Исследовательская работа «Образ героя в русском и грузинском народном эпосе»
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Образ героя в русском и грузинском народном эпосе Научно-исследовательская работа Образовательная область Литературоведение Чомахашвили Ираклий Гелаевич, МБОУ «Гимназия № 5»г.Брянска руководитель Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Актуальность проблемы Современные отношения между Грузией и Россией не могут не огорчать любого неравнодушного человека. Именно поэтому исследование приобретает особую актуальность. Ведь у русских и грузин одна религия, близкое географическое положение, да и историческое прошлое. Мы всегда были братьями!
Цель исследования Провести сравнительную характеристику героев русского и грузинского эпоса, выявить черты сходства и различия
Объект исследования Произведения русского и грузинского героического эпоса разных жанров. Всего было изучено 150 былин, мифов и героических песен.
Предмет исследования Образы эпических героев и важнейшие темы русского и грузинского героического эпоса
Гипотеза исследования Герои русского и грузинского эпоса имеют больше сходства, чем различия, что свидетельствует о духовной и культурной близости русского и грузинского народов
Задачи исследования изучить научную литературу по проблеме исследования изучить героический эпос русского и грузинского народов и провести анализ образной системы изученных произведений обобщить и систематизировать изученный материал теоретически обосновать результаты исследования, подготовить доклад и презентацию для выступления по проблеме исследования
Что такое героический эпос? Героическое повествование о прошлом Древние эпические произведения о деяниях героев Дореалистическое искусство, объясняющее картину мира при помощи фантастики, условности, гиперболы Это-
Исторические основы возникновения эпоса Социально- экономические причины Феодальная раздробленность, набеги соседей-врагов Слабые люди мечтали о сильном герое
У героических поэм, созданных разными народами, много общего Амирани Арсен Копала Иахсари Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Художественному обобщению подверглась сходная историческая действительность; действительность оценивалась с точки зрения одинакового уровня сознания; средством изображения служил художественный язык, имеющий общие корни в европейском фольклоре. Почему ?
Черты сходства Ведут себя одинаково в сходных условиях Одинаков род деятельности Служат родному народу, родной земле, защищают обиженных Борются с силами зла, чтобы восстановить истину, справедливость Родина, народ, родня и русскому богатырю, и герою-грузину дороже, чем «высокооплачиваемая» служба у приветливого царя.
Нравственные идеалы героев русского и грузинского эпоса Было выявлено 144 упоминания о нравственных идеалах героев (алый цвет – грузинские герои, синий цвет – русские герои).
Черты сходства Истории рождения героев отражают мифологическое сознание древнего человека На Илью Муромца в детстве наложили заклятие, и у него не ходили ноги. «Калики перехожия» исцелили его и поведали, что делать, чтобы стать богатырем Мать Амирани – богиня охоты Дали – приносит себя в жертву, дабы родился народный герой. Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке тёлки.
Черты сходства Богатыри в эпосе наделены как обыкновенными человеческими качествами(доброта, мудрость, трудолюбие, красота), так и необыкновенной силой, нечеловеческой ловкостью, удивительной храбростью, всепобеждающей отвагой. Много общего и во внешности героев. Общими являются не какие-то одинаковые черты, общими являются непохожесть на всех остальных, уникальность, неповторимость.
Нравственные качества личности героев русского и грузинского эпоса Было выявлено 288 упоминаний о нравственных качествах личности героев в 20 произведениях.
Воспевая богатырей, защитников Родины, произведения древнего эпоса звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках-юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Черты сходства
Разве нет правды в том, что славные герои, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо- татары, не смогли покорить Грузию ни монголо-татары, ни османы, ни персы, ни турки-сельджуки. ?
Черты различия В отличие от грузинских героев, русские герои- братья не по «приговору» природы, а по собственному желанию. Русские богатыри, в отличие от грузинских, реально жившие люди (исключение - Арсен). Судьба грузинских героев всегда трагична, в русских былинах, как правило, счастливый финал.
Критерии сравнения Примеры из былин и мифов Выводы Род деятельности «Амиран прочел, и тяжко полилися слезы сразу. <…> Кто убьет Бакбака, — меч мой, легким будь в руках таких! И, копье мое, будь легким — кто схоронит мать мою, Кто жену мою пригреет, — легок, конь мой, будь в бою, Не пропал сестры Усиба сын — так говорю!" Встал Амиран, пошел, повстречался с Бакбак-дэвом…» Ратники, воины, защитники, в сходных ситуациях они ведут себя примерно одинаково, проявляя тождественность своих нравственных установок. Ценности «Засвистал как Соловей тут по-соловьему, <...> А Владымир князь-от стольнё-киевской Куньей шубонькой он укрывается. А й тут старый-от казак да Илья Муромец Он скорошенько садился на добра коня, А й он вез-то Соловья да во чисто поле, Й он срубил ему да буйну голову». Родина, народ, родня и русскому богатырю, и герою-грузину дороже, чем «высокооплачиваемая» служба у приветливого царя.
Рождение и детство Ответ держит Илья Муромец: «Ай же вы, калики перехожие! Не могу отворить ворот широкиих, Сиднем сижу цело тридцать лет, Не владаю ни руками, ни ногами». Мать Амирани – богиня охоты Дали – принесла себя в жертву ради рождения народного героя. На Илью Муромца в детстве наложили заклятие, но его исцелили «калики-перехожия». Качества Основными качествами являются доброта, мудрость, трудолюбие, красота, могущество и сила, о которых мы узнаём при чтении произведений. Все богатыри в эпосе наделены как обыкновенными человеческими качествами так и необыкновенной силой, удивительной храбростью и отвагой. Внешность Добрый молодец, могучий и сильный – именно эти эпитеты описывают богатырей в любом произведении. Общей чертой является непохожесть на всех остальных, уникальность, неповторимость.
Подвиги Амиран лишь усмехнулся, когда битвы шум пропал, Встал, сошел, чтоб доказать им — сталь героя не тупа. <…> Амиран мечом ударит — только искры дребезжат, От удара ж плетки тестя льется кровь, как от ножа. Герои совершают множество подвигов, освобождая пленённых, слабых. Чаще всего герои борются с огромными змеями, драконами, чудовищами. Взаимоотношения Говорил же восударь тогды Илья Муромец: «Уж ты гой еси, Амельфа Тимофеевна! Ты спусти‑тко‑се Добрынюшку Никитича, Ты спусти‑тко его ты да в красен Киев‑град». Да поехали братаны в красен Киев‑град, А к тому же‑де князю ко Владимиру. Русские богатыри – братья по своему желанию. Грузинские герои никогда не действуют вместе в пределах художественного произведения. Судьбы Тут Илья Муромец Седлал добра коня, зауздывал, Брал у батюшки, у матушки Прощенье-благословеньице И поехал в раздольице чисто поле. Герои русского эпоса в финале произведений всегда живы, здоровы и готовы к новым подвигам. Судьба героев грузинского эпоса, как правило, трагична.
Выводы Несмотря на то, что у грузинских и русских героев много общих черт, они имеют много различий. Русский и грузинский народы всегда были близки по духу: географическое расположение, православная религия, одни и те же идеалы.