Исследовательская работа "Речевой этикет как показатель культуры человека"
| Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука» |
Полное название темы работы | Речевой этикет как показатель культуры человека |
Название секции форума | отечественная лингвистика |
Тип работы |
исследовательская работа |
Фамилия имя отчество (полностью) | Мочалов Алексей Викторович 08.02. 2004г |
Место учебы: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова |
Класс | 9 |
Место выполнения работы | МБОУ НСОШ №1 им. П. И. Шатова |
Руководитель | Абих Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы |
Научный руководитель | нет |
Ответственный за корректуру текста работы | Абих Татьяна Ивановна |
e-mail (обязательно) | 9-950-405-53-46 abikht@mail.ru автора и руководителя работы |
Аннотация
Мочалов Алексей Викторович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова, 9 класс
«Речевой этикет как показатель культуры человека»
Руководитель: Абих Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Цель работы: определить культурный уровень сверстников через речевой этикет.
Методы исследования:
изучение литературы
наблюдение
анкетирование
тестирование
анализ полученных результатов
В работе рассматриваются следующие вопросы.
Большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности является этикет. Широкое понятие культуры обязательно включает в себя то, что называют культурой общения. Успехов добивается тот, кто умеет вести себя в обществе. Такой человек, прежде всего, способен сосредоточить свое внимание на собеседнике, он умеет не только говорить, но и слушать, его стратегия – это сотрудничество, а не борьба с собеседником.Вот и мне хотелось бы научиться культуре общения, научиться правильно вести себя в обществе, чтобы обо мне говорили, что я – хороший собеседник. Поэтому я и решил исследовать эту тему. Во-первых, это интересно, во-вторых, полезно, а в-третьих, думаю, что эта работа может принести пользу моим сверстникам, учителям, которые будут проводить занятия по культуре общения, да и всем, кто не безразличен к данной проблеме, кто хочет освоить речевую культуру. Я изучил, что такое речевой этикет, его функции, различные формулы речевого этикета, применяемые при начале разговора и его завершении, при выражении благодарности и комплимента. Узнал, что существуют речевые дистанции и «табу». Чтобы увидеть, какие нормы речевого этикета знакомы учащимся нашей школы, как они соблюдаются, и чтобы выявить уровень владения речевым этикетом я провел анкетирование, наблюдение. С помощью наблюдения я выяснил, как соблюдаются ребятами основные правила телефонного и мобильного этикета, а также правила Нетикета (от англ. «net» – «сеть»).
Основные результаты. В ходе работы я убедился, что не всеми моими одноклассниками соблюдается речевой этикет. Остро стоит вопрос о снижении культуры общения. Мы стали ужасно говорить, а речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Необходимо учиться хорошим манерам. Проявление хорошего тона должно быть обычной нормой поведения. Культурному человеку необходимо не только знать и соблюдать нормы этикета. Умение подать себя и произвести хорошее впечатление позволит вам приобрести уверенность и свободно чувствовать себя в любом обществе. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Культурная речь – признак интеллигентности и воспитанности человека. Я согласен с исследователем Н.И. Формановской, утверждающей, что «все “волшебство” речевого этикета в том, что он действительно открывает двери человеческих взаимоотношений, как в прошлом, так и сегодня».
Анализируя данные, полученные при анкетировании, тестировании и наблюдении, я пришел к следующим выводам:
1. Некоторые ученики не знают о существовании речевого этикета.
2. Многие ребята не следуют правилам речевого этикета в повседневной жизни.
3. Многие знают этикетные слова, но их не употребляют.
4. Некоторые ученики совсем игнорируют употребление правил речевого этикета.
5. В школе (во время перемен) частотность употребления грубых слов выше, чем этикетных.
6. Обеспечение речевого этикета осуществляется чаще в кругу незнакомых взрослых и отсутствует в кругу друзей (то есть в тех ситуациях, когда проявляется личная заинтересованность в собеседнике).
7. Большинство ребят уверено в том, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета.
Наблюдая за школьниками, я заметил, что ещё одной немаловажной проблемой при разговоре является неумение слушать собеседника. По мнению психологов, это умение важнее умения говорить. Многие учащиеся не владеют в полной мере основными принципами речевого этикета: тактичностью, вежливостью, доброжелательностью. Думаю, что учащимся будут полезны приготовленные мною памятки: »Как правильно вести беседу», «Правила телефонного этикета», Словарь формул этикетных стереотипов. Также я сделал приложение в школьную газету « говорите правильно!»
Оглавление.
Введение.
Теоретическая часть.
2.1.Что такое этикет.Что такое речевой этикет.
2.2. Функции этикета
2.3. Формулы речевого этикета.
2.3.1.Начало разговора и его завершение.
2.3.2.Благодарность и комплименты.
2.4.Ситуации общения.
2.5.Формулы общения.
2.6.Этикет и этика
2.7.»Речевые дистанции « и табу.
3.Практическая часть.
3.1. Результаты анкетирования.
3.2. Результаты наблюдения.
3.3. Результаты тестирования.
4. Вывод.
5. Список литературы.
6. Приложения.
Правило «Как правильно вести беседу»
Словарь формул этикетных стереотипов
Правила телефонного этикета
Приложение в школьную газету «говорите правильно!»
1.Введение.
Актуальность.
Общество сегодня остро почувствовало потребность в культуре поведения и общения. Большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности является этикет. Успехов добивается тот, кто умеет вести себя в обществе. Такой человек, прежде всего, способен сосредоточить свое внимание на собеседнике, он умеет не только говорить, но и слушать, его стратегия – это сотрудничество, а не борьба с собеседником.
Широкое понятие культуры обязательно включает в себя то, что называют культурой общения. Речь формирует впечатление о человеке не меньше, а то и больше, чем внешний вид. Чтобы владеть речевыми нормами, важно понимать сущность речевого этикета. В последнее время речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет — это зеркало, которое отражает уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Вот и мне очень хотелось бы научиться культуре общения, научиться правильно вести себя в обществе, чтобы обо мне говорили, что я – хороший собеседник. Поэтому я и решил исследовать эту тему. Во-первых, это интересно, во-вторых, полезно, а в-третьих, думаю, что эта работа может принести пользу моим сверстникам, учителям, которые будут проводить занятия по культуре общения, да и всем, кто не безразличен к данной проблеме, кто хочет освоить речевую культуру.
Цель: определить культурный уровень сверстников через речевой этикет.
Задачи:
изучить литературу по данной теме; проанализировать собранную информацию, выбрать из нее самое полезное и ценное;
изучить этикетные средства речи в русском языке;
исследовать уровень речевого поведения учащихся класса;
выпустить листовки со специальными памятками – формулами речевого этикета для
учащихся;
разработать серию памяток-советов по ведению беседы;
разработать страничку «Говорите правильно» для школьной газеты.
Объект исследования: учащиеся 9»А» класса
Предмет исследования: устная речь учащихся моего класса
Методы исследования:
изучение литературы
наблюдение
анкетирование
тестирование
анализ полученных результатов.
Гипотеза. В школьной среде речевой этикет соблюдается не всеми учащимися нашей школы.
Практическая значимость работы: полученные результаты и текст работы можно использовать на уроке и внеклассных мероприятиях, имеющих своей целью пропаганду нормированной речи, привитие уважительного отношения к языку; создание творческого продукта ( рубрика «Говорите правильно!» в школьной газете).
2.Теоретичекая часть.
2.1. Что такое этикет. Что такое речевой этикет.
“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”Такое определение дается в «Советском энциклопедическом словаре».
В русский язык «этикет» стало входить в начале 18 века. В 1717 по распоряжению Петра 1 была издана книга «Юности честное зерцало», в которой содержался свод правил, регулирующих поведение молодого человека той эпохи: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать. Над едою не чавкай, как свинья, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от этикета времен Петра 1.
Различают этикет неречевой и речевой. Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.п.
Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так, в знаменитом «Поучении» (12 век) князя Владимира II Мономаха читаем: « «Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».».»... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...». Подобные наставления находим и в известном «Домострое» (16 век)«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить…»
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении
Правила речевого этикета:
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов
Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить. Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора.
2.2.Функции этикета
Без общения человек не может существовать. Оно помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, поделиться друг с другом информацией. Но прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определѐнным правилам. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, сложившиеся в языке и речи системой устойчивых выражений: это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и многое другое.
Каковы функции этикета? Их несколько.
Основная функция этикета - антиконфликтная. Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить.
Вторая функция этикета - создание атмосферы взаимного комфорта. С вежливым человеком легко и приятно общаться. В Евангелии сказано: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с людьми» Следовательно, если хотите, чтобы вам грубили, то забудьте об этикете сами. Если хотите, чтобы вас игнорировали, то делайте вид, что вам нет никакого дела до окружающих. Если хотите, чтобы люди обращались с вами доброжелательно, то сами будьте вежливыми.
Третья функция этикета - сигнализация о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в обществе, легко определяется по используемым им этикетным формулам.
Четвертая функция этикета – коммуникативная. Нередко собеседники, произнося слова
приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.
Формулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора.
С раннего возраста родители учат ребенка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнает все больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного. Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова- слова речевого этикета.
Формулы речевого этикета- это определенные слова, фразы и устойчивые выражения,
применяемые для трех стадий разговора:
начало разговора (приветствие/знакомство);
основная часть;
заключительная часть разговора.
2.3.1. Начало разговора и его завершение.
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия. В приветствии выражается доброжелательное отношение к другому человеку. В русском языке существуют десятки способов приветствия. Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Известный исследователь проблем этикета Н.И. Формановская в своей книге «Вы сказали: «Здравствуйте!» делает очень точное замечание: «Вы сказали встречному «Здравствуйте!». Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было! Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия».
В русском языке основное приветствие — «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т. е. здоровым.
Здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение и намерение вступить в контакт. Поэтому, входя в учреждение, сначала здороваются и только потом начинают излагать своё дело. Занимая место в купе поезда, здороваются с будущими попутчиками. Так или иначе, вступить в общение с ними придётся. «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным.
Формула «Привет!» выражает близкие, непринуждённые отношения и широко распространена среди молодёжи. Очень вежливыми и полными достоинства являются приветствия «Моё почтение!», «Доброго здоровья!», но ими пользуются чаще всего люди пожилые. «Здорово!» - мужское приветствие. Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечный характер. Если Вам не хочется выглядеть человеком малообразованным и недостаточно владеющим нормами литературной речи, старайтесь избегать этого приветствия. И уж конечно, его никак нельзя рекомендовать девушкам! В случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории, говорят: «Приветствую вас!» или «Позвольте (разрешите) вас приветствовать!»
В последнее время в речевом этикете приветствий происходят изменения. В речи подростков появляются приветствия, заимствованные из английского языка: « Хай!», «Хелло!» Они являются принадлежностью молодежного жаргона, уместные в неофициальной обстановке при наличии неофициальных отношений между общающимися.
Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми. Поэтому, не владеть формулами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться
Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка – взрослого мужчину, младший по должности – старшего.
Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения:
торжественная;
скорбная;
рабочая.
Торжественная атмосфера предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре. Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете:
Позвольте Вас пригласить…; Приходите, будем рады…; Приглашаю Вас…;
Могу ли я пригласить Вас…; Разрешите Вас поздравить…;
Примите наши поздравления…; От всей души поздравляю…
Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.
Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете:
Позвольте выразить глубокие соболезнования…;
Приношу вам искренние соболезнования…; Я вам сердечно соболезную…;
Разделяю ваше горе…; Искренне сочувствую…;
В повседневной, рабочей обстановке также требует применения формул речевого этикета.
Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться к кому-то с просьбой. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.
Примеры просьб и советов в речевом этикете:
Сделайте одолжение, выполните…; Если Вас не затруднит, ...
Не сочтите за труд, пожалуйста, ...; Могу ли я попросить Вас…;
Убедительно прошу Вас…; Позвольте Вам дать совет;
Разрешите предложить Вам; Вам лучше поступить таким образом;
Я бы хотел предложить Вам; Я посоветовал бы вам.
Просьба должна быть предельно вежливой по форме и понятной адресату, обращение с просьбой – деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.
Примеры согласия и отказа в речевом этикете:
Сейчас будет сделано…; Пожалуйста, не возражаю…;
Готов Вас выслушать…; Поступайте, как сочтете нужным…;
Я не в силах помочь Вам…; Я не могу выполнить вашу просьбу…;
Сейчас это невозможно…; Я вынужден отказать Вам…
В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий: Всего хорошего; Всего доброго; До свидания; Надеюсь на скорую встречу; Прощайте; Будьте здоровы! Пока! Всего! Салют!
Известно, что формулы прощания произносят при окончании беседы. Эта формула и означает, что разговор окончен. Самое распространенное прощание – «До свиданияУ нас в русском языке есть и такие формулы прощания-пожелания: «Всего хорошего! Всего доброго!» Такие формулы используются либо самостоятельно, либо соединяются с другими словами. Если вы желаете здоровье, то слышится часто: «Будьте здоровы! » А вот такие формулы прощания выходят из обихода: «Всего!», «Салют!» И уж совсем вышли из моды: «Честь имею откланяться!», « Разрешите попрощаться!» Встречаются и уменьшительные формы: «Салютик! Приветик!» Слово «Прощай» в далеком прошлом означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». «Прощайте», высокое по стилю слово, категорично. С начала прошлого века в оборот вошло и более мягкое по тону «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе). Наиболее распространенной формой прощания для молодежи является слово «пока». М.А. Кронгауз, говоря о расшатывании стройной системы русского этикета, приводит пример , как фамильярное слово «пока» портило русский язык в 60-70-х годах. Теперь это слово стало неотъемлемой частью русского этикета. Его используют и некультурные, и малокультурные, и вполне культурные люди.
Для одних ситуаций мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными собеседниками у нас разные формы прощания.
2.3.2. Благодарность и комплименты.
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику
благодарность. «Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях», но слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь зубы», а доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу», - писала в своей книге Чудакова. Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. Постепенно «спускались они с небес», становясь обычными формулами выражения признательности, и постепенно утрачивали особенности книжных слов. Поэтому и русские формы по происхождению своему таковы же: , «спасибо», «благодарю». . По происхождению своему «спасибо» - спаси бог!«Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. « приношу благодарение». Устаревшее слово «благодарствую» мы чаще встречаем в художественной литературе, редко - в речи людей старшего поколения. Выражение благодарности вызывает возвратную речевую реакцию на благодарность. В русском языке используются при этом следующие речевые формулы: Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей; Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение); «Пожалуйста»
Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете:
Позвольте выразить благодарность…; Я Вам очень благодарен за…;
Большое вам спасибо; Вы прекрасно выглядите!;
Вы так сообразительны!; Вы прекрасный собеседник;
Вы отличный организатор.
Из старинного русского пожелания «спаси бог» родилось слово «спасибо»,одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности. Выясняя лексическое значение слова «благодарность», я обратился к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна».
Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Вот некоторые из них:
Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна.
Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас.
Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ.
Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
Смотрите, какое богатство! Им мы, ученики, должны постепенно овладевать. Ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу.
Необходимо учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, дарить людям
2.4. Ситуации общения.
Ключевую роль в культуре речевого этикета играет ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:
личности собеседников;
место;
тема;
время;
мотив;
цель.
Личность собеседников. Речевой этикет ориентирован, прежде всего, на адресата – человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учет личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.
Место общения. Общение в определенном месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть деловое совещание, светский ужин, театр, молодежная вечеринка.
Точно также в зависимости от темы разговора, времени мотива или цели общения мы применяем разные разговорные приемы.
Нередко нужно извиниться. Формулы извинения: Извините. Простите. Прошу прощения. Я должен извиниться. Мне очень жаль. Я не нарочно. Сожалею. Это моя вина. Ничего страшного. Все в порядке. Забудьте. Не нужно извиняться. Деликатно принести извинение – большое искусство! Не следует извинение бросать мимоходом, сквозь зубы. Извиняясь, надо стараться смотреть человеку в глаза, чтобы он почувствовал вашу искренность. Употребление слова «извиняюсь» вместо «извините», «прошу прощения» считается неграмотным и невежливым (нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других).
2.5. Формулы обращения.
Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Обращение - один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия. Об этом красноречиво говорится в письме, которое опубликовала газета «Комсомольская правда», за подписью Андрей: «У нас, наверное, в одной единственной стране в мире нет обращения друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй!». Слова «женщина», «мужчина», получившие распространение в последнее время в роли обращений, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны, будьте добры, извините, простите.
Таким образом, проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке остается открытой. Русская культура оставила нам прекрасную традицию — величать друг друга, оказывая этим уважение не только себе, но и нашим предкам. Величание — часть русского речевого этикета. «По имени называют, по отчеству величают», — говорит русская народная пословица.Традиция называть друг друга по имени и отчеству ведется у россиян испокон веков. «Как тебя звать-величать?» — это выражение нередко встречается в народных сказках, сказаниях и былинах.Языковеды А. В. Суслова и А. В. Суперанская в книге «О русских именах» утверждают: «У русских традиционное именование по отчеству включает элемент уважения к человеку, а обращение без отчества воспринимается как фамильярное, свойское или неуважительное» .
К русским и в русскоязычной среде принято обращаться и называть их по имени и отчеству, обращение только по имени считается недостаточно вежливым. При обращении к иностранцу (или находясь в иноязычной культурной среде) называть отчество не нужно.В деловой корреспонденции принято обращаться к адресату по имени и отчеству.
В последнее время на телевидении, а также в газетах и журналах появилась и закрепляется форма обращения по имени вместо имени и отчества. Эта манера европейского этикета, которую внедрили журналисты. Она закрепляется довольно серьезно и успешно. Отношение к этому различное: одним это нравится, другим – нет, чаще всего людям в возрасте от 40 лет.
2.6.Этикет и этика
Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения
(включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных
друг с другом.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается
наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентном общении. Да и с практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, т.к. никогда не способствуют достижению желаемого результата в общении. Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем.
Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи. Более того, необходимо поставить в центр внимания партнера по общению, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме.
Таким образом, основными принципами речевого этикета являются тактичность, вежливость, доброжелательность.
Тактичность подразумевает понимание собеседника, отказ от обсуждения тем, которые могут быть ему неприятны, и спокойную реакцию на нетактичные высказывания и вопросы. Вежливость требует использовать в общении определённые речевые формулы, избегать оскорбительных слов и выражений. А также внимательно слушать собеседника, не перебивать его, отвечать на заданные вопросы, не подвергать его слова резкой критике.
Доброжелательность состоит в уважении взглядов собеседника. Она выражается в подборе слов, интонации, мимике и жестах
Нормы общения определяют и поведение слушающего.
Во-первых, необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека. Слушая, надо уважительно и терпеливо относиться к говорящему, стараться выслушать всевнимательно и до конца. В случае сильной занятости допустимо попросить подождать или перенести разговор на другое время.
Во-вторых, совершенно недопустимо перебивать собеседника, вставлять различные замечания, тем более такие, которые резко характеризуют предложения и просьбы собеседника.
В-третьих, необходимо уметь высказать согласие или несогласие, ответить на вопрос, задать свой вопрос.
2.7.«Речевые дистанции» и табу.
Существует понятие «речевые дистанции». Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. В целом выбор диктуется сложным сочетанием внешних обстоятельств общения и индивидуальных реакций собеседников:
степенью знакомства партнеров (Ты - знакомому, Вы - незнакомому); официальностью обстановки общения (Ты - неофициальное, Вы - официальное);
характером взаимоотношений (Ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное");
равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему).
Выбор одной из форм обращения зависит не только от формального положения и возраста, но
и характера отношений собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек. Таким образом, выявляется Ты – родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.
Есть и табу в речевом этикете. Табу- это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими и другими нормами.
Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к
употреблению матерная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела.
Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, рассматривается уголовным законом как преступление (статья 130 УК РФ).
1.Практическая часть.
Чтобы увидеть, какие нормы речевого этикета знакомы учащимся нашей школы, как они соблюдаются, и чтобы выявить уровень владения речевым этикетом я провел анкетирование, наблюдение, тестирование.
3.1.Результаты анкетирования
1.Знаешь ли ты, что такое речевой этикет?
| Большинство учащихся моего класса знают, что такое речевой этикет |
2.Необходимо ли овладевать навыками речевого этикета?
| Большинство учащихся уверены, что овладевать навыками речевого этикета необходимо |
Здороваешься ли ты с учителями, одноклассниками, техническими работниками в школе? (всегда, иногда, никогда)
| 2% опрошенных никогда не здороваются. Большинство же учащихся всегда здороваются |
Какие слова для приветствия используешь?
Со взрослыми ( педагогами, техническими работниками) «здравствуйте» используют 66% учащихся, «здрасти» – 44% | Со сверстниками учащиеся используют слова «привет»-56% «здорово»-44% |
5.По утрам говоришь ли ты своим родным и близким:»Доброе утро?»
| Всегда говорят слова приветствия своим близким 42% опрошенных, никогда – 22% |
6.Используешь ли ты в своей речи слова «спасибо»,»благодарю»? (часто, иногда, никогда)
| Радует, что половина учащихся класса используют в речи слова благодарности. |
7.Какие слова для выражения благодарности используешь?
Запас слов благодарности и просьбы оказался низким. Для благодарения используют чаще всего слово «спасибо»-90% респондентов. Словом «благодарю» пользуются только20%. Лексический запас моих опрошенных ровесников сводится к двум формулам - «спасибо» и «благодарю». Не используют в своей речи следующие формулы благодарности: Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили. |
8.Используешь ли ты в своей речи слова « извините», «простите»? (часто, иногда, никогда)
| Часто используют слова для выражения извинения немногие (30% опрошенных), иногда- 62%, никогда не используют таких слов 8% респондентов. |
9.Какие еще слова для выражения извинения используешь?
Чаще всего для выражения извинения мои одноклассники используют слова «извините». «простите». Очень редко используются такие формулы извинения: Прошу прощения. Я должен извиниться. Мне очень жаль. Я не нарочно. Сожалею. Совсем редко- Это моя вина. Ничего страшного. Все в порядке. Забудьте. Не нужно извиняться |
10Какие слова используешь при прощании со взрослыми людьми? С одноклассниками?
Опрошенные указали, что при прощании со взрослыми они используют слова:» До свидания» | С одноклассниками при прощании используют слова: «Всего!», «Пока!» Не используют этикетные формулы: Разрешите/позвольте попрощаться! Разрешить/позвольте отклоняться! Всего хорошего/доброго! Скоро увидимся! Мы ещѐ увидимся! Надеюсь, скоро увидимся. |
11.Как вы относитесь к тому, что, практически, во всех сферах общения обращение по имени-отчеству уступило обращению по имени, то есть, Мария Петровна стала просто Марией?
| Большинству учащихся не нравится обращение просто по имени |
12Нужно ли быть культурным человеком и для чего?
| 91% опрошенных уверены, что культурным человеком быть необходимо |
13.Следуете ли вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?
| Огорчает, что не все следуют речевому этикету в повседневной жизни, общаясь по телефону, в сети Интернет |
14. Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?
| Многие учащиеся не овладели в полной мере навыками речевого этикета |
С помощью наблюдения я решил выяснить, как соблюдаются ребятами основные правила телефонного и мобильного этикета: ненавязчивость; вежливость; краткость и чёткость; целесообразность; конфиденциальность; уважение к присутствующим. А также правила Нетикета (от англ. «net» – «сеть»): взаимная вежливость, краткость, неприятие оскорблений, соблюдение правил орфографии и пунктуации.
3.2.Результаты наблюдения:
1. Учащиеся овладели этим видом этикета не в полной мере.
2. Многие попусту тратят время на разговоры и бессмысленные смс- сообщения, часто безграмотные.
3. Громкий телефонный звонок на уроке, а также громкий ответ – ещё не редкость.
4. Огромное количество учеников пишет в сети неграмотно.
5. Некоторые ребята, намеренно портят орфографию, видимо следуя модному течению («олбанский язык»).
Таким образом, средства мобильной связи используются не по назначению (не для срочной и важной связи). Наблюдая за школьниками, я заметил, что ещё одной немаловажной проблемой при разговоре является неумение слушать собеседника. По мнению психологов, это умение важнее умения говорить.
С целью выяснить, какими собеседниками являются мои одноклассники, я предложил ребятам ответить на вопросы теста «Хороший ли Вы собеседник?»
3.3.Результаты тестирования.
24% опрошенных считают, что они владеют этикетом общения и ведения беседы и всегда принимают во внимание мнение и интересы собеседника.57% опрошенных достаточно хорошо знакомы с правилами речевого этикета, однако не всегда руководствуются ими в повседневном общении. 19% учащихся нельзя назвать внимательными слушателями и хорошими собеседниками. Многие учащиеся не владеют в полной мере основными принципами речевого этикета: тактичностью, вежливостью, доброжелательностью. Думаю, что им будет полезна памятка «Как быть хорошим собеседником»
4. Вывод.
Анализируя полученные данные, я пришел к следующим результатам:
1. Некоторые ученики не знают о существовании речевого этикета.
2. Многие ребята не следуют правилам речевого этикета в повседневной жизни.
3. Многие знают этикетные слова, но их не употребляют.
4. Некоторые ученики совсем игнорируют употребление правил речевого этикета.
5. В школе (во время перемен) частотность употребления грубых слов выше, чем этикетных.
6. Обеспечение речевого этикета осуществляется чаще в кругу незнакомых взрослых и отсутствует в кругу друзей (то есть в тех ситуациях, когда проявляется личная заинтересованность в собеседнике).
7. Большинство ребят уверено в том, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета.
И здесь уместны слова французского философа-просветителя 18 века Ф.Вольтера «Этикет – это разум для тех, кто его не имеет»
Моя гипотеза о том, что не всеми моими одноклассниками соблюдается речевой этикет, подтвердилась. Остро стоит вопрос о снижении культуры общения. Мы стали ужасно говорить, упростили свою речь, что вот-вот будем походить на героиню романа Ильфа и Петрова Эллочку Людоедку, которая обходилась тридцатью словами! А речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Необходимо учиться хорошим манерам. Проявление хорошего тона должно быть обычной нормой поведения. Культурному человеку необходимо не только знать и соблюдать нормы этикета. Умение подать себя и произвести хорошее впечатление позволит вам приобрести уверенность и свободно чувствовать себя в любом обществе.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет благоприятное впечатление о классе, поддерживает его положительную репутацию. Культурная речь – признак интеллигентности и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты - все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания.
Хотелось бы, чтобы улучшился микроклимат в классе, лучше стали отношения друг с другом, меньше было оскорбительных выражений и постепенно исчезла из нашей речи ненормативная лексика.
Данную работу, конечно, следует продолжать. Я согласен с исследователем Н.И. Формановской, утверждающей, что «все “волшебство” речевого этикета в том, что он действительно открывает двери человеческих взаимоотношений, как в прошлом, так и сегодня».
5. Список литературы.
1. Анцупов А.Я. «Конфликтология». Издательство: Москва «Русское слово» 1998 г.
Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Издательство: Ростов-на-Дону «Феникс», 1998 г.
2. Гойхман О.Я. «Речевая коммуникация». Издательство: Москва «Махаон», 2002 г.
3. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. «Этика деловых отношений».
Издательство: Москва «Правда», 1988 г.
4. Купина Н.А., Матвеева Т.В. «Культура русской речи». Издательство: Свердловск, 1991 г.
5. Купина Н.А. «Правильность речи и основы речевого этикета». Издательство:
Екатеринбург, 1995 г.
6. Львова С.И. «Язык и речь». Издательство: Москва «Русское слово», 2000 г.
Сайты
1. http://www.etikets.ru/talk.php
2. http://www.allwomens.ru/11122-rechevoy-etiket-pravila-vezhlivogo-obscheniya.html
3. http://sbiblio.com/biblio/archive/kulturologia/7.aspx
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Несколько правил, как быть хорошим собеседником
Нужно уметь слушать! Дайте выговорится человеку, не нужно его прерывать,
дослушайте все с начала до конца.
Покажите, что вам интересен ваш собеседник, и вам не безразлично то, что он говорит.
Если ваши мнения разошлись, не надо устраивать перебранку, лучше сменить тему
разговора. Иногда помогает шутка.
Не хвастайтесь своими удачами и не жалуйтесь, если в чем-то не везѐт.
Не задевайте и не высмеивайте собеседника, старайтесь относиться к людям так, как бывам хотелось, чтобы относились к вам.
Похвала или критика должна быть правдивой и обоснованной.
Не навязывайте свою точку зрения и не пытайтесь поменять мнение собеседника.
Не сплетничайте и не клевещите.
Если вы всегда будете в курсе новостей, будете интересны и начитаны, то при соблюдение
этих простых правил то вам, как собеседнику не будет цены!
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ БЕСЕДУ
Как начать беседу?
В зависимости от сложившейся обстановки между собеседниками, возможны различные
варианты начала беседы:
Если на вечеринке куда вас пригласили, вы не находите знакомых людей, не
падайте духом. Возьмите инициативу на себя и найдите такого же одинокого человека, как и вы и постарайтесь обратиться к нему с такой фразой: « Привет! Мое имя …» А дальше можно попросить помочь разобраться, кто есть кто из гостей. Познакомившись, можно поделиться информацией о семье, работе, учебе, увлечениях и т. д.
В людном месте просьба о помощи является хорошим началом разговора. В
магазине можно попросить рассказать о товаре, в библиотеке осведомиться о наличии той или иной книги, в спортивном зале обратиться с помощью, показать, как правильно пользоваться тем или иным тренажером, на улице – попросить указать дорогу к тому или иному дому.
Можно начать разговор, предварив его комплиментом собеседнику, например,
восхититься его (ее) прической или каким-либо предметом туалета и попросить рассказать, где можно найти хорошего мастера по прическам или где приобрести понравившуюся вещь. Мужчине предпочтительнее делать комплимент относительно его великолепной физической формы, а женщине – относительно ее безупречного вкуса.
Для начала разговора могут вполне подойти и банальные фразы, например:
«Сегодня прекрасная погода, не правда ли?», « Не кажется ли вам, что сегодня невыносимо
жарко?», « Мы с вами где-то встречались» и т. д.
Как продолжить беседу?
Для того чтобы продолжить разговор, собеседнику допустимо задавать самые
разные вопросы, пытаясь узнать его взгляды на политику, современную или классическую музыку, можно поинтересоваться его вкусами и увлечениями. Эти разговоры помогут установить общий круг интересов, а также преодолеть застенчивость. Смело можно поделиться каким-либо забавным или необычным случаем, произошедшим с вами, увидеть реакцию собеседника и вместе обсудить эту историю.
Необходимо учесть, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться; нужно и
самому быть всесторонне развитым и хорошо информированным. Это значит, что вы должны быть в курсе последних событий в политике, уметь разбираться в кинематографе, спорте и музыке. Хорошо, если вы, пользуясь своим красноречием, заинтересуете собеседника рассказом о своей личной жизни. Так что, совершенствуйтесь. Читайте больше хороших книг, журналов, газет, ходите в кино, театры, слушайте музыку. Нужно также научиться быть внимательным слушателем, ведь любому человеку интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы постигните науку слушать внимательно, не перебивая, и слышать, показывая свою заинтересованность уместными тактичными вопросами, то вам легко будет найти собеседника.
Не нужно подавлять собеседника собственной эрудицией. Неужели кому-то
приятно чувствовать себя глупее кого-то?! Поэтому если вы будете все время перебивать
собеседника фразами типа: «Я давно уже это сделал (видел, знаю)!» или « Ну, удивили! Об этом только ленивый не знает!», не стоит удивляться, если ваш собеседник начнет вас избегать, не желая с вами общаться.
Не стесняйтесь спросить о том, чего вы не знаете. Многие люди с радостью
поделятся своими знаниями с собеседником. Для продолжения разговора уместна будет фраза: «Впервые слышу об этом. Расскажите, пожалуйста, подробнее!»
Как закончить беседу?
Чтобы не потерять собеседника и единомышленника, важно правильно закончить
беседу. Делать это нужно вежливо, но решительно, дабы не обидеть партнера. Когда вы понимаете,что беседа исчерпана, не пытайтесь удержать собеседника, выискивая нервно новые темы. Лучше попрощаться с достоинством, закрепив хорошее впечатление о себе предыдущим разговором. Прощаясь, уместно будет применить фразы: « Приятно было познакомиться!», « С вами интересно общаться, нам непременно нужно встретиться еще раз» и т.д.
Если же ваше время ограничено, нужно дать понять об этом вашему собеседнику,
при этом всем видом показывая, что вы торопитесь: поглядывая на часы, поднимаясь со стула, направляясь к выходу. Чтобы, уходя не оставить о себе негативное впечатление, уместно было бы ответить на последнюю фразу собеседника словами: «Поддерживаю вас!», « Без сомнения, вы справитесь. Мне пора, к сожалению. Обязательно продолжим этот разговор при следующей встрече!»
Чего в разговоре лучше избегать? О себе следует говорить в самую последнюю
очередь, таким образом, вы покажете свою воспитанность. Если же вас все-таки попросили
остановиться на некоторых страницах вашей биографии, то после недолгого монолога следует перейти к другой теме.
Не следует перегружать своих новых знакомых и партнеров рассказами о своих
невзгодах и заботах. Такие вопросы обсуждаются, как правило, в кругу семьи или близких друзей, а уж если вы хотите отдохнуть и развлечься, не стоит тащить за собой ворох своих проблем в общество. Пусть обсуждение болезней и домашних забот остаются тем, кто не в состоянии найти более подходящие и интересные темы для разговора. Беседовать с врачом о своих заболеваниях и спрашивать у него о методах лечения нужно не в компании или при встрече на улице, а в приемные часы и в соответствующем учреждении.
Не нужно также обсуждать в присутствии посторонних проблемы личного
характера, которые были бы неприятны собеседнику.
Если вы занимаетесь написанием стихов, то постарайтесь ими ублажить, для
начала, самого себя или специалиста в этой области, например, издателя. А заставлять других
выслушивать ваши сырые стихи, а потом ждать похвалы и одобрения – верх бестактности.
Чтобы не прослыть болтливым и не потерять доверие, лучше не делиться
доверительной информацией и не акцентировать внимание на вещах, имеющих деликатный
характер. Не стоит, также обсуждать слабости других – это занятие неблагодарное. Непорядочно пытаться поднять свой рейтинг за счет других. Воспитанные люди не будут обсуждать человеческие слабости в обществе.
Беседа должна быть интересной для всех. Не каждому интересно обсуждать
кулинарные рецепты и приемы академической гребли. Чтобы не утомлять основную массу людей, не стоит весь вечер учить людей жизни и обсуждать специальные проблемы, интересующие узкий круг собеседников. Не стоит также вести и пустые разговоры, которые не доставляют ни удовольствия, ни пользы окружающим.
Если вы понимаете, что вас слушают без внимания, то лучше прерваться и не
продолжать. Также нужно поступить в случае, если вы не совсем уверены, что разговор интересен собеседникам.
Не стоит поддаваться настроению. Помните, что в беседе вы также должны
принимать активное участие, а не только впитывать информацию – этого требует истинная
обходительность. Неприлично стоять и молчать, когда вас пытаются развлечь. Если вы нашли
группу единомышленников, и беседа вас поглотила, не стоит отдаляться от общества. Гораздо
удобнее назначить встречу у себя дома для тех людей, которые вам интересны.
Не нужно первым начинать разговор с высокопоставленными лицами,
пользующимися большим уважением. Гораздо приличнее будет дождаться, когда эти люди сами обратят на вас внимание. Не стоит покидать собеседника до окончания разговора.
Если ваш собеседник высказывает свою точку зрения, не совпадающую с вашей, не
нужно раздражаться или горячиться. Это может вызвать недоумение у окружающих, которые не следили за ходом беседы внимательно, и симпатии будут не вашей стороне, даже если обсуждалась весьма интересная тема.
Шептаться неприлично. Если же нужно сказать что-то важное на ушко одному из
собеседников, лучше отвести его в сторону. Говорить нужно медленно и так, чтобы собеседник вас слышал и понимал. Во время беседы лучше смотреть в глаза друг другу и отвлекаться на посторонние действия (например, искать знакомых или теребить пуговицу собеседника и т.п.). Бегающий взгляд говорит о неискренности ваших слов и невоспитанности. Недопустимо во время разговора держать руки в карманах и панибратски обнимать собеседника, а также указывать пальцем на окружающих.
Если ваши гости общаются на родном языке, то не нужно разговаривать с другими
на иностранном; не делайте этого ни в коем случае, если объектом вашего разговора стал человек, не владеющий эти языком. Не нужно стараться докричаться до собеседника сидящего в отдалении, при этом мешая общей беседе.
В первую очередь внимание за столом должно быть сосредоточена на даме, которая
сидит справа от вас.
Если вы встретили на улице вашего знакомого, но видите, что он ждет даму или
очень торопиться, не стоит вступать с ним в длительные переговоры. Обратиться к своему
знакомому, идущему с незнакомой вам дамой, можно только в случае крайней необходимости.
Помните, что человека красят не слова, а поступки. Только по разговорам нельзя
составить истинный портрет человека, нужно постараться узнать его ближе.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Словарь формул этикетных стереотипов
Формулы приветствия Здравствуй(-те) Добрый день / вечер! Привет! Приветик!. Салют! Хелло! Здорово! Приветствую Вас! Разрешить Вас приветствовать! Рад(-а) вас приветствовать! Приветствую Вас от имени… Моѐ почтение!. Доброго здоровья! Здравия желаю! | Набор этикетных выражений, характерных для ситуации приветствия в непринуждённом разговоре Как (вы/ты) поживаете(-ешь)? Как (ваша/твоя) жизнь? Как дела? Что нового? Что слышно? Как дома/в школе дела? Ну что у Вас (тебя)…? Как Вы (ты) себя чувствуете(-ешь)? Как (ваше/твоѐ) здоровье/самочувствие? Реплики – реакции Хорошо. Неплохо. Спасибо, хорошо. Благодарю, неплохо. Нормально. Всѐ хорошо/в порядке. У меня всѐ хорошо. Прекрасно! Замечательно! Великолепно! По-старому/по-прежнему. Как всегда. Всѐ без изменений/как и раньше/прежде. Ничего… Как Вам (тебе) сказать… Не знаю, что и сказать… Как будто неплохо/ничего… Ни то ни сѐ Ни шатко, ни валко Похвастаться нечем. Неважно… Скверно… Плохо… Так себе… Не ахти как. Лучше не спрашивай(-те). Хуже не придумаешь! Из рук вон плохо! А как вы (ты) живете(-ешь)? А у Вас (тебя) что нового? Выражения удивления и радости Какая встреча! Какая приятная встреча! Вот так встреча! Разговорные указания на давность Давно мы с вами (тобой) не виделись! Давненько мы не встречались! Я очень давно Вас (тебя) не видел(-а). Сколько лет, сколько зим! Сколько лет/целую вечность мы не виделись! |
Формулы прощания До свидания! До (скорой) встречи! До завтра! До вечера! До воскресенья/понедельника! До праздника! До лета! Прощайте! Разрешите/позвольте попрощаться! Разрешить/позвольте отклоняться! Честь имею (откланяться) Всего хорошего/доброго! Всего! Пока! Спокойной/доброй ночи. Скоро увидимся! Я с вами (тобой) не прощаюсь! Мы ещѐ увидимся! Надеюсь, скоро увидимся. | Просьба при прощании в разговоре Не забывай(-те) нас! Приходи(-те) ещѐ! Заходи(-те). Звони(-те)/приезжай(-те). Милости просим к нам ещѐ раз! Передай(-те) привет вашим/твоим… Пожелания при прощании в разговоре Всего (самого) доброго! Будь(-те) здоровы! Не болей(-те)! Выздоравливай(-те)! Удовлетворение при прощании в разговоре Мы приятно провели время. Мне было приятно/интересно с вами (тобой). Хорошо, что мы провели этот вечер вместе! Я доволен(-льна) нашей встречей. Хорошо, что мы обо всѐм договорились! В гостях У Вас было очень хорошо/интересно! Мне у вас понравилось! Вечер удался! Извинения за отнятое время Извините, что задержал(-а) вас/что отнял(-а) ваше время. К сожалению, я очень задержал(-а) Вас… |
Формулы благодарности в разговоре Спасибо! Спасибо Вам (тебе) за всѐ! Спасибо Вам (тебе) за… Большое Вам (тебе) спасибо! Спасибо за то, что… Благодарю! Благодарствую! Сердечно благодарю! От всей души благодарю Вас (тебя) за…+ сущ. в Вин. п. Я благодарен(-рна) Вам (тебе) за… Я очень благодарен(-рна)… Я так благодарен(-рна) Вам (тебе) за… Я глубоко благодарен(-рна)… Разрешите/позвольте Вас (тебя) поблагодарить за/за то, что… Я приношу свою/выражаю мою благодарность за…+ кому-либо. Я хочу/мне хочется/я хотел бы поблагодарить Вас (тебя) за/за то, что… Спасибо за ценные советы. Спасибо, что выслушали/уделили время… | Стилистически повышенные формулы Я хочу/хотел(-а) бы выразить Вам свою благодарность… Мне хочется выразить Вам свою признательность… Эмоциональные выражения благодарности Как я Вам (тебе) благодарен! Я вам (тебе) так благодарен! Вы (ты) не представляете(-ешь), как я Вам (тебе) благодарен(-рна)! Вы (ты) не можете(-жешь) себе представить, как я… Если бы Вы (ты) знал(-и/-а), как я… Комплимент за услуги Спасибо, Вы (ты) так добр(-ы/-а) / любезны(-зен/-зна)! Спасибо, Вы (ты) очень ко мне внимательны(-лен/-льна)! Спасибо, Вы (ты) так много сделал(-и/-а) для меня! Благодарность в сочетании с просьбой Заранее благодарю! Я буду Вам (тебе) так признателен(-льна)! Буду обязан(-а)/благодарен(-рна)! Реакции в ответ Пожалуйста! Не стоит благодарности! Не стоит/не за что… Мне было нетрудно это сделать… Мне это не составило труда… Мне было приятно это сделать (для Вас/тебя). В непринуждённой речи Да что ты, не стоит/не за что! Какие пустяки/мелочи! Взаимное выражение благодарности И Вам (тебе) спасибо! И Вас (тебя) тоже благодарю! Это я должен(-жна) Вас (тебя) благодарить! |
Формулы извинения Извини(-те)! Извини(-те)/прости(-те), пожалуйста! Пожалуйста, извини(-те)! Извини(-те)/ прости(-те) за/за то, что… Прости(-те) мне + сущ. в Вин. п. неодуш. Я виноват(-а) перед вами (тобой)! Я виноват(-а) в том, что/потому что… Я прошу у Вас (тебя) прощения… Очень прошу меня простить! Приношу свои глубокие извинения за… Не сердись(-итесь), пожалуйста! | Стилистически повышенные формулы Разрешите извиниться перед вами… Позвольте попросить у Вас прощения. Приношу Вам свои извинения… Я хочу/хотел бы/мне хочется/я должен/я не могу не принести Вам свои извинения/попросить прощения… Если Вы можете, извините/простите + кого + за что. Ответные реакции Пожалуйста! Ничего, не стоит! Не стоит извинения! Не за что! |
Формулы утешения, сочувствия, поддержки в разговоре Успокойтесь/успокойся! Не беспокойтесь/не беспокойся! Не волнуйтесь/не волнуйся! Не нервничай(-те)! Не расстраивайтесь/не расстраивайся! Не горюй(-те)! Не переживай(-те)! Возьми(-те) себя в руки! Держи(-те) себя в руках! Не падай(-те) духом Не теряйтесь/не теряйся! Не принимай(-те) близко к сердцу! Не поддавайтесь/не поддавайся настроению/хандре! Выбрось(-те) это из головы! Не думай(-те) об этом! Забудь(-те) о случившемся! Не надо расстраиваться/огорчаться! Нужно успокоиться/взять себя в руки! Вы (ты) должны(-жен/-жна) надеется на лучшее… Всѐ будет хорошо/в порядке! Всѐ пройдѐт/изменится/обойдѐтся! Обойдѐтся! | Формулы сопереживания Я Вам (тебе) сочувствую! Я вас (тебя) понимаю! Мне Вас (тебя) так жаль! Как (мне) жаль! Как я Вас (тебя) понимаю! Формулы убеждения Это такие/сущие пустяки! Это несерьѐзно! Здесь нет повода для огорчений! Это не повод, чтобы так расстраиваться/падать духом! |
Формулы знакомства без посредника Я хочу с Вами (тобой) познакомится! Мне хочется с Вами (тобой) поближе познакомится! Давай(-те) познакомимся! Давай(-те) знакомится! Разрешите с Вами познакомится! Позвольте представиться! Формулы представления Меня зовут Владимир/Володя/Владимир Иванович Сергеев. Моя фамилия Пирогов. Я Пирогов. | Вопросительные реплики А Вас (тебя) как зовут? А как Ваша (твоя) фамилия? Реплики – реакции Очень приятно! Мне очень приятно с Вами (тобой) познакомится! Очень рад(-а)! Я счастлив(-а) с Вами (тобой) познакомится! Реплики в ситуации, когда знакомство уже состоялось А мы уже знакомы. Я Вас (тебя) знаю… Я Вас (тебя), кажется, где-то видел(-а)… О факте косвенного знакомства Я о Вас (тебе) уже слышал(-а)… Мне о Вас (тебе) уже говорили… Я о Вас (тебе) слышал(-а) много хорошего! Формулы знакомства Познакомьтесь/познакомься, пожалуйста! Познакомьтесь/познакомься, пожалуйста, с… Знакомьтесь/знакомься! Разреши(-те) познакомить Вас (тебя) с… Позволь(-те) представить Вам (тебе)… Мне хотелось бы познакомить Вас (тебя) с… Позволь(-те) представить Вам (тебе)…__ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Несколько правил телефонного этикета
Находясь в гостях, вы можете воспользоваться телефоном хозяев только с их разрешения.
Если вы даёте кому-то чужой номер, нужно получить согласие хозяина телефона.
Если вы ошиблись номером, следует не бросать трубку, а извиниться.
Не спрашивайте: «Какой это номер?». Назовите сами номер, по которому вы хотели позвонить, и выясните, не ошиблись ли вы.
Недопустимо начинать телефонный разговор с фраз «Куда я попал?», «С кем я говорю?», «Это кто?».
Если позвонили вам
Если такой звонок застал вас в окружении других людей:
По возможности отойдите в сторону. Не разговаривайте на ходу.
Говорите тихо.
Настройте звонок вашего аппарата так, чтобы он был слышен только вам. Развлекать окружающих популярными мелодиями – дурной тон.
Мобильный телефон должен быть выключен во время спектакля, концерта, лекции, урока, экскурсии и т.п.
Не следует выкладывать телефон на стол во время встречи в офисе, ресторане и т.п.
Во-первых, это выглядит так, словно вы хотите похвастаться своим аппаратом (склонность к дешёвым эффектам).
Во-вторых, вы как бы демонстрируете своему собеседнику, что у вас есть другие дела.
Не стесняйтесь сообщить звонящему, что вам неудобно говорить, или вообще не ответить. Доступный выход на связь – ваше право, а не обязанность.
Если звоните вы
Когда вы звоните человеку на мобильный телефон, следует поинтересоваться, удобно ли ему говорить в этот момент.
Разговаривая на ходу через микрофон, гарнитуру Blue tooth и т.п. и сопровождая речь жестикуляцией, помните, что со стороны вы выглядите как городской сумасшедший.
ПРИЛОЖЕНИЕ (Школьнаягазета)
«Ты» или «Вы»
Во многих языках проблемы обращения просто не существует. Но для тех, кто говорит по-русски, вопрос «ты» или «Вы» часто осложняет общение. Согласно нормам русского речевого этикета, мы говорим «ты»:
- близким родственникам;
- детям;
- друзьям и хорошим знакомым.
Но эти правила далеко не однозначны. Есть семьи, где принято называть родителей на «Вы». Даже по поводу обращения к детям могут быть разные мнения. Считается, что «Вы» говорят человеку старше 18 лет. Но некоторые учителя обращаются на «Вы» к с старшеклассникам.
Главное правило этикета гласит, что, когда возникают сомнения, мы выбираем более строгий вариант, в данном случае – более вежливый, т.е. «Вы».
«Вы» принято говорить:
- людям, с которыми мы общаемся в официальной обстановке;
- старшим по возрасту;
- лицам более высокого социального статуса;
- незнакомым или малознакомым людям.
Главная проблема возникает при переходе с «Вы» на «ты», когда отношения между людьми становятся более близкими. Для кого-то обращение на «Вы» кажется слишком холодным и отстранённым, кто-то, наоборот, видит в скором переходе на «ты» неуместную фамильярность.
Согласно этикету, взаимный переход на «ты» определяет:
- при общении мужчины и женщины – женщина;
- при общении людей разного возраста – старший;
- при общении людей разного социального статуса – тот, кто занимает более высокое положение.
Одностороннее «тыканье» в большинстве случаев звучит грубо. И
совершенно недопустимо обращаться на «ты» к старшему по возрасту подчинённому, причём должность тут не имеет значения.
Даже если люди давно знакомы и общаются на «ты», им надо вести себя иначе в официальной обстановке – например, на конференции.
В английском языке, в отличие от русского, весь спектр значений этих форм заключен в местоимении you. Местоимение thou, которое по идее соответствовало бы русскому «ты», вышло из употребления в XVII веке, сохранившись лишь в поэзии и Библии. Все регистры контактов, от официальных до грубо-фамильярных, передаются другими средствами языка – интонацией, выбором соответствующих слов и конструкций.
Ни господа, ни товарищи…
Сегодня в русском речевом этикете отсутствуют общепринятые обращения.
После революции 1917 г. обращения «господин», «госпожа» были отменены, да и они изначально относились лишь к людям благородного происхождения. Слово «товарищ» и более нейтральное «гражданин» прочно вошли в обиход за 70 лет советской власти. Перестройка отменила эти обращения, но ничего не принесла взамен. Обращения «господин» и «госпожа» используются в официальной обстановке, но плохо приживаются в обыденной речи. Тем не менее, назвав учителя или любого другого старшего для нас человека господином Смирновым, мы поступим совершенно правильно. Обращение во множественном числе звучит как «господа» или, более официально «дамы и господа».
Старинные русские формы «сударь» и «сударыня», несмотря на попытки их вернуть, до сих пор кажутся экзотикой. Обращение «уважаемый», «уважаемая» встречаются в речи старшего поколения.
Слово «товарищ» сохранилось только в российской армии: «товарищ майор». При обращении к представителю иностранной армии мы должны назвать его, к примеру, «господин полковник».
Обращение «девушка» уместно лишь в том случае, если девушка действительно молода. С той же оговоркой допустимо использование оборота «молодой человек».
Обращение «женщина» и «мужчина» звучат вульгарно и невежливо. Иногда их заменяют более вежливыми безличными оборотами: «Извините», «Прошу прощения». Это нельзя считать удачным решением, поскольку на других языках говорится: «Прошу прощения, сэр» или «Извините, мадам», что звучит куда более вежливо и красиво.
Отчасти русский речевой этикет выручает уважительная форма обращения по имени-отчеству (особая русская форма речевого этикета!). Мало кто из иностранцев способен понять, например, обращение Ниночка Ивановна, где отчество выражает уважение, а уменьшительное имя – эмоциональную теплоту.
В русской устной речи обращение по имени-отчеству подвергается стежению: Наталь Иванна, Пал Палыч, Сан Саныч. Это является общеупотребительной нормой произношения.
Но за последние годы, заметно сузилась сфера использования имён-отчеств. Например, в бизнесе, который наиболее подвержен иностранному влиянию, стало нормой обращаться только по полному имени. Раньше (20 лет назад) назвать человека в разговоре Александром было бы чопорно и жеманно. Или родители использовали полное имя для «строгости»: «Иван, ты до сих пор не сделал уроки!»
Таким образом, в России проблема обращения к незнакомому человеку в неофициальной обстановке по-прежнему остается открытой. Как сказал Максим Кронгауз: «В нашу речь вернулся не дореволюционный господин, а переодетый в него товарищ».
26