Исследовательская работа «Пӧлян - поющая трава»

2
0
Материал опубликован 14 December 2018 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 27 «Колокольчик» г. Кудымкара

 

   

ПÖЛЯН – ПОЮЩАЯ ТРАВА

 

 

Александровская Ярослава,

Тотьмянин Роман,

подготовительная группа

 

Руководитель:

Вилесова Марина Васильевна,

инструктор по ФИЗО

 

Кудымкар

2018

 

Содержание.

 

Введение____________________________________________________3

I. Основная часть. Пöлян – поющая трава________________4

1.1.         Описание музыкального инструмента_____________________4

1.2.         Материал для изготовления пöлянов________________________4

1.3.     Технология изготовления пöлянов__________________________4

1.4.     Изготовление пöлянов____________________________________5

II. Заключение________________________________________________7

III. Список литературы_________________________________________8

Приложение _________________________________________________9

Введение.

В детском саду на музыкальном занятии мы познакомились с коми-пермяцкими музыкальными инструментами, и нас заинтересовал пöлян. По телевизору мы видели выступление на пöлянах ансамбля «Шондібан», но что они из себя представляют - мы не знали, поэтому решили обратиться за помощью к воспитателям. Педагоги предложили нам провести исследование и выяснить – что это за инструмент, из чего его делают, и почему у него такое название.

Цель исследования:

Самостоятельно изготовить музыкальный инструмент «пöлян»

Задачи исследования:

- Узнать, откуда произошло название «Пöлян».

- Выяснить, из чего делают пöляны, его строение и происхождение

- Провести опыт по изготовлению пöлянов из стеблей разных растений

Объект исследования – музыкальный инструмент «Пöлян».

Предмет исследования -  растения: дудник, вольгум /ольгум пикан (Angelica sylvestris), купырь лесной, заргум/зорки (Anthricus sylvestris), сныть обыкновенная, морт пикан (Aegopodium podagrarium).

Участники исследования – дети подготовительной группы.

Гипотеза исследования: если взять полые стебли разных растений, то мы сможем сами изготовить музыкальные инструменты – пöляны

Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, изучение литературы, эксперимент

Период выполнения: июль 2017 - ноябрь 2017 г.

План работы.

Сроки

Мероприятия

Июль

Изучение литературы и интернет-источников о пöлянах.

Беседы с людьми, знающими пöлянные традиции.

Август

Сбор растений для изготовления пöлянов.

Сентябрь

Октябрь

Практическая работа «Изготовление пöлянов».

Слушание игры на пöлянах.

Игра на пöлянах.

Ноябрь

Подведение итогов исследовательской работы. Презентация.


I.                  Основная часть. Пöлян – поющая трава

1.1. Описание музыкального инструмента.

Пöляны – одноствольные и многоствольные флейты, самый любимый музыкальный инструмент у коми-пермяцкого народа, разновидность восточноевропейских флейт Пана.

Название «пöлян» образовалось от слова пöльтны – дуть.

Несколько трубочек разной толщины и длины расставлялись в один ряд, закреплялись и были похожи на маленькую губную гармошку. [1, с. 11]

1.2.         Материал для изготовления пöлянов.

Пöляны делают из полых стеблей дикорастущих зонтичных растений, хотя раньше использовали и другие материалы – перья крупных водоплавающих птиц, стебли злаков. Период созревания растений (с середины лета до наступления осени) определяет сезонный характер изготовления инструмента. [3, с. 125]

Одноразовые инструменты изготавливают непосредственно во время сенокосных работ, играя на них в обеденный перерыв или по дороге домой. Тогда же заготавливают материал (травяные стебли) для изготовления более долговечных инструментов. Вместе с тем широко известен запрет делать дудки и дуть в них до Ильина дня (2 августа) – «А то хлеб в дудку пойдёт».

Пöляны – исключительно женский инструмент. Всё, что связано с пöлянами, выполняли в коми-пермяцких деревнях женщины и девушки (как изготовление, так и игра на нём). Исключение составляет только заготовка стеблей, которые нарезать и принести из леса мог любой взрослый человек. Каждая возрастная группа женщин выполняет свои функции в пöлянной традиции. Так, пожилым женщинам уже не полагалось играть на дудках, и они занимались их изготовлением и настройкой, в том числе для обучающихся игре на пöлянах девочек/девушек. Зрелые женщины – признанные мастера пöлянной игры – обычно сами изготавливали и настраивали для себя инструмент.

В настоящее время материалом для изготовления инструмента служат полые суставчатые стебли местных разновидностей дикорастущих зонтичных растений: дудник, вольгум /ольгум пикан (Angelica sylvestris), купырь лесной, зорагум/зарагум/зорки (вероятно, Anthricus sylvestris), сныть обыкновенная, морт пикан (Aegopodium podagrarium).  [4, с. 1]

1.3.         Технология изготовления пöлянов.

Для изготовления одноразового инструмента специальная подготовка материала не требуется, для  долговременного инструмента травяные стебли сушат, а стебли вольгум пикана в некоторых местностях очищают («лупят») от верхнего слоя кожуры.

Создание одноразового инструмента включает следующие действия: выбор подходящего растения, срезание либо ломание травяных стеблей, их визуальная оценка (трубки должны быть ровные, прямые, без повреждений и искривлений), апробирование дудок на наличие голоса, отбраковку безголосых, подбор по длине и диаметру. Наконец, итоговый слуховой контроль звучания инструмента. При таком способе изготовления используется только нож, либо не применяются вовсе (инструмент делают зубами и ногтями). Одноразовый инструмент долго не хранили.

Долговечный инструмент требует выполнения большего количества операций. Вначале в лесу, по берегам рек и болот нарезают стебли того или иного растения, при этом срезая лишь их среднюю часть, с одним-двумя суставами. Пучок стеблей-заготовок приносят домой, где, не мешкая, проводят их предварительную обработку: вначале чистят (лупят), то есть снимают верхний слой кожуры (только у вольгум пикана), а затем сушат при комнатной температуре. Высушенные трубки пробуют на наличие голоса, подбирают в комплект по длине, диаметру, высоте звучания, при необходимости укорачивают (при помощи ножа, ножниц, зубов и ногтей). Долговечный инструмент сохраняется в укромном месте (например, в сенях, на полочке), в нескрепленном виде (трубки лежат все вместе, а перед игрой инструмент каждый раз собирается заново). [2, с. 197-198]

Одноразовые инструменты никогда не декорировались, а долговечные иногда украшали: красили в разные цвета, обвивали по спирали разноцветными полосками бумаги.  

Любой готовый инструмент, на котором играет одна исполнительница, называется гоз (пара), каждая трубка имеет свой собственный гöлöс /глас и получает свое название. Зафиксированы четыре системы наименования дудок: по длине, расположению в комплекте, по аналогии с названиями пальцев человеческой руки и качеству голосов. Так, трубки называют: ыджытсянь (наибольшая), учöтжык (поменьше), учöтсянь (наименьшая); чаль (мизинец), мöдiк чаль (другой мизинец), ыджыт (большой), нимтöм (безымянный); край дорись (крайняя), шöрись (средняя), мöдiк край дорись (крайняя с другого края); кыз (толстая), вöснитжык (потоньше), вöснитик (тоненькая) и т. д. [4, с. 1]

1.4.         Изготовление пöлянов.

Мы выяснили, что пöляны делают из полых стеблей зонтичных растений: дудник, вольгум /ольгум пикан (Angelica sylvestris), купырь лесной, зорагум/зарагум/зорки ( Anthricus sylvestris), сныть обыкновенная, морт пикан (Aegopodium podagrarium).

На лесных опушках, в оврагах, по берегам речек, среди летнего разнотравья без особого труда мы нашли растения, высокие — почти в рост человека — стройные суставчатые стебли которых увенчаны соцветиями-зонтиками. Чудесные — потому что звучащие: именно из их полых, трубчатых стеблей испокон веков мастерят музыкальные инструменты. [2, с. 197-198]

В августе мы собрали эти растения, высушили и решили попробовать сделать пöляны.

Из сныти обыкновенной, морт пикана нам пöлян сделать не удалось, потому что стебли когда засохли, сморщились, скрутились и стали кривыми.

Затем мы решили попробовать сделать пöляны из купыря лесного (зорагума/зорки) и дудника (вольгум  пикана). Чтобы превратить стебель травы в музыкальный инструмент, специальные приспособления не нужны — мы взяли обычный нож и нарезали стебли купыря лесного (зорагума/зорки) и дудника (вольгум  пикана) на трубочки.

При изготовлении и настройке пöляна мы ориентировались на антропологические меры (длину руки от кончиков пальцев до локтя, толщину и длину пальцев).  Каждая трубка имеет свой собственный гöлöс /глас и получает свое название: ыджытсянь (наибольшая), учöтжык (поменьше), учöтсянь (наименьшая).

И все-таки пöлян - это музыкальный инструмент, его необходимо  настраивать, поэтому мы подобрали трубки нужных размеров, почистили их  и стали проверять на наличие голоса. Именно те трубки, которые издавали звук, мы и выбрали для изготовления пöлянов.

Затем мы перевязали трубочки между собой нитками, и музыкальный инструмент у нас был готов.

II.               Заключение.

В своей работе мы рассмотрели  удивительный коми-пермяцкий музыкальный инструмент пöлян.  Мы  выяснили, что его название образовалось от слова пöльтны – дуть, и пöляны действительно можно сделать  из полых суставчатых стеблей местных разновидностей дикорастущих зонтичных растений: дудник, вольгум /ольгум пикан (Angelica sylvestris), купырь лесной, заргум/зорки (Anthricus sylvestris), сныть обыкновенная, морт пикан (Aegopodium podagrarium).

За время исследовательской работы мы встретились и побеседовали с людьми, которые знают пöлянные традиции, послушали игру на пöлянах и даже сами поиграли на них.

Результатом нашей работы стало изготовление для своей группы пöлянов.

Теперь музыкальный уголок нашей группы пополнился национальным музыкальным инструментом. Мы теперь можем научить детей других групп делать такие же инструменты.

III.           Литература и интернет-источники.

1.                Журнал «Сизимок» № 1, 2013г., Кудымкар ГКБУК     «Этнокультурный центр».

2.     Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков: справочное издание. Кудымкар, 2000г. Коми-пермяцкое книжное издательство.

3.     Народы Пермского края. История и этнография. А.В. Черных, 2011г., Пермь, издательство «Пушка».

4.                 enc.permculture.ru

Комментарии
Комментариев пока нет.