Проектно-исследовательская работа «Роль фразеологизмов в нашей речи»
Тема: Роль фразеологизмов в нашей речи. Выполнила: Сорокина Анастасия ученица 5 "В" класса Руководитель: Седых О. В. учитель русского языка и литературы.
1.Цель проекта : 1.Цель проекта : Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их роль? 2.Задачи проекта: 1. Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах, проанализировать её и обобщить. 2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов. 3. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка. 4.Понаблюдать за употреблением фразеологизмов в произведениях художественной литературы. 5. Сделать выводы: какова роль фразеологизмов в нашей речи.
Актуальность проекта: Актуальность проекта: Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Я считаю, что они должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Мы не будем хорошо знать язык, не зная фразеологии! Гипотеза: Предположим, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительнее и ярче.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ… Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал… Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение? «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка», - утверждал Н.М. Шанский, русский учёный – лингвист.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Баклуши бить – бездельничать Зарубить на носу – запомнить Намылить шею – проучить Водить за нос – обманывать Повесить нос – огорчиться Сесть в калошу – опозориться Перемывать косточки – сплетничать
Фразеологизмы, пришедшие из мифов Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение. Ахиллесова пята – уязвимое место . Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым. Двуликий Янус - двуличный человек. Сизифов труд – бесконечная, бесплодная работа. Ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий.
Фразеологизмы, пришедшие из Библии Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена – доисторические времена, очень давние. Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь. Фома неверующий - человек, испытывающий постоянные сомнения, ничего не принимающий на веру.
Фразеологизмы-омонимы Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха – это поджечь что-то.
Фразеологизмы-синонимы Два сапога пара – одного поля ягоды Ума палата – семи пядей во лбу
Фразеологизмы-антонимы Хоть пруд пруди – кот наплакал Засучив рукава – спустя рукава
Фразеологические словари
Басни и.а.крылова «Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель; - «Тришкин кафтан»: тришкин кафтан; - «Две собаки»: ходить на задних лапах; - «Обезьяна»: мартышкин труд; - «Кот и повар»: а Васька слушает, да ест; - «Белка»: как белка в колесе; - «Ларчик»: а ларчик просто открывался
Рассказы н.носова бежать во всю прыть, бить баклуши, в два счета, в трех соснах заблудились, взять на буксир, вывести на чистую воду, глядеть во все глаза, засучив рукава, как в воду глядел, как в воду опущенный, как с луны свалился, калачом не заманишь, намылить шею, не видать как своих ушей, ни жив ни мертв, пойти на край света, с ног валиться.
и я там был, мед-пиво пил; избушка на курьих ножках; кощей Бессмертный;- Лиса Патрикеевна; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; сказка-ложь, да в ней намек; сказка про белого бычка; три дня и три ночи.
Социологический опрос Были заданы такие вопросы: 1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм? 2. Ваш любимый фразеологизм? Результат: 72% взрослых знают, что такое фразеологизм, 28% не знают; из детей 46% знают, 54% затрудняются ответить. Чаще всего в речи опрашиваемых звучали фразеологизмы: У учителей – зарубить на носу, сломя голову У родителей – разбиться в лепёшку У детей – ни свет ни заря
Подведём итоги… Каков же результат моей работы? Самое главное – я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала. Действительно, велик и могуч наш русский язык! В ходе работы я познакомилась с источниками фразеологизмов русского языка, узнала историю их происхождения, познакомилась с фразеологическими словарями, обратилась к произведениям художественной литературы. В результате чего пришла к следующим выводам: роль фразеологизмов в нашей речи действительно велика! Ведь недаром писатели так часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться! Я убедилась, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её точнее, богаче, эмоциональнее и выразительнее!
Интернет-ресурсы http://frazbook.ru http://shkatulka.net.ru/publ/slovari/slovar_frazeologizmov http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1 http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k- frazeologizmam/bit_chelom.jpg http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg
Водить за нос - обманывать
Считать ворон – быть рассеянным, невнимательным, а также - бездельничать
Витать в облаках – предаваться несбыточным мечтам
Клевать носом – засыпать, дремать