушениям кровообращения, повышению кровеносного давления и быстрой утомляемости.
Повышенная утомляемость приводит к тому, что во второй половине рабочего дня дети совершают большое количество необъяснимых, с точки зрения взрослых, поступков, проявляют грубость, раздражительность. Если младший подросток в ответе на незначительное замечание проявляет агрессивную реакцию, не стоит в этот момент стремиться родительской властью подавить бунт. Дайте ребенку успокоиться, а потом спокойно поговорите с ним. Иначе может возникнуть конфликт, который гораздо труднее разрешить, чем предотвратить.
В старшем подростковом возрасте развитие сердца и сосудов выравнивается, вместе с тем происходит конец и пресловутому малокровию мозга. Теперь на место потребности в щадящем режиме труда и отдыха приходит новая потребность в энергетической разрядке. Старший подросток поистине неутомим. Он способен нести большие нагрузки и проявляет завидную выносливость по отношению к разного рода перегрузкам. Избыток энергии влечет за собой такую особенность. Старший подросток не переносит ситуации ожидания. В таких ситуациях у многих детей наблюдаются изменения в поведении, причем изменения в худшую сторону.
Очень важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое вызывает появление чувства взрослости, стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений чувств, переживаний.
Особенности физического развития сказываются на некоторой неуравновешенности характера, повышенной возбудимости, частой смены настроения. Это необходимо учитывать в воспитании подростков. А теперь поговорим о некоторых особенностях формирования личности. Важнейшей характеристикой подросткового возраста является интенсивное формирование нравственного сознания, овладение морально этическими нормами поведения, возникновение жизненного идеала. Необходимо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые нам хотелось бы воспитать. Неэтичный поступок взрослого, его несправедливость, выбор неправильного средства воздействия - все это может отрицательно сказаться на развитии нравственного сознания. Наказывают, например, дома ребёнка трудом: не выполнил какое-то требование - мой пол, стирай, занимайся уроками. У ребёнка возникает отношение к труду как к чему-то неприятному. Когда же приятным наказывают? Как трудно будет потом сформировать положительное отношение к труду. Сколько сил надо будет затратить!
Как показали исследования, подростки хорошо понимают сущность нравственных понятий: настойчивость, скромность, гордость, но некоторые понятия они оценивают неверно. Например, очень распространена у подростков положительная оценка упрямства. Это связано с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности. Надо в ненавязчивой беседе без всякого морализирования показать ребятам, что упрямство граничит с глупостью. В этом может помочь совместное обсуждение книг, кинофильмов, жизненных фактов. Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование. Он начинает всматриваться в самого себя, стремиться познать свои положительные и отрицательные стороны.
Очень важным компонентом самосознания является самооценка. Было обнаружено, что в подавляющем большинстве случаев самооценка подростков завышена. В то же время, взрослые люди имеют тенденцию занижать оценку возможностей подростков. Ситуация, когда взрослые недооценивают подростка с завышенной оценкой, может привести к негативным формам поведения - подросток становится подозрительным, недоверчивым, нередко агрессивным. Заниженная самооценка приводит к застенчивости, неуверенности в себе, редко встречаясь в этом возрасте, она, тем не менее, может дать нежелательные последствия. Люди с заниженной самооценкой не проявляют высокой активности, не выбирают для себя деятельность с элементами соревнования, стесняются высказать собственную точку зрения.
Родители должны стремиться к формированию у своих детей адекватной самооценки, излишне не критикуя и одновременно не захваливая их, предъявляя разумную требовательность, включая посильные виды деятельности. Надо помнить о том, что чувство собственного достоинства, чести, уважения к самому себе нельзя воспитать, если человек не хозяин в своем собственном духовном мире, если нет в нем границы, которую никто не имеет право переступить. Если родители видят, что ребенок неверно оценивает себя, нужно идти за советом к учителю, искать пути формирования адекватной оценки.
От характера самооценки зависит возникновение потребности самоусовершенствования, самовоспитания. Большинство подростков занимаются самовоспитанием, но не всегда оно систематично, не всегда выбраны удачные пути самовоспитания.
В соответствии с программой самовоспитания, в выборе его путей и форм контроля за своим поведением, подросткам, наряду с учителями, могут помочь и родители. Контроль за самовоспитанием, поощрение при победах над собой - это гораздо легче сделать в семье.
Центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это субъективное переживание подростком отношения к самому себе как к взрослому, переживания готовности жить в мире взрослых в качестве полноправного члена этой жизни.
В начале подросткового возраста ребята еще не похожи на взрослых. Они еще много играют, бегают, шалят. Они непосредственно активны, настойчивы в интересах и симпатиях. Но такая внешняя картина детскости обманчива. За ней скрываются важные процессы становления нового. Подростки могут взрослеть незаметно, во многом оставаясь детьми. Сознание собственной взрослости возникает у подростков не случайно. Он чувствует общее настроение своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, физическая сила и выносливость. Подросток начинает осознавать, что его знание и умение значительно расширяются, что кое-чем он начинает превосходить многих взрослых, например, своих родителей. Все это так, но подросток склонен переоценивать значение этих сдвигов и перемен, и претендует на то, чтобы взрослые относились к нему, как к равному себе. Полезное и хорошее стремление к самостоятельности, осложняющее чувство взрослости, может привести к таким негативным формам поведения, как грубость, игнорирование требований.
Чувство взрослости вызывает стремление к независимости. Поэтому подростки болезненно чувствительны к оценке взрослых, очень остро реагируют на попытки взрослых умалить их достоинство, игнорировать их взрослость. С появлением чувства взрослости связано возникновение стремления к самоутверждению, которое по разному проявляется у младших и старших подростков.
У младших подростков стремление к самоутверждению выражается в потребности занять достойное место в коллективе. Потребность в достойном положении в коллективе столь велика, что ребята не упускают ни одной возможности её удовлетворения. Если у ребёнка все в порядке с успеваемостью, то он не преминет воспользоваться успехами в учёбе, если он хороший спортсмен - это тоже будет использовано. К сожалению, для удовлетворения потребности в достойном положении младшие подростки порой прибегают и к негативным поступкам. Так уродливыми формами самоутверждения являются драчливость, упрямство, грубость, своеволие. К ним младший подросток прибегает до тех пор, пока они служат целям самоутверждения. Так, например, когда упрямство рассматривается у детей как проявление мужества, убеждать упрямого в том, что он стоит на ложном пути, значит, напрасно терять время. Если же, проявляя упрямство, ребёнок будет поставлен в смешное положение, которое будет угрожать его месту в коллективе, с упрямством нетрудно будет покончить.
Важно чтобы родители помогали детям в выборе путей самоутверждения. Строя свои взаимоотношения с младшими подростками, следует помнить, что они не адаптируются к заслуженной похвале, сколь бы часто не обращались к этому средству учителя и родители. Разносы же, устраиваемые некоторыми взрослыми, унижают достоинство младшего подростка, подрывают его авторитет, превращают в объект насмешек. Нанося ущерб положению младшего подростка, воспитатель в какой-то мере теряет влияние на его поведение.
У старших подростков возникает новый вариант потребности самоутверждения - потребность в самоопределении. Это проявляется в том, что старший подросток, в отличие от младшего, стремится утвердиться в собственном мнении куда в большей степени, нежели во мнении окружающих. Поиск самого себя, стремление обрести свое лицо являются олсобенностями возраста старших подростков. Чувство собственного достоинства проглядывает в каждом их шаге. Они бурно реагируют на ущемление своих прав, не терпят угроз в свой адрес, испытывают отвращение к поручениям. Вот почему так трудно приходится воспитателям со старшими подростками.
Ясно, что в общении с ними следует проявлять тактичность, нужно освобождать их от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, необходимо отказаться от категорических распоряжений, приказов. С подростком нужно разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Только отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения.
Интересной особенностью старшего подростка является его потребность к популярности. Подростки страстно мечтают стать знаменитыми: артистами, полководцами, спортсменами. Жажда популярности столь уж велика, что неутоленной остаться не может, и если ею пренебречь, в поведении старших подростков обнаруживается серия безрассудно дерзких выходок, единственное назначение которых - сделать их авторов знаменитыми. Покончить с такими проделками довольно легко. Для этого надо способствовать удовлетворению потребности популярности. Если имя старшего подростка гремит, так как он хороший пловец, нумизмат или член общества охраны памятников, то вреда в том нет, а польза огромная. Такой герой меньше будет прибегать к разного рода проделкам, чтобы достигнуть популярности.
Строя взаимоотношения с подростками. следует помнить, что подростки очень отзывчивы на доброту: даже самый ершистый старший подросток жаждет ласки. Он готов любить каждого, кто его ласкает. Добрые отношения в семье способствуют разрешению резких конфликтов.
Наблюдения показали, что в подростковом возрасте очень проявляется потребность в общении с товарищами. Изменяется дружба детей. Теперь дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, а на почве общих интересов, увлечений, взаимного уважения, симпатий. В дружбе подростков наблюдается тесный контакт, доверительность отношений, готовность помочь друг другу, доброжелательная критика недостатков. Такая дружба способствует к взаимообогащению личности друзей, самовоспитанию и нравственному развитию.
Но не всегда дружба носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов, пустого времяпровождения. Хорошо, когда родители знают друзей своих детей, проводят с ними свободные минутки, направляя активность и самостоятельность подростков в нужное русло.
Огромное значение для подростка имеет и участие в жизни коллектива. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, привычка подчинять свой интерес, привычка подчинять свои интересы интересам коллектива. Мнение сверстников для детей теперь важнее, чем мнение родителей и учителей. Поэтому родители должны интересоваться делами коллектива, членом которого является ребёнок, по возможности помогать в их коллективных делах.
У старших подростков меняются отношения между мальчиками и девочками. Теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других скрыто под напускным равнодушием, презрением к другому полу.
Интерес друг к другу чаще всего сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим интересом относятся к возникающим отношениям, особенно к их развитию. В 6-7 классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится, хотя о собственных отношениях рассказывают только близким и друзьям. В 6 классе дружба между мальчиками и девочками возникает редко, но если она возникала, то может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Это неплохо, вообще романтические симпатии вызывают желание быть лучше, пробуждают желание защитить, помочь.
Таким образом, общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Поэтому в орбиту воспитания должны входить отношения с товарищами и друзьями. Многое могут сделать родители, но только в том случае, если у них здоровые, добрые отношения с детьми.
Старший подросток очень дорожит мнением товарищей о его родителях, иногда даже больше, чем мнением о себе. Heбезразлично ему, как они выглядят в глазах общества, пользуются признанием, уважением, не стали ли объектом обсуждения. Он хочет гордиться ими.
Подростки пристально присматриваются к родителям, предъявляют к ним высокие требования, очень волнуются, чтобы родители не уронили своего достоинства при тех или иных неблагоприятных для них обстоятельствах, боятся, что у друзей изменится к худшему мнение о родителях. Родители для установления эмоционального контакта должны убедить подростка, что ими можно гордиться. В семьях, где прислушиваться к мнению детей считают излишним, обычно не удается сохранить ни привязанности детей, ни власти над ними, и помочь школе в воспитании их детей такие родители не в состоянии, хотя помощь такая нужна. Зато как гордится подросток родителями, если есть к тому основания, как стремиться подражать им, как прислушивается к каждому слову! Вот почему ни одна из таких проблем этого возраста не может быть решена, если не уделяется внимание проблеме семейного климата, если семья не помогает школе.
§2. Модели взаимоотношений учителя и учащегося-подростка
Впервые ребенок начинает свое образование еще в дошкольном учреждении, но все же настоящее знакомство с систематическим обучением происходит при поступлении ребенка в школу. Школа имеет большое значение в жизни растущего человечка - приучает его к систематической умственной работе, к общению со сверстниками, воспитывает и развивает личность. В современной российской школе, к сожалению, выполняются не всегда или недостаточно функции воспитания - развитие гармоничной, самодостаточной, адекватно уверенной в себе и своих успехах личности. Происходит это чаще всего, потому что главной целью школа ставит передачу академических знаний, не всегда учитывая особенности возрастных периодов ребенка, способности к творчеству и самостоятельности.
Подросток находится между двумя мирами - он уже не ребенок, но и не взрослый. Этот возраст характеризуется неустойчивой самооценкой, повышенной ранимостью и критичностью, стремлением к самостоятельности. Не встречая понимания в случае, когда педагог не учитывает особенности подросткового возраста, подросток либо замкнется в себе, либо будет открыто идти на конфликт. На одни и те же вещи и явления подросток и учитель, в меру разного возраста, смотрят по-разному. И если педагог не стремится посмотреть на ситуацию глазами подростка, то между ними возможно выстраивание так называемого смыслового барьера, т.е. каждый вкладывает в происходящее свой смысл и диалог, в итоге, проходит на «разных» языках.
В действительности каждый учитель мечтает об идеальном ученике, а каждый ученик - об идеальном учителе. Все мы, повзрослев, имеем разные воспоминания о школьных учителях. Есть учителя, которых мы не помним - ни имени, ни внешности, есть учителя, которых мы вспоминаем с благодарностью (поддерживали, были интересными, справедливыми, с ними связаны какие-то истории из нашей жизни и т.п.). А были и такие учителя, о которых остались не самые лучшие воспоминания. В глазах ребенка, а тем более - подростка, идеальный учитель - это человек справедливый, готовый выслушать и понять, честный и искренний, способный сделать обучение интересным и увлекательным.
Для того чтобы суметь наладить отношения с подростком, учитель должен обладать такими качествами как эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость и коммуникативная компетентность (умение общаться).
Эмоциональная устойчивость позволяет учителю адекватно и спокойно оценивать факты и быть готовым к любым вопросам и ответам со стороны подростка. Эмоциональная устойчивость позволяет учителю сохранять эмоциональное равновесие среди учеников.
Эмоциональная зрелость - это способность уважать мнение других, даже если эти другие - ученики, а также умение проявлять доброту, сочувствие и взаимопонимание. Это способствует более искренним и неформальным отношениям между учителем и учеником. В жизни немало примеров, когда ученик, уже взрослый, продолжает поддерживать отношения со школьными учителями и это общение приносит радость и удовольствие обеим сторонам.
Компетентность в общении позволяет уважать и принимать подростка такого, каков он есть, учитывая все особенности его возраста. Компетентный в общении учитель никогда не позволит себе постоянную критику, унижения и осмеивание недостатков подростка. Такой учитель будет строить общение на уровне «взрослый - взрослеющий» с уважением и поддержкой. Таким образом, хочется отметить, что учителя играют огромную роль в созревании самооценки и личностных характеристик каждого ученика, с которым сталкиваются.
Но все же, важным моментом является то, что процесс обучения - это движение «навстречу» и настроенность учителя на общение и обучение тоже зависит от противоположной стороны.
Чаще всего в представлении учителя, согласно нашему российскому менталитету, идеальный ученик - это тот ученик, который вовремя учит уроки, быстро соображает, проявляет инициативу и самостоятельность, и никогда не создает проблем своим поведением (соблюдает дисциплину, не спорит и т.п.), а также чуткий, честный и скромный. Образ ученика глазами педагога - это быстро взрослеющий, не создающий дополнительных хлопот человек. В общем-то, все то, что противоречит самому факту подросткового возраста.
Стереотипы в школьном воспитании. А теперь вспомним себя в школьные годы. Отличникам чаще многое прощалось, двоечники всегда оценивались отрицательно. Так происходит тогда, когда учитель не особо всматривается в личность ученика, и чем больше у такого педагога стаж работы, тем больше он склонен разделять своих учеников на «категории» и «типы». По поводу данного феномена хочется привести пример исследований (Митина Л.М., 1991, Реан А.А., 2003), который характеризует разделение учеников учителями на типы:
Первый тип. Ученики-отличники, сотрудничающие с учителем. Обычно, это школьники, являющиеся гордостью учителя. В общении с учениками-отличниками педагоги стремятся проявлять как можно больше положительных эмоций и чувств: их хвалят, побуждают остальных брать с них пример, к ним проявляют доверие, поручают почетные обязанности, предсказывают великолепные перспективы в учебе и в жизни и т.д. Случающиеся же неудачи воспринимаются как проявления временного недомогания или досадного недоразумения.
Второй тип. Ученики, которых учитель считает способными или просто талантливыми, но в определенном смысле трудными (ненадежными, недисциплинированными, работающими не систематически, ленивыми и т.д.). С учениками такого типа общение педагога происходит по двум направлениям:
. Учитель стремится не замечать недостатки в поведении ученика, компенсируя их своим восхищением способностями и перспективами возможных достижений школьника («если такой ребенок захочет, он все сможет»). В этом случае ему прощаются школьные недоделки и трудности характера.
. Второй вариант взаимодействия с таким учеником происходит по сценарию, когда плохое поведение и безответственное отношение к учебе задевают педагога и он, стараясь не замечать способностей школьника, использует любую возможность, чтобы показать, как «преступно и халатно» ребенок ими распоряжается. Более того, иногда конфликт заходит так глубоко, что учитель старается поставить подростка в такую ситуацию, в которой всячески демонстрирует отсутствие у него способностей.
Третий тип. Хорошие (послушные) ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными и имеющие слабую успеваемость. Учителя не ждут от них больших успехов, но, тем не менее, проявляют к ним определенную симпатию и стремятся компенсировать их учебные неуспехи доброжелательным отношением к ним. Взаимоотношения с дисциплинированным, но считающимися малоспособным школьником, строятся по принципу сочувствия, содействия, в обмен на послушание и покладистость. Такой стиль взаимодействия с учителем вызывает у подростка привыкание к слабым результатам, а уверенность педагога в невозможности ребенка достичь большего приводит к осознанию учеником своей бесперспективности и формированию оценки себя как неспособного человека.
Четвертый тип. Явно проблемные ученики, с которыми у учителей постоянно возникают противоречия и конфликты. Складывается впечатление, что если бы их не было в классе, то все было бы хорошо. Проблемные ученики вызывают у учителя в подавляющем количестве случаев отрицательные эмоции и чувства: их наказывают, угрожают, недооценивают, оскорбляют и унижают, предсказывают жалкое будущее, приводят в качестве дурного примера, им не доверяют, игнорируют и лишают любых поощрений. Успех такого ученика в учебе или поведении расценивается учителем как ухищрение, уловка и воспринимается им с повышенной подозрительностью и недоверием.
Пятый тип. Это ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа. В эту группу входят ученики, которые практически не привлекают к себе внимания учителя. Таких школьников учителя обычно плохо запоминают, часто путают, из какого они класса, «А» или «Б», и как их зовут. С учениками, относящимися к пятому типу, у педагогов практически отсутствует какое-либо взаимодействие. Они просто их не замечают. Проблемы, достижения и трудности в обучении, поведении, взаимоотношениях с одноклассниками остаются за пределами внимания учителя. Такие школьники отсутствуют в его профессиональном сознании.
Каковы же последствия стереотипного восприятия учеников?
. Подчеркнуто положительное отношение к ученикам первого типа формирует у подростков такие черты как завышенная самооценка, заносчивость и надменность. Кроме того, к таким ученикам со стороны одноклассников, из-за постоянно испытываемого чувства несправедливости, формируется негативное отношение, чувство зависти. Одноклассники нередко радуются явным промахам «любимчиков», у них исчезает умение радоваться за успехи более сильного. Таким образом, отношение, казалось бы, к одному ученику, влияет на свойства личности сразу нескольких. «Любимчики» нередко становятся изгоями, что непременно отражается на восприятии окружающих, как злых и неотзывчивых людей. Окружающие воспринимаются в последующем как «завистливые бездарности».
.Систематическое «прощение» ученикам второго типа безалаберности и недисциплинированности, когда учителя «закрывают глаза» на невыученные уроки и плохо сделанную работу, способствует еще большему развитию этих качеств. У подростков этой группы формируется неприязненное, пренебрежительное отношение к систематическому обучению, а в последующем - к труду.
. В случае, когда подросток второй группы причисляется учителем к «проблемным ученикам» из-за недисциплинированности, неизбежны конфликты и выстраивание «пропасти» между сторонами, исчезает понимание друг друга.
. Если к подростку третьего типа учитель относится благосклонно и это проявляется в том, что ему прощаются невыполнение (или неправильное выполнение) любых заданий взамен на хорошее поведение, то это неизбежно ведет к тому, что подросток привыкает к низким результатам и укореняется в мыслях, что он - бездарная или неспособная на многое личность. Также такое отношение формирует такие черты личности как приспособленчество, неискренность и склонность угождать ради хорошего отношения.
. В самом худшем положении оказываются так называемые «проблемные» ученики (четвертая группа). При нарастающем негативном отношении к таким подросткам, учителя относятся к ним с подозрительностью и недоверием. Подросток утверждается в мысли, что как бы он ни старался, результат все равно будет отрицательным. В этом случае подросток прекращает все попытки добиться успеха, а продолжающиеся конфликты еще больше усугубляют его неверие в собственные силы. В данном случае, если уж подросток оценивается негативно, то во всем: «плохие» черты характера - ленивый, недисциплинированный, злой, конфликтный; недостатки в умственном развитии - недостаточно способный, медлительный, с трудностями в мышлении, с плохой памятью и т.п. С каждым днем поведение таких подростков становится все хуже, а негативное отношение со стороны учителя - все больше, что не оставляет шанса на положительные перемены.
. Отношение к ученикам пятого типа, при котором подросток не замечается как личность в принципе, формируют у таких учеников чувство никчемности и малоценности. Из таких подростков вырастают неуверенные и нерешительные личности.
Для преодоления «типизации» подростков и стереотипного отношения к ним необходимо учитывать особенности подросткового периода, уметь уважать индивидуальность ребенка. В этих случаях общение становится более открытым и неформальным, а восприятие учебного материала становится легким и интересным.
§3. Причины негативного отношения подростка к школе
Подростковый возраст считается самым молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встаёт задача соответствия требованиям общества, и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым.
Высокое количество экспериментальных программ не обеспечивают повышения уровня знаний у школьников. Одной из причин низкой успеваемости ребёнка является его негативное отношение к школе.
С другой стороны, ребёнок может хорошо успевать в школе, получать высокие баллы и отличаться прекрасным поведением среди своих одноклассников. Может, такое зависит не от экспериментальных программ, которые меняются практически с каждым полугодием? Большое значение в жизни ребёнка в школе имеют его родители. И, соответственно, мировоззрение ребёнка на учёбу. Подросток может спокойно ходить в школу, выполнять домашние задания, отлично ладить с учителями и не высказываться о плохом отношении к учебному заведению в целом.
Почему же тогда у отдельных детей появляется негативное отношение к школе? Почему они отказываются выполнять уроки? У них пропадает интерес к учебной программе, им не интересны знания, которыми обогащает учеников преподаватель. Ребёнок может попасть в плохую компанию, либо познакомиться с одним подростком, который сведёт на нет весь интерес к образовательному процессу. Может быть и такое, что педагогический состав в школе сам не силён в знаниях своего предмета и не может точно и оригинально донести их до ученика.
Подростковый возраст можно охарактеризовать, как смену социальных связей, и главное место в развитии подростка начинает занимать именно социализация. Общество сверстников начинает преобладать над влиянием семьи. Подростки начинают активно отстаивать свое право на самостоятельность, ассоциируя ее с понятием «взрослость». Жизнь его проходит в совершенно разных областях, довольно сильно разграниченных между собой. Проще говоря, подросток включается в различные сферы социальной практики - такие, как семья, школа и группы сверстников.
Школа выступает как немаловажный компонент социального развития. Основная функция школы состоит в том, чтобы сделать процесс взросления менее болезненным для самого ребенка. Включение его в активную деятельность коллектива формирует необходимые навыки общения, сотрудничества и четкой субординации. Роль педагога в этом случае - роль лидера, который организует и курирует работу всего класса.
В нашей системе образования дается представление обо всех основных науках, что довольно сильно облегчает жизнь. Именно поэтому различным специалистам нетрудно переключаться с одной области знаний на другую. Но это затрудняет жизнь подростку, которому такое обилие знаний может показаться лишним. Именно профориентационная работа в школе призвана раскрыть сущность профессионального самоопределения, помочь с выбором профессии, раскрыть те или иные стороны профессиональной деятельности.
На выбор профессии существенно влияет и пример учителя. Если учитель в состоянии сделать свой предмет интересным, то, возможно, подросток изберет именно эту науку как сферу своей дальнейшей деятельности. Если же учитель привьет отвращение к своему предмету, то независимо от своих способностей впечатлительный подросток ни в коем случае не согласится связать свою жизнь с профессией, имеющей к этому предмету какое-либо отношение.
Стоит отметить, что школа как социальный фактор имеет огромное значение в становлении личности подростка. Различные культурные мероприятия развивают творческий потенциал подростка, способствуют разностороннему развитию, раскрытию в себе новых качеств. Школа помогает развитию навыков общения, и осознать ребенку себя как личность в социальной системе.
Правильно организованная работа всего педагогического состава поможет ребенку саморелизоваться посредством какого-либо конструктивного вида деятельности, направить свою энергию в социально полезное русло. Неверно представлять педагогический процесс как борьбу амбиций, где амбиции педагогов сталкиваются с весьма болезненным самолюбием подростка. Подобное отношение может привести к бунтарскому настрою, потере учебной мотивации, и в результате к ухудшению поведения и девиантным проявлениям.
В последнее время все чаще мы слышим, что дети не хотят ходить в школу, это говорят не только о подростках, но даже и об учениках младших классов. Все это очень серьезные проблемы, и требуют вмешательства, как родителей, так и преподавателей, а в исключительных случаях и вмешательства со стороны социальных служб. И так почему ребенок подросток не хочет идти в школу?
Причин, почему ребенок подросток не хочет ходить в школу, много. И в каждом конкретном случае надо разобраться отдельно. Подросткам иногда легче рассказать о своих проблемах постороннему человеку, так как есть страх перед родителями, что не поймут или наоборот будут сильно тревожиться, или страх перед сверстниками с которыми не нашли общий язык. И очень важен подход к ребенку и родителям в плане прояснения ситуации и нахождения конструктивного решения.
Самая распространенная причина, почему современные подростки не хотят ходить в школу, это то, что они не видят смысла в учебе и не стремятся к знаниям, так как считают, «что у них и так все есть». Именно это самая большая проблема современной школы и учителей. Да и отметки не самое главное. Ради справедливости надо, все же, признать в последние годы школьная программа стала более сложная и объемная, а еще и родители подливают масла в огонь, от желания добра своему любимому чаду отдают его в престижные гимназии или школы, с математическим или другим уклоном, совершенно не учитывая желания своего ребенка.
Во всех этих учебных заведениях, кроме основных предметов, есть еще и дополнительные, которые не самые легкие. Ведь в сумасшедшем мире, котором мы живем, все может ему пригодиться в жизни. Так мы рассуждаем, в принципе мы правы, но мы не учли одного, что программа увеличилась, требования тоже, но в мозг подростка нельзя закачать больше информации, ведь это не компьютер. Как результат ребенок отказывается усвоить даже программу минимум. Так же родителям надо подумать о том, как увлечь ребенка или подростка что б он захотел ходить в школу.
Подросток не успевает в школе, этот вопрос решается очень легко, нужно только терпение и подход, как родителей, так и преподавателей. Достаточно несколько уроков по предмету, по которому подросток не успевает в школе и немного усиленного контроля со стороны родителей и все наладится.
Конфликт ребенка с преподавателем, будет существовать всегда, сколько будут школы, ведь нет ни одних родителей, которые хотя бы один раз не встретились с этим. Это требует обязательного вмешательства родителей, ведь кто, если не мы защитим своих детей. Надо поговорить с ребенком почему, по его мнению, тот или иной преподаватель обижает ребенка, ведь может оказаться, что ребенок сам дает повод, тогда достаточно просто поговорить и объяснить подростку, что в классе есть еще 15-20 человек кроме него и преподаватель тоже человек. Но гораздо чаще оказывается, что для придирок со стороны учителя нет повода и основания. Тогда надо просто встретиться с педагогом и выяснить в чем дело, при необходимости подключить к решению вопроса директора школы и перевести ребенка в другой класс или даже школу. Ведь, правда, на стороне вашего ребенка.
Еще одна немаловажная проблема, почему ребенок не хочет идти в школу, это плохие отношения со сверстниками. Она тоже достаточно давняя и подход должен быть очень тонким, надо разобраться, нет ли в этом подоплеки со стороны учителя, ведь если он не возлюбил вашего ребенка, то автоматически это отношение дети копируют и переносят на ваше чадо. Надо всегда быть в курсе с кем общается ваш ребенок, с кем он дружит, и чем они занимаются, что между ними общее. Ведь может статься, что их влияние на ребенка отрицательное.
Считается, что 13-16 лет это «переходный возраст» и надо просто потерпеть и все наладиться. Однако не все так уж и просто, если мы потеряем доверие своих детей именно в этом возрасте, то мы рискуем и в дальнейшем не наладить их. Подростку важно знать, что его дома уважают, поддерживают.
Переход подростка от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон его развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.
В условиях динамично развивающейся жизни серьезных изменений во всех сферах школа и семья должны перестраивать свои отношения с подростком, помогая ему преодолевать естественные трудности роста. А их довольно много. Вчера еще послушный вежливый подросток вдруг начинает проявлять грубость, резкость, упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно принимавший ранее указания, требование взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти требования должны быть достаточно аргументированы и логически обоснованы (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителей и родителей нередко расходящееся с общепринятым) преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это нервирует взрослых, нередко выбивает их из колеи, приводит к конфликту с подростком.
Трудности в воспитании подростка в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные формы общения с детьми удачные в прошлом способы воздействия на них, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Каждый возраст требует к себе особого отношения - подростковый более других.
§4. Результаты исследования отношения подростков к школе
Анкета по изучению отношения учащихся к школе:
1.Я чувствую себя хорошо, когда общаюсь с друзьями вне школы.
2.Иду в школу, чтобы научиться чему-нибудь новому.
.Если бы в школу было идти не обязательно, то остался бы дома.
.Если отменили любимый урок, предпочту общаться с друзьями.
.В организуемых в школе мероприятиях чаще выступаю участником.
.Оцениваю внеклассные мероприятия, проводимые в школе, хорошо.
.С родителями и друзьями обсуждаю школу часто.
.Мне нравиться наш классный руководитель.
.У меня много друзей в классе.
.Мне не нравятся некоторые одноклассники.
.Да, несомненно, моя школа помогает реализовать себя в жизни.
.Мой класс и моя школа - это место, где я нахожусь под контролем и могу себя свободно проявить.
На вопросы анкеты учащиеся должны были ответить «да» или «нет».
В анкетировании приняли участие 38 учащихся-подростков шестых классов. Обработав полученные ответы, мы получили следующие результаты.
На первый вопрос анкеты «Я чувствую себя хорошо, когда общаюсь с друзьями вне школы» 21 подросток (55%) ответили утвердительно и 17 человек - отрицательно (45%).
На второй вопрос «Иду в школу, чтобы научиться чему-нибудь новому» 29 (76%) человек ответили утвердительно и 9 человек - отрицательно (24%).
На третий вопрос «Если бы в школу было идти не обязательно, то остался бы дома» 16 человек ответили отрицательно (42%) и 22 человека - утвердительно (58%).
На четвертый вопрос «Если отменили любимый урок, предпочту общаться с друзьями» положительно ответили 19 подростков (50%) и столько же ответили отрицательно (50%).
На пятый вопрос «В организуемых в школе мероприятиях чаще выступаю участником» 17 ребят ответили «да» (44%) и 21 человек - «нет» (56%).
Видимо, те же ученики в первую очередь ответили утвердительно на шестой вопрос «Оцениваю внеклассные мероприятия, проводимые в школе, хорошо» - 18 человек (47%). Негативно оценивают школьные внеклассные мероприятия 20 человек (53%).
Достаточно большой процент опрошенных обсуждает свои школьные дела с родителями - 28 человек (74%), и лишь 10 человек не советуются с родителями по этому вопросу (26%).
Большому количеству подростков нравится их классный руководитель - 27 ученикам (71%), и только 11 ребят относятся к своему классному руководителю негативно (29%).
подростков могут сказать, что имеют много друзей в своем классе (66%), а 13 ребят выбирают друзей вне классного коллектива (34%).
Вместе с тем, 20 школьников достаточно критично оценивают своих одноклассников и говорят о том, что эти ребята им не нравятся (53%), а 18 человек практики ко всем ребятам в классе относятся положительно (47%).
Почти половина опрошенных - 18 человек, или 47% - считают, что школа и обучение в школе помогают им реализоваться в жизни. 20 человек считают наоборот (53%).
И 15 подростков ответили на вопрос «Мой класс и моя школа - это место, где я нахожусь под контролем и могу себя свободно проявить» ответили утвердительно (39%) и 23 человека так не считают (61%).
Сводные данные анкетирования приведены в таблице.
Таблица 1
Результаты изучения отношения учащихся-подростков к школе
ВопросОтвет «да»Ответ «нет»1. Я чувствую себя хорошо, когда общаюсь с друзьями вне школы.21 чел. (55%)17 чел. (45%)2. Иду в школу, чтобы научиться чему-нибудь новому.29 чел. (76%)9 чел. (24%)3. Если бы в школу было идти не обязательно, то остался бы дома.22чел. (58%).16 чел. (42%)4. Если отменили любимый урок, предпочту общаться с друзьями.19 чел. (50%)19 чел. (50%)5. В организуемых в школе мероприятиях чаще выступаю участником.17 чел. (44%)21 чел. (56%)6. Оцениваю внеклассные мероприятия, проводимые в школе, хорошо.18 чел. (47%)20 чел. (53%)7. С родителями и друзьями обсуждаю школу часто.28 чел. (74%)10 чел. (26%)8. Мне нравиться наш классный руководитель.27 чел. (71%)11 чел. (29%)9. У меня много друзей в классе.25 чел. (66%)13 чел. (34%)10.Мне не нравятся некоторые одноклассники.20 чел. (53%)18 чел. (47%)11.Да, несомненно, моя школа помогает реализовать себя в жизни.18 чел. (47%)20 чел. (53%)12.Мой класс и моя школа - это место, где я нахожусь под контролем и могу себя свободно проявить.15 чел. (39%)23 чел. (61%)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки в большинстве своем относятся к школе, как к источнику новых знаний и умений, имеют много друзей в классе, хорошо оценивают внеклассные мероприятия.
Общее восприятие подростками школы и класса носит в целом позитивный характер: большинством учащихся отмечена возможность свободы самовыражения.
В случае отмены любимого урока большинство учащихся предпочитают общение друг с другом.
Половина учащихся-подростков с большим интересом принимают участие во внеклассных мероприятиях, в то время как другая половина в этом отношении более пассивны: 56% предпочли быть сторонними наблюдателями.
С родными и друзьями о школьных делах откровенничают подавляющее число ребят.
При естественной возрастной потребности проявления собственной самостоятельности почти две трети опрошенных подростков негативно воспринимают контроль в стенах школы и считают, что он не способствует их самовыражению.
В целом можно сказать, что мнение об отрицательном отношении подростков к школе, где они проводят большую часть своего времени, оказалось неподтвержденным.
Заключение
С образовательной системой человек знакомится с самого раннего возраста - детский сад, развивающие занятия в детских центрах, группы подготовки к школе и, наконец, само обучение в школе. Больше всего работ и исследований педагогов и психологов, касающихся проблем, сопутствующих обучению в школе, посвящено учащимся младших классов. Подробно описаны особенности их памяти, внимания, познавательной деятельности, сформулировано множество рекомендации по развитию этих психических функций, разработаны различные обучающие программы. Однако мы сегодня хотим поговорить именно о подростках, об их школьных проблемах и о том, как современная образовательная система влияет на развитие личности подростка.
Есть ли какие-то различия в школьных проблемах учеников начальных классов и подростков? Почему мы так разделяем эти две темы?
Безусловно, трудности, с которыми сталкиваются ученики во время обучения в школе, свои для каждого возраста. И в каждом возрасте есть свои возможности и основные пути преодоления этих трудностей.
В младших классах основные трудности возникают чаще всего из-за так называемой школьной незрелости - недостаточной умственной и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе. Например, ребенок часто отвлекается, у него не развито внимание, он неусидчив, или у него игровые мотивы продолжают преобладать над учебными… Трудностей могут добавлять некоторые индивидуальные особенности ребенка - медлительность или чрезмерная гиперактивность, застенчивость или тревожность… Семейное неблагополучие также влияет на эмоциональный фон ребенка и сказывается на учебе. Тем не менее, в средних классах так называемых «неудачников» - неуспевающих учеников - больше, чем в начальных классах. С чем это связано?
Не только с усложнением материала, как это принято думать. Это было бы слишком просто. Здесь дело в том, что практически любой ребенок-дошкольник действительно хочет пойти в школу - это закономерная следующая ступень его развития, новый статус, можно сказать почетный - «я уже школьник». И самое главное, что в этом возрасте ведущая деятельность совпадает с задачами школьного обучения - это познавательная деятельность. То есть изначально ребенок младшего школьного возраста, если можно так выразиться, «обречен на успех». Если, конечно, не вмешиваются неблагоприятные факторы, о которых мы говорили выше. И если (что очень важно) в школе и дома будет создана соответствующая атмосфера - веры в успех, одобрения, поощрения самостоятельности.
Успех или поражение ребенка зависит от первых пяти лет обучения. Ребенок, у которого все складывалось благополучно на протяжении первых пяти лет обучения, гораздо больше уверен в том, что и дальше он будет успешным. Существует так называемая «проблема пятых классов» - именно при переходе из начальной школы в среднюю становится очевидным неблагополучие некоторой части учащихся, которое потом трудно исправить, оно только нарастает. Что же происходит в подростковом возрасте?
К среднему школьному возрасту картина меняется. Ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не означает, что учеба становится подросткам совсем неинтересна. Просто на первое место выходит и становится очень значимым личностный компонент. Подростку важно устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, важно самоутверждаться, получить определенный статус в коллективе, быть признанным.
Именно в этом возрасте возрастает количество критических замечаний в адрес учителей, подростки начинают оценивать их как справедливых или несправедливых, искренних и не очень, понимающих и агрессивных, директивных. Подростки начинают отстаивать право на свое личное мнение, и, если не удается реализовать себя и добиться успеха в какой-либо социально-приемлемой деятельности, подростки начинают самоутверждаться неприемлемым путем - нарушая дисциплину, прогуливая, совершая противоправные поступки.
И все чаще от подростков можно услышать такие высказывания: «Мне неинтересно учиться», «Мне это в жизни не пригодится», «Мне лень, не хочется, скучно….». Что происходит?
Учителя в таких случаях говорят о недостатке школьной (учебной) мотивации, однако мало объясняют, почему это так распространено. Попытки оказать давление (применение силы, угрозы, наказаний) и тем самым создать мотивацию, как правило, безуспешны или действуют до тех пор, пока вызывают страх.
Действительно, есть дети, которым явно не хватает ответственности за процесс и результаты своей учебы. Порой это подкрепляется и учителями, и родителями - когда они начинают полностью контролировать этот самый процесс учебы, не оставляя места самостоятельности и активности ребенка, не оставляя ему права на ошибку и на встречу с последствиями этой ошибки.
Неплохо бы пораньше начинать учить детей самостоятельности и анализу собственных поступков. Например, ребенок ведет себя плохо. Мы можем начать вспоминать все его прегрешения, грозить наказанием. Тут нет ответственности - учитель или родитель сам оценивает поведение, сам назначает ответственность.
Учителя, также как и родители, часто вынуждены реагировать на нарушения дисциплины и снижение успеваемости применением к учащимся различных санкций.
К сожалению, в современной школе существует практика передавать «неудачников» в другие инстанции - чтобы ими занималась правоохранительные органы, приходящие специалисты, врачи, психологи, социальные работники. Но, как правило, это не приводит к положительному результату. Более того, часто ребенок получает «ярлык» двоечника, хулигана и так далее, и шансы на исправление ситуации уменьшаются. Есть такой эффект - описан в социальной психологии - называется эффект «самореализующегося пророчества» - когда ребенок, выслушивая негативные высказывания в свой адрес и плохой прогноз на будущее, в конце концов начинает себя вести в соответствии с этими пророчествами.
Тем не менее, в большом числе случаев подправить ситуацию возможно. Только для этого нужны большие согласованные усилия и школы, и семьи. Такие подростки - «трудные», неуспевающие, возможно, вызывающие неприязнь своими поступками - должны попасть под эмоциональное влияние тех, кто в них искренне заинтересован. Учителя часто стоят «над» ребенком, не снисходя до эмоционального контакта. Когда мы начинаем понимать и верить, что, несмотря на прошлые неудачи, подросток может добиться успеха в настоящем и будущем, когда в прошлом мы начинаем искать не причины неудач (а одна неудача порождает другую), а причины успехов и позитивные моменты, тогда у нас появляется шанс. И это воздействие должно производиться в коллективе, где находится учащийся - в школе. Хорошо, когда и учителя, и родители видят в детях не недостатки, а потенциальные возможности.
Детям нужны не проповедники и диктаторы, а настоящие наставники - помощники.
Список использованных источников:
- Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2003.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988
- Бездухов В.П., Бездухов А.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара, 2000
- Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. - М.: Просвещение, 1988
- Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005.
- Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986.
- Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2002, 2003.
- Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - М., 1975. - Т. 5.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. - М., 2007.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2008.
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2000
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2002.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1979.
- Фетисова О.П. Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков: автореферат к/диссертации. - Карачаевск, 2004.
- Щукина Г.И. Педагогика школы. - М.: Просвещение, 1977.
Кушнарева Татьяна Николаевна
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
Кушнарева Татьяна Николаевна
Федяева Татьяна Геннадьевна
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ