Исследовательская работа «Проблемы сохранения культурных традиций удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края на современном этапе»

4
2
Материал опубликован 7 July 2019 в группе

Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 р. п. Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

 

Исследовательская работа

Проблемы сохранения культурных традиций удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края на современном этапе


 

Автор работы:

Кялундзюга Татьяна Павловна, 11 класс

Руководитель:

Мельник Виктория Олеговна,
учитель истории МБОУ СОШ №1 р.п.Хор


 

п.Хор, 2019
 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Материальные и духовные культурные традиции удэгейцев в районе имени Лазо Хабаровского края………………… ………………… 7-12

  1. Территория проживания и численность удэгейцев в дальневосточном регионе………… …………………………………….……………………….7

    Национальные традиции…………………………………. …………... 8

    Жилища удэгейцев………………………... ……………………………10

    Одежда, обувь и головные уборы удэгейцев ………………………….11

    Пища и утварь удэгейцев……………………………………………….12

Глава 2. Социально-экономические и правовые проблемы развития национальной культуры и традиций удэгейцев в районе имени Лазо

Хабаровского края …………………………………………………..………. 13

Глава 3. Рекомендации по сохранению и закреплению материальных и духовных культурных традиций удэгейцев в районе имени Лазо Хабаровского края …………………………………………………………....16

Заключение ……………………………………………………………………. 20

Библиографический список …………………………………………………… 21

Приложение …………………………………………………………………… 22

 

 

Введение

Сохранение и поддержка коренных народов Сибири и Дальнего Востока является сегодня одной из важных проблем современности. Важность ее решения подчеркивается многими документами: «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии» (2001г.), «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003г.), которая дополняет принятую в 1972 «Конвенцию ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия», Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока» с планом её реализации с 2016 до 2025 года, , Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Исследование традиций коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока интересно в плане изучения их ритуалов, обычаев и обрядов, представляющих огромный этнографический интерес. К настоящему времени древние традиции в «чистом виде» практически не сохранилась, видоизменились под влиянием современной цивилизации. В вопросах сохранения традиционной культуры важно не превратить ее в «мёртвый» музейный экспонат, а сделать частью реальной жизни коренных народов, помочь им успешно адаптироваться к современным условиям.

Эта тема мне особенно интересна и близка, так как я сама являюсь частью этой удивительной культуры: мой папа, Кялундзюга Павел Юрьевич, по национальности удэгеец, родился в селе Гвасюги. Там же родился и прожил большую часть своей жизни мой дед Кялундзюга Юрий Елисеевич. Часто бывая в селении Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края, я общаюсь со своими родными, видела с малых лет жизнь удэгейцев. В наши дни удэгейцы, за исключением только старых людей, не знают своего языка, не знают и истоков своей культуры. Практически после смерти Д. Кимонко у удэгейцев не появилось своих писателей. Н.С. Дункай, хотя и пишет об удэгейцах, но не может считаться удэгейским писателем, по национальности - нанаец. Всему миру удэгейское прикладное искусство показала удивительная женщина, моя родственица живущая в Гвасюгах - Валентина Тунсяновна Кялундзюга. Благодаря ей увидел свет удэгейский фольклор: она создала удэгейскую азбуку, использовав при этом русский алфавит, написала несколько небольших рассказов об удэгейцах.

Актуальность. В трудной ситуации находятся сегодня удэгейцы, живущие в сельской местности, привыкшие жить охотой и рыболовством, работать в госпромхозах, но после их закрытия лишённые работы и средств существования. В связи с этим, проблема сохранения удэгейцев как этноса и сохранение их традиций стоит особенно остро. Сохранение традиций удэгейцев - благородная цель, направленная на возрождение национальной культуры аборигенов, их национальных традиций, которые должны связываться с конкретной целью: для чего надо возрождать ту или иную культуру, и какова будет практическая или теоретическая польза от этого возрождения?

Необходимость разрешить указанную проблему определили актуальность данного исследования и обусловили выбор его темы:

Проблемы  сохранения культурных традиций удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края на современном этапе.

Цель исследовательской работы – исследование особенностей социально-экономического и культурного развития удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края и разработка рекомендаций по сохранению и развитию их самобытных культурных традиций.

Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:

изучить особенности духовных и материальных культурных традиций удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края;

изучить социально-экономические и правовые проблемы развития национальной культуры удэгейцев в районе имени Лазо;

обосновать собственные предложения по сохранению и закреплению духовных и материальных культурных традиций удэгейцев в районе имени Лазо Хабаровского края;

Объект исследования: сохранение духовных и материальных культурных традиций у удэгейцев в районе имени Лазо Хабаровского края;

Предмет исследования: являются теоретические и практические проблемы сохранении духовных и материальных культурных традиций удэгейцев в районе имени Лазо, а также механизм государственного решения этой проблемы на муниципальном и региональном уровне.

Теоретической основой исследования стали исследования Арсеньева В.К. который сделал интересное и полное описания быта и духовной культуры удэгейцев, а Ларькин В.Г, Подмаскин В.В., Симонов М.И. – обзор их современного положения.

В основу исследования нами положена гипотеза, исходящая из того, что процесс сохранения традиций у удэгейцев будет эффективным при следующих условиях:

активизации внутренних ресурсов самих удэгейцев, направленности деятельности по сохранению их самобытных духовных и материальных культурных традиций через рост самосознания и социального творчества;

учет особенностей национальной культуры удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края;

разработка и внедрение проектов, направленных на сохранение духовных и материальных культурных традиций удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический, опросно-диагностический (анкетирование), моделирование.

Практическая значимость результатов выполненного исследования заключается в том, что разработанные предложения могут дополнить муниципальную программу по сохранению культуры удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края, а также данное исследование может быть использовано для проведения краеведческих классных часов в школах.

Глава 1. Материальные и духовные культурные традиции удэгейцев в районе имени Лазо Хабаровского края

1.1.Территория проживания и численность удэгейцев

Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском (697 чел.) и Приморском (766 чел.) краях. Общая численность населения по переписи 2010 г. составляет 2011 человек. В Хабаровском крае удэгейцы проживают в районе имени Лазо, а также в Комсомольском и Нанайском районах. Здесь они сосредоточены в селениях Гвасюги, Кукане, Снежном, Уни, Арсеньево, Рассвете и др. Во всех этих поселениях удэгейцы живут вместе с нанайцами, ульчами, орочами, русскими, украинцами и другими народами России.

Русские познакомились с удэгейцами во второй половине XIX века в связи с присоединением к России Приамурья и Приморья. К этому времени они расселялись по берегам рек, впадающих в Японское море, начиная от реки Раздольной до устья реки Тадуши, а также занимали территорию бассейнов Бикина, Хора, Анюя, Хунгари, Имана Вака и некоторых других рек. По мере колонизации этой территории русскими переселенцами ареал расселения аборигенов неуклонно сокращался. К началу ХХ века в Приморье удэгейцы сконцентрировались в бассейнах труднодоступных рек Самарга и Бикин, в Приамурье - в верховьях Хора, Анюя и Хунгари. Родовая организация удэгейцев в XIX веке находилась уже на стадии глубокого разложения. Каждое поселение являлось территориально-соседской общиной, в которой проживали представители различных родов. Сохранялись многочисленные пережитки родового быта: обычай левирата и аванкулата, кровная месть, культ межродового огня, разнообразные формы первобытного коллективизма. В административном отношении в конце XIX века удэгейцы жили на территории Удского, Уссурийского и Южно-Уссурийского округов Приморской области. По переписи 1897 г их насчитывалось здесь 1841 человек. Во главе соседской общины стояли выборные старшины, которые утверждались русской администрацией и приравнивались в правах к деревенским старостам.

Огромное влияние на материальную и духовную культуру удэгейцев оказали контакты с русским населением, особенно в советский период. Коллективизация, техническая реконструкция промыслового хозяйства в корне изменили весь образ жизни народа. Уже в 30-е годы XX века началось расселение удэгейцев в более крупные и благоустроенные поселения. Процессы концентрации удэгейского населения продолжались и в последующие годы. С одной стороны, это способствовало консолидации этноса, росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой - оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры

1.2. Национальные традиции.

В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические представления о природе. Весь окружающий мир для них был населен бесчисленным количеством добрых и злых духов. Из анимистических представлений возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами. Верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находятся в неразрывном единстве с почитанием таких животных как медведь, тигр, выдра и других, которые когда-то, видимо, были для удэгейцев тотемами. Пережитки тотемизма сохранялись в культе удэгейцев вплоть до недавнего времени. Большую роль в жизни удэгейцев играл шаманизм, также связанный с верой в духов. Первоначально существовало лишь семейное шаманство, которое со временем стало вытесняться профессиональным. Каждый шаман имел своих духов-покровителей и духов-помощников, которые изображались в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых. Шаманский дар передавался по наследству из поколения в поколение.

Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Музыкально-повествовательная традиция удэгейцев отличается большой мобильностью: один и тот же сюжет может быть представлен и как мифологическое повествование и как сказка с напевами. В основе фольклорных произведений рассказы о действительных исторических событиях, родовые предания, мифы, шаманские легенды, различные объяснения происхождения названий гор, озер и других объектов природы. Особое место в устном народном творчестве занимала песня. Ее характерная особенность - печальность и монотонность. Разнообразны способы извлечения звуков: прерывистое горловое пение с небным оттенком, ротогорловая кантилена с фальцетным оттенком и т.п. Песни исполнялись сидя, во время пения жестикулировали, покачивая головой и корпусом. Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами. Танцы устраивали по случаю удачной охоты на медведя или другого зверя. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман. Шаманская пляска - сольная импровизация, состоящая из иллюстративно-изобразительных, подражательных движений, переходящих в пантомиму. Участники танцев имитировали движение зверей. Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным рисунком. Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа. Широкое развитие получила орнаментация тканей, рыбьей кожи, бересты. При украшении предметов из этих материалов использовали такие технические приемы как роспись, аппликация, вышивка. В скульптуре больше место занимало изображение духов. В целом удэгейское народное искусство имеет общую основу с искусством тунгусо-манчжурских народов.

1.3.Жилища удэгейцев

У удэгейцев существовало три типа поселений-стойбищ: постоянные (зимние), сезонные и временные. Постоянные располагались в распадках, укрытых сопками от зимних ветров, неподалеку от традиционных мест промысла и существовали десятилетиями. К наиболее древним, насчитывающим по 100 и более лет, относятся стойбища хорских удэгейцев Джоонго и Чукен, самаргинских - Зава и Исим, бикинских - Олон и Сяин, анюйских - Бира и др. Сезонные и временные поселения чаще всего устраивались на берегу реки. К наиболее распространенным жилым постоянным постройкам относится полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на землю.

Жилое помещение делится на мужскую и женскую половины. В центре полуземлянки располагается очаг, сразу за очагом напротив входа мужская половины малу. Вдоль стен полуземлянки располагаются нары, покрытые берестой или шкурами. Некоторые хунгарийские и иманские удэгейцы жили в полуземлянке с кановым отоплением. Среди других зимних жилищ можно отметить конический чум тоза и корьевой шалаш кава. Удэгейский чум по своей конструкции аналогичен эвенкийскому. Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю. Хозяйственными постройками у удэгейцев были свайные амбары, а также вешала и помосты, установленные на четырех столбах. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа.

1.4.Одежда, обувь и головные уборы.

Верхней одеждой служил халат теге запашного типа с застежкой на правом боку. Большинство удэгейских халатов имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники гокоги хэиги и длинные штаны с ноговицами амухи, нарукавники адапти для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь унта у удэгейцев нижнеамурского (поршневидная) и восточносибирского (башмаковидная) типов.

Одежда охотника: сигэ, сшитая из шкуры изюбря шерстью наружу, чтобы снег, падая, сразу скатывался. К спине пришивали петлю, чтобы подвешивать топор. На поясе висели ножны и сумочка паду, где хранилось все необходимое, что может пригодиться в тайге: спички или огниво, трут, кремень, иголку и нитки из сухожилий. На голову надевали пумпу – накидка на голову и плечи от комаров и снега, и богдо – шапка с беличьим хвостиком на макушке. Женщины удэге слыли среди соседних народов искусными рукодельницами. Вот как привлекательно изображены у Арсеньева нахтохуские удэгейцы: «Цвет их кожи можно назвать оливковым, со слабым оттенком желтизны. Летом они так сильно загорают, что становятся похожими на краснокожих индейцев. Впечатление это еще более усугубляется пестротой их костюмов. Длинные, прямые, черные как смоль волосы, заплетенные в две коротких косы, сложены вдвое и туго перетянуты красными шнурами. Косы носятся на груди, около плеч. Чтобы они не мешали, когда человек нагибается, сзади, ниже затылка, они соединены перемычкой, украшенной бисером и ракушками. Одежда их состоит из трех кафтанов: двух нижних, матерчатых, и одного верхнего, сшитого из тонкой изюбровой кожи, выделанной под замшу.

1.5. Пища и утварь удэгейцев

Характер пищи удэгейцев зависел от сезона. С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища. С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей. Удэгейцы не делали больших запасов свежего мяса. Когда оно заканчивалось, охотник уходил за новой добычей.

За последние сто лет кухня удэгейцев не изменилась. Главное в ней – мясо, остальное – «заедка». «У белых людей организм настроен на углеводы, у нас – на белок», - говорят удегейцы. Еду готовят быстро, из того, что есть под рукой. Единственная кухонная утварь – острый нож. Хозяйка режет им ярко-красное мясо изюбра, амурского оленя - сначала ломтями, затем полосками и кубиками. Так получается фарш для пельменей. В него добавляют капусту и лук. Вторым блюдом на ужин будет лянцзай – тонко наструганный картофель с лапшой. Вместо вина, которое у таежников не в фаворе, охотники пьют свежую кровь кабана и изюбра.

Глава 2. Социально-экономические и правовые проблемы развития национальной культуры удэгейцев в районе имени Лазо Хабаровского края

Несмотря на влияние современной цивилизации, удэгейцы сохранили свою основу - традиционное таёжное природопользование и связанный с ним хозяйственный и духовный уклад жизни. В условиях рыночных реформ деятельность промысловых хозяйств повсеместно стала нерентабельной и они прекратили свою работу. Единственным источником существования коренного населения в этих условиях стало любительское рыболовство, сбор молодых побегов папоротника, ягод лимонника, элеутерокока, а также женьшеневый промысел, добыча желчи и мускуса диких животных, пушной промысел и личное подсобное хозяйство. В условиях экономического выживания практически все оставшиеся национальные хозяйства вынуждены заниматься совершенно чуждым занятием как промышленная лесозаготовка.

В последние годы в районе создана родовая община удэгейцев, которая пытаются создать рабочие места для традиционного природопользования. Но без стартового капитала и государственной поддержки им трудно вести свою деятельность.

В Гвасюгах совсем нет предприятий, которые могли бы обеспечить рабочими местами население. В селении работает средняя общеобразовательная школа Села Гвасюги муниципального района имени Лазо хабаровского края, а так детский сад №3. Еще несколько лет назад в Гвасюгах не было дорог, электричество подавалось всего несколько часов в сутки, но сейчас люди в Гвасюгах живут обычной цивилизованной жизнью.

В удэгейском селе работает фольклорный ансамбль «Су гагпай» Относительно высок процент людей с высшим и специальным образованием. Среди удэгейцев много представителей творческой интеллигенции. Широко известность в стране и за рубежом получила повесть Джанси Кимонко «Там где бежит Сукпай». Народные мотивы составляют основу творчества удэгейского художника Ивана Дункай и писателя Николая Семеновича Дункай.

Предпринимаются попытки вернуть к жизни удэгейский язык. В 2010 г. удэгейский язык родным назвало 4,3 % удэгейцев. Родным языком пользуется лишь старшее поколение в бытовой сфере. Удэгейская письменность на основе латинской графики была создана в начале 30-х гг. В ее основу был положен говор хорских удэгейцев. Однако в качестве письменного, язык просуществовал недолго. В 1989 г. разработан новый вариант письменности на русской графической основе, но широкого распространения она пока не получила. Экспериментальное преподавание языка ведется в селе Гвасюги.

В структурах исполнительной власти Хабаровского края проблемами удэгейцев занимаются непосредственно специальные отделы (в Хабаровском крае это управление) по делам национальностей. Соответствующие специалисты имеются в структурах исполнительной власти нашего района. Функции органов самоуправления выполняют Хабаровская и Приморская краевые Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Ассоциация занимается оздоровлением коренного населения, организует летний отдых детей из малообеспеченных семей в лагерях, домах отдыха и санаториях, проводит различные выставки, концерты национальных ансамблей, оказывает помощь отдельным жителям в национальных селах, сотрудничает с администрацией края в области природопользования и разработки правовых документов.

На удэгейцев, живущих в Хабаровском крае, распространяется действие нормативно-правовой базы, принятой в крае в интересах коренных малочисленных народов.

Вышеназванные меры по сохранению материальных и духовных традиций удэгейцев своевременные и эффективны, но я хочу предложить дополнительно свои рекомендации, как помочь своему народу сохранить самобытность, этому посвящена моя третья глава.

Глава 3. Рекомендации по сохранению и закреплению материальных и духовных культурных традиций удэгейцев в районе имени Лазо Хабаровского края

Сохранение традиций удэгейцев - благородная цель, направленная на возрождение национальной культуры аборигенов, их национальных традиций, которые должны связываться с конкретной целью: для чего надо возрождать ту или иную культуру, и какова будет практическая или теоретическая польза от этого возрождения?

Приехав очередной раз в Гвасюги, я встречалась с местными жителями и задавала им следующие вопросы (опросила 78 человек разных возрастов, начиная с 11 лет и заканчивая 76-тью годами).

Первым вопросом был: «Какие традиции существуют в вашей семье?»

Из ответов селян я поняла, что почти все мужчины в селе Гвасюги занимаются промысловой охотой и рыболовством. Порадовал меня ответ на мой следующий вопрос: « Хотели бы вы расширить знания о национальных традициях вашего народа?» Все 78 опрошенных мною человек мне ответили однозначно: «Конечно же, да!», на моё предложение разработать вместе со мной план по реализации и осуществлению идеи сохранения традиций в рамках всего сила тоже согласились. На третий вопрос: «С какими элементами культуры удэгейского народа вы знакомы?» ответы были следующие: охота, рыболовство, шаманизм. Таким образом, я поняла, что идея сохранения культурных традиций удэгейцев для самих селян востребована и близка им. Несмотря на влияние современной цивилизации, удэгейцы сохранили свой традиционный образ жизни - таёжное природопользование и связанный с ним хозяйственный и духовный уклад жизни, и самое главное, хотят сохранять и передавать свою культуру детям. При возрождении материальных и духовных традиций удэгейцев важно не превратить их жизнь в некий музей, где они будут «живыми» экспонатами. Важно, чтобы они сами этого хотели и активно в этом участвовали, особенно молодёжь.

Массовая безработица, охватившая национальные селения удэгейцев и других малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, может быть ликвидирована созданием новых и дополнительных предприятий, ориентированных на туризм, переработку продукции таежных промыслов, рыбы и леса. На наш взгляд, перспективным представляется создание в национальных селениях этнографических культурных центров (музеев под открытым небом), ориентированных на этнотуризм.

В селе Гвасюги района имени Лазо Хабаровского края функционирует этно-культурный центр, представляющий из себя музей под открытым небом и развлекательный комплекс с фольклорными представлениями. На мой взгляд, этот этно-культурный комплекс необходимо усовершенствовать. Для создания этнопарка необходимо выделить всю территорию в рамках поселения, где были бы представлены национальная утварь удэгейцев, одежду и другие предметы их национальной культуры. Также необходимо построить национальные мастерские по пошиву одежды, обуви и изготовлению национальных сувениров, цеха по переработке дикоросов, лесоперерабатывающие участки со столярными мастерскими, организовать гостиницу для расселения туристов. Жители села – удэгейцы - органично выступали бы в роли экскурсоводов, рассказывающих туристам об истории родных мест. Посетителям можно предложить сувенирную продукцию, блюда удэгейской кухни, лекарственные травы, аудио- и видеозаписи, компакт- диски этнографического и историко- культурного содержания. Гостям этнопарка можно также предложить спортивную рыбалку, охоту, экскурсии – сплавы по реке Хор, пешие маршруты по тайге, проживание в этноотеле, экскурсионно-образовательные программы, корпоративный отдых, банкеты, фуршеты, пикники. На территории этнопарка можно разместить заказник с представителями животного мира (возможно, перенесение в район Гвасюгов реабилитационного центра из села Кутузовка). Отличительной чертой данного вида этнотуризма будет является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов: как для иностранцев, так и для граждан РФ, как для молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков, так и для более взрослой категории туристов.

Данный этнопарк обеспечил бы работой несколько десятков человек в национальном селе. Эти меры безработицу в национальном селе полностью, возможно, и не ликвидируют, но социальную напряженность снимут. В свою очередь, занятость населения будет способствовать восстановлению многого из утраченных технологий традиционных промыслов, используемых при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества удэгейцев, улучшению материального благосостояния местных жителей.

Этнопарк под открытым небом – интересная и перспективная идея, но возникает основная проблема - финансирование. По моему мнению, финансирование должно осуществляться за счет вложений частных инвесторов, а местным органам власти необходимо обеспечить комфортабельный подъезд автотранспорта к этнопарку, организовать стоянки, а также пустить междугородний маршрутный транспорт. Для привлечения частных инвестиций в законодательной базе следует предусмотреть введение налоговых льгот для привлекаемых в данный этнотуристский бизнес российских и иностранных инвесторов. Для привлечения финансовых средств, безусловно, необходимы инициатива самих жителей села Гвасюги, руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, инвестиционные программы, координация усилий и средств различных ведомств и организаций, в том числе средств массовой информации.

Проект создания этнопрка помог бы возвратить традиции, ценности родного языка удэгейцев и их трудовых навыков, а я, как будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников могла бы реализовать свои постановочные проекты театрализованных удэгейских праздников для гостей этнопарка. Сегодня большинство удэгейцев владеют бытовым русским языком, а это привело к тому, что молодежь сдержанно относится к традиционной культуре, либо откровенно её стыдится, высмеивая старые обычаи, фольклор. Больше того, под влиянием обывательских представлений некоторые стесняются говорить на родном языке, петь свои песни, играть на народных инструментах, носить национальную одежду. Таким этнопарком возможно сохранит последние очаги удэгейцев, их быт и культуру, научить удэгейскую молодежь своими руками создавать красивые вещи для жизни, быта, развивать старинное мастерство, которыми владели их предки.

Заключение

Сегодня в духовной культуре удэгейцев происходят сложные процессы, которые не способствуют сохранению их традиционной культуры. Большинство удэгейцев владеют бытовым русским языком, одноязычность, привела к тому, что молодежь сдержанно относится к традиционной культуре, либо откровенно её стыдится, высмеивая старые обычаи, фольклор. Больше того, под влиянием обывательских представлений некоторые стесняются говорить на родном языке, петь свои песни, играть на народных инструментах, носить национальную одежду. Конечно же, мне очень хочется сохранить эти последние очаги удэгейцев, их быт и культуру. Поэтому после получения образования, получив знания, я хочу вернуться в район и реализовать свой проект этнопарка. Несмотря на невысокую численность, снижение естественного прироста населения удэгейцы сохраняют большие возможности для дальнейшего этнического развития, самое главное – жители хотят сохранения своих традиций и готовы активно работать вместе со мной над этим проектом.

Таким образом, наша гипотеза, исходящая из того, что процесс сохранения традиций у удэгейцев будет эффективным при следующих условиях:

1) активизации внутренних ресурсов самих удэгейцев, направленности деятельности по сохранению их самобытных духовных и материальных культурных традиций через рост самосознания и социального творчества;

2) учет особенностей национальной культуры удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края;

3) разработка и внедрение проектов, направленных на сохранение духовных и материальных культурных традиций удэгейцев района имени Лазо Хабаровского края - полностью подтвердилась, - следовательно, верна.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

2. Закон Хабаровского края «О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае (с изменениями на 20 декабря 2017 года)

3. Постановление Правительства РФ. Об утверждении плана реализации в 2016–2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от 27 августа 2016г.

4. Арсеньев В.К. Лесные люди удэхейцы // Соч., Владивосток: Примиздат, 1948. Т.5. С.137 — 188.

5. История и культура удэгейцев. М.: Наука, 1989. — 190 с.

6. Ларькин В.Г. Удэгейцы: (Историко-этнографический очерк с середины XIX в. до наших дней). Владивосток: ДВФ СО АН СССР, 1958. — 36 с.

7. Подмаскин В.В. Духовная культура удэгейцев XIX — XX вв. Историко-этнографические очерки. Владивосток: ДВГУ, 1991. — 160 с.

8. Симонов М.И. Языковая ситуация у хорских удэгейцев // Языки Российской Федерации и нового зарубежья: Статус и функции. М.: Издат. Эдиториал УРСС, 2000. С.З 15 — 317.

9. Смоляк А.В. Удэгейцы // Народы Сибири. Этнографические очерки. М.-Л.: АН СССР, 1956. С.831 — 843.

10. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.

 Приложение 1

 

 

национальные традиции удэгейцев

 

                                          Сэвэн - хранителей шамана Дерево шамана с черепами медведе

 

Приложение 2

Жилища удэгейцев

 

Чоло – переносное жилище на ночь Хозяйственные постройки в виде

 

свайных амбаров

 

 

Шалаш кава

 

Приложение 3

Одежда удэгейцев

 

 

Одежда охотника - сигэ, сшитая из шкуры изюбря шерстью наружу

 

 

Верхней одеждой служил халат – анта теге - запашного типа

с застежкой на правом боку


 Постановление Правительства РФ. Об утверждении плана реализации в 2016–2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от 27 августа 2016г.

 Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

 В.Т. Кялундзюга, создала этнографический музей под названием «Удэ», который существует с 2000 года.

 Арсеньев В.К. Лесные люди удэхейцы // Соч., Владивосток: Примиздат, 1948. Т.5. С.137 — 188.

 Ларькин В.Г. Удэгейцы: (Историко-этнографический очерк с середины XIX в. до наших дней). Владивосток: ДВФ СО АН СССР, 1958. — 36 с.)

 Подмаскин В.В. Духовная культура удэгейцев XIX — XX вв. Историко-этнографические очерки. Владивосток: ДВГУ, 1991. — 160 с.)

 Симонов М.И. Языковая ситуация у хорских удэгейцев // Языки Российской Федерации и нового зарубежья: Статус и функции. М.: Издат. Эдиториал УРСС, 2000. С.З 15 — 317.)

 Ларькин В.Г. Удэгейцы: (Историко-этнографический очерк с середины XIX в. до наших дней). Владивосток: ДВФ СО АН СССР, 1958. — 36 с.)

 Подмаскин В.В. Духовная культура удэгейцев XIX — XX вв. Историко-этнографические очерки. Владивосток: ДВГУ, 1991. — 160 с.)

 Симонов М.И. Языковая ситуация у хорских удэгейцев // Языки Российской Федерации и нового зарубежья: Статус и функции. М.: Издат. Эдиториал УРСС, 2000. С.З 15 — 317.

 Закон Хабаровского края «О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае (с изменениями на 20 декабря 2017 года)

 Закон Хабаровского края «О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае

(с изменениями на 20 декабря 2017 года)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная работа! Вы и Ваша ученица большие молодцы!

7 July 2019

Спасибо огромное!

7 July 2019