12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс

Урок русского языка в 10 классе

«Грамотная речь как показатель культуры».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид: урок - практикум

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по культуре речи; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок;

Развивающий аспект: развивать языковые компетенции; развивать творческие способности учащихся;

Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Задачи урока:

систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфоэпии, лексике;

совершенствовать навыки правописания.

Методы работы:

репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

продуктивные, творческие;

познавательные, эмоциональные;

индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

индивидуальные, групповые, парные, фронтальные;

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Слайдовая презентация, проектор, интерактивная доска, карточки, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

 

Ход урока.

«Для интеллигентного человека 
дурно говорить так же неприлично, 
как не уметь читать и писать». 
А. П. Чехов

 

1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

2. Работа по теме урока.

1)Блиц-опрос:

1.Какая речь считается правильной?

 Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка. 

2.Что такое литературный язык? 

Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

3.Что такое нормы литературного языка?

 Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.

4.Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации? 

Орфоэпические

5.Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением?

 Лексические

6.Какие нормы русского языка отражают правила образования слов? 

 Словообразовательные

7.Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи? 

 Морфологические

8.Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений?

 Синтаксические

2)Орфоэпическая разминка

(индивидуальная работа)

Учитель:

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. В ЕГЭ это задание 4. Ваша задача - в течение 3-5 минут расставить ударение в предложенных словах. Теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга.

Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованных платьях, украшенных шАрфами и бАнтами. БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.

Ключи:

«5» -20-23б.

«4» - 16-19б.

«3» - 10-15б.

«2» - менее 10б.

3)Решение учебной задачи. Редактирование текста.

(Групповая работа)

Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы

(Тексты на экране)

Текст 1: укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений; отредактируйте предложения.

После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 3) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 4) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Текст 2: в предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе.5) Класс просил поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение

(Прослушивание групп)

4) Лексическая разминка

Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор. Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.

(по С.Маршаку)

 5)Тренинг.

 Один из учеников записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт,  госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

6. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (4 – 7) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические, морфологические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам речи.

Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

7. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

3. Выполнить задания 4 –6 (на карточках)

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 30.03.16 в 20:35 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Дания Рашитовна! Спасибо вам за интересный урок. Рада приветствовать вас в нашей группе! Надеюсь на дальней шее сотрудничество!
Валеева Дания Рашитовна, 31.03.16 в 13:36 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, я тоже надеюсь.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.