Исследовательская работа «Роль Арктики в геополитическом положении России»

2
0
Материал опубликован 2 February 2016

Пояснительная записка к презентации

Научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных учреждений по географии

«Арктика – удивительная страна»

 

Исследовательская работа

РОЛЬ АРКТИКИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РОССИИ

Автор: Ментус Мария ученица 8 класса МБОУ СОШ № 16

Руководитель: Иванова И.В. учитель географии и биологии МБОУ СОШ № 16

п. Тульский

2016 г.

Оглавление

Введение

1. Стратегия России как политического игрока в Арктическом регионе…………

2. Проблемы границ Арктического региона………………………………………..

3. Российская глубоководная экспедиция. Развитие международного научного сотрудничества………………………………………………………………………………

4. Рельеф и геологическое строение дна Арктического бассейна…………………

Результаты…………………………………………………………………………….

Заключение (выводы)…………………………………………………………………

Список литературы и других источников……………………………………….......

Приложения……………………………………………………………………………

Введение

Актуальность заявленной темы неоспорима и владеет умами человечества с 90-х годов XX века, при том, что начало раздела Арктики на национальные сектора было положено более ста лет назад в 1909 году, когда правительство Канады объявило суверенитет над землями, расположенными между Северным полюсом и материковой частью суши. По прогнозам экспертов глобальные климатические перемены, затрагивающие Арктический регион позволят начать массированную геологоразведку и промышленное освоение отдельных его частей уже с 2020 года (по более осторожным оценкам с 2040). Богатейшие запасы минеральных ресурсов и перспективность развития стратегически важных транспортных маршрутов сделали Север в целом и Арктику в особенности интереснейшим объектом для многих стран, причём, не только приарктических. Для России Арктический регион стал одним из приоритетных при разработке стратегий экономического развития страны, а так же в вопросах внешней политики. В этих условиях особенно остро встает вопрос о международно-правовом статусе Арктики, о необходимости решить многолетние территориальные споры и установить многосторонний политический диалог при участии всех приарктических государств – Дании, Канады, Норвегии, России и США.

Вопросы энергетической безопасности продолжают оставаться краеугольным камнем политики государств. С проблемой исчерпаемости запасов углеводородного сырья обостряется проблема безопасности государств-экспортеров энергоресурсов в целом, что заставляет данные государства принимать меры по обеспечению военной составляющей в обороне своего политического и экономического суверенитета. Арктика может рассматриваться как важный военно-стратегический ресурс ввиду его особого геополитического положения. Многие годы статус Арктики формировался под воздействием фактора удаленности от центров цивилизации и неблагоприятных для жизнедеятельности климатических условий, что затрудняло проход гражданских судов и других объектов под флагом несопредельных к архипелагу государств. Однако в последние годы феномен таяния арктических льдов и связанная с этим проблема глобального потепления климата и одновременно увеличивающийся дефицит энергетических ресурсов нефти и газа влечет к себе интерес к данному региону многих заинтересованных стран, что возможно, повышает конфликтогенность данной территории.

Актуальность темы исследования.

На рубеже ХХ и ХI века произошли глубокие изменения в мире, международных отношениях и геополитике. Новая геополитическая ситуация сложилась и в Евразии. Геополитическое положение Российской Федерации оказалось хуже геополитического положения Советского Союза. Между Россией и Западной Европой образовалась широкая полоса из вновь созданных независимых государств (Украина, Белоруссия, Молдавия, государства Прибалтики, бывшие “социалистические” страны Восточной Европы); значительно сократился доступ России к открытым морям. В связи с этим возрастает геостратегическое значение российского Севера, где сосредоточена большая часть природных богатств страны и пролегает кратчайший путь из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Арктическое геополе страны стало играть роль моста между Западом и Востоком. Его геополитический потенциал возрос в несколько раз, чему способствовали своего рода “восточные ворота”, открывающие путь на перспективные рынки стран АТР. Север и Восток России должны сыграть свою историческую и геополитическую роль – способствовать возрождению экономической мощи России, восстановлению ее как великой державы, соединяющей европейскую, северную и азиатскую цивилизации.

В Северный регион России входят территории Севера страны и ее Арктическое геополе. Северные территории России необходимо рассматривать в контексте геополитических проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков. Необходимо не только определить эти проблемы, но и попытаться осмыслить, понять и использовать то уникальное геополитическое положение, которое занимает в мире Россия.

В 80-90-х гг. XX столетия в мире произошли глобальные перемены, которые качественно изменили приоритеты во внутренней и внешней политике государств, нарушили соотношение сил на мировой арене, изменили структуру современного мира и т.д. Это привело к пересмотру методов анализа и оценки современного устройства мира. В связи с этим необходимо охарактеризовать геополитический и региональный аспекты перемен, новое геостратегическое положение России в Северном регионе, и в частности значение для России возрождения и развития Северного морского пути.

Границы Российской Арктики до сих пор не определены. Никто не может сказать, где проходит наша северная граница в Арктике — по побережью, по границе 12-мильной зоны территориальных вод либо по границе 200-мильной экономической зоны. Советское правительство своим декретом установило в Арктике секторальные владения, то есть от наших территорий — Кольского полуострова, Чукотки провели линии к Северному полюсу, которые и были объявлены границами государства и, следовательно, советского сектора Арктики. После распада СССР статус этой территории с огромными месторождениями нефти и газа стал неясным. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Северного морского пути, овладеть которым уже пытаются некоторые державы, в том числе Норвегия, Финляндия и Япония.

Проблема освоения континентального шельфа затрагивает общенациональные интересы России. Именно освоения наших традиционных арктических территорий, а не их покорения, как это было в советском прошлом. Освоения рачительного, грамотного, вдумчивого. Нужно понимать, что все, что мы вложим сегодня в Арктику, послезавтра вернется сторицей. И мы должны эту выгоду не упустить. Не упустить именно сегодня, когда Арктика становится ареной столкновения экономических интересов ведущих государств мира.

Цель работы: Определить роль Арктики в геополитическом и экономико-географическом положении России, изучить геополитические интересы России в Арктике, характер ресурсной политики России и приарктических государств в ХХ веке.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

Выявить основные изменения геополитического положения России, в связи с изменением границ арктического шельфа; изучить теорию вопроса;

Обозначить ключевые изменения внешнеполитической позиции России и заинтересованных государств;

Рассмотреть международно-правовой статус арктического сектора;

Отобразить военно-стратегическое значение Арктики;

Исследовать вопрос взаимоотношений России в контексте противостояния за морские ресурсы акваторий Арктики;

Изучить вопрос об установлении государственных границ в Арктике.

Объектом исследования является место Арктики в истории внешнеполитических и экономических взаимоотношений России.

Предметом исследования является значение арктических регионов России в обеспечении геополитических интересов страны и ее безопасности.

Методы исследования: изучение литературы, публикаций СМИ, интернет ресурсов, телепередач по данному вопросу, с использованием принципов историзма, научной объективности, которая позволяет адекватно оценить внешнеполитические шаги России, системно-структурного подхода, сравнительно-сопоставительного анализа.

Основные положения работы:

Арктика имеет важное геополитическое значение для России. Официальное присутствие России в Арктическом секторе означает свободный выход Российского Северного флота в Мировой океан. Ослабление позиций России по данному вопросу и создание Норвегией на архипелаге научных баз двойного назначения может привести к милитаризации архипелага со стороны Норвегии и стран НАТО.

На протяжении ХХ века Арктика занимала значимое место в ресурсной политике России. Арктическая стратегия приарктических стран в течение ХХ века была направлена на утверждение суверенитета и исключительное пользование всеми полезными ресурсами. Россия со времен СССР и до образования Российской Федерации изменила позицию с противодействия до поиска компромиссного решения в разделе территориального и ресурсного влияния на перспективные нефтегазовые запасы.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал можно будет использовать на уроках и внеурочной деятельности для активизации познавательной деятельности обучающихся, расширения их кругозора, в воспитании патриотизма, экологического воспитания, формирования бережного отношения к уязвимой природе и культурному наследию своего народа, профориентационной работе в школе.

Апробация результатов. Некоторые положения и выводы исследовательской работы были рассмотрены на уроке географии в 8 классе в рамках темы «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики» и в 9 классе при изучении темы «Северный экономический район (Европейский Север)».

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка источников и литературы, приложений, которые предоставляют дополнительную информацию по изучаемой проблеме.

Стратегия России как политического игрока в Арктическом регионе.

В рамках своего геополитического положения Арктика является единственным на данный момент регионом, не разделённым на секторы по территориальной принадлежности участков между приграничными государствами. Отсутствие надлежащего правового закрепления статуса арктического региона порождает соперничество политических игроков в их стремлении утвердить на части Арктики свои права. В связи с этим государства, претендующие на арктические территории - Россия, США, Канада, Дания, Норвегия (некоторыми исследователями выделяются так же Исландия и Финляндия), - ведут активные действия по освоению ближайших к их континентальным границам шельфовых территорий в рамках двухсотмильной зоны, утверждённой Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Кроме того, политическими игроками разрабатываются программные документы и стратегии, определяющие политику конкретного государства в арктическом регионе. Так, в декабре 2008 года администрацией США была обнародована директива по региональной политике в Арктике, постулирующая возможность организации ПРО, стратегического сдерживания и морского присутствия в арктических водах. В свою очередь, Совет Безопасности России разработал государственную стратегию по освоению арктических пространств; именно ей будет отведена роль "дорожной карты" России в Арктике.

Тема активного освоения арктических территорий получила широкое обсуждение в рамках мирового информационного политического пространства (ИПП), сферы публичной политики и области принятия решений. На сегодняшний день количество официальных сообщений политических акторов и комментариев и прогнозов экспертов позволяет автору говорить об оформлении в рамках ИПП отдельной повестки дня, посвященной действиям политических акторов в арктическом регионе. В рамках этой повестки дня выдвигаются сценарии решения "арктического вопроса" о принадлежности территории и ресурсов континентального шельфа тому или иному актору, создаются модели вероятных конфликтов в Арктике (в том числе, с применением военной силы), разрабатываются стратегии действий отдельных акторов в различных ситуациях по сферам (дипломатическая, международно-правовая, военно-политическая, экономическая, информационная и др.).

В этом отношении способствовать изменению характера повестки дня могло бы разрешение давнего приграничного спора России и Норвегии о статусе так называемой "серой зоны" в 175 тыс. км., и снятие неопределённости в отношении границы нашей страны с США по Берингову проливу. Укрепить созидательную роль России поможет развитие приграничного сотрудничества российских регионов (Мурманской, Архангельской областей, Камчатского края) с соседними государствами (Норвегией, Финляндией, США и Канадой), а также развитие самих регионов (улучшение социально-экономического и инвестиционного климата). Это поможет подкрепить тот внешнеполитический образ России, который формируется в международном пространстве: сильной, развитой, суверенной державы.

Приоритетной задачей России является формирование у мирового сообщества понимания стратегической необходимости освоения Арктики как региона, свободного от конфликтов и соперничества. Здесь важным пунктом взаимодействия может стать стремление военно-политического блока НАТО участвовать в отстаивании интересов стран-членов организации в арктическом регионе. В организации состоят четыре из пяти активных игроков на арктическом пространстве (Дания, Канада, Норвегия, США) В данном случае блок НАТО становится отдельным самостоятельным политическим актором, претендующим на фиксирование своих позиций в Арктике. При этом и страны-участники блока, как и Россия, заявляли о недопустимости милитаризации Арктики. Поэтому стратегическая задача российского внешнеполитического и военно-политического руководства - определить и документально закрепить сферы ведения политических акторов (отдельных государств, их содружеств и объединений, в первую очередь, НАТО - в военных вопросах и ЕС - в вопросах использования базы Шпицберген), ограничив для последних область компетенции.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, прибрежные государства имеют суверенное право разведки и разработки природных ресурсов на континентальном шельфе, который является продолжением ее территории. Ранее Россия представила в комиссию ООН по морскому праву свою заявку на арктический шельф, однако она была отклонена в связи с недостатком информации.

Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и на разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка - Мурманск - Северный Полюс.

Проблемы границ Арктического региона

К настоящему времени внешние границы арктической зоны РФ чётко не определены, поскольку существовавшие прежде морские границы в этом регионе сегодня не признаны многими государствами и международными организациями. Ещё в 20-е гг. прошлого века пять стран - СССР, Норвегия, Дания, США и Канада - с молчаливого согласия остальных поделили Арктику на отдельные сектора. Каждая из пяти претендовавших на океанские воды «заполярных» стран просто продолжила свои границы по меридианам до Северного полюса. Естественно, что России при этом досталось около трети всей площади шельфа Арктики. Однако в последние годы многие страны стали находить такое решение несправедливым, особенно в свете прогнозируемого освобождения полярных морей ото льда, возможности за счёт этого расширить международное судоходство и начать добычу углеводородов в морях Северного Ледовитого океана.

Основанием для начала разговоров о переделе Северного Ледовитого океана стала подписанная в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву. Согласно ст. 76 этого документа, права пяти названных выше государств, территории которых частично расположены внутри Полярного круга, распространяются исключительно на их экономические зоны (200 морских миль от побережья, или примерно 370 км). Только в пределах этой зоны государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых. В соответствии с Конвенцией ни одна страна не владеет Северным полюсом и морями вокруг него. Решением вопросов, связанных с полярными областями, занимается специальная комиссия ООН по шельфу (International Seabed Authority). Конвенция ООН по морскому праву также объявила недра морей и океанов за пределами 200-мильной зоны общим наследием человечества, а значит, любое государство имеет право подать заявку на разработку участка арктического шельфа.

Ведущие мировые державы - Япония, Германия, США - уже готовятся к переделу арктических пространств, 1,2 млн. кв. км которых принадлежат России. Только в 1998 г. США, Норвегия и Германия организовали в этом районе 10 морских научных экспедиций. Норвегия даже проводила тайные бурения морского дна. Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол «Снежный дракон». В освоении месторождений Баренцева моря хочет принимать участие и Индия. А атомные подводные лодки США уже несколько лет изучают морское дно Арктики.

Претензии на участие в разработке недр океанского дна время от времени предъявляют и другие северные страны: Исландия, поскольку северная оконечность принадлежащего ей острова Гримси находится на границе Полярного круга; Швеция, поскольку многие географические открытия в Арктике были совершены викингами, и Финляндия.

Конвенция ООН по морскому праву предусматривает, что страна, ратифицировавшая этот документ, может подать заявку на дополнительные участки шельфа через 10 лет после ратификации. Норвегия ратифицировала Конвенцию в 1996 г., Россия – в 1997 г., Канада – в 2003 г., Дания – в 2004 г. Во всех этих странах разрабатываются проекты расширения своих экономических зон в Арктике.

Однако в этой внешне простой схеме есть свои подводные камни. Например, если принадлежащий какой-либо стране континентальный шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, то она имеет приоритетное право на разведку и разработку подводных полезных ископаемых. Правда, государство-заявитель сможет официально получить это право лишь через 10 лет после подачи заявки в соответствующую комиссию ООН. Этим положением решили воспользоваться арктические страны.

Как известно, от Канады до России через Северный полюс проходит подводная горная гряда - хребет Ломоносова. По сути, это трансарктический мост протяжённостью 1,8 тыс. км и шириной 200 км. Если будет доказано, что хребет является продолжением континентального шельфа России, то зона её экономических интересов может быть расширена, но не далее 350 миль от границы территориальных вод. Россия в 2001 г. уже подала в Комиссию ООН заявку на расширение своей исключительной экономической зоны на 1,2 млн. кв. км. Комиссия ООН, в свою очередь, попросила представить дополнительные доказательства принадлежности хребта Ломоносова именно российскому континентальному шельфу.

Эксперты других стран стремятся доказать, что хребет отделён от материка мощным Северным разломом, а значит, не является продолжением Сибирской континентальной платформы, и Россия не может на него претендовать. Убедиться в противном можно только основываясь на результатах глубоководного бурения, но специальных кораблей для этого в нашей стране нет. Такие суда имеются у Японии, США и Англии, но их, по-видимому, в аренду России никто не сдаст. А сейсмическое зондирование, которое позволяет определить состав пород, составляющих хребет Ломоносова, будет, скорее всего, признано косвенным доказательством.

В мае 2008 г. в Гренландии состоялась международная конференция с участием представителей США, России, Норвегии, Дании и Канады, посвящённая формированию новых принципов раздела Арктики. Хотя на этой встрече такие принципы не были определены, но участники объявили, что намерены поделить между собой значительные полярные области.

После принятия Конвенции по морскому праву на морских границах сразу же появились спорные участки. Так, например, до сих пор не проведена граница между Россией и Норвегией в Баренцевом море, за исключением Варангер-фьорда. Переговоры о разграничении остальных пространств ведутся с 1970 г., причём тогда Советский Союз настаивал на делимитации по западной границе своих полярных владений, а Норвегия - по срединной линии. Из-за этого примерно 175 тыс. кв. км акватории до сих пор считаются спорной территорией. Норвегия вообще достаточно вольно трактует положения Конвенции. Например, в районе Шпицбергена она в одностороннем порядке установила свою 200-мильную экономическую зону, с чем не согласна Россия. Потому-то в этом районе регулярно возникают конфликтные ситуации между норвежскими пограничниками и российскими рыболовными судами. Как видно, решение вопроса о принадлежности арктического шельфа зависит не только от результатов научных исследований. Теперь эта проблема становится ещё и политической. Борьба за обладание природными ресурсами Арктики только начинается.

Российская глубоководная экспедиция. Развитие научного сотрудничества.

Летом 2007 года стартовала российская полярная экспедиция "Арктика-2007", целью которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 года стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent.

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 года стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция. На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Рельеф и геологическое строение дна Арктического бассейна.

Арктика (от греч. arktikos – северный), северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океана. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь около 27 млн кв. км, иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66º33\'с. ш.); в этом случае площадь 21 млн кв. км. По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн.

Шельф (англ. shelf) – континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Границы шельфа – берег моря или океана и т. н. бровка (резкий перегиб поверхности морского дна – переход к материковому склону).

По названиям окраинных арктических морей арктический шельф достаточно четко разделяется на Баренцевоморский, Карский, Лаптевский и Восточносибирско-Чукотский. Значительная часть последнего примыкает также к берегам Северной Америки.

Баренцевоморский шельф за последние десятилетия стал одним из наиболее изученных в геолого-геоморфологическом отношении. В структурно-геологическом плане это докембрийская платформа с мощным чехлом из осадочных пород палеозоя и мезозоя. На окраинах Баренцева моря дно сложено древними складчатыми комплексами различного возраста (у Кольского полуострова и к северо-востоку от Шпицбергена - архейско-протерозойского, у берегов Новой Земли - герцинского и каледонского).

Шельф Карского моря в структурно-геологическом отношении гетерогенный, южная его часть в основном представляет продолжение Западно-Сибирской герцинской плиты. В северной части шельф пересекает погруженное звено Уральско-Новоземельского мегантиклинория (сложное горноскладчатое сооружение), структуры которого продолжаются на северном Таймыре и в Североземельском архипелаге. 
Преобладающий тип рельефа на Лаптевском шельфе - морская аккумулятивная равнина, вдоль побережий, а также на отдельных банках - абразионно-аккумулятивные равнины.

Аккумулятивный выровненный рельеф продолжается и на дне Восточно-Сибирского моря, местами на дне моря (около Новосибирских островов, к северо-западу от Медвежьих островов) четко выражен грядовый рельеф. На дне Чукотского моря преобладают затопленные денудационные равнины (выровненные поверхности, образованные в результате разрушения древних возвышенностей или гор). Южная часть дна моря глубокая структурная впадина, заполненная рыхлыми отложениями и, вероятно, мезокайнозойскими эффузивами. Шельф вдоль северного берега Аляски неширокий и представляет собой денудационную, в значительной степени термо-абразионную равнину. У северных окраин Канадского архипелага и Гренландии шельф "переуглублен" и в отличие от Чукотского шельфа изобилует реликтовыми ледниковыми формами рельефа.

Центральная часть – Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов. Крупными орографическими структурами Арктического бассейна являются хребты Менделеева, Ломоносова и Гаккеля. Вокруг этих хребтов расположены глубоководные котловины, наиболее значительные из них - Канадская, Макарова, Амундсена и Нансена.

Открытие советскими учеными хребта Ломоносова - выдающееся географическое открытие нашего века. Это крупное поднятие дна шириной от 60 до 200 км, протянувшееся почти на 1800 км от Новосибирских островов, через Северный полюс до острова Элсмира, делит Северный Ледовитый океан на две части, резко различные по строению земной коры и режиму водных масс.

Этот гигантский "подводный мост" соединяет материковые платформы Азии и Америки. Высота его достигает 3300 м со стороны Тихого океана и 3700 м в противоположном направлении. Наименьшая, из пока обнаруженных над хребтом глубин, составляет 954 м.

Хребет Менделеева, второе крупное поднятие дна океана, расположен восточнее хребта Ломоносова. Первоначально под этим названием понималось обширное поднятие с минимальной глубиной 1234 м, простирающееся на 1500 км от района острова Врангеля по направлению к Канадскому Арктическому архипелагу. Он менее расчленен и имеет более пологие склоны, чем хребет Ломоносова.

В центральной части хребта был обнаружен разрыв в виде подводной долины с глубинами до 2700 м. Впоследствии частям хребта, лежащим по обе стороны подводной долины, были присвоены разные наименования. Название хребет Менделеева сохранилось лишь за частью, тяготеющей к нашей стране, а остальную часть хребта стали называть поднятием Альфа (по названию американской дрейфующей станции, которая работала в этом районе Северного Ледовитого океана).

Хребет Гаккеля расположен по другую сторону хребта Ломоносова и имеет протяженность более 1000 км. Он состоит из нескольких цепей конусообразных гор. Подводное поднятие высотой 400 м названо горой Ленинского комсомола.

Самым примечательным является то, что эти многочисленные подводные поднятия имеют вулканическое происхождение, столь необычное для Арктического бассейна.

Между хребтами Ломоносова и Гаккеля располагается котловина Амундсена с глубиной более 4000 м и довольно ровным рельефом дна. По другую сторону хребта Гаккеля находится котловина Нансена со средней глубиной около 3500 м. Здесь обнаружена самая глубокая точка океана -5449 м.

К востоку от поднятия Альфа и хребта Менделеева расположена Канадская котловина, самая большая в Арктическом бассейне, с наибольшей глубиной 3838 м. В последнее время в Арктическом бассейн было открыто еще несколько поднятий и впадин.

В современном международном праве закреплено разделение Арктики на 5 секторов. В 1920-х годах ряд прибрежных государств (СССР, Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада) выдвинули концепцию о «полярных секторах», согласно которой все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная  граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами - меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства. Самой большой стране, СССР, достался и самый большой сектор - около трети всей площади шельфа Арктики. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов.

Объем этих прав определяется международным правом, в частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, в 1997 году ратифицированной и Россией. Конвенция дает морским государствам право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 миль от береговой черты. В случае продолжения шельфа за пределы этих границ страна может расширить свою границу до 350 миль. В этих пределах государство получает контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми.
Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 году заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Результаты (обсуждение)

На политических картах СССР значительная часть Арктики (2,5 млн кв. км), вплоть до Северного полюса, обозначалась как территория нашей страны. Тогда это не вызывало каких-либо прямых протестов и претензий со стороны других государств: безбрежные просторы недоступного Северного Ледовитого океана никого не волновали, кроме, конечно, отважных исследователей, преданных своему делу.

На стыке XX-XXI вв. взгляд на Арктику коренным образом изменился, особенно когда субарктические моря (Норвежское и Баренцево) «высветились» как богатые источники углеводородного сырья. Запасы газоконденсатов Штокмановского месторождения, находящегося в российской части Баренцева моря, например, составляют порядка 4 трлн куб. м, что может обеспечить поставками газа всю Европу на многие годы.

По оценкам американских экспертов, около 20% мировых запасов нефти и газа сосредоточены на континентальном шельфе и склонах арктических морей. Правда, все это еще надо подтвердить данными геологоразведки, требующих использования новейших технологий глубокого подводного бурения.

Арктика становится лакомым куском энергетических схваток мировой политики, прежде всего приполярных государств - США, России, Канады, Норвегии и Дании. И не только. Нефтегазовые и другие минеральные ресурсы Арктики привлекают пристальное внимание других ведущих держав Евразийского суперконтинента - Германии и Англии, Китая и Японии, Индии и даже богатых нефтью арабских стран.

Экспедиция наших глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в августе 2007 г. с погружением на глубину 4000 м подо льдами в точке Северного полюса, на наш взгляд, подтолкнула мировое сообщество к лучшему пониманию необходимости широкого международного сотрудничества при освоении Арктики. Свидетельство тому - министры иностранных дел пяти приполярных государств - России, США, Канады, Норвегии и Дании впервые собрались в Гренландии для обсуждения актуальных проблем арктического бассейна. Активизировались также двусторонние контакты с целью делимитации спорных морских границ, прежде всего территорий, богатых энергетическими ресурсами.

Геополитическое значение Арктики определяется также и тем, что по Северному Ледовитому океану, по дальневосточным морям проходит более 20 тыс. км границы России. Обширные пространства Норвежского, Гренландского, Баренцева, Карского морей делают всю страну открытой для «томагавков» - крылатых ракет, которые находятся на американских подводных лодках. Каждая такая подводная лодка несет двенадцать ракет. Отсюда - ракетно-космическое значение этого района с точки зрения обеспечения безопасности нашей страны.

В заключение хочу привести высказывания директора ИО РАН академика Р. Нигматулина: «Арктика - это ресурсы будущего для нашей страны и место работы для людей русской науки и техники, российской культуры и российской цивилизации». Трудно что-либо добавить к этому, если попытаться одной фразой охарактеризовать значение Арктики для будущих поколений России.

Заключение (выводы)

1. Арктический регион в целом и Северный морской путь как неотъемлемая часть данного региона становятся в XXI в. центрами притяжения мировой экономики и торговли. Динамизм происходящих процессов создает угрозу возникновения новых трений и противоречий между государствами региона, грозящих обернуться крупными экономическими столкновениями. В этих условиях России закрепиться и освоиться в Арктической интеграционной системе будет нелегко.

2. Россия занимает выгодное геополитическое положение для освоения и развития Северного морского пути и всего Арктического региона. В то же время нельзя отрицать, что за США и другими странами, входящими в Организацию Североатлантического договора (НАТО), по-прежнему сохраняется лидерство в обеспечении безопасности и решении узловых финансовых, технологических и экономических проблем.

3. Рассматривая геополитическую ситуацию в российской Арктике, нельзя не отметить относительно слабый коммуникационный контроль со стороны Российской Федерации. Это ведет к негативным геополитическим последствиям в отношениях России с другими государствами Арктического региона (США, Норвегия и др.) и позволяет последним устанавливать свой косвенный контроль над этим обширным регионом.

4. Страны Северного региона имеют территориальные претензии друг к другу. Часть территориальных проблем можно решить в ближайшие годы, решение же наиболее сложных, к сожалению, возможно в весьма отдаленном будущем.


Список литературы и других источников

1. Мальгин А.В. (2007) Политика ЕС в отношении европейских стран СНГ // Европейски й Союз и европейские страны СНГ / Отв. редактор М.М. Наринский. М: МГИМО.

2. Жюльен Ф. “Трактат об эффективности “/ Пер. с фр. Крушняка Б. - М.: Университетская книга, 2009.

3. “Партии и выборы: хрестоматия. В 2 ч. ” / Отв. ред. и сост. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. - М., 2009.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2006 года. www.KM.ru

5. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. – М.: Мысль, 1985.

6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994.

А.М. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России. Учебник.- М.: Просвещение, 2002

7. Быковский В.А. Экологические вопросы при разработке нефтяных месторождений Крайнего Севера. Екатеринбург 1999.

8. Возрождение экономики России: путь в XXI век. Под ред. В.П. Логинова. - М.: Наука, 2000.

9. Бандман М.К., Кулешов В.В., Харитонова В.М. Стратегические проекты развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока: Научн. доклады РАН Сиб. отделение. Институт экономики и организации производства. - Новосибирск, 2000.

10. Басин Е.В. Транспортные коридоры и перспективы транспортного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке. Транспортное строительство. - 2000. - №11. - С.10-12.

11. Гранберг А.Г. Экономическая интернационализация Северного морского пути//Международная жизнь. 1997. № 8.

12. Моисеев Н. По пути к восточным рынкам Россию стороной не объедешь//Российская газета. 1999. 8 июля.

13. Синцов А.Г., Южилин В.А. Россия: геополитический транзит. М., 2000.

14. Сморчкова В.И. Арктика: регион мира и глобального сотрудничества. М., 2003.

15. Яковлев А.И. Не потерять бы нам Арктику//Морской сборник. М., 1999.

Ресурсы Интернета:

http://ria.ru/arctic_spravka/20100329/219127101.html

РИА новости  http://ria.ru/arctic_spravka/20100329/219127101.html#ixzz3RAwOYLvB

http://www.norge-info.ru/oceano.html

РИА Новости http://ria.ru/spravka/20070725/69632543.html#ixzz3RAyBeoNX

РИА Новости http://ria.ru/economy/20090603/173176992.html#ixzz3RAyZs564

РИА Новости http://ria.ru/economy/20080913/151233428.html#ixzz3RAza566M

РИА Новости http://ria.ru/economy/20080913/151233428.html#ixzz3RAzPd5OI

РИА Новости http://ria.ru/science/20090911/184549188.html#ixzz3RB09JR8I

http://www.irbis.vegu.ru/repos/11319/HTML/13.htm

Приложения

Карта дна Северного Ледовитого океана

http://geographyofrussia.com/severnyj-ledovityj-okean/

http://geographyofrussia.com/severnyj-ledovityj-okean/

http://geographyofrussia.com/severnyj-ledovityj-okean/

http://geographyofrussia.com/severnyj-ledovityj-okean/

http://geographyofrussia.com/severnyj-ledovityj-okean/

Рисунок 1 - Доля российских приакртических территорий в минерально-сырьевом комплексе России, %


Здесь будет файл: /data/edu/files/a1454523568.ppt (Презентация:Роль Арктики в геополитическом положении России.):



Предварительный просмотр презентации

Выполнила: Ментус Мария ученица 8 класса МБОУ СОШ № 16 Руководитель: Иванова И.В. учитель географии и биологии МБОУ СОШ № 16

Загадки Арктики

Какова роль Арктики в геополитическом положении России? - ПОЧЕМУ Арктика –вызывает такой повышенный интерес в мире? - ПОЧЕМУ страны северного региона имеют территориальные претензии друг к другу по поводу границ арктического сектора и как эти границы устанавливаются? - ЗАЧЕМ страны, и Россия в том числе, проводят дорогостоящие исследования в Арктическом бассейне?

Рубеж ХХ и ХХI века Глубокие изменения в мире, международных отношениях и геополитике. Между Россией и Западной Европой образовалась широкая полоса из вновь созданных независимых государств. Значительно сократился доступ России к открытым морям.

Возрастает геостратегическое значение российского Севера

На политических картах СССР значительная часть, вплоть до Северного полюса, обозначалась как территория нашей страны.

Арктика становится лакомым куском энергетических схваток мировой политики

Летом 2007 года стартовала российская полярная экспедиция "Арктика-2007" Если Россия докажет, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то сможет получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике.

По Северному Ледовитому океану, по дальневосточным морям проходит более 20 тыс. км границы России, здесь находится Северный морской флот и база подводных лодок России.

Часть территориальных проблем России в арктическом секторе можно решить в ближайшие годы, но решение наиболее сложных, к сожалению, возможно в весьма отдаленном будущем.

«Арктика - это ресурсы будущего для нашей страны и место работы для людей русской науки и техники, российской культуры и российской цивилизации». Директор ИО РАН академик Р. Нигматулин

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Как исследовательская ученическая работа данная разработка м.б. и неплоха, но не соответствует теме конкурса

7 February 2016

Работа хорошая, но это не учебное занятие.

8 February 2016

соглашусь с вышесказанным

13 February 2016