Научно-исследовательская работа «Роль междометий в речи и тексте»

9
2
Материал опубликован 28 February 2018 в группе

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Роль междометий в речи и тексте (на примере произведений Е.Габовой) Научно-исследовательская работа Образовательная область Лингвистика Лущик Никита, Полякова Карина МБОУ «Гимназия № 5»г.Брянска руководитель Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Актуальность проблемы Актуальность данного исследования определяется необходимостью соотнести свойства междометных единиц с их функционированием в художественном тексте, определить их место в системе выразительных средств художественного произведения.

Гипотеза исследования Выразительные возможности междометий как средства создания образа и подтекста художественного произведения разнообразны, представляют лингвистический интерес, могут оказать значительную помощь при интерпретации текста в школьной практике.

Цель исследования Рассмотреть роль междометий в языке и тексте (на примере произведений Е.Габовой).

Задачи исследования Изучить историю вопроса о междометиях в русской лингвистике, определить место междометий в системе частей речи; определить роль междометий в речи; исследовать выразительные функции междометий в художественном пространстве текста и определить место междометных единиц в системе средств создания художественного образа и идейного замысла автора. ?

Методы исследования Семантический и морфологический анализ междометий, сопоставительное описание междометий, лингвостилистический анализ, статистический метод.

Объект и предмет исследования Объект исследования: междометия, выделенные в произведениях Е.Габовой. Предмет исследования: выразительные возможности и стилистическая функция междометий в художественном пространстве произведений Е.Габовой.

Роль междометий в речи Интонационная связь междометий с членами предложения.

Роль междометий в речи Междометия, стоящие до и после членов предложений Вау! Его составил какой-то папин товарищ, бывший на острове уже два раза. Сначала Гавана, потом Варадеро, потом какой-то необитаемый остров, да так и написано – Uninhabited island, потом… (Улыбка Кубы) Когда на меня смотрит Захар, а я ненакрашенная, мне хочется бежать от него прочь, делать мейкап и возникать перед ним красивой. Поэтому в школе я всегда красотка (ха-ха). (Большая девчонка)

Роль междометий в речи Междометия, выполняющие роль членов предложения А она ему- Споки ноки, Кислицин. («Ветер влюбленных») Веснушчатая Галка -вот-вот! Дельфины передают друг другу на расстоянии всё, что хотят. («Кое – что о телепатии») «Мы услышали: - Давай, давай, упустишь!» («Беличья шкурка») «И еще говорят: не надо хвастаться. А я …ах, как расхвасталась перед девчонками в классе: ура, Куба, еду на Кубу! Они, конечно, завидовать… ну и вот… зря радовалась» («Улыбка Кубы»)

Роль междометий в тексте Средство понимания авторского отношения к герою Средство характеристики персонажей Средство усиления эмоциональности высказывания Средство передачи разнообразных чувств героев Эмоциональные междометия Средство передачи особенностей живой речи Функции междометий

Междометия, использующиеся для изображения чувств персонажей Вау! У них водятся пионеры! Это племя давно пропало с наших российских просторов! Ой! – испуганно вскрикивает литераторша и падает в обморок», «– Вы чё, с ума посходили?» «Оп! Мяч в корзине! Оп! И еще раз там! Оп! Оп! Ура!»

Браво «Но меня встречали!!! Папа все-таки отыскал одноклассника!!! Как-то умудрился!!! Браво, папа!!! Но – как!» восторг Улыбка Кубы Ах «Для меня, например, безразлично – есть в нашем классе цветы на подоконниках или нет. Я их не замечаю. А она ткнет пальцем землю в горшке: «Ах, пустыня!» – и бегом поливать».  досада Сказка выпускного бала Вау «Я гляжу на чернокожих людей в легких одеждах, на стайку детей в пионерских галстуках. Вау! У них водятся пионеры! Это племя давно пропало с наших российских просторов! Мы иногда говорили об этом в школе и жалели» живость, непринужденность, экспрессия Улыбка Кубы Ужас — Просто ужас, что произошло, кошмар! — продолжала тараторить Иринка. неудовольствие «Нина Игнатьевна против Артёмова» Ну! – Ну и что – осень? У нас в сентябре еще купальный сезон. Вода – прелесть, ух, парное молоко! невежественность Большая девчонка Ав! «Санька стала на четвереньки и по-идиотски пролаяла: -Ав! –Ав!-Ав!» высмеивание издевательство Баскетбольная история А как же «Любопытно ему стало – с кем же это я в школу заявилась? Ведь он таких не знает, а Захар все должен знать. А как же! И ему дела нет, что я тоже не знаю его девицу в желтом купальнике».  усиление утверждения Большая девчонка Междометия, использующиеся для изображения чувств персонажей

Ах А я …ах, как расхвасталась перед девчонками в классе: ура, Куба, еду на Кубу! Они, конечно, завидовать… ну и вот… зря радовалась Показывает главную героиню очень хвастливой, а одноклассников очень завистливыми Улыбка Кубы Споки ноки А она ему- Споки ноки, Кислицин. Автор показывает героиню доброжелательной по отношению к знакомому Ветер влюбленных Блин - Можешь возвращаться к своему Юрке. А-атличники, блин! Выражает растерянность героини Беличья шкурка Ну что - Ну что, боишься бандитов? - спросил один, очевидно, главарь Выражает наглость и уверенность в себе Беличья шкурка Вау … Девицы из нашей школы мельком взглядывали на меня, потом на Левку и снова на меня –вау!- и не могли скрыть зависти. И поголовно все – все, понимаете, да? – со мной здоровались! Читатель видит степень восхищение одноклассниц Ветки, а также их зависть Большая девчонка Междометия, использующиеся как средство характеристики персонажа

«Я гляжу на чернокожих людей в легких одеждах, на стайку детей в пионерских галстуках. Вау! «– Ой! – испуганно вскрикивает литераторша и падает в обморок», «– Вы чё, с ума посходили?» («Одержимая Милка»); «– У-у-у - Рома оглянулся на Танчу»; «Фу черт, что он говорит!» («Золушка из семьи многодетных») Междометия, использующиеся для передачи особенностей живой речи

Батюшки Мама засмеялась. – Батюшки! Судя по тому, что любите одно и то же, вы сестры Мгновенно включают читателя в повествование,. Сказка выпускного бала Ха Ха! Мама спала! Спокойненько так. Сном праведного младенца. Юная героиня с горечью отмечает, что ее никто не ждет, о ней никто не беспокоится: Отпусти меня Ух – Ух, фантазерка, не Вороника, а Вероника. – Мама еще раз засмеялась и крепко-крепко меня обняла. – Вороненок ты мой глупый-глупый! Мама иронизирует воображение дочки. Сказка выпускного бала Увы – Увы, – он пожал плечами, – меня не позвали. – Ох, прости, я просто не догадалась Создают печальную обстановку, выражают сочувствие по отношению герою. Большая девчонка Черт Черт, наверное, так и было. У меня там круглое красное пятнышко – как от пневматической пульки Позволяют показать юношу перед девчонкой в ином свете(более крутым) Большая девчонка Господи – Господи! Конечно! Утром Милка, ясное дело, наверняка подумала, что бюст разбили мы нарочно, а осколки в стол подсунули в издёвку. Показывает правдивость слов, которые говорит главный герой Одержимая Милка Междометия, использующиеся для эмоциональности высказывания героев

Междометия, использующиеся для усиления эмоциональности Черт, наверное, так и было. У меня там круглое красное пятнышко – как от пневматической пульки. Междометие в данной реплике Левы, героя повести «Большая девочка», демонстрирует желание показаться более «крутым». – Батюшки! Судя по тому, что любите одно и то же, вы сестры. – А меня ведь и зовут как ворону – Вороника… – Ух, фантазерка, не Вороника, а Вероника. – Мама еще раз засмеялась и крепко-крепко меня обняла. – Вороненок ты мой глупый-глупый! Междометия включают читателя в повествование, создают «эффект присутствия»

Междометия, показывающие авторское отношение Алло, Захар, это ты? – Да. – Что ты делаешь? – А че? – Просто. За что ты меня ненавидишь, Захар? – Кто тебе так сказал? – Ты меня ненавидишь? – Нет. – Любишь? – Нет. – А что? – Ниче. – Все вы меня ненавидите. – С чего ты взяла? – Вы меня ненавидите? – Нет. – Любите? – Нет. – А что? – Ниче. Я положила трубку. И совсем забыла, что позвонила затем, чтобы узнать, с кем он был на пляже. Жуть и мура просто. («Большая девчонка»)

Выводы 1) междометия наделены специфическими грамматическими и семантическими признаками; 2) в предложении междометия чаще всего бывают синтаксически независимы, однако для выяснения семантических и морфологических признаков междометия необходимо учитывать его место в речи;

Выводы 3) междометия передают разнообразные чувства человека, его отношения к фактам действительности, усиливают эмоциональность высказывания, передают авторское отношение; 4) использование междометий подчинено творческому замыслу произведения и обусловлено индивидуальными особенностями авторского мировоззрения и стиля.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Какая не избитая тема! Очень интересно! Спасибо!

11 March 2018

Спасибо Вам, Алина Яковлевна! По поводу неизбитости: 2 марта ездили в Москву на конференцию "Языкознание для всех", так подобных работ (на материале разных произведений) было аж четыре!

11 March 2018