12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск
3

Исследовательский проект «Твоё здоровье»



муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Сердобска


 


 


 


 


 

Авторы: ученики 1-б класса

 

Руководитель: учитель начальных классов Косякова М.Н.


 

Тема исследовательского проекта: «Твоё здоровье»

Название проекта: «Сколько весит здоровье ученика?»

Цель: обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи:

Активизировать познавательную деятельность учеников;

Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

Предложить свои способы решения проблемы.

 

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: ученики 1-Б класса МОУ СОШ № 4.

Методы исследования:

анализ;

наблюдение;

сбор информации из книг, журналов, газет? Интернета;

эксперимент.

 

Этапы работы над проектом:

Этап 1. Погружение в проект.

Этап 2. Планирование деятельности.

Этап 3. Реализация плана:

- Загадки мудрого портфеля
- Осанка человека
- Выбираем ранец
- Наши исследования
- Наши рекомендации

Этап 4. Оформление проектной работы.

Этап 5. Презентация результатов.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Основополагающий вопрос

Что значит быть здоровым человеком?

Проблемный вопрос

Отчего портится осанка ?


 


 

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.


 

1. Загадки Мудрого портфеля.

2. Что такое осанка? Отчего портится осанка?

3. Выбираем ранец.

4. Гигиенические требования к учебникам.

5. Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

6. Рекомендации родителям и ученикам.

 

Что означает это слово?
 Какого происхождения?
 Когда на Земле появился данный предмет?


 

Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нём
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте, ребятишки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом?
(Портфель)

Портфель - слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.
Когда на Земле появился портфель? Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.


 

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный ...Ранец

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

Мы провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля (резинке, тетрадке, альбоме, дневнике, бумаге, карандаше, шариковой ручке ):

Примерно 500м лет назад в штатах города Камберленд, который расположен в Англии, был обнаружен природный материал графит. Тогда же и начали изготовлять графитные карандаши. В 1775 году были впервые сделаны карандаши, которые изготовили из смеси графита и глины и обожгли в печи. Эта технология используется и сегодня. В современном мире используется более 300 видов карандашей, которые имеют более 72 цветов. Существуют карандаши для нанесения надписей на ткань, стекло, целлофан, пластмассу и кинопленку.

Изобретателем бумаги считается человек из Китая Цай Лунь. Примерно в 105 году он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Торговцы из Китая путешествовали по разным странам и континентам. Именно они привезли бумагу в город Самарканд. Оттуда арабы привезли секрет изготовления бумаги в Испанию. Первый печатный станок изобрели во Франции в 1798 году.

Сначала в качестве ластика люди использовали хлебный мякиш. В 1770 году английский ученый Джозеф Пристли обнаружил, что стирать с бумаги карандашные записи может такой материал как каучук. Но первый ластик был недолговечен: каучук быстро портится. В 1939 году Чарльз Гидьир, смешав каучук с серой, получил резину - материал более прочный и эластичный, чем простой каучук. С этого времени ластики широко стали использоваться в практике школы.

Первая шариковая ручка была выпущена в 1938 году. Её изобретатель - Ласло Биро - журналист, который часто бывал в типографиях и обратил внимание, что газеты мгновенно высыхают после печатания. Это привело его к созданию ручки-самописки, состав чернил которой похож на состав чернил, с помощью которых печатают газету.

В школьном портфеле есть предмет, который помогает школьнику вовремя выполнять заданное домашнее задание. Таким предметом является дневник. Дневник появился в 18 веке и служил для записей наблюдений, исторических событий, необычных явлений. В более позднее время дневник стал использоваться для записи ежедневных событий с указанием дат.

По происхождению, слово осанка – русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Эксперимент: проверяем правильность осанки у школьника.

 Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.
Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками.
 Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;
 Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд;
 Лопатки не выступают;
 Живот подтянут;
 Ноги в коленях выпрямлены.
Это - правильная осанка ученика.
Попробуйте пройти, соблюдая осанку.
Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.


 

Отчего портится осанка?
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять определённые правила. Для этого мы сходили в школьный кабинет лечебной физкультуры . Татьяна Николаевна Жукова познакомила нас с комплексом упражнений для правильной осанки.

 

А такую физкультминутку можно делать при выполнении домашнего задания:

У меня спина прямая, Ходьба на месте, руки за спину.
Я наклонов не боюсь: Наклон вперёд.
Выпрямляюсь, прогибаюсь. Наклон назад, выпрямиться.
Поворачиваюсь.
Повороты туловища.
Раз, два, три, четыре.
Наклоны вперёд и выпрямиться.
Три, четыре, раз, два. Повороты туловища.
Я хожу с осанкой гордой. Ходьба на месте, руки за спину.
Прямо голову держу,
Никуда я не спешу.
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться.
Поклон и выпрямиться.
И присесть, и наклониться,
Присед, наклон вперед
Повернись туда, сюда! Повороты туловища направо, налево
Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.

Что может оказать влияние на формирование осанки?
На формирование неправильной осанки оказывают:
• хронические заболевания,
• недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
• неправильное положение во время занятий;
• несоответствующая росту мебель,
• неудобная обувь и одежда.
В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Что лучше носить: ранцы или портфели?
Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.


 

Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюк-


 

заки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Вес ранца не должен превышать 0,5 кг.

 

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большим количеством учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушению осанки.

 

«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4-х классов – 300 г;
- 5-6-х классов – 400 г;
- 7-8-х классов – 500 г;
- 10-11-х классов – 600 г.

Для этого мы взвесили все учебники и тетради, которыми пользуемся:

 

«Литературное чтение» - 220г
«Математика» - 270 г
Тетрадь с печатной основой – 80г
«Русский язык» - 290 г
Проверочные работы по русскому языку -100 г
«Окружающий мир» - 200 г
Тетрадь на печатной основе – 220 г
Дневник – 150г

 

 

 

Наш эксперимент
Мы решили провести эксперимент в своём классе. В эксперименте участвовало 24 человека.

План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
4. Подвести итоги по позициям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что пока проблем с опорно-двигательной системой у нас в классе нет.

Мы узнали, что правильный вес ранца можно вычислить по формуле: вес ученика умножить на 10 и разделить на 100. Вместе с учителем мы проделали такую и работу, и вот, что у нас получилось:

п/п

Ф.И. ученика

Год
рождения

Вес
ученика

Вес
пустого
ранца

Вес
полного
ранца

Оптимальный вес ранца

Вывод

1.

Анзельм Яна

2003

22 кг

320 г

2 кг 800 г

2 кг 200 г

нет

2.

Березин Никита

2003

22 кг

220 г

2 кг 200 г

2 кг 200 г

норма

3.

Горчиневская Света

2003

29 кг

250 г

2 кг 500 г

2 кг 900 г

норма

4.

Грачёв Дима

2003

23 кг

200 г

2 кг 500 г

2 кг 300 г

нет

5.

Ильин Никита

2003

25 кг

180 г

2 кг 800 г

2 кг 500 г

нет

6.

Калачёв Дима

2003

25 кг

210 г

2 кг 100 г

2 кг 500 г

норма

7.

Козина Ирина

2003

26 кг

170 г

2 кг 100 г

2 кг 600 г

норма

8.

Кокленков Кирилл

2003

28 кг

350 г

3 кг 050 г

2 кг 800 г

нет

9.

Коняхин Никита

2003

25 кг

230 г

2 кг 100 г

2 кг 500 г

норма

10.

Кулясов Владик

2003

24 кг

220 г

2 кг 350 г

2 кг 400 г

норма

11.

Левченко Даниил

2003

26 кг

240 г

2 кг 100 г

2 кг 600 г

норма

12.

Логинова Полина

2003

36 кг

330 г

2 кг 500 г

3 кг 600 г

норма

13.

Мясников Андрей

2003

23 кг

210 г

2 кг 300 г

2 кг 300 г

норма

14.

Петрова Вероника

2003

20 кг

220 г

3 кг 900 г

2 кг 000 г

нет

15.

Переяславцева Таня

2003

25 кг

350 г

3 кг 200 г

2 кг 500 г

нет

16.

Помыкалова Ирина

2003

24 кг

210 г

3 кг 200 г

2 кг 400 г

нет

17.

Сафронов Владик

2002

32 кг

230 г

3 кг 100 г

3 кг 200 г

норма

18.

Серова Катя

2003

23 кг

200 г

3 кг 050 г

2 кг 300 г

нет

19.

Смирнов Данила

2003

28 кг

230 г

2 кг 700 г

2 кг 800 г

норма

20.

Сухов Сергей

2004

26 кг

240 г

2 кг 500 г

2 кг 600 г

норма

21.

Тарасова Таня

2003

29 кг

180 г

3 кг 100 г

2 кг 900 г

нет

22.

Тевряков Сергей

2003

21 кг

230 г

3 кг 050 г

2 кг 100 г

нет

23.

Фадин Дима

2004

24 кг

270 г

3 кг 000 г

2 кг 400 г

нет

24.

Шишкин Алёша

2003

25 кг

240 г

3 кг 100 г

2 кг 500 г

нет

У 12 человек нашего класса ранец тяжелее нормы.

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

 

Рекомендации учителям и работникам школ

Снизить вес школьных ранцев учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

 

Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Правила для поддержания правильной осанки

• Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

• При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

• Не носить ранец или портфель в одной руке.

• Не перегружать портфель.

• Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

• Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.

• Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.

Выполняя эти рекомендации, мы, ваши дети, будем здоровы!

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!


 

Музыкальные рекомендации и предложения.

 

Носим ранцы мы большие,
Книги, ручки, карандаши
Мы теперь не просто дети
Мы теперь – ученики.

Мы – веселые ребята,
Сильные, красивые,
Но с портфелем за плечами
Выглядим мы хилыми.

Наш учитель физкультуры
Очень сильно обомлел:
Захотел поднять портфель,
А поднять-то не сумел.

Наш учитель дорогой!
Меньше задавай домой.
Пусть портфель будет полегче,
Оттого мы будем крепче.

А издателя мы просим
Пожалеть ученика,
Чтобы ранцы и портфели
Были легче мотылька.

Ведь СанПин незря придумал,
Чтоб портфеля масса
У детей не вызывала
На лице гримасу.

Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
И тяжелых ранцев вовсе
За спиною не ношу.

Я могу и поклониться.
И присесть, и наклониться,
Повернусь туда, сюда!
Ох, прямешенька спина!

Плечи вниз и спинку ровно
Нужно нам всегда держать.
И хорошую осанку
Нужно всем нам сохранять.

 

 

Литература.

Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у

Детей.

школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007

Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008

Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.

Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.


 


Твоё здоровье
PPTX / 2.08 Мб


 

 



 

Опубликовано в группе «Банк исследовательских работ (начальная школа)»


Комментарии (2)

Белавина Виталина Николаевна, 07.10.17 в 23:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Николаевна за материал! Очень интересно!
Косякова Марина Николаевна, 08.10.17 в 15:26 0Ответить Пожаловаться
Виталина Николаевна, спасибо за комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.