Исследовательская работа «Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника»

7
2
Материал опубликован 16 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Направление: «Культурология и языкознание»

Тема: «Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника»

Составитель:

Сорокина Анастасия,

ученица 7 «а» класса

 

Научный руководитель:

Седых Ольга Викторовна,

учитель русского языка и

литературы, МБОУ «СОШ

с.Горнозаводска»

с.Горнозаводск

2017г.

Оглавление:

Глава I. Введение. 3 – 4 стр.

1.1. Цель проекта

1.2. Задачи проекта

1.3. Актуальность выбранной темы

1.4. Гипотеза

1.5. Объект и область исследования

Глава II. Теоретический аспект исследования. 5 – 9 стр.

2.1. Общая характеристика понятия сленга 5 – 7 стр.

2.2. Причины употребления сленга подростками 8 – 9 стр.

 

Глава III. Практический аспект исследования 10 – 14 стр.

3.1. Данные социологического опроса среди учащихся 6-9 классов моей школы и педагогов. 10 – 11 стр.

3.2. Результаты проведенного исследования 12 стр.

3.3. Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования 13 стр.

3.4. Источники происхождения современного сленга подростков

Глава IV. Заключение 15 стр.

V. Ресурсы, задействованные для реализации проекта. 16 стр.

VI. Рефлексия деятельности. 17 – 19 стр.

VII. Приложения. 20 – 31 стр.

1.1. Цель проекта:

Проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргонной (сленговой) лексики. Выяснить, какое место занимает подростковый жаргон (сленг) в речи школьников.
 

1.2. Задачи проекта:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи учащихся.

3. Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.

4. Провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками.

5. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

6. Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

7. Выполнить компьютерную презентацию.

1.3. Актуальность проекта:

Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует реальность. Что же представляет собой лексика современного подростка? «У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». На мой взгляд, она далека от совершенства: изобилует жаргонизмами, нецензурными словами, в ней мало образности и выразительности. Наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык портится и засоряется. Сленговая речь стала повседневной. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения. Такие слова, как зашибись, улет, круто, отпад, отстой, классно и им подобные вытесняют литературные выражения. В чем же «величие» и «могущество» языка современных подростков? Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы.

1.4. Гипотеза:

Предположим, что в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

1.5.

Область исследования: жаргонизмы, сленговые выражения как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.


Объект исследования: устная речь учащихся 6-9 классов моей школы

В ходе работы мною использовались следующие методы  исследования:

1. Теоретические (чтение и анализ литературы).

2.Эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).

2.1. Общая характеристика понятия сленга

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С.Тургенев

Я начала свою работу с высказывания великого классика русской литературы И.С.Тургенева неслучайно. Проблема, которая была озвучена им во второй половине 19 века, в начале 21 столетия оказалась очень актуальной. И общественные деятели, писатели, ученые современной России, все те, кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык», бьют тревогу, связанную с проблемами русского языка, которому угрожает опасность. Чем же вызвана эта тревога?

Прежде всего тем, что нравственный облик современных подростков желает быть лучшим. Речь сегодняшних школьников изобилует жаргонизмами и сленгом, и это – объективная реальность. Для большинства из них сленг и жаргон стали неотъемлемой частью не только устной речи, но даже и письменной.

Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи?

Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выявила, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг». Я остановилась на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг  (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.

В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.

В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости.

Существует ещё несколько определений сленга:

Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Из этих определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.

Нелитературная же лексика делится на:

1) профессионализмы,

2) вульгаризмы,

3) жаргонизмы,

4) лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемую сленгом.

В работе я останавливаю своё внимание на жаргонном молодежном сленге, который используют современные подростки как одно из средств загрязнения родного языка.

Изучив теорию, связанную с понятием «сленг», я узнала, что сленг бывает разных видов: компьютерный, сленг наркоманов, сленг футбольных хулиганов, армейский, журналистский и т.д. Это связано, в большей степени, со сферой его использования и функциональным применением.

Но я пока учусь в школе и, поэтому, объектом моего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные подростки.

Очень часто из уст своих одноклассников слышу такие слова, как офигел, зашибись, пипец, улет, гнать волну, отвянь, клево. Считаю, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь. Каковы же причины их употребления? Для чего же нужен сленг подросткам? Об этом в следующем разделе.

2.2. Причины употребления сленга подростками

Большинство опрошенных подростков не мыслят своей речи без сленга. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают

они. - Сленг отличает нас от более взрослых людей». Школьники убеждены, что говорить на сленге модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.

Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:

1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!).

2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

4. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»).

Считаю, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и, поэтому, свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

3.1. Данные социологического опроса среди учащихся 6-9 классов моей школы и педагогов.

В доказательство вышесказанного представляю вашему вниманию результаты социологического опроса, проведённого мною в 6 – 9 классах.

Учащимся 6-х,7-х, 8-х, 9-х классов была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

- определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы;

- определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

- определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;

- выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

(Приложение 1. Анкета)

В анкетировании принимало участие 108 человек: 31 человек из 6-х классов, 20 человек из 7-х классов, 23 человека из 8-х классов, 34 человека из 9-х классов.

Данные анкетирования показали, что 102 (94,4%) подростка нашей школы знают и используют в своей речи слова молодежного сленга. (Приложение 2,3)

Исследуя причины использования нелитературных слов в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют сленг потому, что им так легче общаться – 57 учеников; 48 человек ответило, что использование сленга помогает лучше выразить свои мыcли; 33 человека сказали, что использование таких слов делает их речь понятнее для друзей.

Мне всё равно, как я говорю ответили 8 учащихся; считают, что это модно и современно 10 человек; 5 человек используют нелитературную речь, потому что так говорят все, и я буду и 3 учащимся это помогает самоутвердиться. (Приложение 4)

На вопрос: « Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?» - утвердительно из общего числа опрошенных ответили 47 учащихся; 23 сказали, что не могут обойтись без сленга, 38 учащихся вообще об этом не задумывались. (Приложение 5)

Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 60 учащихся с этим утверждением согласились, 48 учащихся так не считают. (Приложение 6)

В результате опроса педагогов нашей школы (приложение 7) я выяснила, что молодежный жаргон - это неотъемлемая часть нашей современной речи, которая негативно влияет на культуру речи и засоряет русский литературный язык. По их мнению, на речь современного подростка повлияли следующие факторы: телевидение, интернет, социальные сети, воспитание, отсутствие чтения, социальное окружение.

3.2. Результаты проведенного исследования

1. Исходя из полученных результатов, видно, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.

2. Количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 6 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 6 и 9 классов.

3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи подростков и отмечено, что учащиеся используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.

4. Мы убедились, что язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением.

5. Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.

3.3. Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования

В результате проведенного исследования были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:

1. Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, баран, чмо, придурок, урод, псих, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, валенок.

2. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер.

3. Бытовая техника: комп, мобила, труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник)

4. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда).

5. Наименование людей по профессии: мент, мусора, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка.

6. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец, стольник, пятихатка, штука.

7. Слова состояния, оценки: клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк (отлично), не оч, фигня, стремно, паршиво, отстой (плохо).

8. Школьные оценки и предметы: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь; матика, русиш, литра, инглиш.

9. Части тела: грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).

10. Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).

3.4. Источники происхождения современного сленга подростков

Собранный материал заставил меня задуматься над происхождением современного сленга подростков. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка;

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, нормой литературного языка никак не назовешь: «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…»

3. В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер – отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка;  лол, кек – смешно и др.

4. В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, чмо, шестёрка и другие.

5. Среди жаргонизмов я увидела слова, принадлежащие к нейтральной лексике, но с новым переносным лексическим значением, например, крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.

Заключение

В начале своей работы я выдвинула гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Применив исследовательский метод, считаю, что я доказала, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. И если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

Ресурсы, задействованные для реализации проекта

1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.

2. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 19691978.

3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

5. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

6. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 c.

7. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.

8. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

9. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.

11. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

12. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

Интернет-ресурсы

http://samlib.ru/m/mazurin/slowarx.shtml

http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_molodezhnyy_sleng_i_kultura_rechi-433332.htm

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304

http://www.stihi.ru/diary/valmira59/2012-03-05

Рефлексия деятельности

Переведи на литературный язык

Из рубрики «Подслушано МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»

Диалог № 1.

1 – Завтра контрошка по физике!

2 – Гонишь?

3 - Эх ты, догоняй, дятел!

Диалог № 2

1-Сёдня на улице дубак такой!

2-Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак.

Диалог № 3

1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня!

2 – Всё выучил?

3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом.

Диалог №4

1 - Я вчера на дискач ходила, тусили на хате у предков!

2 - Ну и как?

1 – Ваще классно, ништяк так.

 

1. О чем внук попросил бабушку по телефону?

2. О чем дети просили свою маму, что они хотели?

Приложение 1.

Анкета «Современная речь подростка»

1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)

2. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? (да, нет )

Приведите примеры:

3. Почему вы используете нелитературную речь?

а) так говорят все, и я буду;

б) так легче общаться;

в) помогает лучше выразить свои мыcли;

г) мне всё равно, как я говорю;

д) делают речь понятнее для друзей;

е) считаю, что это модно и современно;

ж) помогает самоутвердиться

з) другое

4. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

а) Да.

б) Нет.

в) Не думал об этом.

 

5. Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? (да, нет)

 

Опрос педагогов

1. Понимаете ли вы современный молодёжный сленг? __________________________________________________________________

2. Как вы относитесь к жаргонной лексике?

__________________________________________________________________

3. Что повлияло на речь современного подростка?

__________________________________________________________________

 

Приложение 2.

Опрос учеников:

Знаешь ли ты слова молодежного сленга?

Из 31 опрошенного: Из 20 опрошенных:

Из 23 опрошенных: Из 34 опрошенных:

 

6 классы: Да 90%, Нет 10% 7 классы: Да 100%

8 классы: Да 91%, Нет 9% 9 классы: Да 100%

Приложение 3.

Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг?


 

классы. Из 31 опрошенного 7 классы. Из 20 опрошенных


 

8 классы. Из 23 опрошенных 9 классы. Из 34 опрошенных

Приложение 4.

3. Почему вы используете нелитературную речь?

а) Так говорят все, и я буду; б) Так легче общаться;

в) Помогает лучше выразить свои мысли; г) Мне все равно, как я говорю;

д) Делает речь понятнее для друзей; е) Считаю, что это модно и современно; ж) Помогает самоутвердиться;

з) Другое

Можно выбирать несколько ответов.

6 классы. Из 31 опрошенного. 7 классы. Из 20 опрошенных. 8 классы. Из 23 опрошенных. 9 классы. Из 34 опрошенных.

Приложение 5.

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

а) Да б) Нет в) Не думал об этом

6 классы. Из 31 опрошенного: 7 классы. Из 20 опрошенных: 8 классы. Из 23 опрошенных: 9 классы. Из 34 опрошенных:

Приложение 6.

. Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?

6 классы. Из 31 опрошенного 7 классы. Из 20 опрошенных

8 классы. Из 23 опрошенных 9 классы. Из 34 опрошенных

Приложение 7.

Опрос педагогов:

1. Понимаете ли вы современный молодежный сленг?

2. Как вы относитесь к жаргонной лексике?

3. Что повлияло на речь современного подростка?

Прозвучали следующие ответы:

(Интернет – 12, TV – 5, социальное окружение – 6, социальные сети – 14, воспитание – 5, отсутствие чтения – 7, самовыражение и встречное понимание – 9 )

Приложение 8.

Общая статистика по школе среди

учащихся 6 – 9 классов


 

72% знают слова молодежного сленга

28% не знают слова молодежного сленга


 


 


 

Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг?


 


 


 


 

Используют нелитературную речь, потому что:

(Можно выбирать несколько ответов)

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?

56% считают, что сленг засоряет нашу речь

44% не читают, что сленг засоряет нашу речь

 


Презентация
PPT / 14.88 Мб

Предварительный просмотр презентации

«Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника» Выполнила: Сорокина Анастасия ученица 7 «А" класса Руководитель: Седых О. В. учитель русского языка и литературы.

Как все начиналось… Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С.Тургенев «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский Язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». И.С.Тургенев Клево, домашка, бабло, лажа, лол…… подростки очень часто выражаются такими словами, даже не задумываясь и не понимая зачем…

Актуальность проекта: Представленная тема, на мой взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Что же представляет собой лексика современного подростка? Она изобилует жаргонизмами, нецензурными словами, в ней мало образности и выразительности. Наш «великий, могучий, правдивый и свободный» язык портится и засоряется. Гипотеза: Предположим, что в речи современных школьников преобладает жаргонная (сленговая) лексика, что является показателем низкой речевой культуры учащихся;

Задачи проекта: 1. Изучить литературу по данному вопросу. 2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи учащихся. 3. Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона. 4. Провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками. 5. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы. 6. Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы. Цель проекта: Проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргонной (сленговой) лексики. Выяснить, какое место занимает подростковый жаргон (сленг) в речи школьников.

Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи? Сленг. слэнг (англ. slang), экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы (БСЭ). В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон .То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.

Существует ещё несколько определений сленга: Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Из этих определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.

Причины употребления сленга подростками 1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. 2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм. 3. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде. 4. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно

Данные социологического опроса среди учащихся 6-9 классов моей школы и педагогов. Цель проведения анкетирования: - определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы; - определить мотивы употребления жаргонизмов в речи; - определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи; - выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов. В анкетировании приняли участие 108 человек среди 6-9 классов

• Общая статистика по школе среди учащихся 6 – 9 классов 94,4% знают слова молодежного сленга и употребляют в речи 5,6% не знают слова молодежного сленга

Используют нелитературную речь, потому что: (Можно выбирать несколько ответов)

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? 56% считают, что сленг засоряет нашу речь 44% не читают, что сленг засоряет нашу речь

Опрос педагогов: Понимаете ли вы современный молодежный сленг? Как вы относитесь к жаргонной лексике? Да - 6 чел. Иногда – 5 чел. Не всегда – 3 чел. Нет – 1 чел. Отрицательно – 14 чел. Нейтрально – 1 чел.

Знаешь ли ты слова молодежного сленга? 6 классы: Да 90%, Нет 10% 7 классы: Да 100% 8 классы: Да 91%, Нет 9% 9 классы: Да 100%

Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? опрошенные 6 классы. Из 31 опрошенного: 7 классы. Из 20 опрошенных: 8 классы. Из 23 опрошенных: 9 классы. Из 34 опрошенных:

Почему вы используете нелитературную речь? а) Так говорят все, и я буду; б) Так легче общаться; в) Помогает лучше выразить свои мысли; г) Мне все равно, как я говорю; д) Делает речь понятнее для друзей; е) Считаю, что это модно и современно; ж) Помогает самоутвердиться; Можно выбирать несколько ответов.

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений? а) Да б) Нет в) Не думал об этом. опрошенные

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? Опрошенные

Результаты проведенного исследования 1. Выявлено, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе. 2. Отмечено, что количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 6 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. 3. Проанализированы причины употребления жаргонизмов в речи подростков

Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования Наименование людей по качеству их характера: чувак, чувиха, чел, братан, дебил, красавчик, овца, козел, лох, лохушка, тормоз, шестерка, дебил, баран, чмо, придурок, урод, псих, овца, малявка, красава, вафля, звезда, чайник, обезьяна, валенок.

Наименование людей по родству Предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша, родаки, систер, матуха, родичи.

Бытовая техника: комп, мобила, т труба, телик, ящик, ноут, стиралка, морозко (холодильник) Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик, жратва, вкусняхи, жрать, корм (еда), хавка, жевка, жрачка.

Наименование людей по профессии Мент, мусора, училка, препод, мусориллы, классуха, врачиха, историчка, биологичка, географичка, русишка, математичка. Деньги: бабки, бабосики, бабло, сотка, косарь, черебас, червонец (десять), стольник, пятихатка, штука.

Слова состояния, оценки: клево, классно, отпадно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, крутяк, не оч, фигня, стрёмно, паршиво, отстой (плохо). Школьные оценки: двояк, пятак, двойбас, тройбан, пара, дубль, трюхан, пятифан, лебедь.

Части тела Грабли, культяпки, костыли, клешни, лапти (руки); череп, коржик, пасть, контейнер, хавальник (рот); моргалы, зенки, пешки, фонари, лупы (глаза); башня, башка, чугун (голова), носаря (нос).

Слова, обозначающие действия отвали, отвянь, завянь, увянь, затихни, свали, сдрысни, сгинь, иди погуляй (отстань), заткнись, умолкни, рот закрой (замолчи).

Источники происхождения современного сленга подростков Одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка;

Современная музыкальная культура «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна… Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…»

В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов.

В молодежный жаргон переходят арготизмы: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, чмо, шестёрка и другие.

Среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый – хороший; крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.

Заключение Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Поэтому, как не вспомнить слова С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас.»

Рефлексия деятельности

Переведи на литературный язык Диалог № 1. 1 – Завтра контрошка по физике! 2 – Гонишь? 3 - Эх ты, догоняй, дятел! Диалог № 2 1- Сёдня на улице дубак такой! 2 - Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак. Из рубрики «Подслушано МБОУ «СОШ с.Горнозаводска»

Диалог № 3 1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня! 2 – Всё выучил? 3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом. Диалог №4 1 - Я вчера на дискач ходила, тусили на хате у предков! 2 - Ну и как? 1 – Ваще классно, ништяк так.

О чем внук попросил бабушку по телефону?

О чем дети спросили свою маму, что они хотели?

Ресурсы, задействованные для реализации проекта 1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3. 2. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. 3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005. 4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006. 5. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г. 6. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 c. 7. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г. 8. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003. 9. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998. 10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с. 11. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г. 12. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

Интернет-ресурсы 1.http://samlib.ru/m/mazurin/slowarx.shtml 2.http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_molodezhnyy_sleng_i_kultura_rechi-433332.htm 3.http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304 4.http://www.stihi.ru/diary/valmira59/2012-03-05

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Работа очень интересная!

10 February 2018

Спасибо, очень приятно

15 February 2018