Исследовательский проект по окружающему миру «Здоровый сон и сновидения» (1–4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Краевое Государственное Автономное Общеобразовательное Учреждение
"Краевой центр образования"
Окружающий мир
Исследовательская работа
Тема: Здоровый сон и сновидения
Автор работы:
Григоренко Семён Алексеевич, 4.10 класса
Руководитель:
Орехова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов
Хабаровск
2018 год
Содержание
Введение |
3 |
Основная часть |
4-8 |
|
4 |
|
4-5 |
|
5-6 |
|
7-8 |
Практическая часть |
8-11 |
3.1 Анкетирование одноклассников |
8-10 |
3.2 Самонаблюдение |
10-11 |
3.3 Толкование сновидений по рисункам |
11 |
Заключение |
12 |
Список используемых источников |
13 |
Приложения |
14-15 |
Введение
Каждый день, на всей планете
Ночью спать ложатся дети.
Вместе с ними спят игрушки,
Книжки, зайцы, погремушки.
Только фея сна не спит
Над Землей она летит
Дарит детям сны цветные,
Интересные, смешные…
Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. Мои друзья рассказывают о своих снах: то они супергерои, то они рыцари или принцессы и т.п. Одни говорят, что спят мало и приходят в школу с плохим настроением, другие, что спят достаточно и чувствуют себя бодрыми и активными. Так каким должен быть наш сон и откуда возникают сны, которые мы видим?
Гипотеза: хороший сон и приятные сновидения положительно влияют на здоровье ребенка, его настроение и успеваемость.
Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье и деятельность ребенка.
Объект исследования – структура и параметры сна.
Предмет исследования – сон и сновидения моих одноклассников.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Узнать о значении сна в жизни человека.
Определить параметры здорового сна.
Изучить природу сна и сновидений.
Составить рекомендации для одноклассников.
Методы исследования:
Изучение и обобщение
Анкетирование
Анализ
Основная часть
2.1 Что такое сон
Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности (день/ночь).
Функции сна:
сон способствует активному росту молодого организма;
обеспечивает отдых организма;
организм запасается энергией;
сон восстанавливает функции нервной системы;
способствует переработке и хранению информации;
восстанавливает иммунитет;
происходит самоочищение организма от продуктов обмена;
восстановление работы мозга, отдых.
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.
2.2. Структура сна
Сон – это циклическое явление, составляющее около 7-8 часов в сутки, в течение которого проходит 4-5 циклов. Каждый цикл составляет две фазы: медленного (около 75%) и быстрого (около 25%) сна.
Во время медленного сна (сразу после засыпания) в человеческом организме понижается температура, понижается обмен веществ, замедляются сердечный ритм и дыхание, расслабляются мышцы, глазные яблоки под закрытыми веками совершают плавные, медленные движения, возрастает выработка гормона роста. Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме.
Фаза медленного сна делится на четыре стадии:
первая – процесс засыпания (дремота), 5 минут;
вторая – неглубокий сон, 20 минут;
третья и четвертая – погружение в глубокий и крепкий сон (основной физический отдых организма), 60 минут.
Во время быстрого сна (через 1–1,5 часа после засыпания, длится
10-15 минут) активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз. И как раз за это время спящий видит сновидения. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга.
Продолжительность быстрого сна в последних циклах, к концу ночи, увеличивается, а медленного – сокращается.
2.3 Параметры здорового сна
Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.
Сколько же должны спать дети, чтобы чувствовать себя утром бодро?
Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.
Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;
от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;
с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;
с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справится со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
На высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом состоянии. Для повышения качества сна желательно соблюдать следующие правила:
В комнате должно быть тихо (отсутствуют посторонние звуки, выключены музыка, телевизор).
В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне.
Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
Рекомендуется небольшая прогулка.
Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ.
Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
Выполнение этих нетрудных правил обеспечит каждому ребенку здоровый и полноценный сон. Организм восстановится полностью, будет здоровым и бодрым. Школьники будут хорошо усваивать учебный материал, радовать своих родителей успехами в учебе и спорте.
Таким образом, достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья и восстановления работоспособности.
2.4 Сновидения и их толкование.
Испокон веков люди задавались вопросом о том, зачем снятся сны? Что они значат и как их разгадать? Этот вопрос был актуален еще в древних племенах и тревожил умы старейшин, которые различными способами пытались придавать значение сновидениям и трактовали их. Раньше считалось, что сновидения – это послание богов и духов, и толкование сновидений считалось очень тяжелым делом, которым могли заниматься только жрецы и толкователи снов. Сны также не раз упоминаются в священных писаниях различных культур.
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древней Греции. Сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям во снах. Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.
В настоящее время сновидениями называют восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.
Некоторые люди утверждают, что не видят снов, но это далеко не так. Большую часть мы забываем: за ночь человек в среднем видит около 3-5 снов (имеется в виду сны, которые протекают в фазе быстрого сна, которые легко запоминаются). Проблема запоминания снов заключается как раз в том, что человек не ставит цель запомнить сны, не записывает их. Если человек ставит перед засыпанием себе установку на запоминание и последующую запись снов, то он наверняка запомнит, как минимум, один после пробуждения.
Определенные сновидения снятся определенным людям. Старшеклассникам снятся экзамены, маленьким детям – сказочные герои, миллионеру снится роскошь, а бедному – труд и работа. Сновидения сапожника никогда не приснятся ювелиру, а сновидения старика – маленькому мальчику.
Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные. Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком, а именно:
остатки событий прошедшего дня;
эмоции и чувства будущего события;
переживания человека;
восприятие отношений с людьми;
желания, не нашедшие реализации в жизнедеятельности.
Каким бы не был сон, он дает толчок проанализировать действия и понять, что в жизни на данный момент происходит не так.
Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.
Практическая часть
-
Анкетирование одноклассников
На следующем этапе работы я провел в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.
Для проведения письменного опроса были разработаны две анкеты, состоящие из вопросов, отражающих тему настоящего исследования (Приложение 1-2). Целью первой анкеты ставилось выяснить занятость ребенка перед сном, его продолжительность и самочувствие после сна. Целью второй анкеты ставилось определить периодичность и характер сновидений одноклассников. Время заполнения анкеты было неограниченно. В моем опросе приняли участие 22 ученика моего класса.
Результаты анкетирования сведены в наглядные таблицы № 1-2.
Таблица № 1
Во сколько ты ложишься спать? |
До 22:00 С 22:00 до 23:00 Позже 23:00 |
5 15 2 |
Во сколько ты просыпаешься? |
6:00 6:30 7:00 |
3 8 11 |
Твоё занятие перед сном? |
Чтение книги Просмотр телевизора Компьютерные игры Прием пищи |
4 11 6 1 |
Легко ли ты засыпаешь? |
Засыпаю быстро Не могу долго уснуть |
11 11 |
Как ты обычно просыпаешься? |
Просыпаюсь быстро и сразу встаю Медленно, лежу еще несколько минут |
6 16 |
Как ты чувствуешь себя после сна? |
Отлично, чувствую себя бодро Хорошо, но хочется спать Неважно, не выспался/не выспалась |
3 13 6 |
По итогам анкеты № 1 сделаны следующие выводы:
Мои одноклассники и я испытываем недостаток сна.
Перед сном дети всегда чем-нибудь занимаются, в основном просмотр телевизионных программ и компьютерные игры.
Большинство детей просыпаются медленно, чувствуют себя хорошо, но хотят спать.
Таким образом, чем позже засыпает ребенок, тем хуже он себя чувствует, т. к. не высыпается.
Таблица № 2
Снятся ли тебе сны? |
Да Нет |
21 1 |
Как часто ты видишь сновидения? |
Всегда Часто Редко Вообще не вижу |
2 11 9 1 |
Какие сны тебя снятся? |
Яркие, цветные Черно-белые Черно-белые и цветные |
16 2 4 |
Запоминаешь ли ты свои сновидения? |
Да Нет Иногда |
7 4 11 |
Можешь ли ты описать свой последний сон? |
Да Нет |
7 15 |
Согласно данных анкеты № 2 сделаны следующие выводы:
Всем моим одноклассникам снятся сновидения.
Не все дети запоминают свои сны.
Дети часто видят сновидения.
Большинство детей видят яркие, цветные сны.
Таким образом, из проведённого анкетирования можно сделать вывод, активность детей в течение дня, род занятий, их эмоции и переживания влияют на процесс сна и отражаются в их сновидениях.
Вывод: если правильно организовать свой сон, то нам будут сниться добрые, приятные и сказочные сны. А это принесет нам положительные эмоции и хорошее настроение. Качество сна и наши сновидения отражаются на нашем самочувствии.
3.2. Самонаблюдение
Изучив правила хорошего сна, я решил убедиться, что они действительно работают, т е если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим настроением и бодрым. Я провел такой эксперимент на себе. В течение рабочей недели я записывал свои наблюдения.
1 день.
Лег спать 22:30. Перед сном играл в видеоигры 30 минут. Комнату не проветривал, принял душ. Подъём в 6:30. Утром чувствовал себя неважно, хотелось спать. На уроках был невнимателен. Время сна 8 часов.
2 день.
Лег спать в 23:00. Был на занятиях в бассейне. Перед сном доделывал уроки. Попил чай с печеньем. Комнату проветрил, но душ не принял. Очень хотелось спать, уснул быстро. Проснулся в 6:40 и долго не хотел вставать. В школе был раздражителен, на уроках допускал ошибки. Время сна 7 часов 40 минут.
3 день.
Лег спать в 21:30. Перед сном поиграл с младшей сестрой и почитал ей книжку. Проветрил комнату, принял душ и выпил стакан молока. Уснул не сразу. Проснулся в 6:30. Время сна 9 часов. Утром чувствовал себя бодро, я выспался. Настроение хорошее.
4 день.
Лег спать в 22:00. Был на занятиях в бассейне. Комнату не проветривал, перед сном покушал. Хотелось спать, но решил посмотреть мультфильм и поэтому уснул не сразу. Проснулся в 6:30. Время сна 8 часов 30 минут. Утром не хотелось вставать. В школе был рассеянным и все время хотелось спать.
5 день.
Лег спать в 22:00. Перед сном поиграл в Лего. Принял душ, комнату проветривал, выпил стакан теплого молока. Уснул быстро и проснулся в 6:00 сам. Время сна 9 часов. Я выспался и проснулся с хорошим настроением.
Во время своего наблюдения сны я не видел.
Исследование показало, что:
Если ложиться спать поздно (после 22:00), перед сном посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры, то утром плохое самочувствие, хочется спать, и в школе невнимателен.
Если ложиться спать в 22:00, то засыпаешь быстро, а утром просыпаешься с хорошим настроением.
На своем опыте я понял, что важно правильно спланировать вечернее время отхода ко сну, и поэтому я рассказал об этом одноклассникам и сделал для них памятку с рекомендациями (см. Приложение).
3.3 Толкование снов по рисункам
Ребятам было предложено, по желанию, оформить свой сон в виде рисунка. По представленным работам я провел толкование снов при помощи сонника.
Заключение
В процессе исследовательской работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование, толкование сновидений одноклассников по их рисункам.
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Сон является наиболее важной частью нашей жизни. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, восстановления работоспособности.
Моя гипотеза верна. Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя бодро, мыслим ясно.
Список используемых источников
http://ya.snovidec.org/3/3_2-4.html
http://www.bayushki.ru/knowbot/dreams
http://sna-kantata.ru/snyatsya-li-detyam-snyi/
https://dreamsong.ru/25-facts-about-dreams
https://www.b17.ru/article/34305/
http://www.astromeridian.ru/sonnik/detskij_sonnik.html
http://popoff.donetsk.ua/text/psy/copy/freud/lection/9.html
https://psynavigator.ru/publikacii/interpretiruem-detskie-snovideniya-
http://felomena.com/sonnik/stati/teoriya/chto-takoe-son/
Приложение № 1
АНКЕТА
ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ N 1
подготовил Григоренко Семён группа 4-10
-
-
Во сколько ты ложишься спать?
-
До 22:00
С 22:00 до 23:00
Позже 23:00
-
-
Во сколько ты просыпаешься?
-
Укажи своё время подъёма ______________________
-
-
Твоё занятие перед сном?
-
Чтение книги
Просмотр телевизора
Компьютерные игры
Другое _______________________________________
-
-
Легко ли ты засыпаешь?
-
Засыпаю быстро
Не могу долго уснуть
-
-
Как ты обычно просыпаешься?
-
Просыпаюсь быстро и сразу встаю
Медленно, лежу еще несколько минут
-
-
Как ты чувствуешь себя после сна?
-
Отлично, чувствую себя бодро
Хорошо, но хочется спать
Неважно, не выспался/не выспалась
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Приложение № 2
АНКЕТА
ДЛЯ ОДНОКЛАССНИКОВ N 2
подготовил Григоренко Семён группа 4-10
Снятся ли тебе сны?
Да
Нет
Как часто ты видишь сновидения?
Всегда
Часто
Редко
Вообще не вижу
Какие сны тебя снятся?
Яркие, цветные
Черно-белые
Запоминаешь ли ты свои сновидения?
Да
Нет
Иногда
Можешь ли ты описать свой последний сон?
Нет
Да (расскажи 2-3 предложения)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. По желанию можно нарисовать свой сон.
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Презентация к исследованию Здоровый сон и сновидения
PPTX / 84.81 Мб
Сингаевская Наталья Валерьевна
Орехова Наталья Сергеевна
evgeniyaoyun