Урок-проект по окружающему миру «Зимующие птицы» (1–4 класс)
Урок-проект «Зимующие птицы»
в 1-4 классах
Цель: обобщить и систематизировать знания о зимующих птицах
Задачи:
образовательная:
обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и роли птиц в природе;
коррекционная:
коррекция и развитие мышления детей на материале описательных загадок, моторно-двигательных навыков; коррекция и развитие связной устной речи через полные ответы на вопросы;
воспитательная:
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.
Методы и приемы:
беседа, игра, работа с наглядностью, практическая деятельность,ИКТ.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний
Оборудование:
презентация "Зимующие птицы», видеосюжеты о зимующих птицах, иллюстрации зимующих птиц, раздаточные карточки "Зимующие птицы", макет «Кормушка», индивидуальные наборы для практического изготовления кормушек, музыкальное оформление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, задач урока-проекта
Ребята, на протяжении месяца мы с вами готовили проект «Зимующие птицы».
Вспомним, что мы делали: делали кормушки для птиц, рисовали зимующих птиц, писали письма птицам, делали поделки, вешали кормушки.
И вот сегодня посмотрим каких результатов мы с вами достигли.
Сначала вспомним, какие птицы относятся к зимующим.
Просмотр видеосюжета урока природоведения в 3 классе
III. Мотивация учебной деятельности
- Птицы прислали нам письмо, но оно зашифровано. (Демонстрация зашифрованного письма на ПК). Чтобы его расшифровать, необходимо выполнить несколько заданий. Для этого мы разделились на команды (эмблемы).
IV. Обобщение, систематизация знаний
-Пришло время познакомиться с командами.
Команды приветствуют друг друга (по очереди)
1 команда «Синички» Наша команда -«Синички»
Наш девиз: Мы весёлые синицы
Нам на месте не сидится
И летаем целый день
Распеваем мы: «Тень-тень»
2 команда «Воробушки». Наша команда -«Воробушки»
Наш девиз: Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Всем нужны друзья!
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!
Даже воробьям!
3 команда «Снегири». Наша команда -«Снегири»
Наш девиз: Пусть мы птички-невелички
Есть у нас, друзья, привычки
Как начнутся холода –
Прямо с севера сюда
4 команда «Сороки» Наша команда -«Сороки»
Наш девиз: Мы сороки пёстрые,
Птицы длиннохвостые.
Птицы говорливые,
Самые болтливые.
- Ребята, а почему вы выбрали своим командам такие названия?
Команды отвечают (по очереди)
1 команда «Синички» Веселей синицы – птицы нет. Мы любим её весёлое пение, от которого поднимается настроение.
2 команда «Воробушки» Наша команда называется «Воробушки», потому что мы любим играть, прыгать, веселиться. И не унываем даже зимой.
3 команда – «Снегири» А мы очень любим снег, любим веселиться и с нетерпением ждём красивых красногрудых птиц – снегирей.
4 команда – «Сороки» А мы любим не только слушать, но и разговаривать, трещать, отвечать, вообще болтать.
2. Игра «Узнай по рисунку»
-Мы познакомились с командами. И прежде, чем перейти к 1 заданию, посмотрим видеосюжет урока изобразительного искусства в 1 классе, который поможет нам его выполнить
Просмотр видеосюжета урока изобразительного искусства в 1 классе.
-Ребята, у вас на столах лежат рисунки. Ваше задание узнать и назвать нарисованных зимующих птиц. (Ответы детей)
3. Работа над загадками.
- Следующее задание - «Отгадай загадки»
Дети 1 класса загадывают загадки для команд.
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Чёрный жилет, красный берет,
Нос – как топор, хвост – как упор. (Дятел)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.( Сорока)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.(Дятел)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка
Как начнутся холода –
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
4. Минутка интересных фактов «Знаете ли вы, что…»
-А сейчас для вас информационная минутка с интересными фактами.
А знаете ли вы, что люди ставили памятники не только поэтам, писателям, композиторам, полководцам. Но и …птицам.
Голуби.
Английская подводная лодка во время войны с фашистами потерпела аварию, опустилась на самое дно моря и не могла всплыть. Передать по радио просьбу о помощи не было никакой возможности! На счастье, на подводной лодке жила пара почтовых голубей. Моряки посадили их в торпедный аппарат и выпустили на поверхность моря. И что бы вы думали? Почтовая голубка долетела до морской базы. Через два дня и лодка, и её отважный экипаж были спасены! За этот подвиг английские моряки не только поставили памятник голубке на своей базе, но и навечно зачислили её почётным членом экипажа подводной лодки.
Воробьи.
Однажды на американский штат Массачусетс обрушилось столько гусениц, что даже учёные не могли назвать хотя бы приблизительное их количество. Гусеницы поедали буквально всё на своём пути. Людям угрожал голод, ведь справиться с ордой гадких обжор они не могли. И тут на выручку людям пришли славные воробушки! Они, эти болтуны и сорвиголовы, довольно быстро укротили натиск прожорливых насекомых! Именно за этот геройский поступок жители города Бостон и поставили в главном городском парке памятник обыкновеннейшему воробью!..
Гуси.
Когда-то очень-очень давно, ещё до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком римском холме. Завоеватели решили ночью взобраться по крутым склонам холма и перебить жителей Рима, спрятавшихся в Капитолии. Защитники крепости, изнурённые осадой, крепко спали. Даже сторожевые псы уснули. И были бы жители Рима повержены, если бы не … гуси!..
Как только враги появились на стенах крепости, гуси загоготали так громко, сто стража мгновенно была на ногах. Римляне отважно кинулись в бой и разбили на голову войско галлов! С тех пор говорят: «Гуси спасли Рим!» За это благодарные римляне провозгласили гусей священными птицами, да ещё и возвели им большой памятник!
5. Работа над приметами о птицах.
- А сейчас каждая команда поделится с нами знаниями о зимующих птицах (приметы)
Представители команд ( по очереди)
1) Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению.
2) Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку –будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению.
3) Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза.
4) Если ворона купается ранней весной – к теплу.
5) Синица пищит – зиму вещает.
6) Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.
7) Летом ворона купается - к дождю.
8) Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
6. Кормушки для птиц.
-Ребята, мы уже очень много узнали о зимующих птицах. Но о них надо не только знать, но и помогать им. Как это сделать поможет нам узнать следующий видеосюжет.
Просмотр видеосюжета урока трудового обучения во 2 классе
- Как умело и ловко вы научились изготавливать кормушки вместе с родителями. А теперь посмотрим как сейчас вы справитесь с этим заданием.
(Дети изготавливают кормушки).
- Что же нам делать с кормушками? (ответы детей)
- Давайте посмотрим видеосюжет.
Просмотр видеосюжета о том, как учащиеся начальной школы осенью вывешивали кормушки.
- Птички подкрепились и прилетели к нам. Встречайте их.
Танец «Воробушки»
7. Игра «Собери пазлы»
- В начале урока вы говорили, что писали письма птицам. Посмотрим видеосюжет.
Просмотр видеосюжета урока русского языка в 4 классе
- А кому писали, сейчас узнаем. Следующее задание - «Собери птицу из пазлов».
Дети выполняют задание.
Звучит песня «Воробьиная песенка»
8. Письмо от птиц.
- А сейчас пришло время расшифровать письмо.
Презентация на ПК с заданиями (Дети на 4-х ПК расшифровывают каждое задание)
Письмо птиц (читает письмо один участник)
V. Подведение итогов
- Ребята, мы с вами проделали очень большую работу. Птицы благодарны вам и надеются на дальнейшую вашу помощь!