12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Елена Сергеевна353
Люблю свой предмет и учеников. Стараюсь в каждом ребенке увидеть Личность. Педагогическое кредо: "У тебя есть желание научиться, у меня есть возможность в этом помочь. Вместе у нас получится!"
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
4

Исследовательская работа «Образ счастья в представлении русского языка и русских поэтов»



Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3-4

Основная часть……………………………………………………………………………......5-15

1.1. Лирика – род литературы………………………………………………………………..5-6

1.2. Определение в словарях слова счастье…………………………………………………6-7

1.3. Понятие счастье в лирике поэтов XIX века…………………………………………..7-10

1.4. Понятие счастье в лирике поэтов XX века………………………………………….11-15

Заключение…………………………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………………………..17

 

Введение

Что такое счастье? Я думаю, этот вопрос волновал человечество со времен его возникновения. Конечно, время  откладывает свой отпечаток на общество  и на каждого человека в отдельности, меняются приоритеты, цели, ценности, но потребность чувствовать себя счастливым остается неизменной. Другой вопрос в том, какие явления приносят нам счастье, и все ли мы умеем быть счастливыми?

    Так что же такое счастье?

   Строго говоря, счастье – это философская категория, которая подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. С этой точки зрения счастье – абсолютное отсутствие всех желаний. Так или иначе, все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, но внутреннее. То есть, человек счастлив, если он внутренне на это способен. Счастье – это довольство собою. По еще одной версии, счастье есть отсутствие несчастья.

     Вопрос о счастье интересовал многих ученых и мыслителей. С одной стороны психологи оценивают счастье как наследие философии. С другой же – как уровень психологического комфорта человека.

   

      Счастье представляет собой фокус человеческой деятельности, ее высшую правду, смысл и красоту. Это – не просто благо, а благо благ; образно выражаясь, его можно назвать гаванью, куда держит путь корабль жизни. Счастье составляет глубинный источник человеческой деятельности и задает ей перспективу, без убеждения и веры в реальность, достижимость счастья она лишилась бы смысла и была бы невозможной как сознательная жизнедеятельность. Счастье – достижимая цель деятельности, пусть высшая, трудная, но, тем не менее, цель: оно находится в пределах возможностей человека.

Счастье - это действительно важная часть нашей жизни, волнующая людей различных взглядов и культур. Поэтому данная тема на самом деле является актуальной.

Проблема счастья поднимается во множестве литературных произведений. В школе на уроке литературы мы изучаем различные произведения как прозаические, так и лирические. Меня заинтересовало, как поэты понимают слово счастье.

Цель - сопоставление определения слова счастье в русской лирике и различных словарях.

Задачи:

рассмотреть особенности лирики как рода литературы;

найти определение слова счастье в словарях;

найти словосчастье в стихотворениях русских поэтов XIX-XX веков;

проанализировать строки со словом счастье;

сопоставить словарное определение слова счастьес поэтическим.

Объект исследования – стихи русских поэтов и словари

Предмет исследования – слово счастье

Методы исследования – чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы; поиск информации в глобальных компьютерных сетях; анализ; анализ лирических произведений; обобщение и систематизация.

Анализ – вычленение из целого отдельных частей объекта, которые можно изучать в отдельности, отделять случайное от необходимого, выявлять взаимосвязи и взаимодействия частей, устанавливать иерархию и структуру.

Обобщение – мыслительное действие, позволяющее человеку в многообразии предметов находить нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.

Систематизация – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную системуна основе выбранного принципа.

 

Основная часть

1.1. Лирика – род литературы

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления.

Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации. По Шлегелю, «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., - некое целое собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства».

Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. Оно не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирическая эмоция — это своего рода сгусток душевного опыта человека.

Лирическая поэзия оказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.

Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.

Лирика тяготеет главным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее». Хотя и существует жанр лирической поэмы.

Состояния человеческого сознания выражаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика).

Лирика несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста.

На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе.

Много роднит лирику с музыкой. Однако последняя, постигая сферы человеческого сознания, недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, что передает общий характер переживания. Не то в лирической поэзии. Чувства и волевые импульсы даются здесь в их обусловленности чем-то и в прямой направленности на конкретные явления.

Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года «Блок», укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями «лирическое я», «лирический субъект»).

Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична.

Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой.

1.2. Определение слова счастье в различных словарях

Энциклопедический словарь

Сча́стье - состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни.

Толковый словарь С.И. Ожегова

Сч’астье, -я, ср.
1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Счастье созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье
2. Успех, удача. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.)


Словарь антонимов

Счастье – беда.В счастье не возносись, в беде не унывай (пословица). Счастью не верь, а беды не пугайся (пословица)
Счастье – горе.
Кто горя не видал, тот и счастья не знавал (пословица)
Счастье - несчастье.
Счастье с несчастьем, как вёдро с ненастьем, живут переменчиво (Мельников-Печерский).

Словарь ассоциаций

Счастье - жизнь,друг,земля, любовь, будущее,дом,человечество, семья,сердце, дети.

Философский словарь

Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушакова

Счастье1. состояние довольства, благополучия радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью; 2. успех, удача (преимущ. случайная). Солнце не вечно сияет, счастье не вечно везет (Некрасов Н.А.)

Толковый словарь В.И. Даля

Счастье – случайность, желанная неожиданность. Доля, пай, рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. | Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле.

Словарь эпитетов

Счастье— безоблачное (Кутузов, Круглов); бледное (Фофанов); брызнувшее в лицо (Ремизов); бурное (А.Яблоновский); всесильное (Фет); голубое (Белый); дерзкое (Фофанов); золотое (Круглов, Козлов); искрометное (Чехов); коловратное (Даль, Мятлев).

 

Новый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой

Счастье – 1. Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. 2. Успех, удача, счастливый случай, стечение обстоятельств. 3. О состоянии, когда очень хорошо, о везении, удаче, сопутствующих кому-либо.

Словарь русских синонимов

Счастье – благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай; ему посчастливилось, везет; красные дни; под случай попасть, разлюли-малина, судьба, благополучие; удачливость, доля, счастливый конец, фарт, участь, предназначение, вера, путешествие, благосостояние, синяя птица наслаждение, состояние, талант, фортуна, счастьице, везение, любовь.

1.3. Понятие счастье в лирике поэтов XIX века

Для работы со словом счастьемы взяли стихотворения А.Н. Майкова, А.А. Фета, Н.А.Некрасова.

Аполлон Николаевич Майков

Все детство (род.в Москве 23 мая 1821 г.) Майков провел в имении отца, в сельце Никольском, близ Троицке-Сергиевской лавры, а также в имении бабушки, среди деревенской природы и семейно-патриархального быта старинных помещиков. Окончив университет и уж издав первую книжку стихотворений (1842), восторженно встреченную Белинским, Майков отправился в Италию; он прожил там два года. Впечатления классической страны, вместе с врожденным темпераментом и влиянием окружающей среды, навеки решили судьбу молодой музы. Она влюбилась в свою старшую сестру - строгую музу Греции и Рима; не подражала ей, но прониклась ее духом, познала себя в ней и сплела венок из собственных цветов, только собранных на той же прекрасной земле, которая возрастила лучшие цветы древней музы.

Жизнь Майкова - светлая и тихая. Большинство поэтов в юности должно преодолевать сопротивление семьи, родных и близких, считающих поэзию пустым, непрактичным занятием, аристократическою забавой. Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и светлым. Ни борьбы, ни страстей, ни бури, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, памятники древности, рыбная ловля, стихи, мирные семейные радости, и над всей этой жизнью, как ясный закат, мерцание не бурной, но долговечной славы - такая счастливая доля достается немногим баловням судьбы, особенно в наше время и в нашем отечестве.

В чём счастье?..
В жизненном пути,
Куда твой долг велит – идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и – верить.

Поэт считает, что счастье - это долгий жизненный путь, по которому нужно идти всю жизнь, не сходя со своей дороги.Вера, любовь и надежда - это главное в жизни, по мнению поэта.

Много сходств с трактованием счастья в словаре С.И. Ожегова: чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Сопоставление с синонимическим словарем: путешествие, любовь.

Афанасий Афанасьевич Фет

А. А. Фет занимает совершенно особое положение в русской поэзии второй половины XIX века. Общественная ситуация в России тех лет подразумевала активное участие литературы в гражданских процессах, то есть парадность стихов и прозы, а также их ярко выраженную гражданскую направленность. Некрасов дал начало этому движению, заявив, что каждый писатель обязан «отчитываться» перед обществом, быть, прежде всего, гражданином, а потом уже человеком искусства. Фет этого принципа не придерживался, оставаясь вне политики, и заполнил, таким образом, свою нишу в поэзии той эпохи, поделив её с Тютчевым.

Но если мы вспомним лирику Тютчева, то она рассматривает человеческое бытие в его трагичности, Фет же считался поэтом безмятежных сельских радостей, тяготеющий к созерцательности. Пейзаж у поэта отличается спокойствием, миром. Но, возможно, это внешняя сторона? Действительно, если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом, философской глубиной, которые всегда и отличали «больших» поэтов от авторов-однодневок. 

Когда, измучен жаждой счастья
И громом бедствий оглушён,
Со взором, полным сладострастья,
В тебе последнего участья
Искать страдалец обречён, —

Не верь, суровый ангел бога,
Тушить свой факел погоди.
О, как в страданье веры много!
Постой! безумная тревога
Уснёт в измученной груди...

По мнению поэта, счастье – непостоянная составляющая жизни. Счастья желают, добиться счастья – как напиться прохладной воды путнику, измученному жаждой.

Сопоставляется с синонимическим словарем: вера, надежда.
 

А.А.Фет считал, что в счастье нужно верить до последнего.

Николай Алексеевич Некрасов

 Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности. 
 Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. 

В литературу XIX века вошла Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа.

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”. 

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая 
 “покаянная лирика». Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
    Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается, прежде всего, к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России. Народный заступник — страдалец, идущий на жертву.
    По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной. Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
    Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова.

Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенского горя
Всю расплещи!..

Для понимания данного стихотворения необходимо знать историческую ситуацию в России в 1860-ых годах. В этом стихотворении поэт с горечью и гневом говорит о безрадостной атмосфере в стране самодержавия и крепостничества — в царстве «рабства и тоски».

Счастье здесь – понятие, сходное с понятием воли, свободы.

Сходство со словами из Синонимического словаря: надежда, ожидания.

Когда с тобой - нет меры счастью,

Вдали - несчастен и убит!

И, словно волк голодной пастью,

Тоска пожрать меня грозит!

Куда не обращаю взоры -

Долины, облака и горы -

Всё говорит: "Люби! люби!"

Во цвете лет - не погуби!

Не наноси смертельной раны,

Не откажи моей мольбе...

Пусть лучше растерзают в раны

И сердце принесут к тебе!..

Поэт считает, что счастье - это любовь, нахождение рядом с любимой. В такой ситуации счастье безмерно и всеобъемлюще. Несчастье сравнивается с голодным волком, который так и норовит проглотить. Сходно с трактованием слова « счастье» из философского словаря и со словарем эпитетов: бурное счастье.

Хоть счастие судьбой даровано не мне,
Зачем об этом так напоминать небрежно?
Как будто бы нельзя в больном и сладком сне
Дозволить мне любить вас пламенно и нежно.

Хотя б признался я в безумиях своих,
Что стоит робкого вам не пугать признанья?
Что стоит шелк ресниц склонить вам в этот миг,
Чтоб не блеснул в очах огонь негодованья?

Участья не прошу - могла б и ваша грусть,
Хотя б притворная, родить во мне отвагу,
И, издали молясь, поэт-безумец пусть
Прекрасный образ ваш набросит на бумагу.

Для поэта нет в жизни счастья, если нет любви. Он даже не просит ответной, ему достаточно быть влюбленным. Таким образом, мы понимаем, что счастье – это любовь или просто мечта о ней.

Рассмотрев стихотворения поэтов XIX века, можно говорить о похожести понимания счастья.

У всех поэтов счастье ассоциируется со словом любовь. У Некрасова счастье трактуется через понятие воли, свободы. Майков полагает, что жизнь – это уже счастье, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением. Фет говорит о том, что счастье нужно подождать, заслужить, оно не может постоянно присутствовать в жизни человека.

 

1.4. Понятие счастье в лирике поэтов XX века

Для работы со словом счастьемы взяли стихотворения А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, С.А. Есенина.

Александр Александрович Блок

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». 
В центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношении со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. 

Центральный цикл первого тома трилогии - «Стихи о Прекрасной Даме». В них отразился любовный роман Блока с Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С. Соловьева. В учении философа Блока привлекала мысль о вечной женственности, о том, что через любовь возможно устранить эгоизм и объединить человека и мир. В женщине необходимо узреть ее небесную природу. 
Сюжет стихов «О прекрасной Даме»  - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Лирический герой и прекрасная дама заведомо неравны, это противопоставление земного и небесного. В их отношениях атмосферасредневекового рыцарства, она на недосягаемой высоте. Герой тоскует от любви.

Второй том - мотив погружения в жизненные стихии. Теперь сознание героя обращено к НЕ придуманной жизни. Стихия природы, урбанистическая цивилизация, земная любовь нашли отражение в этой лирике. Поле зрения героя - национальная и общественная жизнь страны. Стихия - ключевой символ. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой - женщиной двух миров, напоминание о высоком идеале в мире разврата и пьяниц. 
Главное для Блока - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга.
Третий том - ведущий мотив - омертвение мира современной городской цивилизации. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - яркий пример. Герой греховен, черств, он устал. Ощущение безысходности, мысль о грядущем возмездии за измену идеалу. 
Новые ценности - народная жизнь, Родина. Тема России - отныне важнейшая в его творчестве. Для лирического героя любовь к Родине - интимное чувство. Образы Руси и Жены очень близки.

Как мучительно думать о счастье былом,

Невозвратном, но ярком когда-то,

Что туманная вечность холодным крылом

Унесла, унесла без возврата.

Это счастье сулил мне изнеженный Лель,

Это счастье сулило мне лето.

О обманчивый голос! Певучая трель!

Ты поешь и не просишь ответа!

Я любил и люблю, не устану любить,

Я по - прежнему стану молиться,

Ты, прекрасная, можешь поэта забыть

И своей красотой веселиться!

А когда твои песни польются вдали

Беспокойной, обманчивой клятвой,

Вспомню я, как кричали тогда журавли

Над осенней темнеющей жатвой.

Счастье – миг, прекрасный миг. Несмотря на то, что оно «невозвратно», лирический герой благодарен жизни за мгновения счастья в ней. Мгновения счастья скоротечны, они проходят, смысл – в прошении у жизни нового переживания и наслаждении счастливым мигом.

Найдены сходства с толкованием в Словаре синонимов:вера, стремление.

Пора забыться полным счастья сном...

Пора забыться полным счастья сном,

Довольно нас терзало сладострастье...

Покой везде. Ты слышишь: за окном

Нам соловей пророчит счастье?

Теперь одной любви полны сердца,

Одной любви и неги сладкой,

Всю ночь хочу я плакать без конца

С тобой вдвоем, от всех украдкой.

О, плачь, мой друг! Слеза туманит взор,

И сумрак ночи движется туманно...

Смотри в окно: уснул безмолвный бор,

Качая ветвями таинственно и странно.

Хочу я плакать... Плач моей души

Твоею страстью не прервется...

В безмолвной, сладостной, таинственной тиши

Песнь соловьиная несется...

Стихотворец считает, что счастье - это только любовь. Чувства героя настолько сильны, что он готов плакать от счастья. Счастье также – это слияние с природой: даже в трели соловья слышится обещание счастья.

Находим сходство толкования слова счастье со Словарем ассоциаций и Толковым словарем С.И. Ожегова.

С мирным счастьем покончены счеты,

Не дразни, запоздалый уют.

Всюду эти щемящие ноты

Стерегут и в пустыню зовут.

Жизнь пустынна, бездомна, бездонна,

Да, я в это поверил с тех пор,

Как пропел мне сиреной влюбленной

Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.

Счастье недолговечно. «Мирное счастье» - наслаждение рядом с любимой, уют. Когда счастье уходит из жизни, она становится «пустынной, бездомной, бездонной».

В этом стихотворении отсутствие счастья связано с ощущением горя, пустоты и грусти (Словарь антонимов).

Блок считал, что нельзя вечно быть счастливым, нельзя всю жизнь провести на пике чувств. Но, как нельзя быть вечно счастливым, так нельзя и вечно страдать. В жизни должно быть и то и другое, только тогда эти состояния человеческого сознания ощутимы в полноте своей силы.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт  был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире.

 Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В год у него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей.
   С 1897 года поэт путешествует по всему миру, что отразилось на тематике его стихотворений. Отречение царя от власти Бальмонт воспринял с радостью, но революцию 1917 года отверг, считая ее грубой и страшной. В 1920 году поэт-бунтарь подает прошение о выезде за границу, где и остается навсегда. В эмиграции Бальмонт тосковал по родине.

 Особенность его поэзии в том, что ее можно назвать вечным поиском значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. Вряд ли у Бальмонта можно найти устойчивую систему образов, как у других поэтов, как никому другому, Бальмонту удалось возвысить в своей лирике переменчивость настроения, душевное непостоянство и пристальное внимание к быстропроходящим переживаниям и мироощущениям.

Да, я вижу, да, я знаю: в этой жизни счастья нет.
Счастье брезжит, как мерцанье умирающих планет.
Там в пространствах недоступных, вечно полных тишины,
Ярко дышат, ярко светят Неба огненные сны.
 Дышат стройные Светила, блещут только для себя,
К нам невольный свет бросают, нас, безвестных, не любя.
Миллионы, миллиарды нескончаемых веков,
Мы, отринутые, стонем, слыша звон своих оков.
Мы не знаем, где родится новой истины звезда.
 Нами правят два проклятья: Навсегда и Никогда.
Навсегда в пределах жизни, к мнимой смерти мы идём,
И страданье нам смеётся над обманчивым путём.
К нам доходит свет небесный — в час, когда умрёт звезда.
И с живой душой обняться мы не можем никогда.

Для Бальмонта счастье или всегда или никогда. Он считает, что в этой жизни счастья нет, он стремится выше, к небесам. Его поэзия - это иной мир, который он создал своими чувствами и мыслями. Там счастье – это блаженство, мир, встреча, удача.

Бальмонт – это поэт, который считает, что в реальной жизни нет ничего стоящего, а в частности счастья. Он уходит в иной мир. Его мир - это мир иллюзий и фантазий.

 

Сергей Александрович Есенин

Основной темой ранней лирики Есенина становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало.

Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины.

Во второй период творчества (1917-20) образ Родины обретает и социальные контуры. Вглядываясь в лицо родной земли, Есенин все острее осознает ее нищету и заброшенность. В стихи все чаще проникают угрюмые и серые тона, печальные пейзажные зарисовки. Возникает тема поэта и поэзии.

После революции 1917 г. поэт ощущает трагический разрыв между собой и родиной. Вернувшись туда, где поэт жил мальчишкой, лирический герой замечает, насколько все вокруг переменилось; и осознает себя лишним в этих местах.

От воспевания патриархальной России Есенин в конце творческого пути приходит к осознанию: чтобы не отстать от времени, России необходимо стать "мощной" и "стальной".

Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, “роком событий”.

Со временем поэт приходит к глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни: он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы в этом мире тленны”.

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.

Где-то за садом, несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.

Стелется синею рясой
С поля ночной холодок...
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!

В этом стихотворении поэт показывает, что для него счастье - это нечто спокойное, как вечерняя картина и что-то нежное, как девушка, одарившая его своим вниманием. Наблюдать за родной природой, быть влюбленным – это счастье.

Можно сравнить с толкованием слова счастье в Словаре синонимов: счастье – благополучие, благосостояние, блаженство.

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил,
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.

В этом стихотворении понятие счастья складывается из любви к природе и Родине, они неотделимы друг от друга. Если в родной стороне все хорошо - поэт счастлив.

Можно сравнить с толкованием слова счастье в Словаре синонимов: счастье – труд, родина, дело, успех.

Рассмотрев стихотворения поэтов XX века, можно говорить о большой разнице в трактовании данного слова. Если Бальмонт не видит счастья в реальной жизни, То Есенин, наоборот, полагает, что счастье – это все земное: любовь к девушке, к природе, к Родине. Блок считал, что нельзя вечно быть счастливым, нельзя всю жизнь провести на пике чувств. Но, как нельзя быть вечно счастливым, так нельзя и вечно страдать. В жизни должно быть и то и другое, только тогда эти состояния человеческого сознания ощутимы в полноте своей силы.

 

Заключение

Проделав работу, можно сделать следующие выводы:

1.Особенность лирики как рода литературы состоит в том, что на первый план выходят единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, впечатления, ощущения и устремления. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

2.Энциклопедический словарь, Толковый словарь С.И.Ожегова, Словарь антонимов, Словарь ассоциаций, Философский словарь, Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова, Толковый словарь В.И. Даля, Словарь эпитетов дают разное толкование слова счастье.

3.При анализе стихотворных строк поэтов XIX века можно отметить, что у всех поэтов счастье ассоциируется со словом любовь. Подобное толкование слова счастье мы находим в Словаре синонимов и Словаре ассоциаций.
У Некрасова счастье синонимично понятиям воли, свободы. Ни один из рассмотренных словарей не дает такой трактовки.
Майков полагает, что жизнь – это уже счастье, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением. Фет говорит о том, что счастье нужно подождать, заслужить, оно не может постоянно присутствовать в жизни человека. Похожее определение слова счастье находимв словаре С.И. Ожегова: счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

4.Рассматривая стихи поэтов XX века, можно говорить о большой разнице в трактовке слова счастье. Бальмонт не видит счастья в реальной жизни, оно призрачно, как «мерцанье угасающих планет». В мире, созданном мечтой и воображением поэта ,счастье реально и полно. Его понимание близко к толкованию в Словаре синонимов: счастье – благодать, блаженство, наслаждение.

Есенин, наоборот, полагает, что счастье – это все земное: любовь к девушке, к природе, Родине. Близкое толкование находим в Словаре синонимов: счастье - труд, родина, дело, успех.

Блок считал, что нельзя вечно быть счастливым, нельзя всю жизнь провести на пике чувств. Но, как нельзя быть вечно счастливым, так нельзя и вечно страдать. В жизни должно быть и то и другое, только тогда эти состояния человеческого сознания ощутимы в полноте своей силы. Блоковское толкование слова счастье близко к Словарю синонимов: счастье – вера, стремление.

5. При сопоставлении словарного и поэтического толкования слова счастье отмечаем, что чаще всего значение сближается с толкованием в Словаре синонимов, в Словаре ассоциаций, Словаре С.И. Ожегова.

 

Список литературы

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка, М., 2000

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.: «Русский язык», 1989

3.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений М.: «Русские словари», 1999

4.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000

Интернет – ресурсы

Антология Русская любовная лирика 19 века

Поэты второй половины XIX века

Русская литература XX века. Лирика

Русские поэты 20 века

Сборник электронных толковых словарей 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1460811136.pptx (Презентация) 

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (1)

Павкина Галина Геннадьевна, 27.03.17 в 14:22 0Ответить Пожаловаться
Зайдите в мою дискуссию и прокомментируйте мое "Счастье -это"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.