Исследовательская работа «Успешный предприниматель: кто он?»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 1 р. п. Хор
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Школьная научно-практическая конференция
Успешный предприниматель: кто он?
Автор работы:
Козицкая Елизавета Андреевна, 8б класс
Руководитель:
Мельник Виктория Олеговна, высшая категория
учитель истории МБОУ СОШ №1 р.п.Хор
п.Хор
2019
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Роль образования и личных качеств в становлении предпринимателя.
-
Известные предприниматели России и мира…………………………….…4
-
Предприниматели посёлка Хор………………………………………………6
Выводы по главе 1…………………………………………………………...……..7
Глава 2. Успешный предприниматель: кто он?…………………………...………7
-
Необходимые качества для успешности бизнесмена с точки зрения предпринимателей р. п. Хор………..…………………………………….....7
Потенциальные предпринимательские способности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ №1 р. п. Хор………………………..…………………………………..9
Выводы по главе 2…………………………………………………….………......13
Глава 3. Рекомендации по созданию индивидуальной модели саморазвития предпринимательских качеств ………………………………………………..…13
Заключение ……………………………………………………………………...….14
Библиографический список ……………………………………………………….16
Приложения ………………………………………………………………………...17
Введение
В настоящее время многие мои сверстники задумываются о выборе будущей профессии, планируют в будущем начать свой собственный бизнес. Желание собственными силами открыть свою фирму, предоставлять людям разнообразные товары или услуги есть у многих людей, но не всем удается добиться успеха. В наше время многим людям кажется, что предприниматели – это счастливчики, которые сумели «пробиться в этой жизни», и не каждый понимает, какой это тяжёлый и рискованный труд. Предпринимательство привлекает многих: одних – из-за того, что можно стать материально независимым человеком, других - возможностью заниматься любимым делом.
То есть бизнесом хотят заниматься многие, но учёные утверждают, что только 7 – 8 % людей имеют к этому талант. А как определить, есть ли у человека талант предпринимателя и способен ли он вести собственный бизнес?
Поэтому мы решили провести своё исследование и ответить на следующие вопросы: Что такое предпринимательский талант и как его определить? Какими знаниями надо обладать для того, чтобы начать свой бизнес? Какие личные качества надо иметь начинающему предпринимателю, а если их нет, то какие качества и как их в себе развить? Очевидным для меня стал факт, что практически каждый мой ровесник желает заниматься в будущем своим бизнесом, но не знает и не умеет себя к этому готовить.
Необходимость разрешить указанную проблему определили актуальность данной проектной работы и обусловили выбор её темы:
Успешный предприниматель: кто он?
Цель исследовательской работы – выявление качеств, присущих успешным предпринимателям на основе анализа личностей известных предпринимателей России и мира, а так же предпринимателей поселка Хор и разработка рекомендаций по личностному бизнес - росту для сверстников.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
1) проанализировать биографии известных предпринимателей России, мира и посёлка Хор и выявить, каким образом они стали успешными предпринимателями.
2) провести анкетирование среди предпринимателей поселка Хор с целью выявления наиболее важных качеств личности для будущего предпринимателя;
3) проанализировать мотивы выбора предпринимательства как своего будущего среди обучающихся 8 – 10 классов МБОУ СОШ № 1 р. п. Хор;
4) обосновать собственные предложения по личностному бизнес - росту для сверстников.
Объект исследования: качества успешного предпринимателя.
Предмет исследования: формирование качеств успешного предпринимателя.
Теоретической основой исследования стали исследования лауреата Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Фридриха фон Хайека (1899—1984), который определил качества, необходимые для предпринимательства и рассматривал предпринимательство как характеристику поведения личности, а не вид деятельности человека [9]. В основу исследования нами положена гипотеза, исходящая из того, что при правильном подходе к своему личностному бизнес – росту возможно стать успешным предпринимателем в будущем.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач использовались методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в определении роли саморазвития в социальном становлении будущего предпринимателя.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована обучающимися для повышения образовательного уровня при изучении темы «Предпринимательская деятельность» по обществознанию в 8-м классе, результаты исследования могут быть полезны в профориентационном самообразовании.
Глава 1.
Роль образования и личных качеств в становлении предпринимателя
1.1. Известные предприниматели России и мира
Истории жизни и успеха известных и богатейших людей мира воспринимается как сказка о чудесах, которые сбываются наяву и становятся примером для подражания. Например, в дореволюционной России родоначальник фамилии Степан Абрикосов был крепостным, его семья поставляла сладости на барский стол. В 1804 году 64-летний Степан получил вольную и вскоре открыл артельное семейное производство в Москве. К началу XX века годовой оборот бизнеса составлял 2,5 млн. рублей. Другой потомок крепостных - Пётр Смирнов, его семья по праздникам варила и продавала вино, спустя некоторое время поставлял спиртное ко двору короля Швеции, открыл филиалы в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. [10].
Многие люди, которые смогли заработать более миллиарда долларов, не получали огромное состояние в наследство и не выигрывали в лотерею, все они начали свой бизнес практически с нуля. В мире не мало примеров успешных предпринимателей, которым завидуют, которыми восхищаются, на которых ровняются жители планеты, граждане, мечтающие о богатстве, славе, признании. Только ли эти причины подталкивают ежегодно людей на риск связанный с предпринимательской деятельностью. Уровень жизни граждан в нашей стране снижается, безработица растёт, в результате пенсионной реформы рабочие места будут дольше заниматься гражданами, вынужденными «доработать» до пенсии. Выходом может послужить индивидуальная частная деятельность. Так чей пример вдохновит и направит к успеху?
Фамилия |
Образование |
Личные качества |
Уоррен Эдвард Баффетт– бизнес-магнат, глава инвестиционно-финансового холдинга Berkshire Hathaway, автор учебных пособий, посвященных принципам вложения капитала, филантроп. В 2010 году он выступил с беспрецедентной инициативой. Он призвал мировых бизнес-лидеров принести так называемую «Клятву дарения», то есть подписать обязательство о том, что они будут тратить больше половины доходов на благотворительность. В 2016 году количество лиц, подписавших данный документ, достигло 154 (г. Омаха, США 30 августа 1930 (88 лет) |
В 1947 году молодой человек поступил в финансовую школу Пенсильванского университета, в 1949 году получил академическую степень бакалавра в области делового администрирования, к 1951 году Уоррен приобрел квалификацию магистра в области экономики. Кроме этого, он был вольным слушателем Нью-йоркского института финансов. |
необходимость достойного образования, вера в свои силы, умение проявить себя, ответственность, щедрость, нравственный долг, целеустремлённость, |
Айзек Зингер, изобретатель, промышленник разбогатевший на выпуске швейных машинок (Нью-Йорк, США 1811-1875 гг.) |
Юный Зингер не умел ни писать, ни читать, он решил зарабатывать на жизнь собственными руками. В 13 лет он начал зарабатывать деньги в качестве подмастерья механика, продолжал изобретать
|
обладал даром убеждения, обладал даром собирать вокруг, себя талантливых людей, оказался очень толковым для, своей эпохи маркетологом, желание проявить себя , абсолютная уверенность в своих силах, вера в осуществление мечты |
Акио Морита - основатель компании Sony (Япония)
|
Окончил в 1944 году Императорский университет Осаки с дипломом физика. |
целеустремленность, настойчивость, изобретательность, коммуникабельность, активность, энергичность, ответственность, японцы очень терпеливо относятся к потерям в начале деятельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды. |
Александр Изосимов, генеральный директор «Вымпелкома», «Билайн», возглавлял московский офис «Mars». Российский управленец, предприниматель, в 2009-2011 гг. генеральный директор компании VimpelCom, контролирующей крупные телекоммуникационные активы в странах СНГ (Россия 10 января 1964 года (55 лет) |
В 1981 году окончил физико-математическую школу. В семнадцать лет он приехал из далекого Якутска. После пяти лет учебы в Московском авиационном институте остался в аспирантуре. Случайно узнал об организации AIESEC, которая помогает студентам, обучающимся экономике и менеджменту, стажироваться за рубежом. Договорился о создании филиала этой организации в родном институте. Организовал студенческий обмен между МАИ и Израилем – а ведь тогда еще между нашими странами не было дипломатических отношений. |
профессионализм, энергичность, образованность, инициативность, трудолюбие |
Амар Боуз, американский предприниматель-меломан и бывший профессор Массачусетского технологического института. Основатель империи с полуторамиллиардным товарооборотом, 12 тысячами сотрудников в США, Европе, Канаде, Австралии, Азии и Южной Америке, шестью фабриками, 17 филиалами и сотней магазинов по всему миру. (1929 г. Филадельфия) |
Увлекся электроникой в 13 лет, его смышленый сын вместе с одноклассниками ремонтировал за деньги игрушечные железные дороги сверстников и радиоприемники их родителей, таким образом материально поддерживая маму и папу. Смастерил из старой масляной горелки кустарный телевизор. Поступил в Массачусетский технологический институт (MIT), с дипломом инженера-электронщика Боуз год стажировался в лаборатории «Philips» в Эйндховене (Нидерланды). Защитил диссертацию по теории нелинейных систем в MIT и там же получил профессорскую ставку. Обладал рядом патентов и собственных теоретических разработок по новой дисциплине, изучающей проблемы восприятия звука – психоакустике. |
стремление к технологическому совершенству и инновациям, практический опыт, самообразование, стремление к достижению поставленной цели, трудолюбие, желание проявить себя, бережливость |
1.2. Известные предприниматели п. Хор
Не могу не сказать несколько слов о предпринимателях родного посёлка, особенно о тех, кто стоял у истоков Хорского предпринимательства 1990-х годов. Вера Петровна Песегова, которую в поселке Хор знает каждый, была как раз в числе пионеров частного предпринимательства. Не однажды хотелось ей бросить все и уйти от неразрешимых проблем, которые то и дело подкидывал современный рынок, но всякий раз что-то останавливало. По ее собственному выражению, этим «что-то» были неистребимая жажда творчества и желание проявить себя. Так постепенно налаживалась работа ее предприятий, создавался ресторан, с его интерьером и мебелью.
Из воспоминаний Песеговой В. П.: «Честно скажу, что в коммерческой деятельности главными для меня были и остаются свобода, возможность делать все так, как хочу только я. Задумала, сделала, получилось, и ни от кого тебе ничего не нужно, лишь бы не мешал никто, не придумывал все новые и новые препятствия». Совсем недавно Вера Петровна запустила свой новый проект - магазин – кухня «Светлый». Не случайно жизненным кредо Песеговой В. П. являются слова: «Ставь перед собой большую цель, и тогда непременно в неё попадешь!» [6].
Магазин «Анастасия» и кафе «Диана» в п. Хор знают все. Также многим в поселке известны их хозяева - частные предприниматели Валерий Андреевич и Надежда Ивановна Палкины. Биография четы Палкиных богатая, людям известная. Супруги Палкины одними из первых в нашем поселке основали своё дело. Оба выдержанны, терпеливы, умеющие думать и анализировать, любящие аккуратность и обязательность, обладают хорошим вкусом. Благодаря этим качествам супругам Палкиным удалось развиться в бизнесе, устоять на ногах в трудные годы становления и кризиса.
Одним из первых специализированных строительных и хозяйственных магазинов в посёлке является магазин «Стройка». Частный предприниматель Дедков Анатолий Иванович, начинал в небольшом помещении, арендованном в общежитии Хорского Гидролизного завода. Выкупив старое здание бывшей котельной, отремонтировав и построив складские и вспомогательные помещения начал расширять ассортимент товаров. Спрос на разнообразную строительную продукцию, товары для ремонта и обслуживания бытовых помещений, приборов и оборудования долгое время удовлетворялся деятельностью этого предприятия, кроме того, были созданы рабочие места. Работники этого магазина трудятся с Анатолием Ивановичем много лет и отмечают среди его главных деловых качеств опыт, обязательность, отсутствие снобизма, целеустремлённость и практичность.
Мезин Александр Иванович, предприниматель, на рынке более 20 лет, открыл сеть магазинов по продаже мебели, начав с небольшого цеха по производству мебели. В данный момент на территории поселения успешно функционирует его торговый центр. В п. Переяславка магазин Александра Ивановича успешно конкурировал с другими подобными учреждениями и добился успеха благодаря грамотной экономической политике и умению видеть перспективу. Доступные цены при надлежащем качестве, расширение ассортимента, сотрудничество с другими популярными производителями делают его продукцию привлекательной, а хозяйство стабильным. Александр Иванович образован, начитан, имеет огромный энтузиазм и уверенность в успехе. Имеет глубокие знания законов и профильных документов. В общении с людьми подчёркнуто вежлив, с подчинёнными требователен.
Заканчивая первую главу, делаем вывод о том, что основным качеством, необходимым для успешного бизнесмена является умение видеть возможности раньше других. Очень важно для успешной предпринимательской деятельности постоянно заниматься самообразованием, применять свои знания на практике, планировать свою деятельность, иметь огромное желание проявить себя, испытывать жажду деятельности, кроме того необходимо уметь общаться и находить общий язык с людьми. Успешная предпринимательская деятельность во многом зависит от того, насколько предприниматель сумеет использовать свои деловые качества, интуицию, этот человек обязательно должен быть лидером своего коллектива, который не боится брать на себя ответственность [4 ]
Заканчивая раздел можно сделать вывод о том, что качествами, необходимыми для успешного бизнесмена являются – умение применять на практике свои знания, постоянно заниматься самообразованием, уметь общаться и находить общий язык с людьми, планировать свою деятельность от задумки до конечного результата, а также неистребимая жажда творчества и желание проявить себя.
Глава 2. Успешный предприниматель: кто он?
2.1. Необходимые качества для успешности бизнесмена с точки зрения предпринимателей р. п. Хор
Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[1 ]
Бесспорно, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, необходимы определённые знания, навыки и личностные качества. А они не являются генетически наследуемыми, то есть формируются в процессе развития и саморазвития личности. Но какие качества надо развить в себе в первую очередь? Задумавшись над этим вопросом, мы обратились к предпринимателям посёлка Хор, то есть к тем людям, которые на практике проверили, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным предпринимателем [2 ]
Нами было опрошено 8 предпринимателей посёлка Хор. Им было предложено проанализировать личностные качества с точки зрения того, насколько они важны для успеха в предпринимательской деятельности. Вопросы представлены в таблице 1: Таблица 1
№ |
Качества успешного предпринимателя |
Баллы |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Способность к творчеству, креативность |
|
|
|
2 |
Умение проявить себя |
|
|
|
3 |
Образованность, профессионализм |
|
|
|
4 |
Способность рисковать |
|
|
|
5 |
Ориентированность на достижение цели. |
|
|
|
6 |
Ответственность |
|
|
|
7 |
Желание иметь много денег |
|
|
|
8 |
Готовность к непредвиденным ситуациям |
|
|
|
9 |
Организованность и пунктуальность |
|
|
|
10 |
Опора на собственные силы |
|
|
|
11 |
Терпение и выдержка |
|
|
|
12 |
Желание и готовность рискнуть |
|
|
|
13 |
Уверенность в своих силах, упорство в преодолении трудностей |
|
|
|
14 |
Стремление к лидерству |
|
|
|
15 |
Сильная потребность чего-то достичь, амбициозность |
|
|
|
1 балл - наиболее важные для успеха качества
2 балла - важные для успеха качества
3 балла - наименее важные для успеха качества
Ответы предпринимателей нашего посёлка нами были проранжированы следующим образом (Таблица 2).
Таблица 2
наиболее важные для успеха качества |
важные для успеха качества |
наименее важные для успеха качества |
Образованность и профессионализм -8 чел; Ответственность– 8 чел; Готовность к непредвиденным ситуациям -6 чел; Организованность и пунктуальность– 8 чел; Опора на собственные силы– 7 чел; Терпение и выдержка– 7 чел; Уверенность в своих силах, упорство в преодолении трудностей– 8 чел; Умение проявить себя – 6 чел; Ориентированность на достижение цели – 4 чел; Желание и готовность рискнуть – 2 чел; Стремление к лидерству – 4чел; Сильная потребность чего-либо достичь, амбициозность – 3чел; Способность рискнуть – 3чел; Способность к творчеству, креативность – 3 чел; Желание иметь много денег – 1 чел; |
Способность к творчеству, креативность – 6 чел; Умение проявить себя – 4чел; Способность рискнуть – 3 чел; Желание иметь много денег – 3 чел; Желание и готовность рискнуть – 1чел; Стремление к лидерству – 1чел; Сильная потребность чего-либо достичь, амбициозность– 2 чел; Ориентированность на достижение цели – 1чел; Готовность к непредвиденным ситуациям -2 чел; Опора на собственные силы – 1чел; Терпение и выдержка – 3чел;
|
Ориентированность на достижение цели – 3чел; Желание иметь много денег – 2чел; Желание и готовность рискнуть – 4 чел; Стремление к лидерству – 4 чел; Сильная потребность чего-либо достичь, амбициозность – 2чел; Способность рискнуть – 2 чел;
|
Результат в диаграмме:
Заканчивая раздел, делаем вывод. На основе проведённого исследования нами был сделан вывод о том, что к числу наиболее важных для успеха качеств деловые люди относят: образованность и профессионализм, ответственность, организованность и пунктуальность, опора на собственные силы, терпение и выдержка, уверенность в своих силах, упорство в преодолении трудностей, важными качествами является способность к творчеству, креативность и умение проявить себя. Судя по результатам, одного лишь желания иметь много денег или способности рискнуть совсем недостаточно для успешной предпринимательской деятельности.
Выявленные личностные характеристики не относятся к являются генетически приобретенными, человек вырабатывает их в процессе предпринимательской деятельности. Их наличие зависит от личности конкретного человека, его потребностей, среды, профессиональных навыков и если человек понимает, что для более успешной деятельности ему не хватает определенных качеств, он будет работать над собой и увлекать других.
-
Потенциальные предпринимательские способности обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ № 1 р. п. Хор
Если исходить из того, что только 7 - 10% населения имеют предпринимательские способности, то можно сказать, что из 26 учеников нашего 8б класса примерно 3человека, из 8а класса – соответственно 2 человека являются потенциальными предпринимателями. Поэтому мы решили выяснить, кто из них будущие «акулы рынка», а если некоторые личностные качества у них не достаточно несовершенны, то можно ли их развить, чтобы в будущем стать предпринимателем. Данное предположение было проверено нами с помощью трёх тестов – опросников.
Тест №1 Можете ли вы добиться успеха?
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите те варианты ответов на них, которые больше всего соответствуют вашим личным представлениям и привычкам.
Вопросы:
1. Что бы предпочли:
а) быть капитаном торгового судна; б) стать космонавтом; в) быть музыкантом?
2. Если вы увидите человека в опасности:
а) броситесь спасать его даже с риском для жизни б) лихорадочно обдумываете все возможные пути его спасения в) зовете еще кого-нибудь на помощь?
3. Какую игру вы предпочитаете:
а) в карты; б) в домино; в) разгадывание кроссвордов?
4. Когда звонит телефон, вы сразу думаете, что...
а) это деловой звонок; б) о вас вспомнил приятель; в) случилось какое -то несчастье ?
5. Если пожилой человек что-либо рассказывает вам, вы...
а) интересуетесь подробностями ; б) скучаете; в) прерываете его или уходите?
6. Если вы находитесь в обществе знакомых, вы...
а) от души развлекаетесь; б) скучаете; в) думаете о своем?
7. Если вы попали в трудное положение, вы...
а) советуетесь с друзьями; б) делитесь с родителями, родными;
в) никому ничего не рассказываете
8. Вы оказались вовлеченным в спор и ...
а) упорствуете, пока противники не отступят; б) ищите решение, устраивающее всех (компромисс) в) уступаете перед упорством других?
9. Вы просыпаетесь утром и обычно чувствуете...
а) бодрость; б) зависть к тем, кто еще спит; в) готовность сразу идти учиться?
10. Свое свободное время вы заполняете...
а) занятиями спортом; б)встречами с друзьями; в) чтением;
Анализ анкеты № 1 показал, что 45,2 % опрошенных обучающихся набрали от 70 – 100 баллов, что характеризует их как людей, обладающих личностными качествами, располагающими к предпринимательской деятельности. У обучающихся данной группы есть способности позволяющие добиться успеха в жизни и не остаться без работы. В их характере сочетаются эмоции и разум, личные интересы и общественные, готовность к действию и размышление. 55 % набрали от 35 – 69 баллов. Эта группа опрошенных обладает качествами, необходимыми для того, чтобы утвердиться в обществе, на работе, но им необходимо научиться лучше контролировать себя, не допускать непродуманных действий и не создавать конфликтных ситуаций, т. к. иначе это может сказаться на отношении с коллегами на работе.
Тест №2. Тест для выявления предрасположенности к предпринимательской деятельности. На вопросы отвечать «Да» или «Нет».
1. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого- то ещё.
2. Я никогда не пойду на такую работу, где много поездок.
3. Если бы я стал играть, то никогда бы не делал малых ставок.
4. Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью идей.
5. Никогда не брошу работу, не будучи уверенным, что есть другая.
6. Я не склонен пойти на риск, чтобы расширить свой кругозор.
7. Зная, что какое-то конкретное дело может кончиться неудачей, я не стал бы вкладывать в него средства, даже зная, что барыш может оказаться очень велик.
8. Хотел бы испытывать в жизни как можно больше.
9. Не ощущаю в себе особой потребности в возбуждающих событиях.
10. Я не обладаю большой энергией.
11. Я могу без труда порождать множество прибыльных идей.
12. Я бы никогда не стал спорить на сумму, которой в данный момент не располагаю.
13. Мне нравится предлагать новые идеи или концепции, когда реакция на них непредсказуема или неясна.
14. Я готов участвовать лишь в таких сделках, которые достаточно ясны и определены.
15. Менее надёжная работа с большим доходом меня привлекает меньше, чем более надёжная работа со средним доходом.
16. По характеру я не очень независим.
Анализ теста № 2 показал, что из 31 опрошенного обучающегося только один имеет приближённое количество баллов к положительному значению, остальные склонностью к предпринимательской деятельности не располагают.
Тест №3. Каков ваш потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса?
В каждом из пунктов найдите то определение ваших качеств, которое, на ваш взгляд, более всего подходит. Пункты:
1. Инициатива:
а) ищет дополнительные задания, очень искренний
б) находчив, смекалист при выполнении задания
в) выполняет необходимый объём работ без указаний руководства
г) безынициативный, ждёт указаний.
2. Отношение к другим:
а) позитивное начало, дружелюбное отношение к людям
б) приятный в общении, вежливый
в) иногда с ним трудно работать
г) сварливый и некоммуникабельный.
3. Лидерство:
а) сильный, внушает уверенность и доверие
б) умело отдаёт эффективные приказы в) ведущий г) ведомый.
4. Ответственность:
а) проявляет ответственность при выполнении поручений
б) соглашается с поручениями, хотя и не без протеста
в) неохотно соглашается с поручениями
г) уклоняется от любых поручений.
5. Организаторские способности:
а) очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке
б) способный организатор
в) средние организаторские способности
г) плохой организатор.
6. Решительность:
а) быстрый и точный
б) основательный и осторожный, осмотрительный
в) быстрый, но часто делает ошибки
г) сомневающийся и боязливый.
7. Упорство:
а) целеустремлённый, его нелегко обескуражить трудностями
б) предпринимает постоянные усилия
в) средний уровень упорства и решимости
г) почти никакого упорства.
Анализ теста № 3 показал, что отличный потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса имеют 13 человек – 42 %, очень хороший – 52 %, 2 человека – 6,5 %.
Заканчивая главу, делаем вывод. На основе проведённого исследования нами был сделан вывод о том, что около половины опрошенных учащихся теоретически имеют предрасположенность к предпринимательской деятельности, однако следует заметить, что часть результатов используемых диагностик вошли в конфликт - 14 опрошенных имеют низкий результат теста № 2 при высоких показателях анкеты № 1 и теста № 3 – 45,2 %. Этот факт говорит о том, что для более глубокого определения предрасположенности к предпринимательской деятельности, например с целью профориентационной работы, необходимо дополнительное изучение существующих измерительных материалов, в этом видится для меня перспектива, продолжение исследовательской деятельности.
Глава 3. Рекомендации по созданию индивидуальной модели саморазвития предпринимательских качеств
Предпринимательство — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предполагает наличие у её субъектов определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. Для успешной деятельности и процветания в бизнесе от её участников требуется не только глубокие экономические знания, но и постоянная работа над развитием своих предпринимательских навыков.
Существует несколько моделей формирования и развития предпринимательских навыков. Наиболее распространённая в информационной среде современная модель содержит следующие критерии [11]:
• стратегическое мышление — умение мыслить стратегически, дальновидно и на этой основе принимать правильные решения. Одно из ключевых требований к бизнесмену включает три группы качеств: ум, умение генерировать идеи, умение принимать решения;
• профессиональная компетентность — профессиональные знания и умения в бизнесе, опыт предпринимательской деятельности. Важна и общая политическая культура, т.е. умение понять и учесть интересы страны, а также интересы коллектива;
• предприимчивость — умение выбирать правильную тактику деятельности, извлечь выгоду, способность к риску, деловая хватка;
• организаторские способности и личная организованность — способность управлять собой, способность жить и действовать по системе;
• нравственные качества — во-первых, духовный потенциал личности; во-вторых, этика поведения в обществе; в-третьих, этика поведения в бизнесе;
• работоспособность — физический и эмоционально-волевой потенциал: здоровье, уровень работоспособности, способность действовать и работать.
Мы считаем, 16 - 20 лет – это идеальный возраст для бизнес - старта, когда ты молод, полон сил и энергии. Останавливает отсутствие ресурсов и денег, но попробовать свои силы всё же можно. Нам представляется, что даже если тестирование не показало, что подросток имеет способности к предпринимательской деятельности, необходимые качества можно в себе развить, так как предрасположенность к бизнесу не генетическая закономерность, а результат социализации. Ключевыми для будущего предпринимателя качествами являются самостоятельность, умение планировать свою деятельность, просчитывать её последствия, коммуникативность и креативность, а их можно развить в себе.
Поэтому, изучив экономическую, психологическую литературу, я разработала для себя модель саморазвития предпринимательских качеств. (Приложение 4). Во-первых, прошла диагностику на выявление предпринимательских способностей с помощью специальных тестов (Приложение 2). Проанализировала вместе с родителями, возможности обучения, в том числе интерактивного, предпринимательству. Нашла интересные интернет – ресурсы с интерактивными играми, бизнес-симуляциями, тренингами, кейсами. Интернет - технологии настолько изменили мир, что минимальный возраст будущего миллионера ограничивает, по сути, только законодательство. Успешный бизнес может начаться с одного мобильного приложения, компьютерной программы или даже видеоблога. Например, Кристофер Тейт, выучил HTML в 4 года, а в 17 запустил сайт фото-сток, который на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире.
Выяснила, что в крае реализуется федеральная программа «Ты – предприниматель». Стоит отметить, что Хабаровский край единственный из субъектов Дальневосточного федерального округа, который взял на себя этот проект. https://molpred27.ru/ Участие в программе «Ты - предприниматель» дает уникальный шанс бесплатно обучиться основам создания и ведения бизнеса. За время курса молодые люди под руководством профессионалов создадут свою бизнес-идею и бизнес-модель, а после - воплотят её в жизнь. Помимо бесплатного прохождения образовательного курса у лучших специалистов края, потенциальные предприниматели могут: воспользоваться консультационными услугами; получить помощь в регистрации бизнеса; принять участие во всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России». Заинтересовавшись этим проектом, я решила попробовать свои силы и начать обучение.
Проделанная работа научила меня самостоятельному поиску, сбору и анализу информации, помогла понять, в каком направлении двигаться и создать собственную модель саморазвития предпринимательских качеств. Для себя сделала вывод, что помимо спорта, который помогает мне становиться самостоятельной и уверенной в себе, мне необходимо развиваться творчески, учиться креативно мыслить через учебно-познавательную деятельность: внеучебные мероприятия, конкурсы, выступлениях с проектами на конференциях, обучение на интернет-площадках.
Заканчивая главу, я хочу предложить свою модель саморазвития предпринимательских качеств (Приложение 4)
Выявить с помощью специалистов и самопознания свои склонности и интересы к предпринимательской деятельности.
Проанализировать образовательные программы по обучению будущих предпринимателей, доступные для себя.
Найти возможность практически попробовать свои силы в предпринимательской деятельности в рамках образовательной программы под руководством специалистов.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована обучающимися для повышения образовательного уровня при изучении темы «Предпринимательская деятельность» по обществознанию в 8-м классе, результаты исследования могут быть полезны в профориентационном самообразовании.
Заканчивая главу, хочу сделать вывод о том, что каждому 8 – класснику надо уже сейчас задуматься о дальнейшем образовании после школы и пробовать себя в различных конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, чтобы в конечном итоге найти своё место в жизни и самореализоваться.
Заключение
Работая над исследованием, я поняла для себя, каким должен быть успешный предприниматель и с чего мне надо начать путь по саморазвитию в этом направлении. В этом мне помогло общение с предпринимателями посёлка Хор, изучение дополнительной литературы и самоанкетирование.
В основу исследования нами положена гипотеза, исходящая из того, что при правильном подходе к своему личностному бизнес – росту возможно стать успешным предпринимателем в будущем. Гипотеза была нами подтверждена, но для себя мы определили дальнейшую работу по отбору более объективных методик исследования предпринимательских способностей у обучающихся, а также наметили планы совместной работы со школьным психологом, специалистами из диагностического центра на базе Хабаровской академии экономики и права.
На данный момент я разработала модель саморазвития предпринимательских качеств. (Приложение 4), прошла диагностику на выявление предпринимательских способностей с помощью специальных тестов (Приложение 2). Проанализировала вместе с родителями, возможности обучения, в том числе интерактивного, предпринимательству. Нашла интересные интернет – ресурсы с интерактивными играми, бизнес-симуляциями, тренингами, кейсами. Интернет - технологии настолько изменили мир, что минимальный возраст будущего миллионера ограничивает, по сути, только законодательство. Успешный бизнес может начаться с одного мобильного приложения, компьютерной программы или даже видеоблога. Например, Кристофер Тейт, выучил HTML в 4 года, а в 17 запустил сайт фото-сток, который на сегодняшний день является одним из крупнейших в мире.
Выяснила, что в крае реализуется федеральная программа «Ты – предприниматель». Стоит отметить, что Хабаровский край единственный из субъектов Дальневосточного федерального округа, который взял на себя этот проект. https://molpred27.ru/ Участие в программе «Ты - предприниматель» дает уникальный шанс бесплатно обучиться основам создания и ведения бизнеса. За время курса молодые люди под руководством профессионалов создадут свою бизнес-идею и бизнес-модель, а после - воплотят её в жизнь. Помимо бесплатного прохождения образовательного курса у лучших специалистов края, потенциальные предприниматели могут: воспользоваться консультационными услугами; получить помощь в регистрации бизнеса; принять участие во всероссийском конкурсе «Молодой предприниматель России». Заинтересовавшись этим проектом, я решила попробовать свои силы и начать обучение, в котором мне помогут студенты – первокурсники Хабаровской академии экономики и права, выпускники ХСШ №1 2018 года.
Проделанная работа научила меня самостоятельному поиску, сбору и анализу информации, помогла понять, в каком направлении двигаться и создать собственную модель саморазвития предпринимательских качеств. Для себя сделала вывод, что помимо спорта, который помогает мне становиться самостоятельной и уверенной в себе, мне необходимо развиваться творчески, учиться креативно мыслить через учебно-познавательную деятельность: внеучебные мероприятия, конкурсы, выступлениях с проектами на конференциях, обучение на интернет-площадках.
Библиографический список
1. Бусыгин А. В. Предпринимательство. – М.: Дело, 1999.
2. Грецев. А. «Выбираем профессию. Советы практического психолога». СПб 2006г.
3. Индивидуальные предприниматели: правовые основы деятельности, учет,
налогообложение – М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2003.
4. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 2.
5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., Вако, 2006. – 288 с.
6. Предпринимательство: под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б.
Поняка, проф. Швандара (3-е изд.) – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. М.: «Генезис», 2003.
8. Энциклопе ия для детей. Выбор профессии. ЗАО Детское издательство «Аванта +». – М.,2003.
9. Хайек Ф., Конкуренция капитала, процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения. 1939. - №12
10. https://secretmag.ru/trends/players/drevnie-predprinimateli.htm
11. https://psihologia.biz
Приложение 1
Анкета
Предпринимателям предлагается проанализировать личностные качества с точки зрения того, насколько они важны для успеха в предпринимательской деятельности
№ |
Качества успешного предпринимателя |
Баллы |
||
1 |
2 |
3 |
||
1 |
Способность к творчеству, креативность |
|
|
|
2 |
Умение проявить себя |
|
|
|
3 |
Образованность, профессионализм |
|
|
|
4 |
Способность рисковать |
|
|
|
5 |
Ориентированность на достижение цели. |
|
|
|
6 |
Ответственность |
|
|
|
7 |
Желание иметь много денег |
|
|
|
8 |
Готовность к непредвиденным ситуациям |
|
|
|
9 |
Организованность и пунктуальность |
|
|
|
10 |
Опора на собственные силы |
|
|
|
11 |
Терпение и выдержка |
|
|
|
12 |
Желание и готовность рискнуть |
|
|
|
13 |
Уверенность в своих силах, упорство в преодолении трудностей |
|
|
|
14 |
Стремление к лидерству |
|
|
|
15 |
Сильная потребность чего-то достичь, амбициозность |
|
|
|
1 балл - наиболее важные для успеха качества
2 балла - важные для успеха качества
3 балла - наименее важные для успеха качества
Приложение 2
Анкета. Обучающимся предлагается проанализировать свои личностные качества с точки зрения того, насколько вы способны к предпринимательской деятельности
Тест №1 Можете ли вы добиться успеха?
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите те варианты ответов на них, которые больше всего соответствуют вашим личным представлениям и привычкам. Вопросы:
1. Что бы предпочли: а) быть капитаном торгового судна; б) стать космонавтом; в) быть музыкантом?
2. Если вы увидите человека в опасности: а) броситесь спасать его даже с риском для жизни
б) лихорадочно обдумываете все возможные пути его спасения в) зовете еще кого-нибудь на помощь?
3. Какую игру вы предпочитаете: а) в карты; б) в домино; в) разгадывание кроссвордов?
4. Когда звонит телефон, вы сразу думаете, что...
а) это деловой звонок; б) о вас вспомнил приятель; в) случилось какое -то несчастье ?
5. Если пожилой человек что-либо рассказывает вам, вы...
а) интересуетесь подробностями ; б) скучаете; в) прерываете его или уходите?
6. Если вы находитесь в обществе знакомых, вы... а) от души развлекаетесь; б) скучаете; в) думаете о своем?
7. Если вы попали в трудное положение, вы... а) советуетесь с друзьями; б) делитесь с родителями, родными;
в) никому ничего не рассказываете
8. Вы оказались вовлеченным в спор и ... а) упорствуете, пока противники не отступят; б) ищите решение, устраивающее всех( компромисс) в) уступаете перед упорством других?
9. Вы просыпаетесь утром и обычно чувствуете... а) бодрость; б) зависть к тем, кто еще спит; в) готовность сразу идти учиться?
10. Свое свободное время вы заполняете... а) занятиями спортом ; б)встречами с друзьями; в) чтением;
Ключ
|
Оценка вопросов |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
А |
10 |
5 |
5 |
3 |
10 |
10 |
3 |
5 |
10 |
5 |
Б |
5 |
10 |
10 |
10 |
3 |
3 |
5 |
10 |
3 |
10 |
В |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
10 |
3 |
5 |
3 |
Результаты.
70-100 баллов.У вас есть возможность добиться успеха в жизни и не остаться без работы .В вашем характере
сочетаются эмоции и разум, личные интересы и общественные , готовность к действию и размышление.
35-69 баллов. Вы обладаете качествами, необходимыми для того ,чтобы утвердиться в обществе, работе.
Но вам нужно научиться лучше контролировать себя и не допускать , чтобы ваши действия были непродуманными,
носили конфликтный характер. Иначе это может сказаться на отношении к вам на работе.
30-34 баллов.Вам нужна большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только так вы сможете
стать нужным специалистом, работником.
Тест №2. Тест для выявления предрасположенности к предпринимательской деятельности
На вопросы отвечать «Да» или «Нет».
Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого- то ещё.
Я никогда не пойду на такую работу, где много поездок.
Если бы я стал играть, то никогда бы не делал малых ставок.
Мне нравится улучшать свою жизнь с помощью идей.
Никогда не брошу работу, не будучи уверенным, что есть другая.
Я не склонен пойти на риск, чтобы расширить свой кругозор.
Зная, что какое-то конкретное дело может кончиться неудачей, я не стал бы вкладывать в него средства, даже зная, что барыш может оказаться очень велик.
Хотел бы испытывать в жизни как можно больше.
Не ощущаю в себе особой потребности в возбуждающих событиях.
Я не обладаю большой энергией.
Я могу без труда порождать множество прибыльных идей.
Я бы никогда не стал спорить на сумму, которой в данный момент не располагаю.
Мне нравится предлагать новые идеи или концепции, когда реакция на них непредсказуема или неясна.
Я готов участвовать лишь в таких сделках, которые достаточно ясны и определены.
Менее надёжная работа с большим доходом меня привлекает меньше, чем более надёжная работа со средним доходом.
По характеру я не очень независим.
Ключ:
«Да»- 1 балл: 1, 3, 4, 8, 11, 13, 15.
«Нет» - 1 балл: 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16.
Если сумма баллов больше 13, то вы располагаете склонностью к предпринимательской деятельности.
Тест №3.
Каков ваш потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса?
В каждом из пунктов найдите то определение ваших качеств, которое, на ваш взгляд, более всего подходит. Пункты:
1. Инициатива:
а) ищет дополнительные задания, очень искренний
б) находчив, смекалист при выполнении задания
в) выполняет необходимый объём работ без указаний руководства
г) безынициативный, ждёт указаний.
2. Отношение к другим:
а) позитивное начало, дружелюбное отношение к людям
б) приятный в общении, вежливый
в) иногда с ним трудно работать
г) сварливый и некоммуникабельный.
3. Лидерство:
а) сильный, внушает уверенность и доверие
б) умело отдаёт эффективные приказы в) ведущий г) ведомый.
4. Ответственность:
а) проявляет ответственность при выполнении поручений
б) соглашается с поручениями, хотя и не без протеста
в) неохотно соглашается с поручениями
г) уклоняется от любых поручений.
5. Организаторские способности:
а) очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке
б) способный организатор
в) средние организаторские способности
г) плохой организатор.
6. Решительность:
а) быстрый и точный
б) основательный и осторожный, осмотрительный
в) быстрый, но часто делает ошибки
г) сомневающийся и боязливый.
7. Упорство:
а) целеустремлённый, его нелегко обескуражить трудностями
б) предпринимает постоянные усилия
в) средний уровень упорства и решимости
г) почти никакого упорства.
Сравните найденные вами определения ваших качеств с ключом и суммируйте полученные вами баллы.
Ключ:
Определение «а» - 4 балла
Определение «б» - 3 балла
Определение «в» - 2 балла
Определение «г» -1 балл.
Диагноз:
Если вы набрали от 25 до 28 баллов, то оценка вашего потенциала владения и управления собственным делом может быть отличной; от21 до 24 баллов - очень хорошей, от 17 до 20 баллов - хорошей; от 13 до 16 баллов - средней, от 7 до 12 баллов - плохой.
Консультация психолога.
Если ваши деловые качества оказались средними, а тем более плохими, то вам, видимо, не стоит открывать своё дело. Скорее всего, вы найдёте своё призвание, будучи наёмным работником.
Приложение 3
Оценочный лист. Тестирование на выявление предпринимательских способностей.
ФИ_______________________________________________________
Возраст___________________________________________________
Школа____________________________________________________
Тест №1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы:___________________________________________________________________
Тест№2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
баллы |
Выводы___________________________________________________________________
Тест№3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
баллы |
Выводы___________________________________________________________________
Приложение 4
Модель саморазвития предпринимательских качеств.
Выявить с помощью специалистов и самопознания свои склонности и интересы к предпринимательской деятельности (Приложение 4)
Проанализировать образовательные программы по обучению будущих предпринимателей, доступные для себя (элективные курсы в школе, а также Краевая программа «Ты - предприниматель» https://molpred27.ru/)
Найти возможность практически попробовать свои силы в предпринимательской деятельности в рамках образовательной программы под руководством специалистов (в том числе в рамках программы «Ты - предприниматель» https://molpred27.ru/)