Проектно-исследовательская работа «Мой край. Лекарственные травы»
Муниципальное образовательное учреждение
Ново-Харитоновская СОШ №10 с
углубленным изучением отдельных предметов
Проектно-исследовательская работа по теме:
«Здоровье в подарок!»
Выполнили ученики класса
экологической направленности
Руководитель: учитель биологии
Борис Елена Викторовна
Оглавление.
Введение.
Раздел 1. Лекарственные свойства растений нашей местности.
Раздел 2. Общие правила сбора и хранения растений.
Раздел 3. История чаепития на Руси.
Раздел 4. Практическая часть проектной работы.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность:
Сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек
ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.
Леса и поля Гжельского края богаты лекарственными растениями. Если мы будем знать природу родного края, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, применяя которые люди без труда укрепят и сохранят иммунитет, что крайне важно в условиях пандемии.
Цель: изучить лекарственные растения нашего края, научиться их применять, составить травяной сбор из собранных трав.
Задачи:
- познакомиться с лечебными свойствами лекарственных растений, их применением для лечения и профилактики болезней;
- научиться распознавать лекарственные растения по внешним признакам;
- изучить время и способы сбора лекарственных растений.
Объект исследования: лекарственные растения Гжельского края (Московская область).
Предмет исследования: лечебные свойства растений, место их обитания, правила сбора, способ употребления.
Методы и средства: сбор трав, сушка согласно правилам, приготовление травяных сборов.
Раздел 2. Лекарственные свойства растений нашей местности.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения.
К. Паустовский
Для выполнения исследовательской работы, юными экологами школы (обучающиеся пятого класса) была проведена поисковая работа, в которой ребятам помогали семьи (мамы, бабушки и т.д.). Собрав бесценную информацию о целебных травах Гжели, дети подкрепили свой материал сведениями не только о целительных свойствах трав, а и о времени их сбора, способах сушки и приготовления.
На Руси людей, которые применяли лечение лекарственными растениями, называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы и сейчас пользуемся. Юными экологами школы описаны те лекарственные растения, которые широко употребляются в качестве травяных сборов:
Растение | Целебные свойства |
Мята | улучшает пищеварение, освежает дыхание, выступает в качестве антибиотика, помогает уменьшить симптомы аллергии, справиться с головной болью, очистить носовые пазухи. |
Шиповник | полезен для почек, желудка, печени и всего желудочно-кишечного тракта, выводит соли, токсины и шлаки из организма, нормализует кровообращение, активизирует обмен веществ, улучшает память, дарит хорошее настроение и бодрость. |
Зверобой | шиповника полезен для почек, желудка, печени и всего желудочно-кишечного тракта, выводит соли, токсины и шлаки из организма, нормализует кровообращение, активизирует обмен веществ, улучшает память, дарит хорошее настроение и бодрость. |
Черноплодная рябина | используют при заболеваниях кишечника, сердечно-сосудистой системы, выводит из организма человека радиоктивные вещества и повышает иммунитет. |
Чабрец (Тимьян) | считается очень сильным антисептическим средством, ему присуще противовоспалительное, обезболивающее, слабое снотворное и многие другие свойства, восстанавливает силы |
Липовый цвет | Липовые настои хороши при простуде, кашле, ангине, бронхите |
Ромашка | содействует хорошему ночному сну, успокаивает нервную систему,снимает напряжение. |
Боярышник | целительное влияние на сердечно-сосудистую систему. |
Малина | оказывает помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, помогает организму справляться с нервными перегрузками |
Раздел 3. Общие правила сбора и хранения растений.
Правильный сбор, сушка и хранение растений позволяет в максимальной степени сохранить их. Все растения, из которых обучающиеся составили травяной сбор, собирали и сушили в течение сезона, строго руководствуясь правилами: .
Сбору подлежат только те части растения, которые обладают лечебными свойствами. Собирать отдельные части растения следует в такое время, когда они содержат наибольшее количество действующих веществ. Для каждого растения они различны.
Растения нужно собирать бережно. Если корни растения не являются растительным сырьем, никогда не выдергивайте надземную часть с корнем, аккуратно срежьте ее ножницами или ножом.
Все надземные части растений следует собирать только в ясную, сухую погоду в начале дня с 9 до 10 часов, когда растения обсохли от росы, но солнце ещё не достигло зенита, и с 16 до 17 часов. Подземные части — корни, корневища — можно копать и во влажную погоду, так как все равно их необходимо мыть перед сушкой.
Нельзя брать травы, растущие в черте города, у дорог, на участках, недавно обработанных ядохимикатами и минеральными удобрениями.
Надземную часть растений (траву) собирают в начале или во время цветения. Исключение составляет череда трехраздельная, которую заготавливают во время бутонизации.
Листья собирают перед началом или во время цветения растений, когда они вполне разовьются и будут наиболее сочными. Исключение составляют рано цветущие растения, у которых листья развиваются позднее, например мать-и-мачеха. Также исключением являются брусника и толокнянка, их листья заготавливают до цветения и после сбора плодов.
Почки собирают весной, в марте — апреле, когда они набухли, но еще не раскрылись.
Цветы собирают в начале цветения во избежание осыпания цветка или соцветия, когда появляются бутоны или в начале цветения.
Плоды, ягоды и семена, как правило, заготавливают в период полной зрелости, но не перезревшими. После высушивания отсеивают от пыли и посторонних веществ.
Раздел 3. История чаепития на Руси.
Попивая ароматный чаек, никто и не вспоминает о том, что всего несколько веков назад на Руси и слышать не слышали о таком напитке.
Русскому царю чай привезли в подарок от монгольского хана еще в 17 веке. И хоть чай ему понравился, распространения он не получил, поскольку доставлять его нужно было из Китая, что за тридевять земель, неудобно, да и накладно. Дорогим удовольствием был заморский чай, поэтому простой люд заваривал травки, уважал кипрей, ласково называя его Иван-чаем. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.
И только в 19 веке им стали торговать на Нижегородской ярмарке. Тогда в Москве открылись первые чайные.
Раздел 4. Практическая часть проектной работы.
Результатов исследовательской части работы стал буклет, в котором описаны лекарственные травы Гжельского края, собранные детьми.
Ученики пятого класса посетили начальные классы школы с мастер-классов по изготовлению чая и не только щедро поделились собранной информацией, а еще и угостили детей начальной школы целебным чаем.
Продолжая чайные традиции, юные экологи открыли настоящую «фабрику здоровья» и оформили более 50 пакетов травяного сбора, который подарили своим учителям. Ведь как приятно после трудного дня выпить чашечку ароматного, душистого чая!
Заключение.
Мы покупаем в магазинах чай в красивых упаковках и даже не задумываемся об их содержимом….
Чай, составленный из целебных трав нашего Гжельского края – прекрасная альтернатива заморским продуктам!
Список литературы.
Справочник по лекарственным растениям. С. Соколов, И.Замотаев, Медицина, 1990 г.;
Лекарственные растения среднего Поволжья. Е.И.Курочкин, Куйбышев, 1994 г.;
Лекарственные растения, энциклопедия. А.Ф.Лебеда, Н.И.Джуренко, Москва, АСТ-пресс книга.
Интернет-ресурсы:
http://www.rasteniya-tatarstan.ru/lekarstvennye-rasteniya/
http://spravochnik03.com/lekarstvennie-rasteniya
http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/