12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Малютин Андрей Анатольевич15858
учитель, классный руководитель
Россия, Орловская обл., Спасское-Лутовиново
14

Актуальные проблемы преподавания математики на современном этапе развития школьного образования.

Малютин Андрей Анатольевич, учитель математики МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ им. И.С. Тургенева».

Статья.

Актуальные проблемы преподавания математики

на современном этапе развития школьного образования.

«Российская математическая школа – это мощный интеллект с большим творческим потенциалом, который не знает государственных границ и может реализоваться и за пределами своей страны, но корнями уходит в родную землю и питается её животворными соками», – В.А. Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, академик.

Невозможно переоценить роль математики как предмета в воспитании гражданина нашей родины – России, ведь математика учит думать, логически мыслить, на это нацелены стандарты второго поколения. Именно с математики началось такое осмысление мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания. Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.

В школьном математическом образовании сегодня можно выделить ряд проблем, но я, как практикующий учитель, остановлюсь на тех, с которыми приходится сталкиваться в своей работе чаще всего.

Начну с учебников. И дело здесь не только в их количестве, но и в содержании. Проблема в том, что одни и те же темы могут быть изложены в учебниках за разные годы обучения. То есть может оказаться, что ученик, перешедший из одной школы в другую, где учатся по другим учебникам, либо уже проходил данную тему, либо намного отстал от программы. Кроме того, учебники даже одних и тех же авторов переиздаются из года в год. И в них уже появляются незначительные, но отличия, хотя бы в порядке номеров упражнений, что уже неудобно и вносит путаницу. И если детей сейчас обязаны обеспечивать учебниками, то учитель вынужден покупать более новые издания, и нести расходы. Очевидно, что издателю это выгодно, чтобы учебники постоянно покупались, но в погоне за выгодой теряется здравый смысл: ведь математика – точная наука, и столь часто переиздавать учебники математики нет необходимости. Считаю, что решение этой проблемы должно быть нацелено на издание единых современных учебников, удовлетворяющих новым стандартам образования.

В условиях перехода на новые стандарты образования необходимо учитывать, что не все школьники научены самостоятельно добывать информацию, читать учебную литературу. Решение этой проблемы возможно лишь при условии доступного и подробного изложения материала в учебнике, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добыванию информации. Главная задача учителя сегодня – не «набить» головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их получать нужные знания самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя. Не секрет, что большинство школьных учебников по математике, начиная с 1968 года, писались для учителя, потому-то дети их и не читали. И только в последние годы ситуация начинает меняться к лучшему: многие новые авторские коллективы стараются ориентироваться в первую очередь на учащихся. В наше время владение хотя бы азами математического языка – непременный атрибут культурного человека. Поэтому, на мой взгляд, заниматься изучением математического языка и математических моделей надо сегодня в школе как можно раньше, если не в начальной школе, то уж в курсе математики 5-6 классов.

Математическое образование – один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития страны. На сегодняшний день преподавание математики у нас в стране пока ещё находится на высоком уровне, но, к сожалению (об этом можно также судить и по результатам последнего ЕГЭ), сохранение этих достижений требует больших усилий, т.к. математика, как фундаментальная дисциплина, становится всё менее востребованной, в отличие, например, от менеджмента или права. Почему выпускники школ предпочитают экономические и юридические специальности? Потому что понимают: потом смогут хорошо зарабатывать. Исследование, проведенное Высшей школой экономики, подтверждает: средние баллы ЕГЭ абитуриентов, поступающих в педвузы, одни из самых низких. Хотя многие ребята желали бы стать учителями и лишь в силу низкой учительской зарплаты выбирают другие профессии. Придут ли в школы именно талантливые учителя в ситуации, когда педвузы набирают абитуриентов по остаточному принципу, а в некоторых из них вообще недобор? Необходимо создать условия, чтобы в педвузы пошли талантливые абитуриенты. Нет притока самых талантливых выпускников педагогических и математических вузов в школы. В итоге падает интеллектуальный тонус, всегда считающийся отличительной чертой нашей интеллигенции. У страны исчезла цель быть ведущей научнотехнологической державой, сегодня Россия – ведущая сырьевая держава, и в этой ситуации у подрастающего поколения совсем иные приоритеты. Для значительной части молодых людей вообще характерна потеря жизненных ориентиров, которая сказывается на мотивации к учению. Как следствие, снижение познавательного интереса к математике. Поэтому совершенно правильны пункты резолюции Всероссийского съезда учителей математики, в которых говорится о необходимости повышения государственного статуса учителя (включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы), модернизации системы оценки его труда, формировании отношения к профессии учителя как к государственной миссии, укреплении системы высшего педагогического образования, повышении качества подготовки в педагогических вузах, усиливая в них изучение школьного курса математики и соответствующую методическую подготовку.

Говоря о проблемах преподавания математики в школе, нужно отметить и сокращение количества часов. Ведь учителю необходимо подготовить своих учеников к сдаче ЕГЭ. Происходит ориентация школьных курсов не на действительно глубокое, системное изучение предметов, а на подготовку к поступлению в вуз, на сдачу ЕГЭ. В результате школьные курсы становятся все более примитивными. Огромная нагрузка ложится на плечи учителей тех предметов, по которым дети сдают ЕГЭ, и в первую очередь, это учителя математики и русского языка. Ведь необходимо не только изучить программный материал, но и заниматься подготовкой к экзамену. А это постоянный кропотливый труд, и для этого нужно много дополнительного времени, не говоря уже об ответственности учителя за результаты ЕГЭ и судьбу выпускника.

Сам ЕГЭ является мощнейшим стрессовым фактором для учеников, так как дети постоянно думают, получат они аттестат или нет, поступят в вуз или нет, не говоря уже о металлодетекторах, видеокамерах и т.д. Учитель в ожидании ЕГЭ также находится в постоянном напряжении, и может облегчённо вздохнуть только тогда, когда увидит результаты своих выпускников (если они ожидаемые, а если нет?). Считаю, что ЕГЭ должны сдавать те дети, которые желают продолжить образование в вузе, то есть ЕГЭ должен приобрести добровольный характер. Также твёрдо убеждён, что нужно отменить эти «жестокие» минимальные «пороги», грозящие детям неполучением аттестата, как сильнейший стрессовый фактор.

В настоящее время весьма актуальна проблема активизации познавательной деятельности. В своей работе лично я исхожу из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. Активизации познавательного интереса способствуют современные информационные технологии. Но для использования компьютерных технологий необходимо наличие мультимедийной техники. Проблема оснащения ею особенно актуальна для сельских школ. Не везде есть интерактивные доски, компьютер, проектор и экран.

В условиях общеобразовательной школы надо предельно жёстко определить минимальный необходимый уровень технической подготовки. Но при этом добиваться овладения основами математической культуры как важным средством развития мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.

Литература:

1) Алексей Семёнов. Разным детям нужна разная математика. Вестник образования. – 2010. - №5.

2) Всероссийский съезд учителей математиков в МГУ: тревоги и надежды//Математика в школе. – 2011. - №1.

3) Шноль Д. Э. ЕГЭ по математике и реальный уровень математического образования современных школьников // Математика в школе. № 8. 2009.

5

Опубликовано

Комментарии (1)

Закирова Миннур Анваровна
Комментарий был удалён пользователем 30 ноя 2015 в 21:36
Закирова Миннур Анваровна, 30.11.15 в 21:37 0 Ответить Пожаловаться
Молодцы, очень правильно написали про учебники. Я тоже думаю, что учебники должны быть одинаковые для всех.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.