Научно-исследовательская работа «Колыбельные песни»

0
0
Материал опубликован 19 May 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1»

Научно-практическая конференция

«СТУПЕНИ - ЮНИОР»

«Колыбельные песни»

Автор: Золотов Максим уч-ся 6А класса

МБОУ «Гимназия №1»

Руководитель: Тройненко Лариса Иннокентьевна

учитель музыки и МХК

высшей квалификационной категории

 

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Введение

В каждом малом жанре русского фольклора- кладезь мудрости народной, совершенство слова и мысли, красота поэзии.  Устное народное творчество значимо и в духовном развитии каждого человека.

«Годы чудес»- так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно в это  время поются ребёнку колыбельные песни.

В нашей исследовательской  работе мы попытаемся показать значение  колыбельных  в жизни и духовном развитии ребёнка.

Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии, (а сейчас современный мир, далёкий от совершенства, особенно нуждается в подобных  открытиях), с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка.

Цель работы:

-Исследование колыбельных песен.

-Выяснение роли колыбельной песни в жизни и духовном развитии ребенка.

Задачи:

-Изучить колыбельные песни, которые пелись моим одноклассникам, учащимся гимназии, их мамами , бабушками.

-Исследовать темы, образы колыбельных песен

-Проанализировать, какие уроки жизни мог незаметно для себя  усвоить ребёнок из колыбельной песни.

Гипотеза: Я считаю, что колыбельные песни служили и служат как помощники для детей в их дальнейшем развитии, успокаивает их, помогает им познавать мир.

Методы исследования:

-Сбор материала в книгах

-Сопоставительный анализ

-Анализ содержания колыбельных песен

Объект исследования:

-Колыбельные песни

Практическое значение:

Материалы и выводы могут стать основой для изучения устного народного творчества на уроках литературы в начальной и средней школе.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.

 

Основная часть.

Колыбельные – один из самых древних жанров  устного народного творчества. Ведь именно с этой песенки начинается жизнь каждого человека. Сегодня, как и много веков назад, мать укачивая своего малыша, любуясь им, складывает простые слова песни:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю…

Результаты анкетирования.

Делая эту работу, мы решили провести анкетирование среди моих одноклассников и выявить, что они знают об истории создания этой песни, поют ли ее в их семьях.

Мы составили вопросы, и получил следующие результаты (приложение №1):

92% учащихся моего класса знают колыбельные песни, но лишь у 12% учащихся поют колыбельные песни в семье. 52% респондентов ответили, что им нравятся колыбельные песни, но, к сожалению, 100% учеников не знают историю создания этих песен. Полученные результаты подчеркивают актуальность данной темы.

Народная память сохранила множество колыбельных песен. В приложении №2 к научно- исследовательской работе помещено 32 колыбельных песни.

Собранный материал подвергся анализу:

-Каким чувством пронизаны колыбельные песни?

-Каково содержание колыбельных песен?

-Какие уроки жизни может усваивать ребёнок из колыбельной?

-Какие персонажи наиболее типичны для колыбельных? Почему?

-Какие средства выразительности использованы в колыбельных? Какова их роль?

Проанализировав содержание колыбельных песен, мы пришли к следующим выводам: самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, а если и станет плохо, ему помогут, его не бросят.

Люлю-люлю, люлю-бай,

Под окошком дед Бабай

Говорит: ,,Андрюшку отдай!”

У нас Андрюшенька один,

Мы его не отдадим…

На этом глубоком чувстве  уверенности  в завтрашнем дне и защищенности от жизненных неприятностей будет потом основан оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребёнка, который войдет в наш сложный и обманчивый мир!

Колыбельные песни пронизаны нежностью, любовью и лаской. Вот мама поёт своему сыночку песенку, а слова-то какие ласковые: ,,гуленьки,  ,,люленьки”. И звучат они особенно плавно. Исследователи считают: ,,Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передаёт ощущение ребёнку”.1  Колыбельная песня все время старается создать образ покоя, тишины:

А бабай, бабай, бабай!

Ты, собаченька не лай.

И гудочек, не гуди.

Нашего Ванечку не буди…

А когда проснется ребёнок, развернет его мама, начнет его поглаживать по животику, массаж, как теперь говорят, делать:

Потягунюшки, порастунюшки!

Поперек-толстунюшки,

А в ножки-ходунюшки,

А в ручки-хватунюшки,

А в ротик-говорок,

А в голову-разумок…

Какими добрыми, ласковыми словами пронизано это обращение к малышу. Сколько любви и нежности мама передала колыбельной песней своему любимому ребёнку.

Эти ласковые слова ещё и обучают малыша. Следит Ванечка глазками, где у него ножки, где роток. Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и припевают:

Ай, дыбок,дыбок,дыбок.

Скоро Ванечке годок!

Братишка сажает Ванюшку на ногу, качает и приговаривает:

Поехали,поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприпрыжку,

По кочкам, по кочкам.

Бух в ямку!

Братишка делает вид, что роняет малыша с ноги. А сам хвать, крепко держит Ванюшку. Эта игра не только забавна для малыша, но и поучительна. Колыбельная помогает крохотному малышу в дальнейшем быстрее научиться разговаривать, и воспринимать речь, которую он слышит.

Плавное, медленное звучание часто повторяемых слов, отпечатывается в подсознании и всплывает позже, облегчая первые попытки ребёнка, изъясняться с помощью издаваемых звуков.

Для детей постарше значение колыбельной несколько иное. Во-первых, именно колыбельная помогает успокоиться после дня, который бывает и трудным, и утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, ему тяжело бывает просто перейти в спокойное состояние отдыха. Колыбельная расслабляет. Во многих семьях ежевечерняя колыбельная –это ритуал. Ребенок знает уже, что сейчас мама споёт песенку-и все тревоги и заботы будут забыты до утра:

Баю-баю-баюшки,

Да прискакали заюшки

Люлю-люлю-люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.

Казалось бы, такие незатейливые строки: ,,Баю-баю-баю-бай”, ,,поскорее засыпай”, ,,в лес по ягодки пойдем”, ,,Софье ягод наберем”, ,,папу, маму

накорми”, ,,дедке, бабушке оставь.”  Однако анализ строк показывает , что текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность.

Существуют песни как для девочек, так и для мальчиков. Они  несут в себе колоссальную смысловую нагрузку и содержат  своеобразное руководство к действию. Колыбельная для девочки говорит о будущем:

Длинноногая моя, дитя мое, хорошее мое,

Будешь мне помощницей.

Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины:

Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок.

Он лисицу добудет, и зайца добудет, и песца добудет.

Специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И поэтому, специалисты советуют родителям: ,,Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники  и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым”. 2

Значение колыбельной состоит для ребенка в получаемой им из песни информации. Бессмысленных колыбельных не бывает. Так что эти песни являются, по сути, кодом, призванным донести до младенца необходимый объем информации. Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости.

С колыбельной песней ребёнок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Мышка за печкою спит.

Птички уснули в саду,

Рыбки заснули в пруду…

Или

Серый козлёнок,

Жёлтый утёнок,

Песик лохматый,

Котик усатый,

Ёжик-иглун,

Зайка-скакун

К нам приходите,

Сон приводите.

Ребёнок уже знает что ,,птички обитают в садах, а рыбки плавают в

прудах”, и  что ёжик колючий, а утёнок- жёлтый.

Особое значение в песнях уделено колыбели-первому месту ребенка в этом мире.

Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархотные.

Колечки витые, крюки золотые.

В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного развития ребёнку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его ,,Я”, в этом мире, самое хорошее, его мама- самая лучшая, а дом- самый родной, семья- одно целое, где все друг друга любят и заботятся о каждом.

Ты устал. Семья родная

Будет сон твой сторожить,

Будет бабушка седая

Внуку сказку говорить.

В колыбельных много пожеланий счастливой богатой жизни.

Бай, побаюшки,
Спи-тко теплая сугрева,
Отцу матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской,
Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.

Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются своим делом – мужчины, женщины, старики и дети:

Зыбаю я зыбаю
Отец ушел за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить,
Много рыбки наварить

И Ванюшку накормить.

Колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в окружающем мире

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок.
Он потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют –
Тебе спать не дадут.

Это не запугивание, а предостережение, всегда подчеркнутое любовью и готовностью защитить ребенка.

Впервые из колыбельных малыш узнает и о православной вере своего народа. Он вырастет, и эта вера станет его, а пока он слышит от родной матери:

Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю.
Умоленное мое,
Упрошенное мое.

Упросила, умолила я
У истинного Христа.

Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,

Богородица дала,
Мне пожаловала

Крошечку мне,
И малюточку.

Ангелы с тобой,
Все хранители с тобой.

 

Они тебя хранят,
Они и милуют.

От болезней, от скорбей,
От тяжелых болестей

Кроме всего прочего бывают колыбельные для воспитания смелости:

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружьё.

Я седельце боевое

Шелком разошью…

Спи, дитя,моё родное,

Баюшки-баю

Богатырь ты будешь с виду-

И казак душой…

Многие  колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы- Бабайки, Дремы, Буки, кота:

Уж как сон ходил по лавке

Дрема по полу брела

К нашей Маше забрела.

Я за веником схожу,

Тебя, Бука, прогоню.

Поди, Бука, куда хошь,

Мого Ваню не тревожь.

Раньше считалось, что кот- большой друг домового. Поэтому, если кота не обижать, то он при случае о доброте хозяйской ,,Дедушке” доложит, а уж ,,Дедушка” постарается в таком доме уют и покой обеспечить, поэтому очень часто в колыбельных песнях упоминается о котах.

Уж ты, котинька-коток,уж ты, серенький бочок.

Приди котя ночевать, мою детку покачать.

Также очень часто в колыбельных песнях говорится о голубях. Птицы у Древних славян- это вестники Бога, которые помогают заботиться о малыше.

Гули-гули-гуленьки

Прилетели в люленьку.

О собачке:

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай

Мою дочку не пугай!

О петушке:

Петушок не кричи,

У нас Машу не буди.

О медведях:

Спят медведи маленькие,

Спят медведи средние.

Только самый крошечный

 

Жмурит глазки-бусинки Он, как ты, хорошенький

И, как ты, малюсенький.

О волчке:

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

Он ухватит за бочок.

Я считаю, что эти образы наиболее часто упоминаются в колыбельных песнях, так как все это персонажи реальной жизни. Обо всех говорится в уменьшительно-ласкательной форме. И это позволяет нам думать, что они воплощают собой образ чего-то светлого, чистого, непорочного.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого

родного, самого дорогого существа – матери. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.

Колыбельные являются сольными песнями. Исполняются без сопровождения.

Форма в колыбельных песнях строфическая или куплетная, часто — открытая, предполагающая импровизацию куплетов «по мере необходимости», пока ребёнок не заснёт.
В основе жанра — ритм качания. Многие особенности колыбельных связаны с их основным предназначением – убаюкать ребенка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь, мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон. На это же нацелен и звуковой рисунок песен: частое повторение одних и тех же слов похожего звучания. В колыбельных большое количество мягких звуков .Это можно объяснить глубоким знанием особенностей души малыша, которое на протяжении веков жило в народе. Интересно ритмическое, поэтическое и музыкальное построение колыбельных. Ритм создают повторы, которые звучат в такт качанию люльки:

Качь, качь, качь!

Привезёт отец калач…

Слова баю-баюшки-баю образованы от старинного глагола ,,баять”-говорить, уговаривать. От этого глагола и имя сказочного персонажа кота Баюна.

С самого младенчества, человек запоминает, держит в сознании голос мамы. Мелодия колыбельной надолго остается в подсознании. Колыбельные песни пишут, используя нотки самой чистой любви. Поэтому они нежны и гармоничны. Что-то магическое хранит в себе мелодия колыбельной. Она утешает, успокаивает, заставляет забыть малыша о тревогах.

 

Заключение.

В своем исследовании мы пришели к следующим выводам:

-Колыбельные песни базируются на глубоком чувстве уверенности в завтрашнем дне и защищенности от жизненных неприятностей.

-Колыбельные песни являются одним из средств обучения малыша жизненным премудростям.

-Колыбельные песни- это оберег маленького существа от негативного воздействия.

-Колыбельные песни имеют огромное воспитательное значение, становятся уроками трудолюбия, ответственности, благодарности, народной мудрости.

-Но колыбельные песни в современном обществе стали забывать и редко напевать маленьким деткам.

 

Список литературы:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное  пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

2. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии. Дошкольное воспитание. №9.2004.

3. Для самых маленьких. Сказки. Потешки. 2007.

 4 . Колыбельные. Издательство: СиДиКом. 2006 .

 5. Кузьмина. Е. Антология колыбельных песен – М., 2002

 

Интернет-сайты:

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/history/0304/zad2_11

http://lib.ru/culture/musicacad/muzslowar/music.txt

http://yanko.lib.ru/books/music/gr-a-b.htm

http://rus-aca-music.narod.ru

http://www.mmv.ru/p/link/index.html

www.art.rin.ru

http://www.countries.ru/library.htm -

http://www.artclassic.edu.ru

http://www.artyx.ru

http://russia.rin.ru/

http://ru.wikipedia.org http://www.prosv.ru

http://www.naukaran.ru

http://lib-notes.orpheusmusic.ru

http://musictheory.by.ru

http://musictheory.newmall.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Знаете ли вы колыбельные песни?

Поют ли ее в вашей семье?

Нравится ли тебе эти песни?

Знаешь ли ты историю создания этих песен?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Баю - баю - баюшки

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
 
Да стал мой милый засыпать.

***

Гулененьки

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать, 
Стала Даша засыпать.

Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
 
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
 
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

***

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
 
Да и Ваню качал.

У кота ли

У кота ли, у кота 
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
 
Есть получше его. 
Да покраше его, 
Да помягче его, 
Да почище его.

 

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

Колыбельная песня
Аполлон Майков

Спи, дитя мое, усни! 
Сладкий сон к себе мани: 
В няньки я тебе взяла 
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой; 
Солнце скрылось под водой; 
Ветер, после трех ночей, 
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать: 
"Где изволил пропадать? 
Али звезды воевал? 
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских, 
Звезд не трогал золотых; 
Я дитя оберегал, 
Колыбелочку качал!"

Ветер, солнце и орел
(народное переложение колыбельной Майкова)

Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни 
Люли, люшеньки, люли 
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
 
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

***

Сидит Дрема

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
 
Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,
Бери Дрема,
 
Бери Дрема кого хошь, 
Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
 
Сидит Дрема, сама дремлет.

***

Бука

Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.

Серенький волчок Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.

Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.

И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.

Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай, 
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.

Спи, моя радость, усни! 
(музыка В. Моцарта,
слова С. Свириденко)

Спи, моя радость, усни! 
В доме погасли огни; 
Пчелки затихли в саду, 
Рыбки уснули в пруду, 
Месяц на небе блестит, 
Месяц в окошко глядит... 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни, усни!

В доме все стихло давно, 
В погребе, в кухне темно, 
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
 

Кто-то вздохнул за стеной 
Что нам за дело, родной? 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет.
Нет ни тревог, ни забот;
 
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей,
 
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал, малыш!
Пусть бы так было все дни!
 
Спи, моя радость, усни! 
Усни, усни!

Колыбельная дочери

Настя Доброта

Спи, моя доченька, спи, мой котеночек!

Видишь, зевает Луна.
Не торопись вырастать из пеленочек.
Дай насладиться сполна
Смехом щебечущим, взглядом доверчивым,
Лепетом детским твоим,
Маленьким тельцем, таким гуттаперчевым,
Танцем твоим заводным.

Спи, моя доченька, спи моя сладкая!
Видишь, уснула Луна.
Будут сегодня торты с шоколадками
Деткам дарить в царстве сна,
Плюшки, печенечки, куклы и фенечки.
Главное – не прозевай!
Спи, моя доченька, спи, моя девочка,
Мама с тобой. Баю–бай…

Козочка-Коза

Кирилл Авдеенко

Ох ты, козочка-коза!

Всё гуляешь, дереза!
Всё травинушку жуешь!
Всё покоя не даёшь
Ты мурашкам да жучкам –
Ножкой топчешь тут и там!

Хочешь песни петь, играться
Да головушкой бодаться;
Только спать давно пора!
От росы земля сыра,
Речка в дымке одеяла
Сладко спит – похолодало!

Замер шум вдали за горкой;
Вот листок осенний шторкой

На ночь гриб в лесу укутал,
И без ног храпит надутый
Добрый дедушка медведь;

Хватит, козочка, шуметь!
Хватит прыгать!
Время спать...
Спит давно природа-мать.

Колыбельная песня "За печкой поет сверчок"

Из телефильма "Долгая дорога в дюнах"
Слова: Аспазии, музыка: Р. Паулюса


За печкою поет сверчок,
Угомонись, не плачь, сынок,
Вон за окном морозная,
Светлая ночка, звездная.
Светлая ночка, звездная.
Светлая ночка, звездная.

Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко,
Видишь, сверкают звездочки,
Месяц плывёт на лодочке.
Месяц плывёт на лодочке.
Месяц плывёт на лодочке.

Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезёт.
В санках на месяц увезёт.
В санках на месяц увезёт.

Будут на небе радости,
Будут орехи-сладости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые.
И пряники медовые.
И пряники медовые.

Ну, отдохни хоть капельку
Дам золотую сабельку.
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок.
Неугомонный мой сверчок.
Неугомонный мой сверчок.

Колыбельная песенка

Серый козленок,
Желтый утенок,
Песик лохматый,

Котик усатый,
Ежик-иглун,
Зайка-скакун, -
К нам приходите,
Сон приводите,
Баю-баю детку мою!
Встаньте, зверюшки,
Ближе к подушке:
Лапки рядком,
Хвостик с хвостом!
Сон посередке,
Тихий и кроткий.
Баю-баю детку мою!

В колыбели

Из эстонской классики,
Якоб Тамм, перевел П. Кустов

Баю-баю, мой малыш,
Сладко спи, родной!
Буду я, пока ты спишь,
Твой беречь покой.

Буду песенкой своей
Горе отгонять,
От печалей и скорбей
Зорко охранять.

Злого времени рука
Сон похитит твой.
А сейчас усни пока,
Баю-бай, родной!

Баю-баю-бай

Баю-баю-баю-бай,
Поскорей ты засыпай,
Лю-лю-лю-лю,
Бай бай бай бай.

Спи-ко, детка, до поры,
Не поднимай-ко головы,
Когда будет пора,
Мы разбудим тебя.

Баю-баю-бай-бай,
На дорожке горностай,
Горностая пугнем,
Детке шубочку сошьем.

Лю лю, лю лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,

 

Зайки травку едят,
Детям спать велят.

Баю баю бай бай,
Под окошком попугай,
Кричит: «Детку нам отдай!».

А мы детку не дадим,
Пригодится нам самим
Пригодится нам самим,
Попугая угоним.

Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках яблочки,
В ножках прянички.

По бокам конфеточки,
Золотые веточки,
Да люли бай, люли бай
Лю, лю, лю...

Баю баю баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Детям спать не дает.

Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,
Живет барин на краю,
Живет барин на краю,
Он не беден, не богат

Он не беден, не богат,
У него много ребят,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят,
Кашу масляну едят,
Ой, люлю, люлю, люлю...

Каша масляная,
Ложка крашеная,
Масло льется, ложка гнется
Душа радуется.

Баю, баю, баю, бай,
Поскорее вырастай,
Во лесок ты пойдешь,
Папе ягод наберешь.

Спи-ко, детонька, в добре,
На соломке, на ковре,
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.

Спи-ко, дитятко,

Угомон тебя возьми,

Угомон-то возьмет,
Дитя вырастет.

Боле вырасти,
Ума вынести,
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.

А ты вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Будешь в золоте ходить,„
В руках золото носить

Ты находишься,
Ты накосишься
Лю лю лю, лю люлю,
Бай, бай, бай, бай.

Баю бай, да побай,
Спи-тко, детка, усыпай,
Ляг-то камышком,
Встань-ко перышком.

«Ночь пришла, темноту привела…»

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

Колыбельная сыну

Настя Доброта

Спи, мой мальчик, спи, мой сын.
Разве ты не знал:
У Мальвин и Буратин
Тихий час настал.

Спят журавль и лиса,
Муравей и стрекоза.
Даже шустрый колобок
На тропиночке прилег.

Спи, мой мальчик, спи, родной,
Отдохнуть пора
От игрушки заводной,
Шумного двора,
От машинок, кораблей,
От подруг и от друзей,
От кота и книжки,
Плюшевого мишки!

Спи, мой мальчик, спи, малыш,
Набирайся сил.
Прогоню кошмары: Кыш!
Чтобы сон твой был

Сладок, легок, невесом,
Нежен, как родимый дом.
Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай…

Месяц над нашею крышею светит

Михаил Исаковский

Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким детям
Спать наступила пора.

Завтра проснешься - и ясное солнце
Снова взойдет над тобой...
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий, -
Баюшки-баю-баю,
Пусть ни какая печаль не тревожит
Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой...
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной!

Спи, мой малыш, вырастай на просторе,
Быстро умчатся года.
Смелым орленком на ясные зори
Ты улетишь из гнезда.

Ясное небо, высокое солнце
Будут всегда над тобой...
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной!

 

Ребенку

Ладыжевский 

Спать пора! Шалил ты много,
Поцелуй ещё меня,
И с тобой заснет тревога
Угасающего дня.
Все заснут. Твоя лошадка
Деревянная заснет…
В спальне светится лампадка;
В спальне бабушка нас ждет.
Ты устал. Семья родная
Будет сон твой сторожить,
Будет бабушка седая
Внуку сказку говорить.
А когда с лучом рассвета
Прибежишь ко мне ты вновь,
Лепет детского привета
Встретит ласку и любовь.

Для девочки

Ночь укрылась черным пледом, согреваясь в свете звезд,
И сплетает быль и небыль из страны волшебных грез.
Ночь показывает сказки и легенды старины
Непослушным в серых красках, милым - розовые сны.

Припев: Закрывай, принцесса, глазки, баю-баю, ангел мой.
Верь - когда-нибудь из сказки принц придет и за тобой.
Золоченая карета повезет тебя к мечте -
К встрече с утренним рассветом, к ясной утренней звезде.

Оживают в старых книжках трубадуры, короли,
Вечно что-нибудь мальчишки ищут на краю земли.
И по свету принцы бродят по селеньям и лесам,
И любовь свою находят, так как верят в чудеса.

Припев.

Колыбельная дождя

Александр Марюхин

Каплет дождь на детскую коляску,
А в коляске спит моя малышка.
Дождик ей рассказывает сказку.
Крошка смотрит сон и сладко дышит.

Что нашепчет дождь моей малютке,
Знает лишь сосновый мокрый бор,
Где деревья каждую минутку
Меж собой заводят разговор.

Щебетом синиц на ветках тонких
Лес чудес баюкает дитя.
И вольётся в моего ребёнка
Родины святая простота.

Колыбельная

Светлана Суворова

Вот и день уходит.

Спи, малыш, усни.
Слышишь, кто-то бродит?
Это сна шаги.
Тихо ночь крадётся
Спи, мой мальчик, спи.
Птицей в окна бьются
Детские мечты.
Лунный свет струится
Золотым дождём
И легко ложится
На ресницы сном.
Шепчут звёзды сказки
В небе до зари.
Закрывай же глазки.
Спи, малыш, усни.

Баю-баюшки

Баю-баюшки-баю,
Мужичок жил на краю.
Он не беден ни богат,
В доме семеро ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят.
Кашку маслену едят
И на <Машеньку> глядят.
Кашка масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется, лоб трясется,
Душа радуется.

 Баю-баю-баиньки

Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.

Баю-баю-баиньки,
Купим <Маше> валенки,
Оденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Киска, брысь, киска, брысь -
На дорожку не ложись.
Наша Машенька пойдет -
Через киску упадет.

Зеленая карета

Дриз Овсей

Спят,
Спят мышата, спят ежата,
Медвежата,
Медвежата и ребята.
Все,
Все уснули до рассвета,
Лишь зеленая карета,
Лишь зеленая карета
Мчится, мчится в вышине,
В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных
В шляпах алых и зеленых
Над землей несутся вскачь,
На запятках черный грач.
Не угнаться за каретой,
Ведь весна в карете этой,
Ведь весна в карете этой.

Спите,
Спите, спите, медвежата,
И ежата,
И ежата, и ребята.
В самый, в самый тихий ранний час
Звон подков разбудит вас,
Звон подков разбудит вас:
Только глянешь из окна -
На дворе стоит весна!

Тсс!
Спят,
Спят мышата, спят ежата,
Медвежата,
Медвежата и ребята.
Все,
Все уснули до рассвета,
Лишь зеленая карета,
Лишь зеленая карета,
Лишь зеленая карета...


Колыбельная

Диана Мазалова

Спи-усни, моя родная,
Слушай, лапушка моя.
В дальний путь коня седлая,
Уезжал в поход Илья.

Уезжал за дальним счастьем
За монистом дорогим.
Зимы пережил, ненастья.
Стал угрюмым и больным.

Возвратился - и с дороги
Снится в руку сон ему:
У родимого порога
Встретил девушку одну.

Говорит она: "Илюша,
Одного тебя ждала!
Ты покуда счастья рыскал,
Я как раз тут подросла!

Сбылся сон! Пришла пора,
Добрым мужем стал Илья.
А та мудрая девица -
Это матушка моя!

Комментарии
Комментариев пока нет.