12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43907
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
6

Исследовательская работа «Образ героя в русском и грузинском народном эпосе»



Образ героя в русском и грузинском народном эпосе

Исследовательская работа

Автор Чомахашвили Ираклий Гелаевич,

Научный руководитель Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Оглавление

Введение……………………………………………..…….…….….3

Глава I

1. Понятие героический эпос…………………………..….…….....5

2. Исторические основы возникновения эпоса…………...…..….6

Глава II

1. Сравнительная характеристика героев. Черты сходства….…..8

2. Сравнительная характеристика героев. Черты различия……..12

Заключение…………………………………………………….…...15

Список используемой литературы…….. ……………………..….16

Приложение…………………………………………………………17

Введение

История национальной литературы начинается с эпоса, а герои и сюжеты произведений восходят обычно к устно-поэтическим образцам этого жанра. Известный исследователь мировой литературы Е. Мелетинский поэтично называл фольклор « колыбелью словесного искусства». [1, 3]. Выяснение художественных особенностей того или иного эпического памятника позволяет полнее понять национальную литературу в целом, характер и менталитет народа. Именно в этом плане в настоящей работе рассматриваются древнейшие герои эпических памятников русского и грузинского народов.

Учитывая современные тенденции в развитии отношений между русской и грузинской культурой, желание политиков разобщить братские православные народы, данное исследование приобретает особую актуальность. Автор исследования, грузин по национальности, родившийся и выросший в России, гражданин РФ, с особым чувством обращается к теме «Образ героя в русском и грузинском народном эпосе», надеясь своей работой внести посильный вклад в укрепление дружеских и культурных отношений между русскими и грузинами.

Стоит отметить, что в создании данной работы, автору помогал его дед, профессор Национальной Академии Грузии, почётный академик, историк-краевед, и мама, закончившая Тбилисский Государственный Университет им. Иванэ Джавахишвили на факультете филологии по специальности филолог, учитель грузинского языка и литературы.

Объектом исследования являются произведения русского и грузинского героического эпоса разных жанров. Всего было изучено 150 былин, мифов и героических песен.

Предметом анализа являются образы эпических героев и важнейшие эпические темы русского и грузинского героического эпоса.

Гипотеза

Автор предполагает, что герои русского и грузинского эпосов имеют больше сходства, чем различия, что свидетельствует о духовной и культурной близости русского и грузинского народов.

Цель исследования: провести сравнительную характеристику героев русского и грузинского эпоса, выявить черты сходства и различия.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить научную литературу по проблеме исследования;

2) обобщить и систематизировать изученный материал;

3) изучить героический эпос русского и грузинского народов и провести анализ образной системы изученных произведений;

4) теоретически обосновать результаты исследования, подготовить доклад и презентацию для выступления по проблеме исследования.

Поставленные задачи обусловили использование следующих методов исследования: образно-концептуального анализа художественного текста, сопоставительного описания и статистического метода.

Исследовательская работа носит практическую направленность. В теоретическом аспекте мы кратко рассматриваем определение понятия понятие героический эпос и исторические основы возникновения эпоса. В практическом аспекте представляем сравнительную характеристику героев русского и грузинского героического эпоса.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя две главы. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список используемой литературы.

Апробация работы состоялась в ходе докладов, прочитанных автором на уроках литературы в 6, 7, 8 классах МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, на заседании Научного общества учащихся МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска в 2011-2012 учебном году.

Глава I

1. Понятие героический эпос

В. В. Даль считал, что «героический эпос - поэма степенного важного содержанья. Эпическое стихотворенье, героическое или вообще повествовательное, сказательное, противоположное, драматическое и лирическое». [2, 665]. Литературный энциклопедический словарь объясняет понятие героический эпос следующим образом: «Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. <…> Иногда героический эпос называют народным». [3, 514]. Сайт игры «Цивилопедия-5» аналогично трактует данное понятие: «Героический эпос - это древние поэтические сочинения, в которых описываются великие деяния одного или нескольких героев». [4].

Определяя понятие эпоса, многие исследователи указывают на всеобъемлющий характер мира, созданного творческим гением народа. Собиратель русских былин В. И. Калугин отмечает, что «эпосу присущи и величественные, монументальные формы героических былин, и в равной степени все особенности «малых» эпических форм – сказочность, драматизм, юмор, сатира, гротеск ». [5, 12]. Поэтому мы с полным правом можем говорить о былинах-сказках, былинах-новеллах, былинах-балладах. И всё это в равной степени можно рассматривать как жанры героического эпоса.

Другие исследователи в определении понятия, в частности, составитель многих изданий русских былин Л. А. Плотникова, акцентируют своё внимание на художественных особенностях эпоса. «Героический эпос – искусство по своей сути дореалистическое, решение больших художественных задач оно ищет на путях фантастики, гиперболы, условности». [6, 19].

Профессор Тбилисского Государственного Университета, фольклорист, языковед и историк Зураб Кикнадзе считает, что эпос – повествовательный жанр, где участвуют боги, рассказывающий о сотворении мира. Главные герои эпоса – полутворцы (полубоги), т. н. «культурные герои». Эпос, по его мнению, оторван от исторического времени и места. [7]

В своей научной работе мы также будем обращаться к термину герой. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой находим следующее определение понятия: «Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности…» (в первом значении). [8, 129].

2. Исторические основы возникновения эпоса

Для того чтобы выявить черты сходства и различия героев эпоса разных народов, прежде всего необходимо установить исторические условия, вызвавшие к жизни героический эпос и определивших его развитие.

Почему же возник эпос? Чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории русского и грузинского народов. Появление эпических произведения о русских богатырях исследователи уверенно относят к X веку н. э. Именно в то время Киевская Русь приняла Христианство. Эти времена в истории Руси отмечены как период раздробленности, борьбы за независимость, становления государственности. [9, а)].

Возникновение грузинского эпоса учёные относят к концу XI – началу XII веков н. э. В это время в Грузии развивалась светская литература, она отходила от религиозно-церковной литературы; Грузия была политически и социально-экономически сильным феодальным государством. Следует отметить, что в это время Грузия активно сотрудничала в политической и культурной сфере с Киевской Русью и северными царствами Руси. [10, 14]

На Руси в то время было множество конфликтов с южными, западными и восточными соседями. Уничтожались поселения и хозяйство крестьян из-за набегов кочующих племён. Раздробленные княжества не были сильны, не были едины и потому не могли дать достойный отпор кочевникам.

Мифы об Амирани, по мнению грузинских учёных, были созданы намного раньше – в 3-2-м тысячелетии до н. э. (По мнению последних, впоследствии мифы лишь пересказывались, обрастая новыми подробностями). Об этом свидетельствуют археологические раскопки, в частности, Триалетский кубок. На территории современной Грузии в то далёкое время также не было единого государства.

Картвельские племена, проживавшие на территории Кавказа, плавили железо, обрабатывали металл. Некоторые западные учёные считают, что именно подвиги картвельских племён получили отражение в греческих мифах о Золотом руне и Прометее. Однако известный исследователь древней грузинской литературы Михаил Чиковани утверждает, что миф об Амирани появился раньше мифа о Прометее. [10]. Племена воевали, пытаясь расширить свои владения, но, раздробленные, они не могли победить армии хорошо вооружённых кочевников, поэтому у крестьян не было покоя и мирной жизни.

Теперь понятно, почему простые русские и грузины мечтали о герое, обладающем огромной физической и духовной силой, способном изгнать врага с родной земли, заступиться за оскорблённых, защитить обиженных. По этому поводу известный исследователь древней литературы И. П. Еремин замечал, что художественный метод героического эпоса - «идеальное преображение жизни», «основным объектом» которого «становилась не жизнь, какая она есть, в ее повседневном течении, а порожденные жизнью идеалы». [11, 246].

Действительно, когда в жизни людям не хватает доброты, благородства, честности, мужества, то они сочиняют сказки, былины, мифы про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Амирани, Арсена, Копалу, Иахсари.

Таким образом, появление героического эпоса обусловлено социально-историческими условиями: слабые люди мечтали о сильно герое.

Глава II

1. Сравнительная характеристика героев. Черты сходства

У героических поэм, созданных разными народами, много общего (приложение 3.1). Объясняется это тем, что художественному обобщению подверглась сходная историческая действительность; сама же эта действительность осмысливалась с точки зрения одинакового уровня исторического сознания. К тому же средством изображения служил художественный язык, имеющий общие корни в европейском фольклоре. Но вместе с тем в героическом эпосе каждого отдельного народа много неповторимых, национально-специфических черт (приложение 3. 2).

Наиболее известные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, грузинского - Амирани, Арсен, Копала, Иахсари.

Укажем общие черты в образах героев. Прежде всего, необходимо отметить, что между ними имеется сходство по роду деятельности, они — ратники, воины, защитники, в сходных ситуациях они ведут себя примерно одинаково, их нравственные установки одинаковы. Рассмотрим, например, вопрос о том, кому и чему служат русские богатыри и грузинские герои.

Формально русские богатыри, отпрыски разных племен и выходцы из разных городов, служат киевскому князю Владимиру. Но по существу они служат не столько князю, сколько Земле Русской. В былинах «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья, Ермак и Калин-царь», «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья Муромец в изгнании и Идолище», «Илья Муромец и Батый Батыевич» изображены разногласия князя с богатырями, которые за какие-либо обиды отказываются ему служить. Но когда грозит неприятель, князь знает, от чего не смогут отказаться богатыри — не от денег, подарков и почестей, а от преданности своей земле и ее людям, от того, что им представляется большей ценностью и святыней, чем богатства и даже церкви и монастыри, не говоря уже о князе. Вот на это и уповает князь:

Бил челом Владимир до сырой земли:

«Уж ты здравствуй, стар казак Илья Муромец!

Постарайся за веру християнскую

Не для меня, князя Владимира,

Не для-ради княгини Апра́ксии,

Не для церквей и мона́стырей,

А для бедных вдов и малых детей!» [5, 163]

Значит, «вера христианская» сочетается, прежде всего, с защитой вдов и детей. Что не за деньги и почести, в конечном счете, служат богатыри, можно судить по ответам Ильи Муромца царю Калину и царю цареградскому, которые пытались заманчивыми посулами переманить богатыря к себе на службу.

Говорил Илья да таковы слова:

«А не сяду я с тобой да за единый стол,

Не буду пить твоих питьецев медвяныих,

Не буду держать твоей бессчетной золотой казны,

Не буду служить тебе, собаке царю Калину,

Еще буду служить я за веру, за отечество…» [5, 129]

Те же самые идеалы представлены и в образах героев грузинского эпоса. Так, Амирани, Копала, Иахсари – воины, стремящиеся победить зло и тьму, которая царствует на земле в виде дэвов, драконов, каджов (злые духи) и др. Герои стремятся одолеть их, чтобы восстановить справедливость, истину и добро. Они желают, чтобы люди добывали хлеб не кровью и страданием, а чтобы они жили в благоприятной среде, где царствует мир и покой. Данные выводы представлены в приложении 4 (исследование проводилось на материале 28 былин, мифов и героических песен).

Как только сыновья Иамани Амирани, Усипи и Бадри услышали историю о том, что их семью и семьи их соседей дев обложил данью, а Имани отдал свой правый глаз, потому что платить было нечем, они на другой же день втроем отправились на борьбу с дэвом. Долго шли они, пока на далеком поле не встретили дэва, который владел большим яблоневым садом и пас стадо в тени яблонь. Увидев юношей, дэв крикнул:

- Тогда будете богатырями, если сможете сбить с моих яблонь хоть одно яблоко, а затем перебросить это яблоко на другую яблоню.

Усипи и Бадри долго старались, но не смогли сбить ни одного яблока. Тогда Амирани метнул стрелу из своего лука, сбил все яблоки с одной стороны яблони и забросил их на другую сторону. Дэв сказал тогда:

- Если вы богатыри, попробуйте, по вашему желанию, поднять хоть одну овцу из моего стада, а другую уложить наземь.

Усипи и Бадри не смогли сделать ни того, ни другого; Амирани же сначала поднял все стадо, а затем с такой силой швырнул овец на землю, что чуть не погубил все стадо. [9, б]

Таким образом, очевидно, что Родина, народ, родня и русскому богатырю, и герою-грузину дороже, чем «высокооплачиваемая» служба у приветливого царя.

Интересны истории рождения героев (приложение 2.1). Эти истории необычны, часто рассказывают о фантастических событиях и сюжетах, что отражает мифологическое сознание древнего человека.

На Илью Муромца в детстве наложили заклятие, и у него не ходили ноги. «Калики-перехожия» [5, 106] исцелили Илью и поведали, что ему следовало сделать, чтобы стать богатырём.

Амирани – божественный герой. Его мать – златовласая богиня охоты Дали – приносит себя в жертву, дабы родился народный герой. Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке тёлки. Божественное происхождение Амирани отмечено изображением луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела были золотыми. Бог напутствовал Амирани: «Чтобы ты был проворным, быстрым и сильным, как горная река; чтобы у тебя были ноги, как у волка; и сила, как у плуга, запряжённого двенадцатью быками» [11]

Богатыри в эпосе наделены как обыкновенными человеческими качествами (доброта, мудрость, трудолюбие, красота): «Три годы Добрынюшка столничал, а три годы Никитич приворотничал, он столничал, чашничал девять лет, на десятой год погулять захотел по столному городу по Киеву» . [5, 203] , так и необыкновенной силой, нечеловеческой ловкостью, удивительной храбростью, всепобеждающей отвагой: «Говорил тут Алеша каликаю: «А и ты ои еси, Тугарин Змеевичь млад! Поезжаи поближе ко мне, Не слышу я, что ты говоришь…». [5, 239]. Цитатная характеристика героев позволяет отметить наиболее важные нравственные качества (приложение 1). Необходимо отметить, что при характеристике героев древние сказители на первое место ставили силу, на второе- храбрость, на третье-ловкость, на четвертое- доброту. Мудрость, трудолюбие и красота –на пятом, шестом и седьмом месте соответственно. Об этом свидетельствуют данные статистического анализа 20 произведений русского и грузинского эпоса (приложение 2). Как уже говорилось прежде, предпочтения силе и храбрости отдавалось потому, что древние люди искали защиты от завоевателей и угнетателей.

Много общего и во внешности героев. Общими являются не какие-то одинаковые черты, общим является непохожесть на всех остальных, уникальность, неповторимость. Историк Иванэ Джавахишвили рассматривает почти все версии разных уголков Грузии о сказании Амирани и подчеркивает, что Амирани «…Похож на удивительного человека; глаза у него, как решето; а когда злится, похож на чёрную грозную тучу. У него золотой зуб, по которому его узнают; он такой сильный, что земля его еле удерживает…» [12, § 3].

Следует отметить, что былинные и мифические герои на страницах и русских, и грузинских эпических произведений борются чаще всего с мифическими существами: огромные змеи, драконы, чудовища - именно так представлял простой народ иноземных захватчиков:

Амиран, Бакбак схватились в диком грохоте полей,

Дэва оземь бросил витязь прямо на спину камней,

И сломал ему лопатку, и заставил выть сильней. [6, 504].

Аналогично в русских былинах- образ Соловья-разбойника:

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Ён крычит, злодей-разбойник, по- звериному. [5,115].

Герои мифов и былин всегда победители. Пример богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные герои, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары, не смогли покорить Грузию ни монголо-татары, ни османы, ни персы, ни турки-сельджуки.

2. Сравнительная характеристика героев. Черты различия

Несмотря на сходство, следует отметить и черты различия былинных богатырей и грузинских героев (приложение 3.2).

Прежде всего отличие русских богатырей от героев грузинского эпоса состоит в братских отношениях между богатырями. Все они — названые братья. Братья по свободному личному выбору — не по приговору природы. Былинные богатыри братались лицом к лицу, проникнувшись сначала почтением к силе и отваге друг друга. Обычно прежде померяются силами, а если не поубивают друг друга, тогда уже братаются. Так было и между тремя самыми славными богатырями, Ильей, Добрыней и Алешей. В былине «Бой Добрыни с Ильей Муромцем» молодой Добрыня одолел в единоборстве старого Илью и готов был добить его, но, узнав имя побежденного, стал просить у него прощения:

«Прости ты, батюшко да старо́й казак…»<…>

Тут-то богатыри побра́тались,

Побратались они да покрестовались… [ 5, 192]

И с Алешей Поповичем не сразу у Ильи наладилась дружба да братство, а было противоборство, когда на княжеском пиру неведомый еще никому Илья потеснил на скамье именитых богатырей. [5, 248]

Как видно, существуют былины, описывающие противостояние между богатырями, но сюжеты былин развиваются таким образом, что ссоры и непонимание между богатырями всегда заканчиваются миром и дружбой. Это объясняется прежде всего тем, что в сознании русского народа богатыри должны быть едины, чтобы объединить вообще всех русских людей для борьбы с иноземными захватчиками.

В отличие от русских богатырей герои Грузии никогда не действуют вместе в пределах художественного произведения. Ни в одном из мифов даже нет указания о том, что они были знакомы. Это объясняется тем, что грузинские мифы были созданы в разное время и на различных, достаточно далёких друг от друга территориях Грузии.

Еще одной отличительной чертой богатырей является то, что все русские былинные богатыри – реально жившие люди. Былинный герой Илья Муромец – реальный исторический персонаж, причисленный к лику святых Русской Православной Церковью. (Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года). Имеют прототипы и Алеша с Добрыней.

Среди героев грузинского эпоса Арсен имеет реально живший прототип. Арсен Одзелашвили, уроженец села Марбда, плененный в 1838 году при помощи изменника Парсадана Бодбисхвели, погиб через четыре года. Арсен-крестьянин, боровшийся против крепостного права, признан национальным героем Грузии. [13]. Сказания "Арсенас лекси" о легендарном народном мстителе по времени создания самое позднее народное эпическое произведение, ученые обладают большим количеством литературного и документального материала для изучения образа героя. К образу Арсена часто обращались мастера художественного слова — И. Чавчавадзе, А. Церетели, А. Казбеки, С. Шаншиашвили, М. Джавахишвили, Г. Леонидзе, В. Барнови.

Все другие герои грузинского эпоса – вымышленные. Так, Амирани — сын богини охоты Дали и храброго охотника Дарджелани. Известный собиратель и исследователь грузинского фольклора М. Я. Чиковани в своей фундаментальной монографии об Амирани [9, в] обращает внимание на тот факт, что сказание о прикованном герое популярно не только на грузинском, но и на сванском, мегрельском, абхазском, армянском, осетинском, черкесском, лакском и кабардинском языках. И в этой интернациональности эпического Амирани - его родство с русским Ильей Муромцем.

Следующее, что отличает русских и грузинских героев: все грузинские богатыри – люди с несостоявшейся личной судьбой. Почти в каждом из мифов рассказывается о том, как герой похищает понравившуюся ему девушку, но дальнейшая судьба отношений героев неизвестна. Ни в русском, ни в грузинском эпосе не описываются душевные переживания, страдания, хотя и Амирани, и Арсен похищают девиц. Для них важно добиться внимания девиц, и у героев есть проверенное средство- победа в бою. Это говорит о том, что эпические герои – избранные, для них главное -защита народа и Родины. По натуре герои эпоса – рыцари, ибо каждый из них действует во имя добра, а внимание девушек для героев- это награда за подвиги.

Что касается русских богатырей, то все они имели семью, по этой причине о любовных похождениях богатырей нет упоминания в былинах:

У меня есть родна матушка честна вдова,

Да честна вдова она колачница. [5, 159]

Различие между героями необходимо отметить также и в их судьбах. Судьба героев грузинского эпоса всегда трагична. Трагедия Амирани в том, что он сам себя приговорил к одиночеству. Амирани олицетворяет грешное человечество, и он прикован к скале, потому что человечество имеет душевные слабости, и он носитель грехов людей. [14, а].

Герои русского эпоса, в отличие от героев грузинского эпоса, в финале произведений всегда живы, здоровы и готовы к новым подвигам. [6, 150].

Как видим, различия в образах героев не столь принципиальны, и можно сделать вывод о близости героев русского и грузинского эпоса, а значит, и о близости русского и грузинского народов.

Заключение

В результате исследования русских былин и грузинских мифов мы пришли к выводу, что, несмотря на разницу во времени возникновения фольклорных жанров, социально-политические, исторические и географические различия, особенности традиций и обычаев русского и грузинского народов, образы героев в мифологическом сознании русских и грузин имеют больше черт сходства, чем различий. Герой и в русских былинах, и в грузинских мифах наделен могучей силой, способностью сострадать, сочувствовать, он защитник слабых, несчастных, обездоленных, бедных. Это ратник, воин, в сходных ситуациях и былинные богатыри, и мифологические герои грузинских мифов ведут себя одинаково мудро, сдержанно, мужественно, решительно. Они стремятся одолеть темные силы, чтобы восстановить справедливость, истину и добро. Они желают, чтобы люди жили в мире и покое, любили друг друга и были счастливы.

Несмотря на национальные различия, русские и грузины всегда были близки по духу, у наших народов много общего, у нас одинаковые мечты, желания, идеалы, представления о счастье, и сравнительная характеристика образов героев грузинского и русского национального эпоса лишний раз доказывает это.

Список используемой литературы

1. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. -М.: 1963.

2. Даль В. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4 – М.: Русский язык, 1989-1991. Т. 4: 1991.

3.Литературный энциклопедический словарь (Под общей редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редколлегия: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и другие) - М.: Советская энциклопедия, 1987.

4. Сайт игры «Цивилизация-5». http://civilopedia5.ru/wonders/heroic_epic.html

5. Калугин В. И. Былины. - М.: Современник, 1986.

6. Плотникова Л. А. (Вступительная статья Путилов Б. Н.) Героический эпос народов СССР.– Л.: Лениздат, 1979.

7. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е издание, дополненное. – М.: А ТЕМП, 2004.

8. Калугин В. И. Струны Рокотаху…: Очерки о русском фольклоре. - М.: Современник, 1989.

9. Мифологический сайт.

а) http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st017.shtml

б)http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st002.shtml

в)http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st001.shtml

10. Электронная книга Александра Барамидзе «Возникновение и развитие грузинской светской литературы».

11. Периодическое издание «Грузинский фольклор», 2006, №3 (XIX). http://www.nplg.gov.ge

12. Портал современной Грузии. http://rus.allgeo.org/index

13. Литературный сайт: http://literatura.mcvane.ge/main/fesvebi

14. Электронная библиотека:

а) http://lib.ge/body_text.php?5824

б) http://lib.ge/body_text.php?304

15. Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

16. Еремин И. П. Литература Древней Руси. – Л.: Лениздат, 1966.

17. Энциклопедические словари. http://www.edic.ru

18. Героический эпос народов СССР. Том второй. - М.: Художественная литература, 1975.

19. Путеводитель по странам Азии. http://www.panasia.ru/main/gruziya

20. Глонти Ал. Грузинские народные сказки.- Т.: Сабчота Сакартвело, 1986.

21. Народный грузинский эпос о прикованном Амирани, "Наука" - М.: 1966.

Приложение 1

Цитатная характеристика героев русского и грузинского эпоса

Имя героя

Цитата

Нравственное качество

Название произведения

Илья Муромец

Из того ли-то из города из Муромля,

Из того села да с Карачирова,

Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,

Он стоял заутрену во Муромли,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,

Да й подъехал он ко славному ко горду к Чернигову.

Доброта, смелость, отвага

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Амирани

Амиран, Бакбак схватились в диком грохоте полей,

Дэва оземь бросил витязь прямо на спину камней,

И сломал ему лопатку, и заставил выть сильней:

"Поклянусь рукой с мечом я — не отдай меня мечу,

Камар-дева за рекой есть, как найти — я научу,

Хочешь силу показать ей — будет битва по плечу… "

Сила, отвага, мужество

Амираниани

Приложение 2

Нравственные качества личности героев русского и грузинского эпоса

При анализе двадцати произведений было выявлено 288 упоминаний о нравственных качествах личности героев

Приложение 3.1

Черты сходства русских и грузинских героев

Критерии

Русские герои

Грузинские герои

Род деятельности

Ратники, воины, защитники, в сходных ситуациях они ведут себя примерно одинаково, проявляя тождественность своих ценностных, мировоззренческих и нравственных установок.

Личностные ценности

Родина, народ, родня и русскому богатырю, и герою-грузину дороже, чем «высокооплачиваемая» служба у приветливого царя.

Рождение и детство

На Илью Муромца в детстве наложили заклятие, и у него не ходили ноги, но его исцелили «Калики-перехожия».

Мать Амирани – богиня охоты Дали – принесла себя в жертву ради рождения народного героя.

Нравственные качества личности

Все богатыри в эпосе наделены как обыкновенными человеческими качествами (доброта, мудрость, трудолюбие, красота), так и необыкновенной силой, нечеловеческой ловкостью, удивительной храбростью, всепобеждающей отвагой.

Внешность

Общим является непохожесть на всех остальных, уникальность, неповторимость.

Подвиги

Герои совершают множество подвигов, освобождая пленённых, слабых, беззащитных, нуждающихся в помощи соплеменников. Чаще всего герои борются с огромными змеями, драконами, чудовищами.

Приложение 3.2

Черты различия русских и грузинских героев

Критерии

Русские герои

Грузинские герои

Взаимоотношения героев

Названые братья, по своему личному желанию.

Никогда не действуют вместе в пределах художественного произведения. Ни в одном из мифов даже нет указания о том, что они были знакомы.

Наличие (отсутствие) прототипов

Реально жившие люди

Только Арсен имеет реально живший прототип

Личная жизнь

Имели семью

Люди с несостоявшейся личной жизнью.

Судьба

Герои русского эпоса в финале произведений всегда живы, здоровы и готовы к новым подвигам.

Судьба героев грузинского эпоса всегда трагична.

Приложение 4

Нравственные идеалы героев русского и грузинского эпоса

Было выявлено 144 упоминания о нравственных идеалах героев (алый цвет – грузинские герои, синий цвет – русские герои).

21

Ираклий
PPTX / 1.81 Мб

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.