12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория7
1

Исследовательская работа по русскому языку "Роль парцелляции в создании образов литературных героев"








РОЛЬ ПАРЦЕЛЛЯЦИИ

В СОЗДАНИИ

ОБРАЗОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

(на примере повести В. Крапивина «Та сторона, где ветер»)


Автор: Воронцова Дарья, учащаяся 8 класса

МБОУШР «Гиназия»

Руководитель:Цепелева Виктория Владимировна,

учитель высшей категории русского языка и литературы

















Роль парцелляции в создании образов литературных героев (на примере повести В. Крапивина «Та сторона, где ветер»)


Литература - это весьма сложный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения. Известно, что средства художественной выразительности делают тексты более интересными и увлекательным. Так что, читая произведение, не зная литературных приемов, можно упустить многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Цель: изучение роли парцелляции в создании образов главных героев, их характеров.

Объект исследования: прием парцелляции в повести В. Крапивина «Та сторона, где ветер».

Предмет исследования: роль парцелляции в раскрытии авторского замысла.

Задачи:

Рассмотреть случаи употребления данного приема в повести Крапивина для характеристики главных героев.

Выявить суть парцелляции как средства характеристики литературных героев.

Методы исследования:

1. Прием направленной выборки материала.

2. Метод филологического анализа.

Гипотеза исследования: прием парцелляции служит своего рода лингвистическим инструментом донесения до читателя авторского замысла.

Актуальность исследования заключается в том, что данный прием недостаточно изучен в научной литературе.

Практическая значимость данной работы может заключаться в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе и интерпретации художественного текста на уроках литературы.



1 глава. Парцелляция как прием

1.1.Парцелляция (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических   и грамматических правил.

Практически все ученые сходятся во мнении о том, что, будучи синтаксическим процессом, парцелляция получает все больше распространения, а, следовательно, ее изучение представляет собой актуальную проблему в современных лингвистических исследованиях. В связи с изучением текста, способов его членения и организации, проблема парцелляции стала одной из актуальных в исследовании синтаксиса.

Парцелляция не имеет в лингвистической литературе полного и однозначного определения, что, несомненно, связано с многоплановостью самого явления парцелляции и с различием подходов к ее исследованию.

Многие языковеды отмечают, что парцелляция – явление живое, активное, преуспевающее, особенно в языке художественной литературы и публицистики. Приоритет изучения парцелляции принадлежит российским исследователям, которые первыми отметили особый характер парцеллированных конструкций. Прием парцелляции, широко распространенный во многих языках, имеет свои индивидуальные черты в каждом конкретном языке.

1.2. Применения парцелляции в литературе

Как образное изобразительное средство русского языка парцелляция применяется автором с целью:

акцентирования внимания читателя на главном в изображаемом;

выделения некоторых деталей картины;

эмоционального усиления воздействия текста на читателя;

создания эффекта неожиданности; изображения длительности действия во времени;

усиления контраста изображаемых явлений.



2 глава. Прием парцелляции в повести Крапивина «Та сторона, где ветер»

Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. Однако немаловажную роль играют выразительные средства языка. Прочитав повесть Владислава Крапивина, мы решили узнать, какова роль парцелляции в создании портретов главных героев. Главными персонажами данного произведения являются Генка, Илька, Владик. Нами было выбрано 33 примера парцелляции, характеризующих данных героев.

2.1. Характеристика Генки.

Все примеры парцелляции, относящиеся к характеристике данного персонажа, были разделены на 2 группы:

1. Характер героя.

2. Внутренний мир героя.

2.1.1.Характер героя.

1.Читая повесть, мы узнаем о Генке как об очень решительном, храбром мальчике. Он лидер среди сверстников. Автор неоднократно подчеркивает его смелость:

Его злило всё: шуршание ветра, хлопанье форточки, дребезжащая музыка приёмника). Генка прыгнул на пол. Со звоном закрыл форточку. Рванул штепсель.

2.Следующий пример подтверждает наши предположения о решительности мальчика. Чтобы подчеркнуть эту черту характера, автор ставит в конце парцеллированного предложения восклицательный знак, тем самым усиливает акцент на данном качестве:

А драки Генка не боялся. Совсем!. Даже хотел драки.

3.Также мы узнаем о Генке как об очень целеустремленном человеке. Мальчик решает быть врачом, чтобы помочь исцелить своего друга. Но ему не дается английский. Перед нами разворачивается настоящая борьба чувств и желаний: с одной стороны, ненависти к предмету, с другой, необходимость помочь Владику:

Но не получалась поездка. Опять всё то же. Английский…

Данный пример парцелляции показывает, что Генка думает о том, что ему надо сдавать английский. Он отказывается от всех удовольствий. Знает, что поставил цель.

Хотя до этого мы узнаем о степени нелюбви к данному учебному предмету:

Генка вспоминает свой учебник. По-прежнему он валяется. За поленницей. Ну и пусть.

Но мы видим, какая борьба происходит в душе мальчика:

Но сейчас отступать было нельзя. Это железное «нельзя» встало перед Генкой как прочная решётка. Генка посмотрел на учебник. Стиснул кулаки и заплакал. От ненависти.

2.1.2.Внутренний мир героя.

1.Говоря о внутреннем мире героя, обращаем внимание на мысли мальчика, его переживания:

Генка вспомнил своего отца. Как он уехал. Какая – то смесь обиды и зависти качнула его вперёд. Как волна.

В данном примере парцелляция позволяет понять, насколько важно мальчику общение с отцом, как он нуждается в нем. Он прекрасно понимает, что отец занят работой. Но, видя, как общается Владик со своим папой, Генка испытывает чувство зависти. Сравнение с волной не случайно. Это чувство ревности накатывает волной. Возможно, такое состояние возникает время от времени. Но оно довольно сильное.

2.Герой раскрывается перед нами и как человек с большим сердцем. Он тонко и глубоко чувствует другого человека. Он не по-детски проницателен и способен на сопереживание:

И вообще ничего. Ни-че-го. Ни малейшего проблеска света.

Только непроницаемая тьма. Ничего и никогда.

Именно такие мысли рождаются у мальчика после знакомства с Владиком. Он словно примеряет на себя слепоту Владика и не может представить, как можно так жить. Три последовательно расположенных друг за другом отрицания показывают и подчеркивают, насколько искренне переживает Генка за своего нового знакомого и сопереживает Владику.

3. Мальчику всячески хочется подбодрить, поддержать своих новых знакомых:

Было ничуть не смешно. Наоборот. Захотелось Генке сказать Владику какие – то хорошие слова. Про него самого и про его отца.

Данный пример демонстрирует привязанность Генки к Владику и его отцу, он с удовольствием общается с ними и всячески желает поддержать каждого из них, понимая, что все непросто в этой жизни, особенно когда она так серьезно испытывает людей на прочность.

2.2. Характеристика Ильки.

Анализируя образ Ильки, мы также разделили примеры на две группы:

Внутренний мир героя

Характер героя



2.2.1. Внутренний мир героя.

1.Илька – самый младший из персонажей повести. Для него окружающие ребята практически все идеальные люди. Он счастлив быть с ними знакомым. Илька готов ради них на все:

Илька мигом! Только попросите. Он готов куда угодно. Хоть за пять кварталов, хоть за десять.

Данный пример парцелляции показывает, что Илька – хороший друг. Он всегда готов прийти на помощь.

2.На глазах читателя происходит взросление героя, осознание им того, что беда может быть не где-то далеко, а совсем рядом. Мальчик понимает это на примере с Владиком. В то же время мы видим, насколько искренен наш герой в своих мыслях:

Илька не скакал. До самой Владькиной калитки он шёл задумчивый. Погрустневший.

У него сложились уже свои нравственные ценности, которые раскрывают человечность мальчика. Возможно, он еще многого не понимает, но способность тонко чувствовать мир налицо.

2.2.2. Характер героя.

1.Илька похож на Генку своей решительностью. В силу своего возраста эта решительность не всегда оправдана, но с годами, на наш взгляд, она окрепнет и станет более содержательной и обдуманной:

Он понял, что надо делать. Надо бежать к Генке. Так Илька думал, а ноги его уже мелькали. Словно спицы. Он привык думать на бегу.

Данным примером автор подчеркивает свойственную мальчишкам стремительность, сравнивая бег героя с быстрым движением велосипеда.

2.Говоря об Ильке, нельзя не заметить его увлеченность. Он был без памяти влюблен в воздушных змеев и в лодку, которая напоминала ему Яшку:

Илька теперь любил эту лодку. Как живую. Он думал о ней всё время.

Для него строительство лодки было не игрой. Он проживал ее жизнь.

Таким образом, мы видим перед собой очень маленького, но необыкновенно увлеченного, жизнерадостного ребенка, из которого вырастет хороший человек.

2.3. Характеристика Владика.

Проанализировав все найденные примеры парцелляции, связанные с характеристикой Владика, мы объединили их в одну группу: портрет героя глазами окружающих его ребят.

Владик – мальчик, потерявший зрение в раннем детстве. Он вместе со своим отцом приезжают в деревню, в которой живет Генка и Илька. Перед нами предстает герой, по действиям которого не сразу можно догадаться о том, что он слепой. Воспитание отца сделало Владика максимально самостоятельным ребенком: У него были обыкновенные глаза. Серые, с синеватыми прожилками. Как у многих – мальчишек.

Данный пример показывает отсутствие у читателя ощущения ущербности Владика, его обделенности. Этим же примером автор подчеркивает важность другого в человеке – отсутствие духовной слепоты.

Рядом с Владиком оказались настоящие друзья, способные разглядеть в своем товарище достойные человека качества, например, целеустремленность:

Он знает. Владька упрямый и всё равно добьется. Если задумал. Маленький, а упрямый.

Владик – ребенок, но это не значит, что он не имеет своего мнения. Оно может быть и изменчиво:

Стихи понравились Владику. Сначала. А потом – нет.

Данным примером автор показывает, что в детском возрасте первое впечатление бывает обманчиво или оно не столь обдумано, как у взрослых. Однако герой не боится изменить свою точку зрения, даже если она кому-то не понравится.

Одним из самых сложных для анализа оказался следующий эпизод:

Но одно всё – таки запомнилось. Всего несколько минут из жизни.

Гаснет воспоминание. А если оно появляется снова. Владик опять ударяет ногой по воображаемой дверце.

Данный фрагмент связан с воспоминаниями мальчика, когда он еще видел. Они очень болезненны для ребенка. В данном случае Владик демонстрирует трезвое отношение к своему недугу. Он не желает тешить себя призрачными надеждами и поэтому силой недетской воли гасит в душе их малейшее проявление.

Таким образом, перед нами предстает необыкновенной воли и жажды жизни ребенок, который, несмотря на свою болезнь, старается жить полной жизнью, радоваться ей.

2.4. Собирательная характеристика героев повести.

Во время чтения повести нами были найдены примеры парцелляции, характеризующие героев одновременно. Все примеры раскрывают свободолюбивый, открытый, самодостаточный внутренний мир каждого из героев, которых объединяет любовь к небу, мальчишеская задорная увлеченность делом, умение по-настоящему дружить:

1. Послушный тебе. И ветру…

2. Но мальчишкам не до этого. Плевать им сейчас на помидоры и землянику. С высоты своих крыш.

3.Генка и Владик стоят у флюгера, на самом гребне. Спина к спине, затылок к затылку.

4.Генке ветер не кажется странным. Обыкновенный. Хороший. Генка слегка пожимает плечами. Владик это чувствует.

А самое главное, наши герои не боятся жизненных трудностей, они не прячутся за спинами. Они на той стороне, где ветер.



Заключение

В ходе проведения исследовательской работы нам удалось прийти к следующим выводам:

С помощью парцеллированных конструкций выделяются наиболее важные смысловые моменты текста, позволяющие понять персонажей повести.

Язык произведений, обогащенный данными экспрессивными конструкциями, приобретает естественность и живость, динамичность и выразительность.

Благодаря парцеллированным конструкциям мы обращаем внимание на важные аспекты текста, а самое главное, раскрываем характеры героев, их отношение к окружающим, их чувства. Нам становится более понятен смысл произведения.




Литература

Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 частях.

Крапивин В. Малое собрание сочинений/СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019.-640с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.