Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую деятельность»

1
0
Материал опубликован 10 November 2018 в группе

Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую деятельность

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент — это патриотизм.

В. В. Путин


Целью патриотического воспитания является формирование у детей гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: района, города.

Осознавая важность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущего нашей страны в своей педагогической практике, решаю заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность. Почему именно через исследование?

В научном определении исследование — это решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку полученных гипотез и оформление результатов. С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой — нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает лишь как наставник, чья задача — регулировать и направлять. Основная же роль отводится именно ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности — САМ выбирает, САМ ищет, САМ реализует, САМ представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему. А не это ли благодатная почва для воспитания?

С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в школе проводится кружок «Лестница наук».

Кружок объединяет группу самых заинтересованных учащихся 3-11 классов. Главное внимание в работе кружка отводится научно-исследовательской деятельности учащихся. Они изучают наиболее важные моменты истории, культуры, экологии, спорта. Главным образом это осуществляется в ходе роботы над проектами.

Исследовательская деятельность обучающихся ведется по различным направлениям: историческое, краеведческое, экологическое, спортивное, военное.

Исследовательская работа делится на два вида: групповую и индивидуальную.

С исследовательскими работами учащиеся участвуют в конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня и становятся победителя и призёрами:

Один из самых значимых групповых проектов, считаю проект, который разработан учащимися 10 класса «Спортивная площадка для людей с ограниченными возможностями». В 2017 году учащиеся МБОУ «СОШ № 1» участвовали в проекте «Молодёжный бюджет Сахалинской области». Результатом Проекта должны были стать не только выбранные и реализованные проекты предложения, но и развитие у молодёжи активной гражданской позиции. Было выдвинуто несколько проектов, но из всех предложенных был выбран проект «Спортивная площадка для людей с ограниченными возможностями».

Проект направлен, на то, чтобы люди с ОВЗ не чувствовали себя в стороне от общества, где они с тоской и печалью смотрят на то, как их здоровые сверстники играют и занимаются спортом. Благодаря спортивной площадке, люди с ограниченными возможностями смогут спокойно и весело проводить время с маломобильным обществом, да и не только! Спортивная площадка для людей с ограниченными возможностями будет включать в себя: волейбольную площадка, баскетбольную площадку, тренажеры и качели для людей с ограниченными возможностями. Данный проект пока ещё не реализован, более подробную информацию можно получить на сайте Министерства финансов Сахалинской области в разделе «Молодёжный проект».

Индивидуальная деятельность проявляется в написании исследовательских работ различного характера.

Работая над проектом «Дети – герои, награждённые медалью «За отвагу на пожаре» ученицы 11 класса узнали, кому и за что вручали медаль «За отвагу на пожаре». Доказали, что в жизни всегда есть место подвигу, и возраст здесь не играет огромной роли, на примере детей-героев, получивших награду «За отвагу на пожаре». На примерах героических поступков школьников подтвердили гипотезу, что каждый ребенок может стать героем и получить медаль. Ученицы с данной исследовательской работой приняли участие в областном этапе Всероссийского детско-юношеского конкура научно-исследовательских работ в области пожарной безопасности «Мир в наших руках».

Для того, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы к участию в сдаче норм ВФСК «ГТО», а также положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО путём просветительской работы, была написана исследовательская работа «ГТО – ЭТО ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ». С данной работой ученицы приняли участие в областном и муниципальном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений.

Культура и история – это невидимые нити, соединяющие прошлое с будущим. Передача культурного опыта крайне важна в современном динамично развивающемся обществе. Сахалинская область стала домом для многих народов: здесь жили тончи, айны, нивхи, эвенки, уйльта, нанайцы. Представители большого количества народностей живут в области и сейчас. Кто же из них коренные? С целью изучение традиций, обрядов, праздников коренных народов севера в системе традиционной культуры малочисленных народов была написана исследовательская работа «ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ, ПРАЗДНИКИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА». Ученица с данной работой приняла участие в областном конкурсе проектное - исследовательской деятельности обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Сахалинской области «СТАРТ В БУДУЩЕЕ» 2017 г.

С целью определение роли музыкальных инструментов и инструментальной музыки в системе традиционной культуры нивхов проведены исследования и написана работа «Музыкальная культура нивхов». Очень подробно изучались музыкальные инструменты как органичный элемент традиционной культуры; обозначена роль музыкального инструментария в обрядовом действии; роль музыкальных инструментов в повседневной жизни и художественной практике нивхов; изучены основные направления в музыке. Работа была представлена на областной конкурс проектно-исследовательской деятельности обучающихся 8-11 классов образовательных учреждений Сахалинской области «СТАРТ В БУДЕЩЕЕ» 2015 г. и стала победителем. А также ученица участвовала IX областной научно-практической конференции школьников Сахалинской области «СТАРТ В БУДУЩЕЕ!» и стала победителем в номинации «ЗА НАУЧНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ».

На протяжение двух лет ученики 10 класса работали над проектом «Невозможное становится возможным». В процессе работы над проектом учащиеся познакомились с судьбой Кирилла Финкельмана; узнали какие диагнозы есть у людей с ограниченными возможностями; проанализированы и обобщены полученные результаты; изучили возможности достижений параспортсменов, разработали социальный проект «Спортивная площадка для людей с ограниченными возможностями». С данным проектом учащиеся участвовали в областном конкурсе проектное - исследовательской деятельности обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Сахалинской области «СТАРТ В БУДУЩЕЕ» 2018 г. и стали победителями; эти же дети - призёры муниципального конкурса проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений Корсаковского городского округа.

Территория Сахалинской области обладает большими природными богатствами. Наибольшую ценность для экономики Дальневосточного региона представляет нефть. В настоящее время нефть- важнейшее полезное ископаемое. Разлив нефти и нефтепродуктов на поверхности водоемов и осадки нефтяных загрязнений на дне природных водоемов являются причиной гибели растений и животных, ухудшения среды обитания человека. В 2017 году ученица 5 класса работа над проектом «Нефть за нас, нефть против нас», в котором исследовала экологическую проблему жителей нашей области - очистка водоемов от разлива нефти и нефтепродуктов. С данным проектом ученица выступила на III областной научно-практической конференции школьников 5-7 классов «Мир вокруг нас» и стала победителем.

Олимпийские игры – ярчайшее спортивное событие планеты и самый главный старт в жизни любого атлета. Ведь тот, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, приобретает пожизненный статус Олимпийского чемпиона, а его достижения навсегда остаются в мировой истории спорта.

Олимпийское движение является международным общественным движением, которое выступает за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека. Ученица 10 класса, работая над проектом «Наш олимпийский резерв», рассмотрела такие вопросы, как история олимпиады, участие в олимпийских играх, что нужно делать, для того чтобы стать олимпийцем? Ученица приняла участие в заочном конкурсе учебно-исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений школ, детских домов, учреждений СПО Сахалинской области «Олимпийская надежда Сахалина» и стала призёром в номинации старшие школьники (9-11 класс).

Учеником 5 класса была выполнена исследовательская работа «Пожарно-прикладной спорт-спорт для отважных». С данной работой учащийся участвовал в областном этапе Всероссийского детско-юношеского конкура научно-исследовательских работ в области пожарной безопасности «Мир в наших руках» и стал призёром.

Таким образом, исследовательская работа, которую я организовала с учащимися 3-11 классов, помогает мне убедиться в правильном выборе средств патриотического воспитания школьников, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.

п/п

Ссылка на публикации в сети и Интернет

Развёрнутое название

1

инфоурок

Исследовательские работы

2

Министерство финансов Сахалинской области (раздел Молодёжный бюджет 2017)

Проект «Спортивная площадка для людей с ограниченными возможностями»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.